Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разработка управленческих решений как социальная технология

Постоянное улучшение процессов в организации повысит результативность и эффективность системы менеджмента качества и улучшит деятельность организации. Особенность процессного подхода – описание всех действий, необходимых для достижения цели организации в виде последовательных, четко регламентированных операций, которые на выходе дают результат, ориентированный на конкретного потребителя. Для того чтобы эта цепочка операций достигала максимальной результативности, нужна его технологизация.

Ход общественного развития обусловил интенсификацию технологизации в различных социальных структурах. Смысл технологизации заключается в: а) придании процессу целевой направленности; б) их оптимизации; в) обеспечении устойчивости процессов; г) создании механизма саморегуляции[1]. Технология в общем смысле слова – совокупность алгоритмизированных способов и средств осуществления той или иной деятельности для достижения определенного результата. Применение технологического подхода и термина «технология»– это относительно новое явление, возникшее в 60-е года прошлого века. Технологии стали интенсивно развиваться тогда, когда в обществе – под давлением научных и образовательных сообществ и ученых-практиков – установилась достаточно мощная установка, которая концентрировала внимание на статистике и процедурах измерения, сравнениях, на поиске универсалий организационных и производственных процессах, на проблемах достижения заданного и гарантированного качества, стандартизации, сравнения производительности и расходов труда, и тому подобное. Как пишут В.Н.Иванов, В.И.Патрушев, социальные технологии представляют собой необходимое звено к управлению объектами по социальному результату, регулированию, оптимизации социальных процессов, социальных отношений[2].

Социальные технологии – это программные методы решения социальных проблем, направленные на формирование условий жизни и развития общества, общественных отношений, социальной структуры с целью обеспечения потребностей человека, создания условий для реализации его потенциальных способностей и интересов, с учетом одобряемой обществом системы ценностей и взаимозависимости между общественным прогрессом и экономическим развитием. Если рассматривать процесс разработки управленческих решений как социальную технологию, то можно говорить о ней как о программной деятельности.

Смысл и назначение любой социальной технологии, на наш взгляд, состоит в том, чтобы оптимизировать процесс, исключить из него все виды деятельности и операции, которые не являются необходимыми для получения запланированного результата. Практическая значимость обращения к социальным технологиям обусловлена и распространенной в настоящее время тенденцией выстраивания систем управления качеством как механизма повышения эффективности деятельности.

Разработка социальные технологий – сложный процесс, требующий соблюдения определенных условий, поэтому весьма сложно предсказать результат воздействия. Социальные технологии должны быть направлены на то, чтобы обеспечиваемая ими сфера деятельности функционировала не только эффективно, но и адекватно существующим ограничениям во времени и лимиту выделяемых ресурсов.

При анализе социальных процессов их носители – субъекты, а в связи с этим – субъективные и объективные предпосылки. Установлению подлежат и организационные формы социальных процессов. Решение указанных вопросов напрямую ставит проблему необходимости проектирования, так как любая социальная технология, имеющая своей целью проектирование и внедрение, ориентирована на технологизацию соответствующего процесса. Особенностью создания социальных технологий предопределяется тем, что технологизируемый процесс находится в неразрывной связи с другими процессами, более того – является частью системы государственного и муниципального управления. И любое изменение этого процесса с неизбежностью влечет за собой цепочку изменений других процессов в этой сфере. В подобном социальном сценарии социальная технология должна учитывать все возможные изменения.

Таким образом, социальная технология – это, прежде всего, процесс целенаправленного воздействия на социальный процесс, обусловленный необходимостью и потребностью получения заданного результата. В этом плане технологичность воздействия наполнена такими понятиями, как этапность, процедурность, операциональность. Исходя из такого видения, социальные технологии можно охарактеризовать как определенную прагматику, выстраивающую в один ряд: 1) цель, 2) средство, 3) результат.

 

Технология разработки управленческого решения структурно включает:

- предмет решения - конкретная тема, проблема, сложный теоретический вопрос или практическая ситуация, которые не позволяют в данных условиях получить желательный результат;

- субъект решения, то есть лиц, наделенных правом инициировать решения и реализовывать их;

- исполнитель решения;

- цель решения;

- средство управленческого решения.

При этом любая технология должна удовлетворять основным требованиям: 1) концептуальности; 2) системности; 3) управляемости; 4) эффективности; 5) воспроизводимости. Это может быть достигнуто, если она взаимосвязано реализуется на следующих трех уровнях:

а) научно-организационный уровень задает концептуальность технологии, поскольку должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую научное обоснование достижения целей; технология – это научно-разработанное решением определенной проблемы.

б) формально-описательный уровень, который представляется описанием (вербальным, схематическим) целей, субъекта и объекта, системы взаимодействи, набором принципов, методов, средств, применяемых для достижения планируемых результатов, задает технологии задает системность и воспроизводимость, то есть технология обладает логикой процесса, взаимосвязью элементов, целостностью, возможность применения (повторения, воспроизведения) технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами. осуществления целеполагания, планирования, проектирования,.

в) процессуально-деятельностный уровень технологии предстает как алгоритм действия, процесс осуществления деятельности субъектов и объектов в деятельности, их целеполагание, планирование, организацию, реализацию целей и анализ результатов, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов; именно благодаря этому уровню достигается управляемость и эффективность технологии.

Социальные технологии, если они реально приживутся в системе государственного и муниципального управления, должны вызвать глубокие преобразования во всей системе, обеспечить рациональность и эффективность её работы. Социальные технологии – это целое направление теоретических поисков и практических экспериментов. Их выдвижение на повестку дня вызвано объективным усложнением и удорожанием процессов управления и одновременно усилением их роли (значения) в жизнедеятельности общества. Использование технологий – это главный ресурс, позволяющий снизить затраты на управление, повысить эффективность управленческого воздействия. И это несмотря на то, что социальные технологии в идеале направлены на личность как объект управленческого воздействия, на свободу его воли, поэтому весьма сложно предсказать результат воздействия. Сегодня и в предсказываемом будущем нельзя упорядочить управленческую деятельность и систему управления без разработки и освоения технологий. Причем речь идет не о придании новых наименований старым, бюрократическим процедурам и операциям, не о простом оснащении чиновничьих кабинетов современными электронными средствами, а о качественно новом осмыслениипроцесса управления системой здравоохранения.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Официально заявленные цели не отвечают реальности | Управленческие технологии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.