Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные показатели государственных финансов




  Доходы и полученные официальные трансферты
1.1 Доходы
1.1.1 Текущие доходы
1.1.1.1 Налоговые поступления
1.1.1.2 Неналоговые поступления
1.1.2 Доходы от операций с капиталом
1.2 Полученные официальные трансферты
1.2.1 Текущие
1.2.2 Капитальные
  Расходы и кредитование минус погашение
2.1 Расходы
2.1.1 Текущие
2.1.2 Капитальные
2.2 Кредитование минус погашение
2.2.1 Валовое кредитование других секторов
2.2.2 Погашение кредитов, предоставленных другим секторам
  Дефицит или превышение доходов над расходами (1–2)
  Финансирование дефицита (4.2–4.1 + 4.4–4.3 + 4.5)
4.1 Финансовые активы, приобретенные государством в целях управления ликвидностью
4.2 Поступления от продажи финансовых активов, приобретенных государством в целях управления ликвидностью
4.3 Платежи по обязательствам сектора государственного управления (погашение долгов государством)
4.4 Государственное заимствование
4.5 Изменение остатков наличных денежных средств (денежной массы и депозитов)
  Государственный долг

На основе принципов систематизации финансовых операций и категорий государственных финансов формируются классификации операций государственных финансов.

Общее понятие о классификациях операций государственных финансов. Классификации финансовых операций органов государственного управления представляют собой группировки доходов и расходов государственных бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней государственного управления, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов и фондов и государственного долга. Они используются для их составления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов и обеспечивают сопоставимость бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней по вертикали и всех регионов по горизонтали на основе объединения всего множества операций в экономически однородные группы.

Классификации должны обеспечить позиции, позволяющие установить связь показателей государственных финансов с показателями экономической политики государства. Предусмотренная в первичных документах группировка финансовых операций обосновывается в основном юридическими соображениями. Эта группировка не всегда унифицирована, поскольку местные органы государственного управления в большинстве случаев сами решают вопрос о виде используемой классификации. Доходы и расходы нередко недостаточно однородны по содержанию даже после группировки. Наряду с более типичными расходами существуют также статьи расходов, возможных только при определенных обстоятельствах: платежных доверенностях, поручительстве и т. п. — это лишь потенциальные расходы. По некоторым видам расходов (например, инвестиции) нельзя точно судить о возможности «последующих» расходов. Эти недостатки устраняются с помощью классификаций, обеспечивающих унификацию в масштабе стран и мирового сообщества. Операции, входящие в состав основных компонентов, классифицируются в соответствии с видом деятельности или сегментом рынка вне сектора государственного управления.

В основе классификации доходов лежит деление их на налоги и неналоговые поступления, одним из наиболее плодотворных критериев классификации налогов является классификация их по виду облагаемой налогом деятельности или характеру базы, с которой взимается налог.

Расходы классифицируются по функциональному назначению и экономическому характеру. С экономической точки зрения расходы делятся на текущие и капитальные. Кроме того, применяется также перекрестная классификация расходов, которая характеризует взаимосвязь между их функциональным назначением и экономической природой. Категория финансирования и долга классифицируется по типу долгового обязательства, по типу кредитора, а также по срокам погашения. Следует иметь в виду, что в соответствии с принципом общего (совокупного) покрытия расходов все расходы должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления из источников финансирования не могут быть увязаны с определенными расходами, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы.

Традиционная бюджетная классификация России в соответствии с законом о бюджетной классификации включает:

1) классификацию доходов бюджетов Российской Федерации;

2) функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;

3) экономическую классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;

4) классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации;

5) классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

6) классификацию видов государственных внутренних долгов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

7) классификацию видов государственного внешнего долга Российской Федерации и государственных внешних активов Российской Феде рации;

8) ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

В целях обеспечения сопоставимости отражения финансовых операций основные классификации являются едиными для бюджетов всех уровней и утверждаются федеральным законом. К ним относятся: классификация доходов бюджетов, функциональная и экономическая классификации расходов, классификации источников финансирования дефицитов бюджетов. В регионах и на муниципальном уровне может производиться дальнейшая детализация объектов бюджетной классификации без нарушения общих принципов построения и единства бюджетной классификации.

Ведомственные классификации бюджетов субъектов Российской Федерации утверждаются их законодательными органами, а местных бюджетов - решениями соответствующих органов управления.

Вопрос 6 – Аналитическая основа государственных финансов в её новом понимании

Система государственных финансов в ее новом понимании существенно отличается от уходящей в прошлое традиционной системы. Уточнены границы сектора государственных финансов. На основе перехода от кассового метода отражения потоков к методу начислений осуществлена интеграция денежных операций органов государственного управления с проводимыми ими операциями, не носящими денежного характера. Активы и обязательства оцениваются по рыночной стоимости. Решается задача увязки потоков средств с наличием активов и пассивов на начало и конец периода. Достигнуто сближение системы государственных финансов с системой национальных счетов.

