Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация и основные этапы криминологического исследования

Читайте также:
  1. Cтруктурная и системная организация материи
  2. I. МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
  3. I. Основные понятия
  4. I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ (ТЕРМИНЫ) ЭКОЛОГИИ. ЕЕ СИСТЕМНОСТЬ
  5. I. Основные структурные элементы формирования личности как исходная позиция учебного плана.
  6. II. НЕОСНОВНЫЕ ПУТИ.
  7. II. Основные клинические формы ОНМК.
  8. II. Основные определения
  9. II. Основные параметры магнитного поля.
  10. II. Основные положения учения Ф. де Соссюра о языке.
  11. II. Этапы становления государственности в России
  12. IV. Основные понятия алгебры логики



 

Прежде чем преступить к непосредственному сбору информации, удовлетворяющей выше указанным требованиям, исследователю необходимо тщательно подготовиться. Это обусловлено следующими причинами:

- преступность – это многоплановое явление, складывающее из различных составляющих (личностных качеств, ценностных установок общества и т.д.);

- преступность, как общественное явление, находится во взаимосвязи с различными другими явлениями в обществе, однако не в одинаковой корреляции;

- масштабы исследования требуют больших людских и материальных затрат;

- выводы по результатам исследования играют значительную роль в развитии общества.

Исходя из выше указанного, прежде всего, требуется определиться со следующими моментами, связанными с поиском информацию. Так исследователь должен[123][123]:

- определить свои потребности в информации и в информационном обеспечении;

- выяснить, нет ли нужных сведений в источниках, которыми он уже располагает;

- определить, пригодны ли для использования наличные данные, в какой мере, в каком объеме, и обозначить недостающие;

- наметить наиболее подходящие каналы извлечения (поиска) недостающей информации;

- включить в общую систему каналов с учетом необходимости информационного обеспечения деятельности данного субъекта;

- обеспечить упорядочение, приведение в систему, хранение информации и возможность ее последующего использования;

- постоянно контролировать процесс извлечения информации с точки зрения соответствия его существующим правилам и рекомендованным методикам.

Определившись с источниками и объемом необходимой информации, теперь можно подготовиться и провести исследование.

Проведение исследование происходит следующими этапами:

1 этап. Подготовительный. На данном этапе происходит разработки программы криминологического исследования и организационного плана: формулировка проблемы, определения объекта и предмета исследования, места, времени, методов, исполнителей и сроков исполнения.

Любое криминологическое исследование должно начинаться с составления его программы.

Программа исследования – это изложение его теоретико-методологических предпосылок (общей компетенции) в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки[124][124].

Программа криминологического исследования должна содержать четкое, подробное и завершенное изложение следующих вопросов:

Их можно разделить на две группы:

- методологические – формулировка и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, выдвижение гипотез и задач исследования;



- методические – определение исследуемой совокупности задач, характеристику используемых методов сбора первичной информации, логическую структуру инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее обработки на ЭВМ.

1. Формулировка и обоснование проблемы криминологического исследования.

Под проблемой криминологического исследования следует понимать поставленную самой практикой борьбы с преступностью противоречивую ситуацию.

2. Определение цели исследования – получения информации, которая позволит выработать рекомендации, направленных на повышение эффективности усилий в борьбе с преступностью, подготовку и принятие действенных управленческих решений, т.е. получение данных, помогающим выявить пути и средства решения наиболее важных, узловых проблем борьбы с преступностью, проверить и оценить практическую отдачу от каждого из применяемых средств, форм и методов правоохранительной и правоприменительной деятельности.

3. Определение объекта и предмета исследования.

Объект исследования – это те явления и процессы, на которые направлен познавательный поиск.

Предмет исследования включает в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему и подлежат изучению

4. Логический анализ основных понятий – точное, всестороннее объяснение их содержания и структуры и на этой основе уяснение соотношения тех элементов и свойств изучаемого явления, поочередный анализ которых может дать целостное представление о его состоянии[125][125].

5. Формулировка гипотез исследования.

Гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть. Как правило, любое криминологическое исследование строится на предварительных, явно или неявно выраженных предположениях о характере и причинах возникновения изучаемой проблемы. Таким образом, предварительное выдвижение гипотез может предопределить внутреннюю логику всего процесса исследования.

6. Задачи криминологического исследования – те вопросы (совокупность вопросов), на которые требуется получить ответы в ходе исследования, чтобы реализовать его цели и проверить гипотезы.

7. Методическая часть программы. В нее включается характеристика применяемых методов и приемов сбора первичной информации, обоснование логической структуры применяемого инструментария, из которого видно, на выявление каких характеристик предмета исследования направлен тот или иной блок вопросов, порядок расположения вопросов в инструментарии.

2 этап. Пилотажное исследование – апробация рабочего инструментария на ограниченном по объему материале, его возможная доработка и совершенствование.

3 этап. Сбор и обработка эмпирического материала – инструктаж исполнителей, сбор информации, проверка документов по полноте и качеству, их статистическая обработка.

4 этап. Анализ результатов и подготовка выходных документов – установление закономерного или случайного характера связей изучаемых явлений, тенденций развития, формулировка выводов, отражение их в итоговом документе.

5 этап. Научное сопровождение результатов криминологического исследования – внесение предложений по улучшению деятельности субъектов предупреждения преступности.

В литературе приводятся примеры некоторых возможных форм внедрения результатов криминологических исследований:

- подготовка планов социального развития, комплексных планов предупреждения правонарушений, перспективных и текущих планов работы органов внутренних дел;

- подготовка ведомственных нормативных актов и других управленческих документов по актуальным проблемам борьбы с преступностью (приказы, указания, директивы, решения коллегии, информационные письма);

- подготовка аналитических справок, докладных записок, обзоров, методических писем и т.п.;

- направление информации в государственные органы с конкретными предположениями по устранению причин и условий правонарушений;

- проведение научно-практических конференций и семинаров, использование результатов исследований при обучении личного состава органов внутренних дел;

- выступления руководителей центральных и региональных аппаратов перед сотрудниками органов внутренних дел, а также перед населением;

- подготовка научных рекомендаций. Предусматривающих совершенствование форм, средств и методов деятельности по борьбе с преступностью, для органов внутренних дел[126][126].

 

 

3 . Методика криминологического исследования.

 

Под методами криминологического исследования принято понимать систему приемов, способов, средств сбора, обработки и анализа информации, применяемых с целью познания преступности, ее причин и условий, личности преступника и выработки мер предупреждения.

В криминологических исследованиях используются общенаучные и специальные методы.

Общенаучные методы познания - это общие способы и пути исследования процессов и явлений и определение тенденций их изменений, которые используются во всех отраслях научного знания.

К общенаучным методам криминологических исследований относятся следующие: анализ и синтез, индукция и дедукция, гипотеза, обобщение, абстракция, эксперимент, формализация, аналогия, исторический подход, системный подход, системный анализ, моделирование, математические методы и др.

Анализ представляет собой процесс мысленного или реального разложе­ния целого на части, а синтез — процесс соединения элементов в единое целое.

Индукция - это способ рассуждения от частных фактов и положений к общим выводам; дедукция же понимается как выведение следствии из по­сылок, совершаемое на основе законов логики и носящее достоверный характер.

Обобщение - это отражение и формулирование тенденций, лежащих в основе изучаемого процесса.

Абстракция - это процесс мысленного выделения определенных свойств и связей изучаемого явлений и отвлечение их от побочных явлений.

Эксперимент (проба, опыт) определяет характеристики функционирова­ния объекта в заданных условиях с целью получения новой информации о нем.

Формализация - это представление и изучение какой-либо содержа­тельной области знания в виде форм, системы исчисления, например в виде математических или логических методов.

Аналогия - это соответствие, сходство предметов, явлений или процес­сов в каких-либо свойствах. Умозаключения по аналогии - это знания, полученные при изучении одного объекта, которые переносятся на менее изученные, сходные по существенным свойствам и качествам.

Исторический подход - это рассмотрение и изучение закономерного процесса движения и развития общества с учетом характеристик и особенностей конкретного временного периода.

Системный подход - это направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем, целостности этих объектов и многообразия их связей в единстве.

Системный анализ - это совокупность методологических средств и при­емов, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам. Системный анализ опирается на принципы системного подхо­да, а также на ряд математических и других количественных методов. Ос­новная процедура - это построение обобщенной модели, отображающей взаимосвязи реальной ситуации.

