Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Досуг в послевоенное время




В послевоенный период наметились изменения в культурных потребностях людей, способах проведения ими своего свободного времени. Это было обусловлено целым комплексом факторов: постепенным сокращением трудового дня для рабочих и служащих на государственных предприятиях, в учреждениях и организациях, способствующем увеличению количества свободного времени; повышением образовательного уровня населения, улучшением его жилищных условий, ростом доходов; процессами урбанизации, развитием средств массовой информации и, особенно, появлением и распространением телевидения.

В период 1946 – 1970 гг. возросли временные затраты людей на осуществление культурно-досуговой деятельности. Происходило расширение ее общественно организованных форм. В структуре досуга повысилась доля занятий интеллектуального содержания.По сравнению с предшествующими десятилетиями больше времени стало уделяться людьми чтению газет, журналов, художественной литературы, прослушиванию радио, просмотру телепередач, посещению кино, теат-ров, концертных и выставочных залов, и это было особенностью, свойственной всем категориям населения. Новым явлением было повышение интереса людей к разного рода любительским занятиям. Эта тенденция обнаружила себя с середины 50-х гг. и в дальнейшем постепенно набирала темпы.

В структуре досуга людей большее место стали занимать занятия, имеющие целью самообразование, чему в значительной степени способствовало появление в сфере досуга различных образовательных учреждений: университетов культуры научно-педагогических, техниче-ских, сельскохозяйственных знаний. Увеличилось число людей, занимающихся в свободное время общественной деятельностью.

Сокращение рабочего дня, начатое государством с 50-х гг., стимулировало развитие традиционных форм внесемейного общения в сфере досуга, принимавшего формы “гостевания”, а также “мужских”, “женских” “молодежных” компаний, собиравшихся на дому и за его пределами: на улицах, близ мест проживания, в парках, садах, скверах. Люди стали затрачивать больше времени на активные формы отдыха. Увеличились масштабы туристской деятельности как в виде самодеятельного туризма, так и в его организованных формах. Среди жителей особенно крупных городов приобретали популярность загородные прогулки, разнообразные виды семейного отдыха.

В период 1946 – 1970 гг. значительно расширилась сеть культурно-досуговых учреждений. Первые послевоенные годы характеризовались усиленной работой по восстановлению разрушенных в ходе войны учреждений культуры, а при наличии финансовых средств осуществлялось строительство новых объектов. В восстановлении и строительстве культурно-досуговых учреждений государство опиралось на безвозмездную помощь населения, особенно молодежи. В ходе восстановительных работ ремонтировались разрушенные здания, приводились в порядок пустующие помещения, в которых открывались клубы, читальни, красные уголки. К началу 50-х гг. восстановительные работы в основном были завершены, а с середины 50-х гг. строительство учреж-дений культуры приняло массовый характер.

Дополнительным стимулом к строительству объектов культуры явилось развернувшееся в стране с 1956 г. движение по благоустройству сел, смысл которого заключался в создании на селе целого комплекса культурно-воспитательных и бытовых учреждений: клубов, библиотек, школ, детских садов, бань, колодцев; озеленении улиц.

В 1965 г. было положено начало преобразованию сельских клубов, расположенных на центральных усадьбах колхозов, совхозов, сельсоветов в сельские Дома культуры с приданием им статуса головного клубного учреждения. В 60-е гг. была выдвинута задача создания в пределах сельского районного центра комплекса учреждений культуры. Это предполагало иметь в районных центрах районный Дом культуры, широкоэкранный кинотеатр, детскую музыкальную школу, музей, районную библиотеку, народную филармонию, парк культуры и отдыха, художественно- оформительскую мастерскую, автоклубы.

В городах и поселках городского типа строительство массовых учреждений культуры производилось за счет государственных средств, фондов предприятий, отчислений местных бюджетов. По данным официальной статистики, общее количество массовых учреждений в течение 1946-1970 гг. увеличилось. Так, если в РСФСР имелось в 1940 г. 56,1 тыс. библиотек, то в 1970 г. этот показатель равнялся уже 61,1 тыс., клубных учреждений в 1940 г. было 74,1 тыс., то в 1970 г. – 78,7 тыс., киноустановок в 1940 г. насчитывалось 17,6 тыс., а в 1970 г. – 96,7 тыс. С 60-х гг. интенсивнее стало развертываться строительство театров. Так в 1960 г. количество театров равнялось 288, а в 1970 г. – 310. К концу 50-х – началу 60-х гг. относится возникновение, первых общественных учреждений культуры: общественных клубов, библиотек, библиотек-читален, народных музеев. На общественных началах стали создаваться самодеятельные театры, симфонические оркестры, хоры, оперные, вокальные и балетные студии, областные народные филармонии и т.п. В общественных учреждениях культуры и административное руководство и организация различных направлений деятельности осуществлялись силами активистов.

С развитием сети учреждений культуры остро встал вопрос о подготовке кадров. В 1949 гг. в двух функционирующих в России библиотечных институтах были созданы факультеты культурно-просветительной работы, а с 1959 г. институты начали вести подготовку специалистов по художественным специализациям. В 1964 г. библиотечные институты были переименованы в институты культуры. К 1971 г. их общее число в России составляло 8. Развивалась система среднего специального образования в сфере досуга. Функционирующие в стране в послевоенное время культпросветшколы с конца 50-х гг. постепенно стали заменяться культурно-просветительными училищами. Примерно в это же время подготовка специалистов для сферы досуга стала проводиться не только в специализированных учебных заведениях, но и на базе некоторых средних общеобразовательных школ и вузов страны, не связанных впрямую с культурой. В сельскохозяйственных, педагогических и других вузах начали функционировать факультеты общественных профессий (ФОПы), осуществляющие подготовку руководителей художественной самодеятельности. В массовые досуговые учреждения начиная с 60-х гг. направлялась часть выпускников специальных учебных заведений, готовивших специалистов для сферы профессиональ-ного искусства: консерваторий, театральных институтов, музыкальных училищ и музыкальных школ. Государственные учебные заведения обеспечивали кадрами не только государственные учреждения культуры, но также профсоюзные и другие ведомства.

В течение 1945-1970 гг. деятельность культурно-досуговых учреждений обогатилась новым содержанием по всем направлениям. Стала развиваться лекционная работа. Тематика лекций охватывала вопросы политики, экономики, науки, искусства, морали и т.п. В значительной степени оживлению лекционной работы способствовало возникновение в 1947 г. Общества политических и научных знаний. Со второй половины 50-х гг. в клубных учреждениях активно стала использоваться такая форма работы, как “тематический вечер”. Это были вечера-встречи, вечера-чествования, вечера-портреты, вечера боевой и трудовой славы, вечера-митинги, вечера-репортажи, вечера вопросов и ответов. Получили распространение “устные журналы”, “световые газеты”, а с конца 50-х гг. возродились “воскресные чтения”. В целях пропаганды научно-технического прогресса клубы часто выступали в качестве инициаторов проведения “дней техники”, “технических декад”, “недель технического прогресса” и т.п.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 6601; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.