Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование планово-распределительной системы. Индустнриализация в СССР (1928-1941 гг.)




Основные черты новой системы, базирующейся на командных методах, проявлялись в следующем6

- отрицание рынка как экономического регулятора;

- переход к директивному планированию народного хозяйства;

- игнорирование стоимостных инструментов.

Формирование планово-распределительной системы хозяйствования происходило по разным направлениям:

1. Вытеснение частного капитала из разных секторов экономики (насильственная коллективизация, повышение налогов, арендной платы и т.д.).

2. Изменение системы налогообложения (налоговая реформа 1930 г. – установлены 2 основных налога для предприятий – налог с оборота и отчисления из прибыли; в бюджет должно было перечисляться не менее 81 % прибыли предприятий).

3. Ликвидация хозрасчета в промышленности (предприятия лишались права распоряжаться своей прибылью, она целиком изымалась в бюджет).

4. Изменение системы финансирования предприятия (с 1931 г. запрещен краткосрочный коммерческий кредит и заменен кредитами Государственного банка, другими источниками финансирования стали бюджетные субсидии).

5. реорганизация органов и структуры управления (были упразднены ВСНХ, тресты. На смену им пришел Госплан, комиссариаты легкой, лесной и тяжелой промышленности, позднее образованы 30 министерств).

6. Переход к государственному директивному планированию (государственные плановые задания являлись обязательными для выполнения, тотальный контроль государства над всеми сторонами общественной жизни).

Программа широкомасштабной индустриализации была не посредствам для государственного бюджета. Внутрипромышленные накопления были невелики, а отрасли тяжелой промышленности – нерентабельны. Получение иностранных займов было невозможно из-за отказа советского правительства платить по царским долгам. Поэтому речь шла только о внутренних ресурсах.

Источники накопления:

- доходы от легкой промышленности и с/х;

- перераспределение доходов населения в пользу государства (сдерживание роста заработной платы; распространение внутренних государственных займов; расширение продажи алкоголя);

- денежная эмиссия (денежная масса значительно превышала стоимость производимых потребительских товаров и услуг);

- форсированный экспорт (зерно, нефтепродукты, лес, золото, цветные металлы, при этом снижение расходов на социальные нужды, использование труда заключенных, пропаганда стахановского движения и т.п.).

Программа индустриализации была рассчитана на 10-15 лет.

1. Первый пятилетний план (1928/29 – 1932/33): было построено 1500 заводов и фабрик, появились новые отрасли, возникли новые промышленные регионы (Казахстан, Сибирь, Средняя Азия). План производства товаров народного потребления был выполнен на 70%, производительность труда снизилась на 8%, инфляция составила 300%; покупательная способность снизилась на 40%.

2. Второй пятилетний план (1933-1937 гг.): снижены плановые темпы роста; лидером остается тяжелая индустрия. К 1937 г. по общему объему промышленного производства СССР вышел на второе место в мире. Нов целом план не был выполнен.

3. Третий пятилетний план (1937-1942 гг.): он был нацелен на повышение военно-экономического потенциала, укрепление обороноспособности страны.

 

К концу 30-х годов в стране была создана мощная промышленность с высоким (близким к мировому) техническим уровнем производства. Однако уровень организации производства был существенно ниже общемирового. За годы первых пятилеток национальный доход удвоился. Таких темпов развития не имела никакая другая страна в мире. Но темпы экономического развития имели устойчивую тенденцию снижения. Успехи первых пятилеток были достигнуты антинародными методами и неимоверными усилиями советских людей.

 

4. Аграрная политика и развитие с/х в СССР в 1930 гг.

С 1927 г. государственная аграрная политика начала меняться. Был взят курс на создание колхозов и совхозов посредством сплошной коллективизации, «ликвидацию кулачества как класс».

К 1939 г. – 97% крестьянских дворов было объединено в колхозы, ликвидирована кооперативная система в аграрной сфере. Все управление колхозами перешло к государственным органам в центре и на местах. На смену экономическим методам управления пришли методы администрирования. Сверху диктовались государственные задания. Вся хозяйственная жизнь в колхозах строго регламентировалась. Оценка трудовой деятельности в колхозе производилась с помощью трудодней, или «палочек». Итог работы в колхозе за год оценивался по количеству отработанных дней, а оплата производилась в основном выращенной продукцией (зерном). В 1932-1933 гг. в сельской местности разразился страшный голод, унесший жизни около 10 млн человек, в стране голодало до 20% населения.

