КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие и виды правовых ценностей
Понятие и виды ценности Право и ценности Виды частного права 1. Социально-гражданское – возможность социально-гражданского права вытекает из принципа диспозитивности гражданского права. Субъекты – отдельные индивиды, не представляющие какой-либо социальной структуры. Они действуют исключительно от собственного лица и в собственных интересах. Основной источник – гражданско-правовой договор. 2. Семейное – те правовые правила, которые складываются в конкретной семье. 3. Корпоративное – формируется в определенных социальных структурах. Субъекты – сами социальные структуры, либо члены социальной структуры. Нормы корпоративного права могут быть императивными или диспозитивными. Нормы корпоративного права могут складываться и путем обычая (право крестьянской общаги, гильдейское право) a. Каноническое b. Спортивное c. Игорное d. Иные 4. Международное – lex mercatoria – обычай делового оборота, сложившийся в предпринимательской деятельности (международной), создается самими предпринимателями. Аксиология – наука, изучающая понятие и виды ценности. Ценность – способность явлений воздействовать на субъекты таким образом, что они воспринимаются как блага, побуждающие стремится к ним. Ценность – предмет в его связи с человеком. Ценности всегда воплощаются в человеческом поведении (поведение субъекта представляет собой демонстрацию признаваемых им ценностей). Виды ценностей: 1. – a. Положительные b. Отрицательные (антиценности) Ценностью признается все то, что значимо для человека, но это значение может быть и отрицательным. Данное деление не является общепризнанным. 2. – a. Материальные b. Духовные 3. – a. Личные (для одного человека) b. Сверхличные (для определенной социальной общности) Зависит от того, кто является субъектом восприятия ценности. 4. – a. Абсолютные (возможность их выделения существует только при признании существования абсолютной ценности, относительно которой все другие будут иметь подчиненный характер). Абсолютная ценность может быть только одна. b. Относительные Монистические системы ценностей – те, которые признают существование абсолютной ценности (характерна иерархия ценностей). Плюралистические (релятивистские) системы ценностей – отрицают возможность существования абсолютной ценности и признают множественность равнодостойных ценностей. Пример монистической системы – любая монистическая религия. Христианство, ислам. Пример плюралистической системы – либерализм. Два вида правовых ценностей: 1. Ценности права (базовые, сущностные, эйдетические) – ценности, присущие праву как специфическому явлению (присущи любому историческому типу права). a. Ценность структурных элементов права: права, обязанности и нормы права (правомочия). Субъективное право – правовая свобода субъекта, направленная на достижение цели путем властного определения поведения обязанного лица. Ценность правовой обязанности в том, что она направлена на реализацию субъективного права (удовлетворение интересов управомоченного лица). Ценность правовой нормы определяется ценностью субъекта, она воспринимается как основа субъективных прав и корреспондирующих им правовых обязанностей. b. Ценность права как целостной системы i. правовой порядок (право всегда предполагается как целенаправленное и определяемое нормами взаимодействие между людьми, следовательно, право не есть беспорядок) ii. свобода (правопорядок важен как условие возможности и результат координированных действий субъекта) – возможность самостоятельно выбирать тот или иной вариант поведения, право – упорядоченная свобода iii. равенство (субъекты равны постольку, поскольку они участники определенного правопорядка и являются носителями взаимных прав и обязанностей. Равенство есть там, где разные субъекты, но в равной мере подпадает под действие одних и тех же правовых норм; невозможность отмерить каждому члену общества индивидуальную меру свободы, обусловленную необходимостью существования общих правовых норм, которые адресуются неопределенному кругу субъектов. Право уравнивает людей. iv. Справедливость – соответствие должному. Должное – социально признанное. Правовой порядок, основанный на социально признанных, а, следовательно, общеобязательных нормах, есть справедливый порядок. Обращение с одинаковым правом к разным людям справедливость. 2. Ценности в праве (инструментальные, социокультурные). Право – инструмент реализации определенных социокультурных ценностей. Социокультурные ценности – ценности, которые зависят от социокультурного развития конкретного общества, они не универсальны.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |