Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кооперация в оптовой торговле

Структура и содержание договора поставки

 

Договор поставки - это коммерческий документ, согласованный и подписанный партнерами, один из которых продает, а другой покупает товар. Непременным условием договора поставки является переход права собственности на товар от продавца к покупателю.

Стороны договора поставки (продавец и покупатель) берут на себя конкретные обязательства. Продавец должен поставить товар и его принадлежности, передать относящиеся к нему документы и право собственности на него покупателю, а последний должен принять его и оплатить.

В соответствии с Гражданским кодексом договор признается основным документом, на основании которого осуществляется поставка товара. В нем определяются права, обязанности сторон, а также ответственность за неисполнение согласованных между ними обязательств.

Содержание договора должно быть конкретным, четким, не должно иметь формулировок неоднозначного толкования. В нем должны быть отражены:

- предмет договора (наименование товара, его количество, ассортимент, качество и комплектность);

- порядок и сроки поставки;

- транспорт;

- требования к таре и упаковке;

- порядок расчетов и цена товара;

- страхование;

- имущественная ответственность сторон;

- срок действия договора;

- порядок изменения и расторжения договора;

- иные не противоречащие законодательству страны условия.

Разделы договора

Вводная часть. Она предшествует тексту договора и имеет следующее содержание: номер договора, место, дата заключения, точное и полное наименование продавца и покупателя с указанием должностей и фамилий лиц, участвующих в заключение договора, и документов, подтверждающих их право представлять интересы сторон.

Предмет договора. При определении предмета договора указывается наименование товара, его количество, ассортимент, качество и комплектность. Договор может быть заключен на поставку товара, имеющегося у поставщика в момент его заключения, а также товара, который будет иметься у поставщика в будущем.

Количество товара может быть определено в договоре в натуральных единицах или в сумме. Если особенности товара требуют иного порядка определения его количества, это должно быть оговорено в договоре.

Если отгрузка поставщиком товара будет осуществляться нескольким получателям, то к договору должна быть приложена отгрузочная разнарядка покупателя и порядок ее представления на следующие сроки.

В разнарядке на отгрузку указываются:

- наименование и количество товаров, подлежащих отгрузке;

- ассортимент и сроки;

- станция назначения;

- наименование получателя, его отгрузочные банковские реквизиты, почтовый и телеграфный адрес;

- наименование плательщика, его отгрузочные, почтовые и банковские реквизиты;

- номер и дата договора, или принятого к исполнению наряда.

Если в договоре не оговорен порядок представления отгрузочной разнарядки, то она должна быть направлена не позднее, чем за 30 дней до наступления периода поставки. В договоре предусматриваются обязательства сторон по выполнению требований объемов поставки.

Ассортимент поставляемого товара представляет собой перечисление в определенном соотношении позиций по видам, моделям, размерам, расцветкам и другим признакам. Он согласовывается сторонами. В договоре может быть предусмотрена поставка товаров в групповом ассортименте, а при необходимости и в развернутом. Развернутый ассортимент указывается либо в тексте договора, либо в спецификации, приложенной к нему. Спецификация является в таком случае неотъемлемой частью договора. Если договор заключен на год и более, необходимо предусмотреть порядок и сроки соглашения и уточнения ассортимента на очередные периоды поставки. В договоре предусматриваются обязательства по соблюдению сторонами этой части договора.

Качество и комплектность. В договоре должны быть оговорены требования к качеству. Они должны быть не менее высокими, чем те, которые предусмотрены нормативными документами, регламентирующими качество. При отсутствии в договоре этих условий поставщик обязан поставить товар обычного качества, соответствующего действующим стандартам и другой нормативно-технической документации. При необходимости в этом разделе договора может быть предусмотрена поставка поставщиком нормативно-технической документации, эталонов-образцов, описаний, сертификатов, качественных удостоверений, ветеринарных свидетельств и т.п.

По действующему законодательству, одним из показателей качества товара является его безопасность для населения и окружающей среды, что должно быть подтверждено (для товаров, подлежащих сертификации) сертификатом соответствия, который должен сопровождать партию товара.

Сертификат соответствия - документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции требованиям нормативных актов и конкретных стандартов. Если продукция не подлежит обязательной сертификации, она, по решению субъекта хозяйствования, может пройти добровольную сертификацию. В таком случае она маркируется знаком соответствия той системе сертификации, где она ее прошла.

В договоре должны быть оговорены требования к маркировке товаров. Она должна обеспечивать возможность идентификации товара с реквизитами сопроводительных документов.

Приемка товаров по качеству, ее порядок и сроки определены в Положении о порядке приемки товаров по количеству и качеству. Кроме того, Закон о защите прав потребителей дает возможность защиты интересов потребителей в частности соблюдения сроков службы, годности, гарантийных сроков, а также в обеспечении комплектности.

