КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 1. Предмет и методы экономики
1. Эволюция представления о предмете экономики. Функции экономической науки. 2. Методология экономической теории.
1. Три этапа развития экономики как науки:
1. Охватывает период с 3 тыс. лет до н.э. по середину XVII века. «Период до появления экономической мысли».
На данном этапе экономики, как отдельной сферы знаний не существовало, а экономические вопросы рассматривались в контексте других наук, таких как философия, этика, теология и т.д.
Был введен в научный оборот термин «экономика» (Ксенофонтом и Аристотелем). На данном этапе превалируют нормативный метод изложения экономических вопросов.
2. Охватывает период с середины XVII века до середины XIX века. «Этап классической политэкономии».
Экономика выделяется в отдельную сферу знаний, получившую название «политэкономия» (Монкретье).
Политэкономия трактуется как «наука о богатстве», однако, каждая экономическая школа трактует богатство по-разному, а, следовательно, по-разному представляет предмет политэкономии.
Первая экономическая школа – школа меркантилизма – считает, что богатство нации – количество денег, следовательно, предметом политэкономии меркантилизма является сфера обращения. Меркантилисты: ранние и поздние. Понимали богатство нации буквально. Рекомендации касались ограничения вывода денег из страны.
Вторая экономическая школа – школа классической политэкономии. Исходила из того, что богатство нации состоит в количестве произведенных товаров, следовательно, изучать необходимо не сферу обращения, а сферу производства. Задачей классической политэкономии становится попытка определить экономические категории и причинно-следственные связи между экономическими явлениями. Методом экономического исследования становится причинно-следственный метод анализа.
Третья экономическая школа – школа Марксизма. Политэкономия с точки зрения Маркса – наука об экономических отношениях в сфере производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. В рамках данной экономической школы исходили из примата сферы производства. Считалось, что производственные отношения определяют отношения в сфере распределения и обмена.
3. Середина XIX века – настоящее время. «Этап современной экономической теории». Экономисты изучают «чистую» экономику, свободную от социальных форм и отношений. Для того, чтобы подчеркнуть данный аспект было изменено название экономической науки с политэкономии на экономику.
Экономика – наука о рациональном распределении ограниченных ресурсов.
Задача экономической науки – познание функциональных связей между экономическими явлениями. Для этого используется функциональный метод.
Экономика представляется как единство двух сфер анализа: микроэкономического и макроэкономического.
Микроэкономика изучает то, как принимаются решения на уровне фирм и индивидов.
Мэйнстримом экономической науки является неоклассическая теория и теория кейсианства.
Рассмотреть функции экономической науки.
2. Методология – совокупность способов и приемов познания экономической деятельности.
Эмпирические методы: - Наблюдение; - Эксперимент; - Сравнение;
Общенаучные методы: - Анализ и синтез; - Индукция и дедукция; - Абстракция.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 663; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |