КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды изделий из камня и кости
Одним из наиболее «благородных» видов искусства является художественная обработка камня. В истории материальной культуры этот материал занимает особое место, так как отличается большой прочностью, что позволяет использовать его в строительстве и для создания предметов бытового и декоративного назначения. Придание куску правильной формы, шлифовка и полировка его поверхности, выявляющие цвет и природный рисунок, всегда требовали значительных усилий мастера. Поэтому ремесленная сторона дела в обработке была и остается важной основой этого вида декоративно-прикладного творчества. От времени изготовления каменных орудий труда и охоты до более поздних периодов, когда строились уникальные дворцы и храмы из камня, мастер, владеющий техникой художественной обработки камня, оставался важной фигурой сложного творческого процесса. Высокий уровень владения этим искусством подтверждают многие древние памятники архитектуры. Сооружения Древней и Средневековой Руси, Армении, Грузии демонстрируют самобытные архитектурные решения и своеобразное украшение резьбой. Уникальное мастерство резчиков можно видеть в Дмитровском соборе г. Владимира, стены которого покрыты рельефными изображениями цветов, птиц, львов, грифонов. Традиции, заложенные владимирскими мастерами XII в., получили продолжение в белокаменных строениях Москвы, в период ее становления как центра русского государства. XVIII в. становится периодом особого расцвета русского камнерезного дела. Для новой столицы России строящегося Петербурга - были организованы поиски залежей строительного, поделочного и декоративного материала. В Алтайском крае и на Урале нашли обширные месторождения, разработка которых определила создание здесь государственных фабрик по добыче и обработке различных пород. Однако первое такое производство по художественной обработки камня было организовано вблизи Петербурга, куда привозили добываемый в разных местах страны материал. На Петергофской гранильной фабрике, созданной в 1725 г., сложилось новое направление в данном деле. Здесь осуществляли художественную обработку камня твердых пород, который шел на отделку архитектурных комплексов, убранство внутренних помещений, изготовление декоративных ваз, столешниц, а также на приготовление материала, предназначенного для ювелирных украшений. Но одного производства оказалось мало. К середине XVIII в. открывается шлифовальная фабрика в г. Екатеринбурге, а затем в 1780-е годы - Колыванская гранильная фабрика на Алтае. На каждой из них велась обработка местного материала твердых пород. Все три предприятия стали серьезной школой для работавших там мастеров. По мере развития производства число их увеличивалось, а их умение постоянно совершенствовалось, так как наряду со шлифовкой и полировкой камня им все чаще приходилось осваивать технику мозаичного набора, рельефной резьбы и других сложных приемов художественного и технического исполнения уникальных произведений декоративно-прикладного искусства по проектам архитекторов и художников. Деятельность фабрик пережила свои взлеты и падения. В первой половине XIX в. продолжалось увлечение художественной обработки камня. Он широко использовался в творениях знаменитых русских архитекторов. Богатство самоцветов России раскрывалось в новых работах камнерезов и ювелиров. Интерес к цветному камню (драгоценному, полудрагоценному, поделочному) перерос в коллекционирование образцов материала разных пород и собирание оригинальных изделий, выполненных из этого сырья. С середины XIX века наблюдается определенный спад в художественной обработки камня. Не получая крупных заказов, свертывают масштабы своего производства фабрики. Тем не менее, традиция мастерства обеспечивает продолжение работ и способствует сохранению старых фабрик до настоящего времени. Опыт работы на фабриках по художественной обработки камня позволил мастерам самостоятельно заниматься, поисками камнесамоцветного сырья и изготовлением художественных изделий по своему вкусу. В моменты спада производства мастера организовывали на дому свои маленькие мастерские. Так, во второй половине XIX в. складываются камнерезные промыслы. Сфера ее развития была довольно широка, особенно на Урале. Тысячи кустарей занимались художественной обработкой камня и гранением прозрачных самоцветов, на примитивных станочках вытачивали бусы или полусферической формы камни (кабошоны) для брошей, перстней, сережек. Делали мастера не только полуфабрикаты-заготовки, но и законченные вещи, представлявшие самостоятельные художественные решения: шкатулки, подсвечники, прессы для бумаг, лоточки для ювелирной мелочи. Эти предметы украшали мозаика из камней различного цвета и рисунка, рельефные натюрморты из ягод и листьев, помещенные на крыше шкатулки или на плитке пресса для бумаг. Высокое техническое мастерство исполнения в изображении натюрморта часто приводило к натурализму, снижавшему художественные достоинства вещей. Несмотря на высокие ремесленные навыки, мастера постоянно испытывали трудности в работе с твердым материалом. Поэтому переход кустарей к обработке камня мягких пород облегчал их труд, давал больше возможностей для изготовления очень широкого ассортимента изделий. И уже к концу XIX в. начинают складываться промыслы по художественной обработки камня мягкого типа. В данную группу входят разновидности гипсового камня, селенит, кальцит, серпентин, талько-хлорит и некоторые другие. Техника их обработки чрезвычайно проста. Блоки такого камня легко распилить ножовкой или циркулярной пилой. Резьба его производится стамесками разного по сечению профиля, ножами, обрабатывается рашпилями. Мягкий камень из-за недостаточной твердости и хрупкости не всегда прорабатывается детально. Чаще и утилитарные предметы, и скульптурная пластика имеют компактные формы и незначительные членения. Традиционными способами отделки являются шлифование стеблями хвоща и полировка гашеной известью и мыльной пеной. Для окончательной отделки применяют парафин или лаки, с помощью которых лучше выявляется природный рисунок художественно обработанного камня.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2286; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |