Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Баланс активов и пассивов 3 страница




В 70–80-е годы ХХ в. в модели неоконсерваторов налоговые реформы стали одной из важнейших составляющих реализации политики экономического роста. В условиях нарастающих инфляционных тенденций второй половины 70-х - начала 80-х гг. финансовая наука сделала вывод о негативном влиянии прогрессивного налогообложения на эффективное развитие современного производства. Решение вопроса о высоте налоговых ставок было найдено американским экономистом А. Лаффером в рамках теории переложения, которая была основана на идеях неоклассической школы. Высокие налоги на производителя, по выводам А. Лаффера, оказывают сдерживающее влияние на предложение труда и капитала, что и было учтено при проведении налоговых реформ в 80-е и 90-е гг. ХХ в. в США, Великобритании, ФРГ, Франции, Канаде и других странах.

В конце ХХ в. налоги в рамках механизма государственного регулирования рыночной экономики приобрели и качественно новую функцию, не нашедшую до настоящего момента отражения в теоретических исследованиях. Произошла трансформация одного из проявлений регулирующей функции налогообложения, а именно регулирования внешнеторговых и внешнеэкономических отношений в интегрирующую функцию налогообложения. Ее появление обусловлено одной из наиболее характерных особенностей развития мирового хозяйства на современном этапе - усилением процессов взаимозависимости национальных экономик и глобализацией экономики. Налоги стали средством формирования единого экономического пространства для государств, связанных региональными, хозяйственными и политическими интересами.

Реализация интегрирующей функции налогообложения осуществляется посредством: 1) развития двухсторонних и многосторонних договоренностей между странами о снятии таможенных барьеров; 2) расширения системы соглашений об избежании двойного налогообложения доходов в целях поощрения импорта и экспорта капитала; 3) развития международного налогового законодательства; 4) процессов унификации и гармонизации национальных налоговых систем.

Интегрирующая функция налогообложения все более активно проявляется в необходимости учитывать при разработке национальной налоговой политики такие внешние факторы, как состояние налогового климата в других странах, налоговые ставки, применяемые государствами-партнерами, опыт и перспективные направления осуществления налоговых реформ за рубежом.

Наиболее наглядно проявление интегрирующей функции налогообложения просматривается в рамках Европейского союза. Она проявляется в двух направлениях:

· в изменении и согласовании налогового законодательства стран - членов ЕС в целях выравнивания налоговых условий для потребителей, производственного и финансового капитала;

· в налоговых последствиях (изменение условий налогообложения) приспособления членов регионального сообщества к возможностям и рискам, возникающим в результате создания единого регионального рынка.

Так, в ЕС унифицировано акцизное обложение: некоторые из акцизов по договоренности между странами - членами ЕС отменены (в 1993 г. в рамках ЕС были упразднены акцизы на чай, соль, сахар), остальные после преобразования национальных налоговых законодательств и адаптации их к праву ЕС через закон Европейского внутреннего рынка об акцизах от 21 декабря 1992 г. взимаются по единым тарифным позициям. С 1 января 1993 г. введена единая система регулирования НДС в рамках ЕС, которая предусматривает:

· унификацию принципов исчисления НДС;

· изменение правил взимания НДС с экспортно-импортной продукции в целях создания внутри ЕС налогового режима, обеспечивающего беспрепятственное движение товаров;

· программу сближения уровня налоговых ставок НДС. Специальной комиссией Европарламента ведется активная работа по унификации налога на прибыль предприятий, которая выражается в:

1. – сближении ставок налога на прибыль от предпринимательской деятельности в странах - членах ЕС;

2. – унификации налоговой базы;

3. – унификации методов начисления налоговых льгот для инвесторов при взимании корпоративного налога;

4. – устранении двойного налогообложения корпораций (фирм) в странах - членах ЕС;

5. – взаимопомощи государственных структур стран членов сообщества в сфере борьбы с уклонениями от налогообложения компаний (корпораций).

Результаты, достигнутые в процессе гармонизации и унификации налогообложения, существенно стимулируют активность миграции капиталов и рабочей силы внутри Европейского союза, развитие производственных и научно-технических связей.

Итак, в условиях современной экономики возрастает значение регулирующей, стабилизирующей, социальной и интегрирующей функций налогообложения. Осуществление же налоговыми системами фискальной функции в экономически развитых государствах с демократической системой управления неизменно координируется с необходимостью реализации четырех других.

