Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III. Формы речи




II. РЕЧЬ КАК ОБЪЕКТ ЛИНГВИСТИКИ

Процесс выражения человеческой мысли и общения между людьми является объектом изучения разных наук: психологии, физиологии, физики и др. У лингвистики речи свой предмет исследования - речь во всех ее проявлениях. Языкознание изучает речь с двух основных позиций:

• речь как процесс, как речевая деятельность в ее разных проявлениях;

• речь как результат этого процесса – текст в разнообразии типов и жанров.

Речевая деятельность – это процесс производства и приема речевого сообщения во взаимодействии людей. Ее исследование связано с изучением различных характеристик речи:

1) с точки зрения видов речевой деятельности: говорение и слушание, письмо и чтение;

2) с технической точки зрения - техника речи, в первую очередь техника говорения и техника скорочтения;

3) с точки зрения материальной выраженности и функций: внешняя и внутренняя;

4) с точки зрения формы использования языка: устная и письменная;

5) с точки зрения единиц: дискурс, речевой акт, текст;

6) с точки зрения образцовости: правильность, богатство, точность, выразительность и пр.;

7) с точки зрения характера участия собеседников в процессе общения: монолог, диалог, полилог;

8) с точки зрения связи с ситуацией общения, с конкретными субъектами и различными социальными группами: разговорная, профессиональная, городская и пр.

Рассмотрим здесь только формы речи.

С точки зрения формы использования языка различают речь устную и письменную.

Устная речь - это звучащая речь, произносимая в процессе говорения. В ее создании участвует речевой аппарат человека.

Это основная форма использования естественного языка в общении. Для разговорного стиля литературного языка устная форма является главной, тогда как книжные стили функционируют и в письменной, и в устной форме (например, научная статья и устный научный доклад). Устную речь не следует смешивать с речью разговорной (см. Словарь).

Особенности устной речи - это использование средств звучащей речи (темп, тембр, громкость голоса), жестов и мимики; ориентация на конкретного собеседника, на слуховое и зрительное восприятие речи, возможность учитывать немедленную реакцию слушателя.

Важнейшей отличительной чертой устной речи является её неподготовленность: устная речь, как правило, творится в ходе беседы. Однако степень неподготовленности может быть различной. Это может быть речь на неизвестную заранее тему, осуществляемая как импровизация. С другой стороны, это может быть речь на заранее известную тему, обдуманная в тех или иных частях. Устная речь такого рода характерна для официального публичного общения. От устной речи, т.е. речи порождаемой в процессе говорения, следует отличать речь читаемую или выученную наизусть; для этого вида речи иногда применяют термины "звучащая", "озвученная" речь.

Неподготовленный характер устной речи порождает целый ряд её специфических особенностей:

  • прерывистость - неоправданная остановка речи, обрыв фраз, мыслей: Ну, вообще…созерцание… я могу и для друзей рисовать;
  • самоперебивы: В России ещё много людей, которые хотят…, которые пишут ручкой, а не на компьютере;
  • повторы: Я бы… я бы… хотел сказать больше;
  • конструкции с именительным падежом, называющим тему: Этот мальчишка / он меня каждое утро будит;
  • подхваты: А - Мы тебя приглашаем… Б - завтра в театр.

Названные особенности устной речи не являются речевыми ошибками, т.к. не мешают пониманию содержания речи, а в некоторых случаях служат важным выразительным средством. Более того, речь, рассчитанная на непосредственное восприятие, какой является устная речь, проигрывает, если она слишком детализирована, состоит исключительно из развёрнутых предложений, если в ней преобладает прямой порядок слов.

Монолог, диалог и полилог являются разновидностями устной речи. Существуют особые жанры устных высказываний, которые используются в разных ситуациях общения: устный рассказ, выступление перед аудиторией, сообщение, доклад, ответ на уроке, дружеская беседа, диспут, дискуссия и т.п.

Письменная речь - это речь, созданная с помощью графических знаков на бумаге, экране монитора, ином материале.

Особенности письменной речи - это использование средств письма (буквы, знаки препинания, дефис, пробел) для передачи мысли; ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную реакцию адресата; возможность возвращаться к написанному, совершенствовать текст и т.п.

Использование письменной формы позволяет дольше обдумывать речь, строить её постепенно, исправляя и дополняя, что способствует в конечном итоге выработке и применению более сложных синтаксических конструкций, чем это свойственно устной речи. Такие черты устной речи, как повторы, незаконченные конструкции, в письменном тексте были бы стилистическими ошибками.

Если в устной речи применяется интонация как средство смыслового выделения частей высказывания, то на письме используются знаки пунктуации, а также различные средства графической выразительности: смена типа шрифта, курсив, подчёркивание, обрамление, размещение текста на странице. Указанные средства обеспечивают выделение логически важных частей текста и выразительность письменной речи.

Выделяют особые жанры письменных высказываний: письмо, записка, деловая бумага, рецензия, статья, конспект, план, реферат и т.п.

Современное общение рождает особые формы коммуникации, например, Интернет. Какая это речь: письменная или устная? Исследователи предполагают, что это некая промежуточная форма речи, соединившая в себе и письменную речь (ведь мы же пользуемся письменными знаками) и речь устную: особые невербальные средства (смайлики), искажение орфографии, то есть такое написание слов, которое близко к их произнесению ("превед, афтар жжот").

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.