КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос № 1. Становление криминологии как науки. Основные направления изучения возникновения причин преступности
Первые попытки выявить связь преступности с социальными условиями современного им общества, мы находим в работах мыслителей античности. Уже Демокрит (V—IV вв. до н. э.) выводит причины преступлений из отсутствия побуждений к добродетели в силу нравственных и умственных пороков; указывает на роль воспитания для предупреждения их возникновения, так как неправильное поведение результат незнания более правильного. Угроза же наказания хотя и оказывает сдерживающее воздействие в силу несовершенства человеческой природы, но играет лишь вспомогательную роль, так как не всегда удерживает от соблазна грешить втайне. Антисфен, Диоген и другие представители философской школы (V—IV вв. до н. э.) связывали совершение преступлений с неумеренными или искаженными потребностями: алчностью, развратом, эгоистическим честолюбием, овладевающими человеком в силу пороков воспитания. Мысль о социальной, а не только о личностно-мотивационной природе нарушений социальных норм, обосновывал Аристотель (IV в. до н. э.), видевший их причину в несоблюдении в обществе равенства и справедливости, что порождает испорченность нравов, проявляющуюся в социальных отклонениях: «Величайшие преступления совершаются людьми, так как они стремятся к переизбытку, а не к предметам первой необходимости»[1][1]. Уже в работах древних философов Платона и Аристотеля (384-322 гг. до н.э.), можно обнаружить наброски, контуры идей предупреждения преступлений. Древние философы отметили сложную связь преступности с социальными условиями жизни людей, с их нравственными и этическими свойствами, указав, что величайшие преступления совершаются людьми, т.к. они стремятся к переизбытку, а не к предметам первой необходимости. Эпоха Возрождения и последующий период знаменательны трудами Мартина Лютера, Жана Кальвина, Джона Локка, Шарля Монтескье, Вольтера, Клода Гельвеция, Поля Гольбаха, Жан-Жака Руссо, в которых анализировались причины негативных явлений, включая преступность, роль государства и общества в их преодолении. Представления о преступности и ее детерминантах всегда основывались главным образом на общих философских и политических идеях своего времени. Очевидно и влияние «социального заказа» на решение проблем, стоявших перед государством, обществом. В эпоху господства теологического мировоззрения, господства церкви в средние века, преступления рассматривались как проявления «злого духа» козни «нечистой силы», вселившегося в человека. Следующий этап, характеризовался тем, что идущая к власти буржуазия противопоставила теологическому мировоззрению рационально-гуманистическую концепцию общества и человека. Философы-просветители 18-го века Монтескье (1689-1755 гг.), Вольтер (1694-1778 гг.), Беккариа (1738-1794 гг.), рассматривали человека как разумное свободное от каких-либо «таинственных сил существо» и объясняли преступление внутренними качествами индивида, его «злой волей», страстями и пороками, толкающими его на совершение преступления. Особого внимания заслуживает Чезаре Беккария (1738-1794 гг.) Провозгласив, что преступник такой же человек, как и не преступник, Ч. Беккария потребовал во имя равенства всех перед законом и судом, равенства наказания. Во имя гуманности отменить смертную казнь и смягчить все наказания. Осуществить Ч. Беккариа указывал на экономический строй общества, устарелые механизмы государственности как на основные причины преступности. Он требовал от правительства прежде всего распространения образования, развития благосостояния населения. Интересно, что известный Наказ Екатерины Второй от 1762 г., данный комиссии для сочинения проекта нового Уложения, содержит многочисленные выдержки из книги Ч. Беккариа. Ему принадлежит идея предупреждения преступлений: «Лучше предупредить преступление, чем наказывать за него»[2][2]. Криминологические взгляды первых социалистов-утопистов были развиты их последователями: Сен-Симоном (1760-1825 гг.), Шарлем Фурье (1772-1837 гг.), Робертом Оуэном (1771- 1858 гг.), работавшими на рубеже 18-19 веков. Например, в эпоху буржуазного развития капитализма Сен-Симон связывал преступность с господством частной собственности, экономической эксплуатацией, социальной несправедливостью. Борьбу с преступлениями с помощью наказания он считал бесперспективной, так как только социалистическое преобразование в обществе создаст возможность преодолеть преступность, как массовое явление. Согласно концепции Р. Оуэна, исходные природные качества всех людей – бедных и богатых, честных и преступников – одинаковы, но их дальнейшее физическое, умственное и нравственное развитие, формирование их достоинств или пороков зависит от конкретных условий их существования. Важный вклад в развитие криминологической мысли внес Адольф Кетле, выдающийся бельгийский социолог, математик, астроном, метеоролог, один из создателей научной статистики. В 1835 г. он выпустил в свет научный труд «О человеке и развитии его способностей, или опыт социальной физики». В нем Кетле утверждал, что социальные процессы и физические явления подчиняются определенным законам и должны изучаться точными методами математической статистики. Впечатляющие выводы Кетле послужили серьезным стимулом к регулярным статистическим исследованиям преступности. В связи с вышеизложенным, далее мы можем кратко охарактеризовать, давно сложившиеся, самые известные криминологические теории возникновения причин преступности.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 609; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |