Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Баланс активов и пассивов 11 страница

 

 

где ПСП* = ПСП (1 - t), т. е. представляет собой мультипликатор, скорректированный на (1 - t) или, иначе говоря, на долю каждой дополнительной единицы дохода, которая фактически остается у домашних хозяйств после уплаты налогов.

Из формулы вытекает: чем выше ставка налогообложения (речь идет о чистых налогах), тем меньше величина мультипликатора, а меньшей ставке налогообложения соответствует большая величина мультипликатора. Соответственно чем выше мультипликатор, тем больше возрастает потребительский спрос в результате увеличения выпуска продукции и доходов. При высокой налоговой ставке изменение уровня доходов лишь незначительно отразится на размерах располагаемых доходов домашних хозяйств и величине их потребительского спроса. Величина мультипликатора будет небольшой.

Если размер налогообложения пропорционален доходам, то взаимосвязь между налогами и величиной бюджетного дефицита характеризуется следующим.

Изменение дефицита государственного бюджета (D) равно изменению государственных расходов (G) за вычетом изменения налоговых доходов (Y), или

ΔD = ΔG − ΔY,

а если налоговая ставка (t) меняется, то D D = Δ Gt Δ Y.

В свою очередь, изменение государственных расходов, уменьшенное на мультипликатор, равно изменению равновесного уровня доходов.

ΔG × M= ΔY.

Из этих уравнений вытекает также, что

ΔD = ΔG + tΔY.

Таким образом:

· рост государственных расходов ведет к росту дефицита бюджета, хотя и на меньшую величину;

· рост налоговых поступлений всегда меньше увеличения государственных расходов;

· дефицит государственного бюджета возрастает на сумму, равную превышению прироста государственных расходов над приростом взимаемых налогов.

Государственные расходы оказывают прямое непосредственное воздействие на совокупный спрос, а налогообложение — косвенное: изменение налогообложения ведет к изменению располагаемых доходов и их распределения на потребление и сбережения и лишь в части изменения потребления влияет на совокупный спрос. Таким образом, изменение государственных расходов воздействует на совокупный спрос в большей мере, чем равновеликое изменение налогов.

В условиях сбалансированного бюджета при одновременном увеличении налогообложения и государственных расходов на одну и ту же величину прирост правительственных расходов почти сразу увеличивает на эту величину (например, на 1000 единиц национальной валюты) совокупный спрос, в то время как уменьшение совокупного спроса за счет роста налогов составит меньшую величину. Эта меньшая величина равна произведению прироста налогов на предельную склонность к потреблению. Если она равна 0,80, то сокращение потребительского спроса составит 1000 × 0,80 = 800 ед. Таким образом, общий совокупный спрос при прочих равных условиях увеличится на 200 ед. (1000 - 800), а с учетом мультипликатора, если он равен, например, 3, - на 600 ед. В итоге получается фискальное расширение сбалансированного бюджета. Эффект действия мультипликатора сбалансированного бюджета заключается в том, что сальдированным результатом одновременного одинакового по размерам увеличения государственных расходов и суммы налогообложения является рост совокупного спроса и, следовательно, выпуска продукции. Это обстоятельство является существенным при анализе и выработке государственной фискальной политики. Если уровень инвестиций не меняется, то мультипликатор сбалансированного бюджета равняется единице, а равновеликое увеличение государственных расходов и налогов ведет к такому же по размерам приросту производства.

Общий уровень расходов бюджета может быть представлен в виде суммы государственных закупок товаров, включая услуги, и общего объема социальных выплат. Аналогично доходы бюджета представляют собой сумму всех поступлений (назовем их налоговыми или налогами, так как налоги составляют их основную часть), а чистые налоги — это налоговые поступления минус социальные выплаты. Дефицит бюджета (расходы минус доходы) в этом случае может быть выражен как разность между суммой государственных закупок и услуг и величиной чистых налогов: доходы — расходы = налоги — (государственные закупки + социальные выплаты). В итоге дефицит (с учетом знака) равен государственным закупкам минус чистые налоги. При сбалансированном в условиях сложившегося уровня доходов бюджете эта разность равна нулю. Важно, однако, что будет происходить при нарушении сбалансированности.

Если уровень доходов возрастает, будет наблюдаться превышение доходов над расходами (профицит бюджета). Иначе говоря, при данном уровне расходов и сложившемся уровне налогообложения размер дефицита бюджета зависит от уровня доходов, связанного с выпуском продукции. Чем больше выпуск продукции и доходы, тем больше профицит бюджета или меньше его дефицит.