Моделирование - это способ исследования процессов или систем объектов путем построения и изучения моделей с целью получения новой инфор­мации. Эффективное исследование такого комплексного явления, как пре­ступность невозможно без использования методов моделирования.

Частнонаучные методы – это методы, которые используются только определенными науками.

Так в криминологии используются следующие частнонаучные методы:

• аналитическое обследование (группировка и ранжирование);

• социологическое обследование (контент-анализ, выборка, экспертные оценки);

• статистический анализ (аппроксимация, экстраполяция);

• социологические методы (анкетирование, интервьюирование);

• функциональный анализ (дисперсионный и корреляционный) и другие.

Наиболее часто используемыми методами в криминологических исследованиях являются социологические методы, поэтому остановимся на них по подробнее.

Анкетный метод, который представляет собой способ исследования криминологических проблем путем опроса репрезентативного числа лиц или обобщения сведений, содержащихся, например в уголовных делах, по специально разработанной письменной анкете и последующего обобщающего анализа и оценки собранных данных. Анкетному опросу могут быть подвергнуты преступники, потерпевшие, сотрудники правоохранительных органов, представители общественных организаций, отдельных групп населения и т.д.

С помощью анкетирования возможно в частности:

а) выявление и изучение причин преступлений и условий, способствующих их совершению, распространенности отдельных видов преступлений, основных характеристик;

б) определение степени распространенности отдельных явлений, отрицательно воздействующих на поведение (пьянство, наркомания, токсикомания, бродяжничество, безработица, уклонение от общественно-полезного труда и т.п.);

в) исследование эффективности деятельности правоохранительных органов, общественности по борьбе с преступностью (опросы сотрудников, компетентных лиц, населения и т.п.);

г) изучение рецидивной преступности, эффективности мер наказания, преступности несовершеннолетних и др.

Анкетный метод обладает определенными достоинствами: он позволяет получать данные по таким показателям, которые невозможно установить в статистических материалах и, что важно, проводить неоднократную проверку этих данных. Недостаток указанного метода - в неизбежной субъективности информации, получаемой методом анкетного опроса.

Различают анкеты закрытые, в которых все ответы предусмотрены заранее, и открытые, в которые записывается тот ответ, который дается опрашиваемым или извлекается из материалов дела. Могут быть открыто-закрытые анкеты, когда часть ответов уже предложена, а другая вписывается во время анкетирования. Открытые и закрытые ответы могут быть даже в рамках одного вопроса.

Однако несмотря на различные варианты анкет, существуют общие требования, предъявляемые к формулировке вопросов в анкете:

1. вопрос должен быть конкретным, кратким, понятным, простым по конструкции;

2. вопрос должен указать время, место и контекст, которые необходимо учитывать при ответе;

3. в вопросе не следует употреблять слова с двойным значением;

4. контрольные вопросы не должны следовать сразу за основными;

5. вопрос должен указывать на всевозможные альтернативы ответов (положительные, отрицательные выборы);

6. при необходимости конкретизации ответа в вопросе можно ввести краткое предисловие;

7. формулировка вопроса и его смысл должны учитывать персональный опыт опрашиваемых в т ой области, на которую направлен вопрос;

8. нельзя в начале анкеты ставить трудные и беспокоящие опрашиваемого опросы.

Следует отметить, что метод анкетирования дает положительные результаты только в сочетании с другими методами, обеспечивая тем самым полноту, объективность и достоверность всего исследования и его результатов.

Интервью - представляет собой беседу, один из участников которой задает вопросы, а другой на них отвечает.

Интервью во многом сходно с анкетированием, в отличие от которого при интервью ответы даются в устной форме. В этом кроются положительные и отрицательные стороны указанного метода. Достоинством интервью является то, что оно позволяет при определенных условиях получать необходимую информацию быстрее и нередко полнее. Однако, учитывая специфику криминологического исследования и его задач, возможны зачастую и серьезные затруднения в достижении позитивных результатов. Чтобы избежать этих затруднений, требуется специальная организационно-психологическая подготовка к проведению устного опроса и соответствующая профессионализация лиц, применяющих упомянутый метод. Чаще интервьюирование применяется для углубленного изучения личности преступников, потерпевших и общественного мнения. Известны следующие разновидности интервью:

- свободное (неформальное), при котором допускается произвольное изменение числа и содержания вопросов в зависимости от хода беседы;

- стандартизированное (формальное) при условии четкого ограничения и формулирования конкретных вопросов.

