Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Затухание колебания. Дифференциальное уравнение затухающего колебания. Выражение для смещения. Коэффициент затухания. Логарифмический коэффициент затухания

Резюме

Резюме

Страхование является совокупностью экономических отношений, возникающих на основе замкнутого безвозвратного перераспределения финансовых ресурсов во времени и пространстве по поводу формирования страхового фонда и его использования для возмещения вероятного ущерба, нанесенного экономическим субъектам в результате непредвиденных неблагоприятных событий. Страхование как институт финансовой и социальной защиты является частью кредитной системы Российской Федерации.

Юридической основой регламентации отношений в процессе страхования является договор страхования, в рамках которого одна из сторон (страховщик) принимает на себя значительный страховой риск от другой стороны (страхователя), соглашаясь компенсировать потери страхователю, если оговоренное неопределенное событие в будущем (страховое событие) окажет неблагоприятное влияние на страхователя.

Страхование в целом отражает уровень развития экономики, но в еще большей степени уровень доходов населения. Чем он выше, тем больше людей думают о своем будущем и пытаются застраховать свои личные, имущественные и финансовые риски. Потенциал развития страхования в России очень высок и оценивается ростом в 9–12% в год. Следовательно, произойдет увеличение доли страховых резервов по отношению к ВВП (по результатам 2003 г. она составляла 1,6%).

Перспективным направлением для западных инвесторов на рынке страхования является страхование жизни в силу не только его неразвитости, но и большого потенциала роста, который оценивается в 60 млрд долл. США. Присутствие иностранных компаний в совокупном уставном капитале всех страховых компаний на конец 2004 г. оценивалось в 3–4%, поэтому в сложившихся условиях они не представляют серьезной конкуренции для российских страховых компаний.

 

Лекция 12 – Финансы некоммерческих организаций.

Общая характеристика некоммерческих организаций.

В условиях построения социально-ориентированной рыночной экономики предполагается возрастание роли некоммерческих организаций (НКО), которые оказывают различные виды социальных услуг. В соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческой организацией признается организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Таким образом, некоммерческие организации представляют собой предприятия, созданные с целью производства товаров и услуг, чей статус не позволяет им служить источником прибыли или финансовой выгоды для единиц, которые их учреждают, контролируют или финансируют (физические лица, корпорации, государство). Некоммерческие организации могут быть как нерыночными, так и рыночными производителями. Решение об отнесении их к той или иной группе должно приниматься в зависимости от характера финансирования их затрат.

К рыночным некоммерческим организациям относятся организации, устанавливающие за оказываемые услуги плату, позволяющую им возмещать производственные затраты и получать прибыль, которую они оставляют в своем распоряжении. Однако получение прибыли не является в принципе основной их целью. Они могут также использовать в дополнение к выручке от оказания услуг доходы от собственности и за счет этого устанавливать плату за услуги, покрывающую затраты на них. К ним, в частности, относятся:

1. а) некоммерческие организации, создаваемые коммерческими пред приятиями для оказания им различных услуг и представления их интересов (например, торгово-промышленные палаты, биржи, ассоциации предпринимателей);

2. б) некоммерческие организации, целью которых является предоставление за плату услуг высокого качества в области здравоохранения, образования и т. п. (например, негосударственные больницы, школы, университеты).

Рыночные некоммерческие организации относятся к рыночным производителям. Статус некоммерческой организации позволяет получить налоговые льготы и другие преимущества, поэтому этот статус могут стремиться получить типично рыночные производители.

К нерыночным некоммерческим организациям относятся организации, предоставляющие товары и услуги другим институционным единицам бесплатно или по экономически незначимым ценам, основным источником финансирования их затрат являются не поступления от продаж, а взносы их членов, пожертвования и другие трансферты.

Эта группа некоммерческих организаций включает НКО, создаваемые, контролируемые и в основном финансируемые правительством и домашними хозяйствами. К ним относятся общественные и религиозные организации (объединения), фонды.