Для управления государственными финансами и оценки их воздействия на экономику необходимо организовать систему, в рамках которой их можно представить в сводном виде и анализировать. Важной составной частью новой финансовой системы являются финансовые документы, характеризующие изменения запасов (государственного имущества) в связи с потоками. Данные таких документов характеризуют:

· операции органов государственного управления;

· другие экономические потоки;

· баланс активов и пассивов;

· источники и использование денежных средств.

Поясним эти понятия, имея в виду, что более подробное их рассмотрение будет сделано в главе, специально посвященной реформированной системе государственных финансов.

Операции органов государственного управления. Операции по существу представляют собой изменения в запасах в результате взаимосвязанных действий институциональных единиц. При этом одна единица может выступать в двух экономических ролях. Так, в связи с потреблением основного капитала она выступает и как владелец основных фондов и как потребитель услуг, производимых с их помощью. Данные об операциях органов государственного управления характеризуют доходы, расходы, чистое приобретение нефинансовых активов и чистое принятие обязательств, определенные по методу начислений. Операции органов государственного управления отражаются с помощью классификации, приведенной в табл. 2.

Таблица 2.

Классификация операций сектора государственного управления

Операции, влияющие на чистую стоимость активов
Доходы
Налоги
Гранты
Другие доходы
Расходы
Оплата труда работников
Использование товаров и услуг
Потребление основного капитала
Проценты
Субсидии
Гранты
Социальные пособия
Другие расходы
Чистое / валовое операционное сальдо
Операции с нефинансовыми активами
Чистое приобретение нефинансовых активов
Основные фонды
Изменение в запасах материальных оборотных средств
Ценности
Непроизведенные активы
Чистое кредитование / заимствование
Операции с финасовыми активами и обязательствами (финансирование)
Чистое приобретение финансовых активов
Внутреннее
Внешнее
Внешнее

В классификации выделяются три группы операций: операции, влияющие на чистую стоимость активов; операции с нефинансовыми активами и операции с финансовыми активами и обязательствами.

Операции, влияющие на чистую стоимость активов (текущие операции), — отражают доходы и расходы.

Доходы характеризуют увеличение чистой стоимости активов в результате операций. Они являются результатом текущей деятельности и формируются за счет налогов, взносов/отчислений на социальные нужды и других доходов. В некоторых случаях указанные доходы дополняются грантами. Продажа нефинансовых активов (например, зданий) в новой системе государственных финансов не рассматривается как доход, поскольку она не влияет на чистую стоимость активов. В данном случае происходит изменение видов активов — нефинансовый актив заменяется выручкой от продажи.

Расходы характеризуют уменьшение чистой стоимости активов. Включаемое в эту категорию «использование товаров и услуг» представляет собой полную стоимость товаров и услуг, закупленных сектором государственного управления для использования в процессе производства или приобретенных в целях перепродажи, за вычетом чистых изменений в имеющихся запасах таких товаров и услуг. В эту категорию не включаются товары и услуги, приобретенные для использования в качестве трансфертов в натуральной форме домашним хозяйствам или грантов, не участвующих в процессе производства. Товары и услуги, используемые для накопления капитала, рассматриваются как приобретение нефинансовых активов. Затраты на их приобретение в качестве расходов не рассматриваются. Потребление основного капитала характеризует уменьшение основных фондов в результате физического и морального износа или случайного ущерба.

Операционное сальдо определяется как разность между доходами и расходами. В традиционной системе государственных финансов операции с нефинансовыми активами рассматривались как капитальные доходы и расходы. Это влияло на величину дефицита (профицита) бюджета. Теперь разность между доходами и расходами является отдельной балансирующей статьей — чистым операционным сальдо, которое характеризует изменение чистой стоимости активов в результате операций. Это сводный показатель текущей устойчивости операций органов государственного управления. При определении валового операционного сальдо амортизация из доходов исключаются расходы, уменьшенные предварительно на величину потребления основного капитала. Чистое приобретение нефинансовых активов характеризует изменение стоимости имущества в результате их покупки и продажи.