Однако выпуск продукции зависит от уровня государственных расходов и ставки налогообложения. В связи с этим возникает необходимость ответить на вопрос о том, возможно ли, чтобы рост государственных расходов приводил к сокращению, а не росту бюджетного дефицита, или, другими словами, может ли увеличение государственных расходов привести к такому экономическому росту, при котором сумма дополнительных поступлений налогов превысит прирост расходов.

Очевидно, что немедленным следствием роста государственных расходов будет увеличение дефицита бюджета. Постепенно с ростом производства и соответственно доходов станет больше сумма поступающих налогов. Прирост налоговых поступлений будет, однако, меньше, чем прирост расходов. Возросшие расходы на государственные закупки будут лишь частично погашены за счет налогов. Это связано со следующими обстоятельствами. В условиях равновесной экономики дефицит государственного бюджета равен разнице между сбережениями и инвестициями. Если величина инвестиций остается неизменной, то с ростом государственных расходов дефицит бюджета возрастает. Возрастание дефицита обусловлено увеличением сбережений по мере роста государственных расходов и соответственно доходов. Увеличение сбережений, связанных с ростом государственных расходов, ведет к увеличению суммы налоговых доходов в меньших размерах, чем возрастают государственные расходы.

Анализ взаимосвязей государственного бюджета и уровня доходов в экономике показывает, что в условиях высокого экономического роста бюджетный дефицит уменьшается, а при спадах увеличивается.

Означает ли изменение дефицита бюджета достижение целей бюджетной политики, направленной на увеличение или сокращение совокупного спроса. Иначе говоря, свидетельствует ли увеличение или сокращение бюджетного дефицита о том, что правительство, пытаясь стимулировать спрос, успешно использует финансовые меры для увеличения спроса и наоборот. На эти вопросы трудно дать однозначный ответ, поскольку на дефицит бюджета влияют также другие факторы, не зависящие от фискальной политики. В частности, это изменение равновесного уровня доходов при неизменности самой фискальной политики, например, при падении инвестиционного спроса.

Для оценки обоснованности фискальной политики необходимо исходить из альтернативной концепции бюджета. Основой такого подхода является оценка бюджета исходя из условия полной занятости. Это позволяет изолировать эффект, оказываемый на бюджет фискальной политикой, от воздействия других факторов, например изменения доходов.

Бюджет полной занятости отражает размер дефицита или профицита государственного бюджета, который имел бы место, если бы экономика функционировала в условиях полной занятости, при которой бюджет не зависит от текущего уровня доходов. Он показывает, каким был бы бюджет, если бы была осуществлена полная занятость.

Рост дефицита бюджета полной занятости или сокращение избытка ведут к увеличению совокупного спроса и росту выпуска продукции и наоборот — уменьшение дефицита или прирост профицита создают обратную тенденцию.

Использование активной фискальной политики сопряжено с рядом сложных проблем. Трудно определить время, когда следует изменить фискальную политику, поскольку это связано с проблемами оценки ситуации, складывающейся в экономике: спад ощутимо проявляется лишь когда он уже наступил, да и в этом случае нелегко оценить его глубину и продолжительность. В результате решения принимаются с опозданием. Существует также временной лаг от момента, когда приняты решения по изменению фискальной политики, до времени реального увеличения спроса и роста выпуска продукции, поскольку требуется время на планирование и налаживание правительственных расходов (например, инвестиций или общественных работ). Наконец, реализуемые меры медленно сказываются на экономике и их результаты трудно определить с достаточной точностью, кроме того, затруднительно определить величину мультипликатора, что приводит к неопределенности в оценке размера изменения налогов.

В реальной экономике существует ряд факторов, смягчающих воздействие изменений совокупного спроса на ВВП. Это так называемые автоматические стабилизаторы. Основными автоматическими стабилизаторами являются подоходный налог, ставки которого увеличиваются с увеличением доходов, и пособия по безработице. В периоды экономического спада они поддерживают выпуск продукции. Так, подоходный налог уменьшает величину мультипликатора, амортизируя влияние уменьшения выпуска продукции. Аналогично пособия по безработице сдерживают падение спроса лиц, потерявших работу. Воздействие автоматических мультипликаторов не требует принятия специальных мер, а наступает в силу срабатывания ранее установленных правил. Их действие смягчает глубину и длительность экономических спадов.

 

Лекция 5 – Реформированная система государственных финансов

Вопрос 1 – Доходы

Согласно традиционному пониманию государственных финансов бюджет состоит из трех частей: доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета. Доходы и расходы представляют собой поступления и выбытия денежных средств на счетах бюджета. Их сопоставление, отражаемое дефицитом или профицитом бюджета, характеризует оказываемое ими влияние на изменение остатков денежных средств, находящихся в собственности органов государственного управления. Формирование бюджетных данных осуществляется на основе кассовых потоков и связанных с ними финансовых активов и обязательств (бюджетные ссуды, кредиты, государственный (муниципальный) долг). При таком подходе не получается полного баланса активов и пассивов, поскольку не отражаются остатки средств на начало и конец периода. В новой системе государственных финансов ситуация существенно меняется. С переходом к методу начислений возникает понятие запасов (остатков) нефинансовых и финансовых активов и обязательств, а доходы и расходы рассматриваются как факторы, оказывающие влияние на их изменение. При этом меняются сами понятия «доходы» и «расходы».