Оптимизация налогообложения. Проблема определения границ налогового бремени существовала всегда. Поскольку время существования государства не ограничивается никакими календарными, а тем более налоговыми сроками, у государства сохраняется постоянная потребность в налоговых доходах, и оно обязано принимать во внимание необходимость возобновления своих финансовых ресурсов в будущем, сознавая, что это реально лишь при наличии нормального производства. Поэтому грамотное определение границ налоговой нагрузки предполагает развитие производства и обеспечение условий роста национальной экономики. Угнетая же экономику, подавляя налогоплательщика, налог уничтожает собственную основу, а государство лишается будущих доходов со всеми вытекающими отсюда последствиями. При этом проблема определения оптимальной налоговой нагрузки актуальна для любой государственной структуры и любой экономической системы, но каждый разрешение этой проблемы будет иным в зависимости от особенностей функционирования и намеченных целей развития того или иного хозяйственного образования.

Осуществляемое сегодня в условиях современной российской экономики последовательное реформирование налоговой системы в целом представляет собой стремление государства определить оптимальные границы налоговой нагрузки, способной удовлетворить его финансовые интересы и не взорвать наметившийся хрупкий баланс социальных и экономических условий существования современного российского общества.

Необходимо понимать, что оптимальность налоговой нагрузки — понятие достаточно сложное, относящееся к группе показателей и характеристик, не поддающихся точному количественному определению.

Она достигается посредством выполнения следующих основных условий: а) достаточности налоговых поступлений для удовлетворения нужд государства, б) приемлемости уровня налогового обложения для налогоплательщиков (как юридических, так и физических лиц), т. е. взиманием налогов на таком уровне и такими методами, которые позволяют обеспечить социально стабильную ситуацию в обществе; в) возможности стимулирования с помощью налоговой системы роста инвестиционной и предпринимательской активности. Сам же процесс оптимизации, т. е. достижение оптимального уровня налоговой нагрузки, обеспечивается посредством реализации комплекса функций налогообложения:

· фискальной и контрольной функций, обеспечивающих изъятие законодательной установленной части дохода налогоплательщиков и поступление налогов в бюджеты органов государственного управления;

· стабилизирующей функции, способствующей финансовому обеспечению гражданских прав населения и сохранению действующей государственной системы;

· регулирующей, обеспечивающей финансовые условия (объем средств, остающихся после уплаты налогов) для возобновления воспроизводственных процессов в рамках национальной экономики на расширенной основе и создание системы экономических стимулов и рычагов, инициирующих инвестиционную активность производителей и основной части трудоспособного населения, а также активизацию конкурентных сил рынка;

· социальной, способствующей использованию налогового механизма для удовлетворения экономических потребностей социально незащищенных групп населения, а также защиты и восстановления окружающей среды, человеческого потенциала общества;

· интегрирующей, создающей условия для адекватного включения национальной налоговой системы в систему экономических регуляторов глобального регионального межгосударственного сообщества и эффективной интеграции отечественной экономики в мировое экономическое пространство.

Полноценная реализация всех этих функций, собственно, и формирует оптимальную налоговую систему или единство налоговых систем на различных бюджетных уровнях, способных в полной мере удовлетворить интересы государства и налогоплательщиков.

При этом необходимо учитывать, что в рамках современной теории налогообложения проблема оптимизации налоговой нагрузки включает в себя несколько основных направлений:

· поиск оптимального уровня налоговой нагрузки, способного согласовать интересы государства и налогоплательщика (юридических и физических лиц) на макроуровне;

· поиск вариантов оптимального распределения налогового бремени на региональном уровне;

· поиск вариантов распределения оптимального налогового бремени в рамках отраслевой структуры национальной экономики.

В современной налоговой практике для оценки оптимальности налоговой нагрузки в рамках конкретной национальной экономики используется целый комплекс критериев. В расчет принимается динамика следующих показателей:

· общий уровень налогообложения (удельный вес налогов в ВВП);

· уровень бюджетного дефицита по отношению к ВВП;

· уровень совокупного объема налогов с населения к объему уровня доходов граждан, а также расчет этого показателя по социальным группам населения;

· темпы роста общественного производства в целом и по структурным секторам экономики и т. д.

Как видим, практически отсутствуют прямые показатели, однозначно (в положительном или отрицательном аспекте) характеризующие результативность функционирования налоговой системы. Главным недостатком этих показателей является подверженность их влиянию дополнительных факторов, под воздействием которых они формируются.

В Налоговом кодексе РФ оптимальное налогообложение трактуется как налогообложение, соизмеряющее интересы государства в наполнении бюджета с возможностями налогоплательщика удовлетворить эти интересы без ущерба его экономических и социальных (конституционных) прав: «при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к их уплате»[6] (п. 1 ст. 3 НК РФ); «налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными, недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав» (п. 3, ст. 3 НК РФ). Оптимизация же налоговой нагрузки для налогоплательщиков должна, по положению Налогового кодекса РФ, достигаться за счет реализации принципов «горизонтальной» и «вертикальной» справедливости. Первый означает, что все налогоплательщики с одинаковыми объектами налогообложения должны платить одинаковые налоги, второй — что налогоплательщики, имеющие однородные объекты налогообложения, но разные налоговые базы, должны платить налоги, дифференцированные по налоговой базе. Таким образом, оптимизация налоговой нагрузки для налогоплательщиков должна достигаться посредством перераспределения налоговых отчислений через механизм дифференциации налоговых ставок.

Характерно, что в качестве одного из важнейших критериев оптимизации рассматривается поиск максимального объема налоговой нагрузки (доли ВВП), взимание которой не вызовет обострения социально-экономических противоречий в обществе либо ухода плательщиков в теневые структуры. Конституционный Суд прямо указал, что реализация основных прав и свобод, закрепленных Конституцией РФ, не может ставиться в зависимость от уплаты или неуплаты каких-либо налогов и сборов, поскольку основные права граждан РФ гарантируются Конституцией РФ без каких-либо условий фискального характера. При этом размер налога или сбора, подлежащего уплате, должен в целом соответствовать ценности этого объекта, его важности для налогоплательщика. Налог должен быть таким, чтобы не провоцировать налогоплательщика на отказ от имущества, доходов или определенного вида деятельности.

В целом трактовка основных направлений оптимизации налогообложения в Налоговом кодексе РФ по основным своим параметрам совпадает с критериями, присущими современной налоговой теории.

 

 

Вопрос 4 – Реформирование налоговой системы РФ

Изменения в отечественной налоговой системе в последнее десятилетие ХХ в. и в первые годы ХХI века были обусловлены глобальными социально-экономическими изменениями, происходящими в нашем обществе, экономике и структуре государственных финансов страны.

С началом развития рыночных отношений в 1991–1992 гг. возникла необходимость создания налоговой системы, адекватной новым условиям хозяйствования. На решение этой задачи был направлен Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы РФ». Законодательно было установлено, что объектами налогообложения являются прибыль (доход), стоимость определенных товаров, добавленная стоимость продукции, имущество юридических и физических лиц, передача имущества (дарение, продажа, наследование), операции с ценными бумагами, отдельные виды деятельности и другие объекты. Косвенные налоги эволюционировали от однократного налогообложения потребительских товаров на стадии конечного потребления (налог с оборота; налог с продаж, введенный в 1991 г. и отмененный в 1992 г.) к многократному обложению хозяйственного оборота, начиная со стадии производства посредством введения новых косвенных налогов - налога на добавленную стоимость (НДС) и акцизов.

Активное законотворчество в течение 1991–1992 гг. привело к тому, что на начало 1993 г. налоговая система России была представлена совокупностью более 40 налогов и сборов. Существовало также 20 государственных внебюджетных фондов, доходная часть которых формировалась за счет целевых отчислений. На протяжении 90-х гг. российская налоговая система продолжала трансформироваться, приспосабливаться к ее новым условиям хозяйствования за счет включения в нее нового или модификаций действующего налога, способного, по мнению реформаторов, достаточно быстро пополнить доходы бюджета. Однако такая политика не дала реальных положительных результатов. Как показала практика, за период 1995–1999 гг. произошло существенное снижение эффективности налогового администрирования, нашедшее реальное отражение в приросте недоимки налоговых сборов в процентах к ВВП, который составил по федеральному бюджету в 1996 г. 1,1%, в 1997 г. - 1,3, в 1998 г. - 2,1, в 1999 г. - 0,9, а по консолидированному бюджету соответственно - 3,0, 2,4, 2,9, 0,7%.