Устный опрос может быть индивидуальным и групповым, в последнем варианте интервьюер беседует сразу с несколькими лицами, мнение которых учитывается по степени преобладания.

Тестирование - (от английского test - опыт, проба) - метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Применяется для стандартизированного измерения индивидуальных различий. Процесс тестирования может быть разделен на три этапа: 1) выбор теста, что определяется целью тестирования, задачами исследования в целом, а также степенью достоверности и надежности теста; 2) его проведение, что обусловлено инструкцией к тесту; 3) интерпретация результатов, что связано с системой теоретических допущений относительно предмета тестирования и теоретических установок. Тестирование всегда должен проводить квалифицированный психолог.

Тестирование дает возможность количественно оценить трудно поддающиеся измерению психологические качества, а также выявить те качества личности, которые сложно или невозможно определить в ходе клинических бесед или изучения письменных материалов. В криминологических работах тестирование чаще всего применяется для изучения личности преступника, мотивации преступного поведения, эмоциональных, волевых, интеллектуальных и иных особенностей преступников и потерпевших, их установок и ориентацией, характера и содержания отношения с другими людьми, отношений к самому себе и т.д.

Социометрия - от латинского socius (товарищ, соучастник), латинского societas (общество) и греческого metrum (измерение). Это измерение эмоционально-психологических связей между людьми; система организационно-технических средств и процедур для количественного и качественного анализов. Социально-эмоциональные связи конкретного индивида с той группой лиц, в которой он живет и работает.

С помощью этого метода можно проследить криминологические особенности взаимоотношений в группе, дать им оценку, выявить характер психологических взаимоотношений, наличие конфликтных ситуаций, группировок, лидерства и т.п.

Социометрическое исследование предлагает использование преимущественно методов письменного и устного опросов (анкетирование и, интервью). Полученные данные обрабатываются и суммируются в социоматрицах (схемах).

В криминологии указанный метод полезен при изучении эффективности мер уголовного наказания (лишение свободы, исправительные работы, ограничение свободы и др.), в уголовном праве (институт соучастия и т.п.).

Документарный метод предполагает изучение документов, содержащих информацию, представляющих интерес в криминологических исследованиях.

Важнейшим источником документальной информации является обобщение судебно-следственной практики. Ни одна другая наука не располагает столь подробным и достоверным репрезентативным количеством содержащихся в уголовном деле документированных сведений о событии, происшествии, поступке, преступлении, личности преступника, потерпевшего, как криминология.

Изучение уголовных дел, как правило, дополняется: опросом преступников, их родственников, сослуживцев; анализом документов, не вошедших в уголовное дело (личных писем, официальных свидетельств и т.п.); проведением психологических тестов, составлением социограмм и т.п.

Помимо уголовных дел, указанный метод используется для анализа самой разнообразной иной документацией: официальной и неофициальной (законодательный материал, личные документы, правовая, экономическая и иная статистика и т.д.).

Наблюдение представляет собой процесс визуального восприятия обстановки (ситуации), имеющей криминологическое значение.

Известны такие виды наблюдения, как непосредственное, при котором исследователь ограничивает свою роль пассивным наблюдением конкретной ситуации. Другой вид - включенное наблюдение, при осуществлении которого исследователь становится активным участником изучаемого процесса (деятельности) в коллективе (группе), где о его роли чаще всего никому неизвестно, впрочем этот аспект зависит от вида, целей и характера наблюдения.

Эксперимент - научно поставленный опыт. В узком смысле применяется весьма ограниченно, ибо из-за его криминологической сути нередко возникают проблемы этического характера. Так, нельзя методом эксперимента воспроизводить опытным путем многие причины и условия конкретного преступления. Вместе с тем указанный метод может быть успешно применен для проверки действия социально положительных факторов, эффективности профилактической работы и т.п. Другими словами, социальный эксперимент полезен при изучении искусственно создаваемых изменений условий и форм общественной жизни в рамках, например, экономических или социально-правовых преобразований (проверка эффективности и обоснованности суда присяжных в отдельных регионах и т.п.).