Согласно традиционной системе государственных финансов (СГФ) и Бюджетному кодексу РФ доходы — это средства, поступающие на счета органов государственной власти, а расходы — операции по списанию средств в оплату их обязательств. В новой системе государственных финансов доходы рассматриваются как операции, увеличивающие чистую стоимость активов, а расходы — как операции, уменьшающие стоимость активов. Поскольку чистая стоимость активов представляет собой разность между активами и пассивами, можно сказать, что ее изменение характеризует результат деятельности государственной власти. Увеличение чистой стоимости активов отражает прирост имущества, находящегося в собственности сектора государственного управления, и свидетельствует о возрастании его финансово-экономической устойчивости.

Исходя из изложенного меняется состав компонентов, включаемых в доходы. Так, поступление средств от продажи акций или других форм участия в капитале по кассовому методу рассматривается как доход, поскольку в бюджет поступают деньги. В новой СГФ поступление этих средств доходом не считается, так как общая стоимость активов органов государственного управления остается прежней. В данном случае происходит обмен одного актива (акций) на другой (деньги). В новой системе не рассматривается в качестве дохода выручка от продажи основных фондов, поскольку при этом также не меняется общая стоимость активов, которыми располагают органы государственного управления.

Доходы определяются по методу начисления, т. е. по моменту, когда имеют место деятельность, операции или другие события, в результате которых образуются требования на получение налогов и других видов доходов.

Классификация доходов в укрупненном виде представлена в табл. 14

Таблица 14

Классификация доходов в реформированной системе государственных финансов

  Доходы
1.1 Налоги
1.1.1 Налоги на доходы, прибыль и прирост активов
1.1.2 Налоги на фонд заработной платы и рабочую силу
1.1.3 Налоги на собственность
1.1.4 Налоги на товары и услуги
1.1.5 Налоги на международную торговлю и операции
1.2 Взносы / отчисления на социальные нужды
1.3 Гранты
1.3.1 От правительств иностранных государств
1.3.2 От международных организаций
1.3.3 От других единиц сектора государственного управления
1.4 Другие доходы
1.4.1 Доходы от собственности
1.4.2 Продажа товаров и услуг
1.4.3 Штрафы, пени и неустойки
1.4.4 Добровольные трансферты, кроме грантов
1.4.5 Прочие доходы

Основные отличия пересмотренной классификации доходов от традиционной классификации заключаются в следующем. Ранее доходы подразделялись на налоговые, неналоговые и капитальные доходы. В новой классификации они подразделяются на налоги, взносы/отчисления на социальное страхование, гранты и другие доходы. Таким образом, взносы/отчисления на социальное страхование выделены в отдельную группу.

В новой классификации доходов введено понятие грантов, которые ранее в состав доходов не включались и рассматривались отдельно. Гранты — это необязательные трансферты от правительств других государств, международных организаций и других единиц государственного сектора. Они могут быть капитальными или текущими, в денежной или натуральной форме.

Категория «прочие доходы» в новой классификации включает большую часть категории «неналоговые доходы» традиционной классификации, а также капитальные трансферты, рассматривавшиеся ранее как капитальные доходы. Выручка от продажи активов в пересмотренной классификации как доходы не рассматривается.

Основным видом доходов являются налоговые доходы, возникающие в силу законодательства. Поступление налогов не сопровождается возникновением каких-либо финансовых обязательств органов государственного управления, ведет к увеличению активов и соответственно в реформированной системе государственных финансов, как и ранее, рассматривается как доход. Система налогообложения и понятия отдельных видов налогов в странах в связи с реформированием системы государственных финансов не меняется. Также не меняются нормативные положения, определяющие другие конкретные поступления в доходы. Пояснения к отдельным видам налогов и других поступлений были даны при рассмотрении доходов в традиционном понимании.

Налогово-бюджетное бремя характеризуется суммой обязательных трансфертов, взимаемых органами государственного управления с институциональных единиц остальной экономики. Такой показатель в системе государственных финансов прямо не предусмотрен. Для приближенной оценки может использоваться сумма налоговых доходов и взносов/отчислений на социальное обеспечение.

 

Вопрос 2 – Расходы

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Баланс активов и пассивов 10 страница | Расходы по функциональному назначению в реформированной системе государственных финансов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 571; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.