Такая защита предполагает установление в договоре более длительных гарантийных сроков и более высоких требований к качеству по сравнению с действующей нормативной документацией.

В данном разделе договора должны быть определены обязанности поставщика и действия покупателя относительно некачественных товаров, порядок возмещения расходов, связанных с их поставкой.

Порядок и сроки поставки определяются в договоре с учетом необходимости обеспечения ритмичности поставок и бесперебойности снабжения населения товарами.

В договоре должен быть оговорен порядок поставки товаров и сдачи груза. Может быть предусмотрена обязанность поставщика доставить товар и сдача товара покупателю поставщиком на его складах, т.е. обязанность вывода товара лежит на покупателе. В этих случаях день передачи груза покупателю считается днем выполнения обязательств по договору.

Если в договоре не предусмотрен ни один из вышеуказанных вариантов доставки товара, то она осуществляется транспортом поставщика, при этом право выбора вида транспорта и условий поставки принадлежит поставщику. Днем выполнения договорных обязательств по передач товара покупателю считается момент его передачи транспортным организациям для доставки покупателю.

Если в договоре не определен срок поставки, то поставщик вправе осуществить ее в трехмесячный срок с момента заключения договора, поэтому лучше определить периоды поставки. Они могут быть декадными, месячными, квартальными, к определенному числу, суточными, часовыми и т.п. в зависимости от свойств товара и спроса на него. При работе с отдельными товарами, особенно со скоропортящимися, или при централизованной доставке к договору должен быть приложен график завоза.

Если поставка товаров по договору определена партиями, то поставщик обязан поставить его равными партиями ежемесячно, поскольку иное не предусмотрено договором. Если есть необходимость, нужно оговорить минимальные нормы отгрузки. В этом же разделе определяются взаимоотношения по досрочной поставке и поставке товара после истечения срока его отгрузки покупателю.

Транспорт. Так как транспортные расходы составляют значительную часть издержек, при заключении договора следует четко определить вид транспорта, порядок возмещения транспортных расходов, расходов по погрузке и выгрузке товара и расходов на возвратную тару.

Если эти условия не оговорены в договоре, поставщик имеет право определить их по своему усмотрению.

Тара и упаковка. Поставщик обязан передать покупателю товар в таре, за исключением тех случаев, когда товар по своему характеру не требует затаривания или упаковки и покупатель в договоре на этом не настаивает.

Если товар должен поставляться в таре, то в договоре излагаются, предъявляемые к ней требования.

Целесообразно в этом разделе оговорить, кто несет расходы по упаковке. Стороны могут предусмотреть в договоре улучшенную по сравнению с нормативными требованиями упаковку, но не ниже их. Тара и упаковка должны иметь соответствующую маркировку. Требования к ней также должны быть изложены в данном разделе договора.

Цена товаров и порядок расчетов. В новых условиях хозяйствования поставка товаров производится по ценам, установленным сторонами в договоре, если законодательством не предусмотрены граничные уровни цен на отдельные виды товаров.

Цена определяется сторонами на момент заключения договора, оформляется протоколом согласования цены.

Поставщик не имеет права в одностороннем порядке увеличивать цену, определенную в договоре, поэтому следует оговорить порядок ее изменения.

Если договором предусмотрено, что цена на товар подлежит изменению в зависимости от показателей, ее формирующих (себестоимость и др.), но порядок пересмотра цены не оговорен, она определяется из соотношения этих показателей на момент заключения договора и на момент его исполнения. Так же определяется цена товара и в случае просрочки поставщиком исполнения договора.

В договоре может быть выбрана любая форма безналичных расчетов, которые определены Национальным банком России: платежными поручениями, требованиями, путем выставления аккредитива, векселями и др.

Необходимо определить также сроки оплаты поставленного товара. Если в договоре отсутствует указание о сроке платежа, то покупатель обязан оплатить его до непосредственной поставки поставщиком (предварительная оплата).

В этом разделе может быть предложена система скидок, распределения надбавок, оговорены условия полного или частичного отказа от оплаты счета поставщика, порядок взыскания излишне уплаченных сумм в случае недостачи и по другим причинам, неустойки (штраф, пеня) и убытков, причиненных виновной стороной.

Страхование. Если предусмотрено обязательное страхование товара, то в договоре должно быть определено, кто обязан это сделать - поставщик или покупатель. Устанавливается страховая сумма, которая не может быть меньше цены товара либо условия страхования.

Если сторона, обязанная по договору страховать товар, не сделает этого, другая сторона вправе застраховать товар и потребовать от обязанной стороны возмещения расходов на страхование, либо может отказаться от исполнения договора.

Ответственность за нарушение условий договора. В договоре предоставлена возможность достаточно полно отразить ответственность сторон за нарушение условий поставки и четко определить размеры имущественной ответственности сторон за это.