Экспертная оценка необходима при прогнозировании тех или иных явлений. При осуществлении этого метода в основе результата оценки заданных субъективных факторов, виляющих на преступность, лежит мнение соответствующих специалистов, ответы которых обобщаются, анализируются с целью определения их усредненного значения.

Указанные выше методы успешно используются для разработки и реализации комплексных программ борьбы с преступностью на общегосударственном и региональном уровнях.

Важной формой реализации криминологических исследований являются и специально проводимые криминологические экспертизы.

Сферой их применения являются:

а) своевременный криминологический анализ нормотворческой и правоприменительной деятельности и ее результатов; другими словами, обязательную криминологическую экспертизу должны проходить нормы и практика применения уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного, гражданского, административного хозяйственного и иного законодательства;

б) предварительная оценка с криминологической точки зрения самых разнообразных проектов, программ социально-политической, социально-экономической организационно-хозяйственной и иной направленности, реализация которых может так или иначе иметь криминогенные последствия.

4. Методы уголовной статистики и их использование в криминологическом исследовании

Статистическая методология – совокупность взаимосвязанных специфических методов, способов и приемов исследования, применяемых в статистике.

Универсальное значение любого научного метода заключается в том, что он дает не указание на причины или другие результаты исследования, а ориентирует на пути писка причин или других искомых данных. Опираясь на философские категории случайности и необходимости, количества и качества, взаимосвязи и развития явлений, а также на математическую теорию статистики, правовая статистика разрабатывает свои специфические методы, предназначенные для изучения количественно стороны преступности, гражданско-правовых деликтов и связанных с ними социальных явлений и процессов.

К специфическим методам, с помощью которых правовая статистика изучает свой предмет, относят:

1) массовое статистическое наблюдение;

2) сводка и группировка данных;

3) статистический количественный анализ сведенных и разгруппированных показателей;

4) всесторонний качественный анализ статистических материалов.

Перечисленные методы, образуя единый процесс статистического исследования, иногда именуются его стадиями, ибо каждый последующий метод, как правило, может быть применен с использованием показателей предыдущего. Поэтому любое статистико-правовое, статистико-криминологическое обследование будет считаться полным и завершенным только тогда, когда оно слагается из перечисленных выше основных стадий (методов).

Рассмотрим более подробно названные методы правовой статистики.

1) Методы массового статистического наблюдения означает, что только путем изучения большого количества преступлений, правонарушений, деликтов и т.д. можно установить объективные закономерности в преступности, в их причинности, в правоприменительной деятельности судов. прокуратуры, милиции и других правоохранительных органов. Изучение явлений единичных или в небольшом количестве в силу случайных отклонений не позволяет выявить действительные закономерности. При массовом наблюдении случайные колебания взаимно погашаются и остаются следствием, обусловленные общими причинами. Для получения объективных результатов статистическое наблюдение должно охватывать либо всю совокупность изучаемых явлений, либо такую ее часть, которая была бы достаточно представленной (репрезентативной) и позволяла бы сказать, что результаты, выявленные на основе неполных данных. имеют такую-то ошибку. Научной опорой в этом случае служит закон больших чисел, который позволяет рассчитать возможную ошибку при неполном изучении фактов.

2) Сводка и группировка данных наблюдения по качественно-определенным признакам. В целях проникновения в сущность наблюдаемых явлений они должны быть сведены и разгруппированы по нужным нам признакам, чтобы каждая группа представляла собой определенную качественную однородность. Например, совокупность изученных преступлений группируется по объектам посягательства (против личности, экономики, государства), по содержанию мотивации (корыстные, насильственные и др.). Сводка и группировка данных позволяет увидеть структуру изучаемых явлений, их сходства и др.

3) Статистический количественный анализ позволяет углубить изучение, устойчивость и измерить закономерности и взаимозависимости массовых правовых, криминологических и социологических явлений. Результаты статистического исследования на этом этапе выражаются в процентах, коэффициентах, индексах и других обобщающих показателях, не включающих в себя частые, индивидуальные или случайные отклонения. В них раскрываются основные тенденции, типичные черты, корреляции, характеристики.