Существуют следующие основные типы некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства (их вклад в ВВП, рассчитанный методом использования доходов, составляет порядка 1,5-2% от ВВП):

1. а) организации, созданные для предоставления услуг главным образом их членам и финансируемые в основном за счет членских взносов (профессиональные союзы, политические партии, религиозные общества, добровольные спортивные общества, клубы по интересам и т. п.);

2. б) благотворительные общества и фонды, предоставляющие товары и услуги домашним хозяйствам на нерыночной основе, главным источником финансовых ресурсов для которых служат пожертвования в денежной и натуральной форме;

3. в) подразделения предприятий, оказывающие социально-культурные услуги в основном работникам этих предприятий и членам их семей, которые рассматриваются как некоммерческие организации, получающие средства в виде трансфертов от предприятия учредителя, например ведомственное жилье, ведомственные больницы, поликлиники, клубы, стадионы и т. п.

Некоммерческие организации могут создаваться в различных формах:

· общественные и религиозные организации (объединения) — признаются добровольные объединения граждан на основе общности их интересов для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей;

· фонды — признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно-полезные цели;

· некоммерческое партнерство — признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных и иных целей;

· учреждение — признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично этим собственником;

· автономная некоммерческая организация — признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг;

· объединение юридических лиц (ассоциация и союз) — признается некоммерческая организация, созданная в форме союза или ассоциации коммерческих организаций для целей координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов по договору между собой;

· потребительское общество — признается добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.

Особенности правового положения и функционирования различных форм некоммерческих организаций приведены в табл. 15.2.

 

 

 

 

 

Структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени организации устанавливаются ее учредительными документами. Высшими органами управления организации в соответствии с их учредительными документами являются:

· коллегиальный высший орган управления для автономной некоммерческой организации;

· общее собрание членов для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза);

· Основная функция высшего органа управления некоммерческой организацией — обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана. К компетенции высшего органа управления относится решение следующих вопросов:

· изменение устава некоммерческой организации;

· определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества;

· образование исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;

· утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;

· утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений;

· создание филиалов и открытие представительств некоммерческой организации;

· участие в других организациях;

· реорганизация и ликвидация некоммерческой организации (за исключением ликвидации фонда).

Общее собрание членов некоммерческой организации или заседание коллегиального высшего органа управления правомочно, если на указанном собрании или заседании присутствует более половины его членов. Решение указанного общего собрания или заседания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании. Решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов.

Исполнительный орган некоммерческой организации может быть коллегиальным и (или) единоличным. Он осуществляет текущее руководство деятельностью организации и подотчетен ее высшему органу управления. К компетенции исполнительного органа относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления некоммерческой организацией.

Некоммерческие организации имеют ряд конкурентных преимуществ, которые вытекают из грамотного менеджмента организации:

· гибкость;

· технологичность и организованность, использование различных и разнообразных инструментов;

· оперативность, быстрое реагирование на проблему;

· персонификация и адресность помощи;

· инновационность, применение новых механизмов решения проблемы, что не всегда может позволить себе государство;

· экономичность;

· уникальность и отсутствие дублирования государственных программ;

· комплексность и применение интегрированного подхода;

· разнообразие и многоплановость.

Финансы потребительских кооперативов.

Потребительский кооператив — некоммерческая организация граждан и юридических лиц, созданная для удовлетворения материальных и иных потребностей участников путем объединения имущественных паевых взносов. Особенностью потребительского кооператива является то, что цель его создания позволяет не только осуществлять предпринимательскую деятельность, но и распределять полученные доходы между его членами. По этой причине на деятельность потребительских кооперативов не распространяется закон о некоммерческих организациях.

Кооперативы могут создаваться двух видов — производственные и потребительские. Различие между ними заключается в том, что производственный кооператив является коммерческой организацией и его деятельность направлена на получение прибыли, а потребительский является некоммерческой организацией и цель его деятельности — удовлетворение определенных потребностей его членов.

Деятельность потребительских кооперативов регулируется нормами Гражданского кодекса РФ, Федеральным законом РФ от 19 июня 1992 г. № 3085–1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», Федеральным законом РФ от 7 августа 2001 г. № 117-ФЗ «О кредитных потребительских кооперативах граждан», Федеральным законом РФ от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», другими нормативно-правовыми актами.

Потребительский кооператив создается и действует на основе следующих основных принципов:

· добровольности вступления в потребительский кооператив и выхода из него;

· обязательности уплаты вступительного и паевого взносов;

· демократичности управления потребительским обществом (один пайщик — один голос, обязательная подотчетность общему собранию потребительского общества других органов управления, органов контроля, свободное участие пайщика в выборных органах потребительского общества);

· взаимопомощи и обеспечения пайщикам, участвующим в хозяйственной или иной деятельности потребительского общества, экономической выгоды;

· ограничения размеров кооперативных выплат;

· доступности информации о деятельности потребительского кооператива для всех пайщиков;

· наиболее широкого привлечения женщин для участия в органах управления и органах контроля;

· заботы о повышении культурного уровня пайщиков.

Потребительский кооператив является юридическим лицом и обладает следующими правомочиями:

· заниматься деятельностью, направленной на удовлетворение потребностей пайщиков;

· осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано;

· иметь свои представительства, филиалы, создавать хозяйственные общества, учреждения и осуществлять свои права в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

· участвовать в хозяйственных обществах, кооперативах, быть вкладчиком в товариществах на вере;

· создавать фонды потребительского общества;

· распределять доходы между пайщиками в соответствии с уставом потребительского общества;

· привлекать заемные средства от пайщиков и других граждан;

· осуществлять в установленном уставом порядке кредитование и авансирование пайщиков;

· осуществлять внешнеэкономическую деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

· обжаловать в судебном порядке акты государственных органов, акты органов местного самоуправления, действия их должностных лиц, нарушающие права потребительского кооператива;

· осуществлять иные права юридического лица, необходимые для достижения целей, предусмотренных уставом потребительского общества.

Управление потребительским кооперативом осуществляют общее собрание потребительского общества, совет и правление кооператива. Высшим органом кооператива является общее собрание. В период между общими собраниями кооператива управление осуществляет совет, который является представительным органом. Исполнительным органом кооператива является правление потребительского кооператива. Контроль за соблюдением устава потребительского кооператива, его финансовой и хозяйственной деятельностью, а также за созданными им организациями и подразделениями осуществляет ревизионная комиссия потребительского кооператива.

Собственником имущества потребительского кооператива является потребительский кооператив как юридическое лицо. Имущество потребительского кооператива не распределяется по долям (вкладам) между пайщиками и работающими по трудовому договору (контракту) в потребительской кооперации гражданами. Источниками формирования имущества потребительского кооператива являются паевые взносы пайщиков, доходы от предпринимательской деятельности потребительского кооператива и созданных им организаций, а также доходы от размещения его собственных средств в банках, ценных бумаг и иные источники.

Потребительские кооперативы для выполнения своих уставных целей могут создавать хозяйственные общества, медицинские, образовательные и иные учреждения, филиалы и представительства, отвечающие уставным целям потребительского кооператива, а также могут быть участниками хозяйственных обществ, кооперативов, вкладчиками в товариществах на вере. Имущество за учреждениями, созданными потребительским кооперативом, закрепляется на праве оперативного управления.

При осуществлении своей деятельности потребительский кооператив вправе формировать следующие фонды:

· паевой фонд — фонд, состоящий из паевых взносов, вносимых пайщиками при создании потребительского кооператива или вступлении в него и являющихся одним из источников формирования имущества кооператива;

· неделимый фонд — часть имущества потребительского кооператива, которая не подлежит распределению между пайщиками и порядок формирования и использования которой определяется уставом кооператива;

· фонд развития потребительской кооперации — фонд, целью создания которого является реализация намеченных стратегических целей развития потребительского кооператива в краткосрочной и среднесрочной перспективах;

· резервный фонд — фонд, который предназначен для покрытия убытков от чрезвычайных обстоятельств и порядок формирования и использования которого определяется уставом потребительского общества или союза;

· иные фонды в соответствии с уставом потребительского кооператива.

Размеры, порядок формирования и использования фондов потребительского кооператива устанавливаются общим собранием кооператива.

Доходы потребительского общества, полученные от его предпринимательской деятельности, после внесения обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации направляются в фонды потребительского кооператива для осуществления расчетов с кредиторами и (или) кооперативных выплат. Размер кооперативных выплат, определяемый общим собранием потребительского кооператива, не должен превышать 20% от доходов потребительского общества.

Потребительский кооператив отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не отвечает по обязательствам пайщиков. Субсидиарная ответственность пайщиков по обязательствам потребительского кооператива определяется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации и уставом потребительского общества.

Одной из перспективных форм потребительского кооператива является кредитный потребительский кооператив граждан — потребительский кооператив граждан, созданный гражданами, добровольно объединившимися для удовлетворения потребностей в финансовой взаимопомощи. Кредитные потребительские кооперативы граждан могут создаваться по признаку общности места жительства, трудовой деятельности, профессиональной принадлежности или любой иной общности граждан.

Члены кредитного потребительского кооператива граждан имеют право:

· пользоваться всеми услугами, предоставляемыми кредитным потребительским кооперативом граждан;

· участвовать в управлении кредитным потребительским кооперативом граждан и быть избранными в его органы;

· передавать на основании договора личные сбережения в фонд финансовой взаимопомощи кредитного потребительского кооператива;

· получать займы на потребительские и иные нужды на условиях, предусмотренных уставом кредитного потребительского кооператива граждан и иными документами, регулирующими деятельность кредитного потребительского кооператива граждан;

· получать компенсацию за использование своих личных сбережений в целях осуществления финансовой взаимопомощи;

· получать от органов кредитного потребительского кооператива граждан любую информацию о деятельности кредитного потребительского кооператива граждан, в том числе информацию о результатах внешних и внутренних проверок финансовой деятельности, в порядке, предусмотренном уставом кредитного потребительского кооператива граждан;

· получить при прекращении членства в кредитном потребительском кооперативе граждан денежную стоимость доли имущества кредитного потребительского кооператива граждан, соответствующей доле паевого взноса члена кредитного потребительского кооператива граждан в сумме паевых взносов членов кредитного потребительского кооператива граждан;

· приобретать иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации, уставом кредитного потребительского кооператива граждан и иными документами, регулирующими деятельность кредитного потребительского кооператива граждан.

Члены кредитного потребительского кооператива граждан обязаны:

· вносить паевые взносы в порядке, предусмотренном уставом кредитного потребительского кооператива граждан. Размер паевого взноса члена кредитного потребительского кооператива граждан не может превышать 10% общей суммы паевых взносов;

· соблюдать устав кредитного потребительского кооператива граждан;

· выполнять решения общего собрания членов кредитного потребительского кооператива граждан и органов кредитного потребительского кооператива граждан, принятые в пределах их компетенции;

· своевременно возвращать займы;

· покрывать образовавшиеся убытки кредитного потребительского кооператива граждан посредством дополнительных взносов в течение трех месяцев после утверждения годового баланса кредитного потребительского кооператива граждан. Члены кредитного потребительского кооператива граждан солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кредитного потребительского кооператива граждан;

· нести иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации, уставом кредитного потребительского кооператива граждан и иными документами, регулирующими деятельность кредитного потребительского кооператива граждан.

Имущество кредитного потребительского кооператива граждан образуется за счет паевых взносов его членов, доходов кредитного потребительского кооператива граждан от осуществляемой им деятельности, а также за счет спонсорских взносов, благотворительных пожертвований и иных источников и принадлежит ему на праве собственности. Личные сбережения членов кредитного потребительского кооператива, привлекаемые в фонд финансовой взаимопомощи, не являются собственностью кредитного потребительского кооператива и не обременяются исполнением его обязательств.

В кредитном потребительском кооперативе граждан в обязательном порядке создается фонд финансовой взаимопомощи, который является источником займов, предоставляемых членам кредитного потребительского кооператива граждан. Фонд финансовой взаимопомощи формируется за счет части собственных средств кредитного потребительского кооператива граждан, размер которой определяется правлением кредитного потребительского кооператива граждан в соответствии с его уставом и решением общего собрания членов кредитного потребительского кооператива граждан, а также личных сбережений членов кооператива, передаваемых на основании договора в пользование кооперативу только для предоставления займов своим членам. Часть фонда финансовой взаимопомощи, предназначенная для выдачи займов на предпринимательские цели, не может превышать половину фонда финансовой взаимопомощи. Размер указанной части фонда финансовой взаимопомощи устанавливается в соответствии с уставом кредитного потребительского кооператива граждан общим собранием членов кредитного потребительского кооператива граждан. Величина временно свободного остатка фонда финансовой взаимопомощи не может составлять более половины указанного фонда. Временно свободный остаток фонда финансовой взаимопомощи может использоваться исключительно для приобретения государственных и муниципальных ценных бумаг, а также для хранения на депозитных счетах в банках.

Средства фонда финансовой взаимопомощи кредитного потребительского кооператива используются для предоставления займов только членам кредитного потребительского кооператива граждан. Передача денежных средств кредитным потребительским кооперативом граждан своим членам оформляется договором займа. Договор займа заключается в письменной форме. Несоблюдение письменной формы договора займа влечет за собой его недействительность. Договор займа может быть беспроцентным, если в нем прямо не предусмотрено иное, в случаях, когда договор заключен на сумму, не превышающую размера, предусмотренного ст. 809 гражданского кодекса РФ, и не связан с осуществлением предпринимательской деятельности заемщиком.

Таким образом, потребительский кооператив объединяет черты как коммерческих, так и некоммерческих организаций. Кроме того, потребительский кооператив может быть признан банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в случаях, предусмотренных данным нормативным документом.

Финансы общественных некоммерческих организаций, фондов, учреждений и других организаций.

Финансы некоммерческих организаций — отношения, связанные с формированием и использованием централизованных и децентрализованных денежных фондов организаций для достижения целей деятельности, предусмотренных в уставе некоммерческой организации. Содержание финансовых отношений в каждой из групп определяется организационно правовой формой, в которой создается некоммерческая организация, особенностями целей и характера их деятельности в процессе оказания услуг, что определяет специфику состава финансовых ресурсов некоммерческих организаций, порядок их формирования и использования.

Материальными носителями финансовых отношений в некоммерческих организациях выступают финансовые ресурсы, которые представляют собой совокупность денежных доходов, поступлений и накоплений, используемых на текущее содержание и расширение деятельности этих организаций. Принципы их формирования и использования зависят от метода хозяйствования некоммерческой организации:

· сметное Финансирование;

· сочетание сметного финансирования с самоокупаемостью (частичная самоокупаемость);

· полная самоокупаемость.

Метод сметного финансирования используется в отраслях социально-культурной сферы (образование, здравоохранение, социальное обеспечение), при финансировании органов государственной власти и местного самоуправления, организаций обороны и безопасности государства и предполагает соблюдение следующих основных принципов:

· бюджетирование и нормирование отдельных видов расходов с учетом стабильности в функционировании учреждения для определения потребности в бюджетных средствах;

· регламентированное использование бюджетных ресурсов по назначению и времени;

· периодичность выделения и объемы бюджетных ассигнований в течение года корректируются с учетом текущего состояния учреждения и уже совершенных затрат;

· контроль за экономически обоснованным планированием и рациональным расходованием полученных бюджетных ассигнований.

В связи с тем что бюджетные средства ограничены, бюджетные организации формируют финансовые ресурсы путем сочетания принципов сметного финансирования и самоокупаемости, которые предполагают возмещение затрат на простое и расширенное воспроизводство за счет выручки от реализации продукции и оказания работ, услуг. На принципах самоокупаемости функционируют учреждения социально-культурной сферы и некоммерческие организации других организационно правовых форм. Можно выделить следующие основные принципы:

· формирование финансовых ресурсов за счет взносов учредителей, членских взносов, доходов от предпринимательской деятельности и т. п.;

· использование бюджетных средств только в виде субсидий и бюджетных ассигнований в рамках социально значимых программ;

· самостоятельность в распределении доходов (кроме полученных бюджетных ассигнований);

· покрытие за счет полученной выручки от реализации продукции (работ, услуг) всех расходов и формирование целевых фондов после уплаты налогов.

Источники формирования финансовых ресурсов некоммерческих организаций определены нормативно-правовыми актами и едины для различных организационно правовых форм (рис. 15.1). Однако структура источников формирования финансовых ресурсов отражает специфику формы некоммерческой организации.

 

Дополнительно к рассмотренным выше доходам некоторые некоммерческие организации могут иметь специфические источники формирования финансовых ресурсов. Например, в общественных организациях к таким источникам доходов относятся поступления от проводимых лекций, выставок и иных мероприятий, ряд организаций обращаются к внешним источникам финансирования, что подчас играет немаловажную роль в процессе фандрайзинга.