В результате к 2000 г. в России сложилась трехуровневая налоговая система, имеющая преимущественно фискальный характер и практически не ориентированная на стабилизацию социальной ситуации в обществе, стимулирование развития отечественного производства и поощрение инвестиционной активности производителей.

Практика 90-х гг. показала бесперспективность попыток устранения основных недостатков действующей налоговой системы путем внесения «точечных» изменений в налоговое законодательство на основе копирования западных образцов. Стало очевидно, что задача создания оптимальной налоговой системы, способной сбалансировать интересы государства и налогоплательщиков, может быть решена только путем формирования единого согласованного Налогового кодекса и дополнения его законодательным инструментарием внесения сбалансированных поправок по мере возникновения необходимых для этого предпосылок. Налоговая реформа должна предусматривать снижение налоговой нагрузки и решение вопроса ликвидации барьеров, препятствующих развитию бизнеса, большую прозрачность налогоплательщиков для государства, а также улучшение налогового администрирования и сужение возможностей для уклонения от уплаты налогов.

Было принято решение о проведении налоговой реформы в несколько этапов, причем значительную часть преобразований предусматривалось реализовать в 2001–2003 и 2004–2005 гг. Однако некоторые мероприятия, носящие концептуальный характер, из-за невозможности их оформления в виде законодательных инициатив, в частности вследствие неопределенности будущей экономической динамики, должны быть сформулированы и реализованы по мере создания соответствующих экономических условий.

Рассмотрим теперь более подробно основные виды налогов в процессе их реформирования в рамках налоговой системы Российской Федерации.

Налог на доходы физических лиц. С 1 января 1992 г. по 31 декабря 2000 г. на территории Российской Федерации действовал Закон РФ «О подоходном налоге с физических лиц». За эти годы были приняты 22 поправки, которые существенно изменили первый вариант закона. Подоходный налог с физических лиц является федеральным налогом. К уплате налога привлекаются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, как имеющие, так и не имеющие постоянного местожительства в РФ. Объектом обложения подоходным налогом является совокупный доход, полученный в календарном году, как в денежной, так и в натуральной форме, в том числе в виде материальной выгоды. В налогооблагаемый доход не включаются выплачиваемые и назначаемые в соответствии с законодательством РФ государственные пособия, пенсии, компенсационные выплаты, стипендии, дотации, субсидии, средства материальной помощи и др.

В действующем Налоговом кодексе РФ изменено название налога на «налог на доходы физических лиц». Это связано с изменением объекта налога - вместо «совокупного дохода» налогоплательщика в налоговое законодательство введены три различных вида дохода граждан, облагаемых налогом:

· трудовые доходы, т. е. доходы, получаемые от выполнения трудовых и приравненных к ним обязанностей, к которым применяется единая 13%-ная налоговая ставка, вне зависимости от величины полученного дохода, уменьшенная на установленные налоговые вычеты;

· пассивные доходы, связанные с оборотом капитала и не зависящие от непосредственной трудовой деятельности налогоплательщика. Такие доходы облагаются по ставке 35%, и к ним относятся: выигрыши в лотереях, тотализаторах и других основанных на риске играх; стоимость любых выигрышей и призов в рекламных конкурсах; страховые выплаты в части, превышающей установленные размеры; процентные доходы по банковским вкладам в части превышения суммы, рассчитываемой исходя из действующей ставки рефинансирования ЦБ по рублевым вкладам и 9% годовых по вкладам в иностранной валюте; сумма экономии на процентах при получении плательщиком заемных средств в части превышения установленных размеров;

· дивиденды и доходы, полученные физическими лицами, не являющимися резидентами РФ, облагаются по ставке 30%.

Налог на доходы физических лиц предусматривает с 2001 г. значительное снижение налогового бремени за счет расширения налоговых льгот. В НК РФ предусмотрено уменьшение налоговой базы на различные виды вычетов: стандартные (необлагаемый минимум); социальные (расходы на обучение, лечение, приобретение лекарственных средств); имущественные (в связи с продажей, покупкой, строительством жилья); профессиональные (в сумме фактически произведенных расходов, связанных с профессиональной деятельностью предпринимателей, осуществляемой без образования юридического лица).

Следует также отметить, что и в период с 1992 по 2001 г., и в настоящее время, налог на доходы физических лиц (подоходный налог) является федеральным налогом, а средства от него в большей части поступают в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты (см. табл. 4.1).

Налогообложение прибыли предприятий. В СССР взаимоотношения государственных предприятий с бюджетом определялись Порядком распределения прибыли, установленным в ходе проведения хозяйственной реформы в 1965 г. Существовала персонифицированная система отчислений от прибыли для различных отраслей и конкретных предприятий по нескольким бюджетным уровням. В условиях становления рыночных отношений возникла необходимость унификации этого процесса, т. е. установления единого норматива отчислений от прибыли в бюджет.

Новый механизм налогообложения прибыли был введен с 1 января 1992 г. Законом РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы РФ». Он был построен на принципе единства определения объекта налогообложения, ставок и налоговых льгот для предприятий различных отраслей экономики. За почти 10-летний срок действия данного закона в него было внесено около 30 изменений и дополнений. Однако они так и не смогли решить целый комплекс проблем, например проблему несоответствия между режимом учета расходов организаций в бухгалтерском учете и при налогообложении, несогласований при формировании налоговой базы и т. д. Решение этих вопросов попытались найти в НК РФ.

Главой 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» вводится общепринятый в мировой налоговой практике порядок определения налоговой базы - как реально полученного, а не определенного расчетным путем финансового результата, т. е. как разницы между доходами, полученными налогоплательщиком за налоговый период, и расходами, связанными с производством и реализацией товаров (услуг, работ). Сняты ограничения в отнесении на затраты при исчислении налоговой базы ряда расходов, связанных с извлечением прибыли: на рекламу, добровольное страхование, подготовку и переподготовку кадров.

Нормами НК предусмотрен механизм амортизации имущества предприятий. Амортизируемое имущество распределяется по 10 группам в соответствии со сроками полезного использования. Предусмотрено снижение сроков полезной эксплуатации имущества, относящегося к активной части, в среднем на 30% от действующей нормы, а относящегося к пассивной части - в среднем на 10%.

В целях обеспечения единого подхода к налогообложению организаций различных отраслей экономики (в том числе производства, торгов ли, финансов, страхования) и создания условий для активизации конкурентных отношений введена единая ставка налога на прибыль в размере 24%. Доходы, полученные в виде дивидендов, облагаются по ставке 6%. Налог на доход, полученный в виде процентов по долговым обязательствам, включая государственные и муниципальные ценные бумаги, установлен в размере 15%.

Однако в соответствии с новым порядком начисления налога на прибыль не учитывается большинство из ранее применявшихся в налоговом законодательстве РФ и до сих пор применяющихся практически во всех развитых странах мира инвестиционных налоговых льгот, обеспечивающих исключение из налогооблагаемой базы затрат предприятия на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и внедренческие проекты. Это значительно снижает возможности использования регулирующей функции налогообложения в рамках отечественной налоговой системы.

Налог на добавленную стоимость. Налог на добавленную стоимость (НДС) заменил налог с оборота со 2 января 1992 г. Он был введен в налоговое законодательство 6 декабря 1991 г. Верховным Советом РСФСР. Первоначальная ставка НДС была установлена в размере 28% к облагаемому обороту. С 1 января 1999 г. она была понижена до 20% на все основные виды товаров и услуг и до 10% на все продовольственные товары (кроме подакцизных), сельскохозяйственную продукцию продовольственного назначения, ряд товаров для детей и медикаментов. Впоследствии в законодательство были внесены многочисленные изменения и дополнения, касающиеся вопросов уточнения определения налоговой базы, уровня налогообложения и др.

С 1 января 2001 г. введена в действие гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» части II НК РФ. Объектами обложения НДС признаются операции по реализации товаров, выполнению работ или оказанию услуг на территории РФ. Объектом налогообложения является также ввоз товаров на территорию РФ.

НДС - особый вид обложения, он не должен оказывать налогового давления на производителя. Поэтому одним из основополагающих принципов исчисления НДС является правильное начисление налога, принимаемого к возмещению (зачету). В связи с чем для всех налогоплательщиков установлен порядок, согласно которому суммы налога, уплаченные при приобретении основных средств и нематериальных активов, в полном объеме вычитаются из сумм налога, подлежащих взносу в бюджет, в момент принятия к бухгалтерскому учету. Таким образом, сегодня в РФ, как и в мировой практике, сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между суммой НДС, полученной налогоплательщиком (производителем) от покупателей за реализованные им товары (услуги), и суммами НДС, уплаченными налогоплательщиком поставщикам за приобретенные материальные ресурсы производственного назначения. Являясь активным сборщиком налога, производитель, тем не менее, не несет реальной налоговой нагрузки. Она полностью перекладывается на конечного потребителя, который и становится реальным носителем налога. Являясь по существу универсальным налогом на потребителя, НДС обеспечивает регулярное поступление средств в бюджет и позволяет охватить все сферы производства и реализации ВВП.