Операции с нефинансовыми активами (инвестиционные операции) — характеризуют изменение стоимости нефинансовых активов, находящихся в собственности органов государственного управления. К таким активам относятся основные фонды, запасы материальных оборотных средств, ценности и непроизведенные активы. Операции с основными фондами связаны с приобретением новых активов за счет собственного производства, приобретением или продажей существующих активов или существенным улучшением основных фондов. Запасы материальных оборотных средств — это стратегические запасы, незавершенное производство и товары, хранимые для перепродажи. Изъятия из ранее сделанных запасов оцениваются по текущим рыночным ценам, а не по ценам приобретения. К ценностям относятся дорогостоящие товары длительного пользования, приобретаемые главным образом в целях сохранения стоимости. Это драгоценные металлы (золото, серебро, платина и металлы платиновой группы), драгоценные камни в сыром и обработанном виде (алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и др.), а также ювелирные изделия, изготовленные из таких металлов и камней, произведения искусства, антиквариат. Они, как правило, не изнашиваются в течение длительного времени, не используются для производства и потребления, а их стоимость по отношению к общему уровню цен на длительных отрезках времени, как правило, повышается. Непроизведенные активы — это активы, не являющиеся результатом производства (земля, ресурсы недр и т. п.).

Чистое кредитование/заимствование. Разность между чистым операционным сальдо и чистым приобретением нефинансовых активов отражает величину чистого кредитования/заимствования. Чистое кредитование или чистое заимствование характеризует чистый результат операций с финансовыми активами и обязательствами, т. е. разность между приобретением финансовых активов и принятием финансовых обязательств. Это показатель финансового воздействия деятельности органов государственного управления на остальную экономику. Положительная величина чистого кредитования характеризует масштаб предоставления органами государственного управления финансовых ресурсов другим секторам экономики. Отрицательная величина отражает привлечение финансовых ресурсов других секторов.

Еще один подход к классификации финансовых активов основан на том, приобретен ли он или реализован для достижения целей государственной политики или в целях управления государственной ликвидностью. Такое разделение в приведенной классификации операций органов государственного управления и в новой системе государственных финансов, вводимой в странах мира с 2001 г., не проводится. Активы для проведения государственной политики — это активы для содействия развитию новых отраслей, оказания помощи предприятиям, испытывающим финансовые трудности. Они могут приобретать различные формы, например форму кредитов, ценных бумаг, обеспечивающих участие в капитале, и др. Эти операции полезно выделять в самостоятельную категорию, поскольку они отражают потоки средств, аналогичные по ряду характеристик доходным и расходным операциям, и могут быть использованы для определения общего сальдо. Остальные операции с финансовыми активами рассматриваются как проводимые в целях управления ликвидностью, т. е. для получения дохода.

Чистое приобретение активов в целях проведения государственной политики ранее называлось «кредитование минус погашение» или «чистое кредитование». При расчете дефицита оно объединялось с расходами. В новой системе предусмотрена статья «общее сальдо», позволяющая определять чистое приобретение финансовых активов аналогичное чистому приобретению финансовых активов для целей экономической политики. Термин «кредитование минус погашение» не следует путать с термином «чистое кредитование/заимствование», используемым в новой системе государственных финансов.

Операции с финансовыми активами и обязательствами (финансовые операции). Финансовые активы представляют собой главным образом требования к другим институциональным единицам, поэтому им соответствуют определенные обязательства (пассивы). В приведенной в табл. 2 классификации проводится их разграничение на внутренние и внешние активы и обязательства. Вместе с тем в системе государственных финансов они могут классифицироваться в зависимости от используемых финансовых инструментов. Такими инструментами могут быть валюта и депозиты, кредиты и займы, ценные бумаги, монетарное золото, производные финансовые инструменты и др. Возможна также классификация, основанная на типе контрагентов. В качестве контрагентов по финансовым операциям могут выступать финансовые учреждения, нефинансовые корпорации, домашние хозяйства и некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства.

Как уже отмечалось, потоки средств в системе государственных финансов отражаются по методу начислений. Вместе с тем в целях обеспечения текущих платежей и выявления фактической платежеспособности органов государственного управления на основе наличных средств сохраняется потребность в получении и расходовании собственно денежных средств. Для этого формируются данные об источниках и использовании денежных средств.

Источники и использование денежных средств. Понятие денежных средств включает денежную наличность и эквиваленты денежных средств. К денежной наличности относятся банкноты, монеты и депозиты до востребования в банке и других финансовых учреждениях. Эквиваленты денежных средств — это высоколиквидные вложения, легко превращаемые в деньги, а также овердрафты, т. е. автоматические краткосрочные кредиты надежным партнерам в случае, если величина платежа превышает остаток средств. В отличие от рассматривавшихся выше данных об операциях органов государственного управления, базирующихся на методе начислений, движение денежных средств определяется по кассовому методу учета, при котором регистрация операций осуществляется на момент фактического поступления денежных средств или их выплат. Представление данных производится на основе примерной классификации, приведенной в табл. 3.

Таблица 3.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1631; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.