Однако сплошная коллективизация позволила получить необходимые средства для развития тяжелой промышленности, хотя самому с/х был нанесен тяжелый урон. Это выразилось в следующем:

- валовая продукция с/х в 1936-1940 гг. оставалась на уровне 1928 г;

- средняя урожайность снизилась;

- сильно пострадало животноводство;

В результате насильственной коллективизации с/х миллионов работников, знавших свое дело. Происходило массовое бегство крестьян в город. Поэтому в декабре 1932 г. была введена паспортная система, которая привязала крестьян к постоянному месту жительства.

 

5. Восстановление и особенности развития советской экономики (сер. 40-х – сер. 60-х гг.).

К концу 1941 г. оказалась оккупированной территория на которой проживало 40% населения страны, производилось 70% чугуна и 60% стали, добывалось до 63% угля, здесь находилось до 33% основных фондов предприятий.

Основные задачи послевоенного восстановления н/х были определены в четвертом пятилетнем плане (1946-1950). План предусматривал перевод экономики на мирное развитие и проведение конверсии военного производства. Приоритетными направлениями в развитии промышленности были: машиностроение, металлургия, топливно-энергетический комплекс. Высокие темпы развития тяжелой промышленности и военного производства обеспечиввались посредством ряда мер: перекачка средств из отраслей промышленности группы «Б», с/х и социальной сферы; репарации, которые СССР получал после войны; вывоз из Германии оборудования и его установка на советских предприятиях; существование советского Гулага; использование труда военнопленных.

Правительство вновь стало проводить жесткую политику по отношению к с/х. В 1947 г. издан указ об обязательном минимуме трудодней, за его невыполнение – ссылка, в народе эту меру назвали «вторым раскулачиванием».

Денежная реформа.

Последствия войны в денежном обращении были ликвидированы в ходе денежной реформы 1947 г. Деньги обменивались в течении недели из расчета 10:1. Преимущества в обмене имели граждане, хранившие деньги в сберегательных кассах. Т.о. удалось изъять из обращения лишнюю денежную массу и ликвидировать дефицит основных товаров народного потребления. Реформа носила конфискационный характер.

 

После смерти И.В. Сталина (1953 г.) в центре практической деятельности нового руководства, возглавляемого Н.С. Хрущевым, встали вопросы дальнейшего экономического развития страны.

Впервые приоритетным направлением экономической политики СССР стало развитие с/х: с 1954 г. освоение целинных ми залежных земель, ликвидация МТС (1958 г.); с 1963 г. – программа химизации земледелия.

Благодаря государственным мобилизационным программам удалось добиться высоких результатов в развитии отдельных направлений промышленного производства: в атомной электроэнергетике, освоении космоса, выпуске военной продукции.

Хозяйственная реформа 1965 гг.

Отставание СССР от передовых стран по уровню технического развития, душевым показателям производства и потребления все более усиливалось. Становилось очевидным: необходима иная система руководства экономикой и взаимоотношений государства и предприятий, новые методы планирования и оценки эффективности производства.

Реформа затронула разные сферы экономики, но в большей степени – промышленность. Основные преобразования происходили по трем основным направлениям: изменение организационной структуры управления н/х; совершенствование системы планирования; создание системы экономического стимулирования производства.

Итоги: В первые годы реформы (восьмая пятилетка) были достигнуты ощутимые результаты. Прирост национального дохода составил 41%, продукции промышленности – 50%, сельского хозяйства – 21%, производительности общественного труда – 37%, на 33% увеличился рост доходов населения.

Однако эффект реформ оказался ниже ожидаемого. Серьезная причина неудач реформы состояла в сильном сопротивлении новым процессам в экономике со стороны политического руководства страны. Недоверие к экономическим методам управления, приверженность привычному командно-административному стилю руководства сыграли свою роль. Пока формировался новый аппарат управления, министерства не могли активно вмешиваться в дела предприятий, реформа проходила достаточно успешно. Однако как только министерства укрепили свои позиции, начался отход от ее первоначального замысла. Отказ от радикальных мероприятий вел к кризису в экономике, который стал очевиден уже в середине 1970-х гг. Однако начавшийся мировой энергетический кризис, активное освоение нефтяных и газовых месторождений в Сибири и экспорт сырья отодвинули его на несколько лет.

Дальнейшее реформирование носило пропагандистско-косметический характер. Организовывались «массовые» движения «За качество», «За экономию и бережливость», лозунгом эпохи стало выражение «Экономика должна быть экономной».

 

Тема:Преобразование системы хозяйствования в СССР (конец 1980-х гг.)

В начале 1980-х гг. падение темпов производства стало критическим.

В середине 1987 г. была принята программа коренной перестройки управления экономикой. Она предусматривала социальную переориентацию экономики, структурные преобразования, реформу ценообразования, перестройку финансово-кредитной системы. Радикальные перемены в экономической сфере начались с принятия новых законов, которые позволяли бы сочетать действующую плановую систему с совершенствованием хозяйственного механизма на базе расширения самостоятельности предприятий, развития частной инициативы и негосударственных форм собственности. Это были законы: о государственном предприятии, о совместных предприятиях, о кооперативах, об аренде и др. Однако новые идеи не получили последовательной реализации. Права предприятий оказались существенно ограничены. Большая часть ресурсов распределялась централизованно по определенным лимитам, применение договорных и рыночных цен сдерживалось инструкциями и постановлениями, либо объявлялась спекуляцией, полученная дополнительная прибыль изымалась в бюджет. Самоуправление было сведено к нулю.

Реальный эффект дал закон о кооперации в СССР 1987 г. Кооперативы быстро стали проникать во все сферы производства и услуг, становясь конкурентами государственному сектору.

Юридическое оформление права организации индивидуально-трудовой деятельности получило принятие Основ законодательства об арендных отношениях (1989 г.). Трудовой коллектив мог взять свое предприятие в аренду у государства с последующим выкупом за символическую цену. Аренда предприятий была вполне перспективной формой как для производственной деятельности, так и для последующей приватизации. Но этот процесс был прерван прямым вмешательством государства в распределение доходов арендаторов.

Новые законы о крестьянском (фермерском) хозяйстве, о земельной реформе были нацелены на значительные преобразования в аграрном секторе. Реорганизация колхозно-совхозного производства предусматривала несколько видов производственных образований:

- акционерные общества или производственные кооперативы;

- сохранение прежнего статуса колхоза или совхоза, при этом земля делилась на паи.

- фермерские хозяйства.

Однако партийно-государственное руководство опасалось роста и усиления неподконтрольного ему сектора, а потому всячески противилось его развитию.

Под видом борьбы с нетрудовыми доходами началось наступление на частный сектор в с/х. Местная администрация ограничивала производство на приусадебных хозяйствах сверх потребностей семей, запрезщала вывоз продукции за пределы области и.т.п.

Таким о., нерешительность, непоследовательность руководства в своих действиях, сопротивление консервативных кругов, отказ от предлагаемых программ перехода к регулируемой рыночной экономике ввергли экономику СССР в состояние глубокого экономического кризиса.

Тема:Экономические реформы 1990-х годов

Экономические реформы 1990-х годов преследовали две цели — макроэкономическую стабилизацию и реструктуризацию экономики, объединенные одним общим названием — переходом от плановой к рыночной экономике. Для перехода к рыночной экономике в России необходимо было практически с нуля создавать банковскую систему, восстанавливать институт частной собственности и коммерческих отношений, которые бы обеспечивали более эффективное развитие экономики. Открытие внутреннего рынка для международной торговли и притока иностранных инвестиций, т.е. интегрирование экономики России в мировую экономику, было также очень важной составляющей для достижения вышеописанных целей. Режим М.С. Горбачева в середине и конце 1980-х годов не смог воплотить в жизнь именно эти очень важные составляющие, необходимые для реструктуризации экономики. Однако, когда начался развал СССР, правительство Б.Н. Ельцина, принялось осуществлять вышеописанные мероприятия, однако результаты их вплоть до 1996 года казались весьма сомнительными.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2353; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.