В настоящее время НДС — один из основных источников бюджета (см. табл. 5). В консолидированном бюджете объем налоговых поступлений от НДС превышает пятую часть всех налоговых доходов. Ставка НДС составляет 18%, а по социально значимым товарам и услугам - 10%. С 2001 г. впервые введено понятие «нулевая ставка» НДС(0%), которая применяется в отношении экспортируемых товаров и обеспечивает не только освобождение экспортера от НДС, но и возмещение из бюджета налогов, уплаченных по материальным ресурсам производственного назначения. Такая схема соответствует мировой практике, является формой государственной поддержки экспорта и обеспечивает равные конкурентные условия для отечественных товаров на мировом рынке. При ввозе (импорте) товаров на территорию России НДС взимается по ставкам, установленным для отечественных товаров.

НДС не облагается большая группа товаров и услуг, социально значимых для населения: медицинские товары и услуги; услуги по уходу за инвалидами, престарелыми, по содержанию детей в дошкольных учреждениях; муниципальные услуги, перевозки общественным транспортом, услуги в сфере образования, культуры и искусства и др.

Акцизы. В Российской Федерации акцизы появились в 1992 г. одно временно с НДС и заменили вместе с ним ранее действовавший налог с оборота. В Налоговом кодексе РФ к этим товарам отнесены: спирт этиловый и спиртосодержащая продукция, в том числе алкогольная; пиво; табачная продукция; ювелирные изделия; бензин автомобильный; природный газ; нефть; дизельное топливо; моторные масла; легковые автомобили и мощные мотоциклы.

Основополагающими факторами при применении акцизов являются производство и первая реализация подакцизного товара. Поэтому объектом обложения акцизами признана реализация лицами (организациями или индивидуальными предпринимателями) произведенных ими подакцизных товаров.

Поимущественные налоги. К системе поимущественных налогов в РФ относятся:

· налог на имущество предприятий;

· земельный налог;

· налоги на имущество физических лиц;

· налоги на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения.

Существенной особенностью имущественных налогов является обязательность их уплаты вне зависимости от результатов хозяйственной деятельности организаций и доходов физических лиц.

На протяжении последних лет происходило совершенствование налогового законодательства по налогу на имущество предприятий — сужалась налогооблагаемая база и повышалась налоговая ставка с одновременной переоценкой основных средств. Это позволило превратить налог на имущество предприятий в серьезный источник формирования налоговой базы региональных и местных бюджетов. Законодательно определена предельная ставка налога — до 2% от балансовой стоимости облагаемого имущества. Объект обложения определен как остаточная стоимость основных средств, нематериальных активов, стоимость запасов и ресурсов, находящихся на балансе налогоплательщика. Налогоплательщиками являются все российские организации, а также иностранные организации в части их имущества, расположенного на территории РФ.

Основной вид платы за землю — земельный налог, который в соответствии с законодательством РФ отнесен к местным налогам, является обязательным и взимается на всей территории РФ. Размеры налога определяются с учетом качества земли, ее площади, состава угодий, местоположения (по землям сельскохозяйственного назначения); зон градостроительной ценности, социально-культурного потенциала и т. д. (по землям несельскохозяйственного назначения). В качестве основной величины земельного налога в расчет принята нормативная величина земельной ренты. При этом согласно налоговому и бюджетному законодательству средние ставки земельного налога подлежат индексации.

К системе местных налогов отнесена также группа налогов на имущество физических лиц. С учетом различия в видах имущества (недвижимость, транспортные средства) и особенностей их эксплуатации установлены два вида налогов: налог на строение, помещения и сооружения и налог на транспортные средства — с различными ставками и базой налогообложения. Законодательно установлен дифференцированный подход к установлению размеров ставок как по налогу, на строения, помещения и сооружения, так и по налогу на транспортные средства (в зависимости от инвентаризационной стоимости и мощности двигателя). При этом право установления конкретных размеров ставки налогов в пределах, определенных законодательством, предоставлено представительным органам местного самоуправления с учетом характера налога и полного его зачисления в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) имущества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.