Основные направления использования средств связаны с финансовым обеспечением достижения некоммерческой организацией поставленных целей. В соответствии с этим выделяются следующие группы расходов:

· постоянные расходы, связанные с содержанием некоммерческой организации (оплата труда административно-хозяйственному аппарату с отчислениями во внебюджетные фонды, аренда зданий, транспортных средств и оборудования, амортизационные отчисления, командировочные и представительские расходы и т. п.);

· расходы, связанные с выполнением программ и мероприятий, осуществляемые за счет целевых источников финансирования (целевые поступления и бюджетные ассигнования);

· расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности (расходы на закупку сырья и материалов, расходы на заработную плату с отчислениями во внебюджетные фонды, транспортные расходы и др.).

Так как некоммерческая организация в качестве своих целей не ставит получение прибыли в процессе своей деятельности, то порядок налогообложения данных организаций имеет ряд особенностей по отношению к коммерческим организациям. В случае если организация не занимается предпринимательской деятельностью, она не является плательщиком налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и ряда других региональных и местных налогов. Однако уплачивает налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на имущество и транспортный налог.

Некоммерческая организация, занимающаяся предпринимательской деятельностью, уплачивает налог на прибыль. При уплате налога на добавленную стоимость следует учитывать, что данным налогом не облагаются конкретные операции по реализации и выполнению работ применительно к отдельным организациям (реставрационные работы памятников истории и т. п.).

Некоммерческой организацией признается организация, не имеющая извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Некоммерческие организации могут создаваться в различных организационно-правовых формах: общественные и религиозные организации (объединения), фонды, некоммерческие партнерства, учреждения, автономные некоммерческие организации, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы), потребительские кооперативы и т. д.

Источники формирования финансовых ресурсов некоммерческих организаций определены нормативно-правовыми актами и включают: доходы от предпринимательской деятельности, бюджетные ассигнования, целевые поступления от юридических и физических лиц, добровольные взносы и пожертвования, вступительные, членские и паевые взносы, взносы учредителей. Основные направления использования средств связаны с финансовым обеспечением достижения некоммерческой организацией поставленных целей.

Вопрос - Содержание финансового менеджмента и его место в системе управления предприятием. Цели и задачи финансового менеджмента

Понятие финансового менеджмента. В российской экономической литературе финансовый менеджмент как категория, используемая применительно к отечественным предприятиям, имеет пока относительно короткую историю, прежде всего из-за такого понятия, как «менеджмент». Менеджмент (от англ. management) означает «управление» и понимается как совокупность форм и методов управления производством и персоналом фирмы с использованием современных достижений науки управления [1]. Для российской теории и практики термин «управление» является более привычным, поэтому эти понятия («менеджмент» и «управление») обычно используются как взаимозаменяемые.

Особенность понятия «финансовый менеджмент» заключается в том, что оно означает специфический вид и систему управления. В современной экономической и финансовой литературе существуют различные определения финансового менеджмента, под которым в наиболее распространенной формулировке понимается управление финансовыми ресурсами, обеспечивающее операции по их привлечению и рациональному использованию, охватывающее выработку стратегической финансовой политики, а также методы, инструменты и тактические приемы ее практической реализации [2]. Этот в целом правильный подход отражает суть финансового менеджмента как управленческой категории, как составной части (подсистемы) общей системы управления (общего менеджмента).

Категория финансового менеджмента может использоваться в разных значениях, но обычно выделяют три основных:

1. 1) как наука об управлении финансовыми ресурсами предприятий;

2. 2) как система практической организации управления процессами формирования и использования финансовых ресурсов (реально функционирующая система финансового управления);

3. 3) как специфический вид предпринимательской деятельности (профессиональные менеджеры, различные трастовые организации, осуществляющие доверительное управление).

В российской литературе финансовый менеджмент наиболее часто понимается в первых двух значениях.