Например, если число учтенных преступлений в разных странах в 1960 принять за 100 % и соотнести с этими показателями данные 1990 г., то обнаружится главная закономерность развития преступности: за 30-летие зарегистрированная преступность в США увеличилась в 7,2, а в Англии и Уэльсе – в 6,1 раза. В реальной жизни «кривая» динамики преступности не была строго линейной: преступность в разных странах в те или иные годы росла, сокращалась. Но как бы она ни колебалась, основная тенденция – рост преступности, обгоняющий рост народонаселения – четко пробивалась через массу случайностей.

4) Всесторонний качественный анализ правовых количественных явлений применяется на всех этапах статистического исследования: и при наблюдении, и при группировке, и при количественном анализе.

Качественный анализ является основополагающим. Отступление от него не может привести в плен механических представлений и схоластических расчетов.

На основании количественного анализа можно было бы говорить о серьезных успехах правоприменительных органов.

Применение всестороннего качественного анализа в конкретных статистико-правовых и статистико-криминологических исследованиях предполагает глубокое уяснение сущности анализируемых процессов, исходящих из теоретических положений гражданского и уголовного права, криминологии. и последующее углубление теории этих наук или совершенствовании юридической практики на базе полученных результатов.

Таким образом, основой всякого статистического изучения служит качественный анализ исследуемых явлений с целью установления тенденций и закономерностей их развития в конкретных условиях места и времени.

Все четыре стадии статистического исследования находящих между собой в тесной связи и требуют взаимосогласованности при их реализации. Отсутствие одной из них ведет к разрыву целостности статистического исследования. Однако простое перечисление стадий не дает возможности увидеть специфику статистического метода. Только в совокупности они представляют законченное применение статистического метода исследования при условии всестороннего качественного анализа наблюдаемых общественных явлений и процессов.

 

Список литературы:

1. Босхолов С.С. Информационное обеспечение деятельности органов внутренних дел в сфере борьбы с преступностью. Учеб. пособие. Минск, 1987.

2. Вицин С.Е. Моделирование в криминологии. М., 1973.

3. Косоплечев Н.П. Методы криминологического исследования. Пособие. М., 1984.

4. Лапаева В.В. Конкретно-социологические исследования в праве. М., 1987.

1. Ананич В.А. Организация криминологических исследований преступности: Методические рекомендации. Минск, 1995.

2. Ахраменка Н.Ф., Кашевский В.А. Криминология. Мн., 1998.

3. Босхолов С.С. Информационное обеспечение деятельности органов внутренних дел в сфере борьбы с преступностью. Мн., 1987.

4. Варчук Т.В., Егорышев С.В. Методы сбора данных в социологическом исследовании. Метод экспертных оценок: Лекция. Уфа: УВШ МВД РФ, 1995.

5. Горшенков Г.Н. Криминологические схемы: Учеб. пособие. Сыктывкар, 1996.

6. Горяинов К.К. и др. Организация и методика оперативных криминологических исследований. М., 1982.

7. Долгова А.И., Тюрин С.И. Методика анализа преступности. М., 1986.

8. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики. М.: Инфра М, 1996.

9. Зеленский А.Ф. Методика криминологических исследований. Киев, 1992.

10. Криминологические исследования в мире. М., 1995.

11. Максимов С.В. Краткий криминологический словарь. М.: Юристъ, 1995.

12. Минин А.Я. Информатизация криминологических исследований (теория и методология). Екатеринбург, 1992.

13. Новиченко А.С. Методологические основы познания преступности: Учебное пособие. М.: Высшая юридическая заочная школа МВД СССР, 1991. – 92 с.

14. Преступность, статистика, закон. М., 1997.

15. Четвериков В.С. Криминология: Учеб. пособие. М., 1996. Гл.4.

16. Шнайдер Г.И. Криминология. М., 1994.

 

 

Тема 10: «Криминологическое прогнозирование и планирование предупреждения преступности»

 

ВОПРОСЫ ЛЕКЦИИ

 

 

1. Понятие криминологического прогноза и криминологического прогнозирования, их научно-практическое значение.

2. Виды и масштабы криминологического прогноза. Субъекты криминологического прогнозирования.

3. Методы и организация криминологического прогнозирования.

4. Прогнозирование индивидуального преступного поведения.

5. Планирование и программирование предупреждения преступности





Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 719; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.198.247.44
Генерация страницы за: 0.017 сек.