Должна быть предусмотрена ответственность: за недоставку; нарушение сроков поставки, ассортимента; поставку некачественных, некомплектных, немаркированных товаров; нарушение условий договора относительно тары, средств пакетирования, упаковки. Следует определить имущественную ответственность за нарушение условий транспортирования, расчетной дисциплины и другое.

Срок действия договора. В договоре должна быть указана дата вступления его в силу и срок действия: год или более длительный срок.

Договоры, заключенные на год, могут быть пролонгированы на следующий период если их условия устраивают обе стороны.

Расторжение и изменение договора. В договоре должен быть предусмотрен порядок расторжения договора, не противоречащий законодательству страны. Здесь целесообразно записать, за сколько дней сторона-инициатор должна предупредить другую сторону о намерениях относительно изменения или расторжения договора.

Рассмотрение споров. Учитывая, что при подписании договора обе стороны были удовлетворены его условиями, формируется база для того, чтобы в период исполнения поставщик и покупатель стремились выполнить свои обязательства, достигали соглашения по возникшим спорам. В случае недостижения согласия заинтересованная сторона подает заявление в Хозяйственный суд, где и решается спор.

Кроме этого, договор может предусматривать дополнительные условия, отражающие особенности товара или условий его поставки.

Юридические адреса сторон. Указываются точные и полные сведения о юридическом адресе поставщика и покупателя, банковские и отгрузочные реквизиты. Завершается договор собственноручными подписями сторон, которые удостоверяются печатями.

В договоре должна быть ссылка на документ, которым нужно руководствоваться по условиям, не предусмотренным договором. Это может быть ссылка на нормативные акты, регламентирующие специальные вопросы: порядок приемки товаров по количеству и качеству, организацию оборота тары и т.д.

Гражданский кодекс РФ определяет порядок заключения, изменения, исполнения и прекращения действия договоров поставки.

Заключение договоров на поставку товаров за пределы РФ и из-за ее пределов осуществляется на основе:

- принятых межгосударственных соглашений о поставках товаров;

- межправительственных двусторонних соглашений, заключаемых с государствами СНГ и другими государствами.

Споры сторон по межгосударственным договорам поставки рассматриваются хозяйственными (арбитражными) судами в соответствии с межгосударственными соглашениями.

Все условия межгосударственных связей, которые не регламентируются вышеуказанными актами, могут определяться поставщиком и покупателем самостоятельно в заключенном договоре (см. приложение 1).

 

 

Под кооперацией понимается объединение двух и более предприятий в целях взаимовыгодного решения задач торговой деятельности.

Признаками кооперационного объединения являются:

1) обоюдная заинтересованность и использование потенциальных возможностей в проводимой работе;

2) правовая и хозяйственная самостоятельность кооперирующихся предприятий;

3) совместное планомерное и комплексное воздействие на объекты кооперации;

4) обозначенные результаты от кооперационной деятельности.

В зависимости от партнеров по кооперации различают горизонтальную и вертикальную формы кооперации.

При горизонтальной кооперации сотрудничают предприятия, находящиеся на одной хозяйственной ступени: предприятия товаропроизводителей; предприятия оптовой торговли; мелкооптовые предприятия.

При вертикальной кооперации объединяются предприятия с различной хозяйственной деятельностью: товаропроизводители и оптовая торговля; оптовая торговля и розничная торговля; оптовая торговля и кооперативная торговля.

 


 

 

Рисунок 13 – Формы и сферы кооперации, связанные с оптовой торговлей

Представительства — это обособленные подразделения промышленных предприятий, которые осуществляют сбыт продукции на основе исключительного права. Они могут наряду с продажей выполнять гарантийное обслуживание продукции и поставлять запчасти.

Сбытовые объединения организуют сбыт товаров между производителями и предприятиями торговли на основе договоров.

Франчайзинг — это форма системы сбыта, которая в западноевропейской торговле осуществляется на основе концепции маркетинга, разрабатываемой головной организацией кооперационного объединения. Согласно договору франчайзинга лицензиар (организатор франчайзинга) предоставляет своим партнерам (лицензиатам) лицензию на создание самостоятельного предприятия под маркой лицензиара. При этом партнеры имеют право собственности на фирменное наименование, ноу-хау, а также могут организовывать закупки, обучать персонал, проводить рекламу. В обязанности лицензиата входят сбыт товаров и оплата услуг, оказываемых лицензиаром.

Франшиза - (франц. - льгота, вольность):

1) право на франчайзинг, т.е. на создание коммерческого предприятия, торгующего продукцией своего старшего партнера;

2) предприятие, созданное на основе франчайзинга.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Виды хозяйственных связей | Планирование, формирование и осуществление закупок в оптовой торговле
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 527; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.