Функции финансового менеджмента. Сущность финансового менеджмента, как и любой экономической категории, наиболее отчетливо проявляется в выполняемых функциях. В научной и учебной литературе имеются различные трактовки функций финансового менеджмента, что в значительной степени определяется тем, какой конкретно аспект финансового менеджмента рассматривается в том или ином случае. В принципиальном плане необходимо исходить из того, что финансовому менеджменту присуще выполнение двуединых функций, определяемых соответствующими свойствами исходных категорий: «менеджмента» и «финансов».

Первая категория обусловливает функции финансового менеджмента как категории управления (общего менеджмента), вторая — специфику этих функций. Как органичная часть (подсистема) системы управления финансовый менеджмент отражает фундаментальные свойства (функции, цели, задачи, принципы и т. д.), относящиеся к категории общего менеджмента. Соответственно в широком понимании целевая функция финансового менеджмента совпадает с главной (конечной) целью общего менеджмента; в более узком заключается в организации системы управления финансами предприятий, при которой финансовые ресурсы используются с максимальной эффективностью, обеспечивается финансовая устойчивость предприятий в долгосрочной перспективе.

Как финансовой категории финансовому менеджменту присущи функции финансов, общепризнанными из которых являются распределительная, регулирующая и контрольная [3]. В более конкретном выражении в функции финансового менеджмента входят:

1. 1) управление процессом формирования финансовых ресурсов предприятия, включая функцию определения оптимальных источников формирования капитала предприятия, и их распределение между финансовыми фондами, каждый из которых имеет целевое назначение;

2. 2) управление процессом расходования финансовых ресурсов, включая функцию их максимально эффективного использования;

3. 3) организация внутреннего финансового контроля за первыми двумя процессами, прежде всего на предмет их соответствия принятой финансовой политике, стратегии и тактике.

Как категория управления финансовый менеджмент выполняет следующие общие функции: планирование, организацию, контроль. Выполнение этих общих функций управления осуществляется по следующим основным направлениям:

· текущее планирование поступления и расходования финансовых ресурсов (планирование денежных поступлений из всех источников формирования финансовых ресурсов и направлений их использования в соответствии с финансовым планом предприятия);

· планирование и прогнозирование (разработка текущих и перспективных финансовых планов предприятия на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу);

· управление движением финансовых ресурсов (определение функций, полномочий, прав и обязанностей структурных подразделений и должностных лиц, ответственных за проведение финансовой политики предприятия, интеграция финансовых служб и менеджеров, совместно выполняющих финансовую программу в соответствии с принятым на предприятии регламентом);

· регулирование процесса управления финансовыми ресурсами (принятие необходимых финансовых решений, диктуемых реально складывающейся ситуацией, направленных на устранение возникающих отклонений от установленных заданий, графиков, норм и т. д.);

· стимулирование работников финансовых служб в повышении эффективности их деятельности (моральное и материальное поощрение в зависимости от достигнутых результатов);

· учет, контроль и анализ за текущим финансовым состоянием предприятия (определение учетной политики; сбор соответствующей документации, ее обобщение и анализ на предмет выявления факторов и причин отклонений от установленных заданий).

Финансовый менеджмент как процесс управления и как инструмент реализации финансовой политики предприятия включает в себя комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мероприятий, в числе которых разработка и реализация финансовой политики, ее стратегии и тактики, финансово-информационное обеспечение процесса управления финансами; разработка инвестиционных проектов и оценка их эффективности; формирование портфеля ценных бумаг.

Цели финансового менеджмента. Система целей финансового менеджмента включает в себя: текущие (тактические) и перспективные, или долгосрочные (стратегические), цели. В любом случае они направлены на достижение максимальных финансовых результатов деятельности, приемлемых для собственников (акционеров) предприятия, обеспечение финансовой устойчивости предприятия. К тактическим целям относятся: минимизация расходов; максимизация прибыли; минимизация риска; обеспечение «выживаемости» в данный конкретный период времени; обеспечение платежеспособности и ликвидности в целях избежания банкротства и другие цели. К стратегическим целям относятся: обеспечение финансовой устойчивости в долгосрочной перспективе; достижение лидерства предприятия на соответствующем рынке товаров и услуг; увеличение рыночной стоимости предприятия.

Реализация функций и главных целей финансового менеджмента может происходить различными способами, формами и методами, которые находят конкретное выражение в финансовой политике и финансовой стратегии предприятия. Выработке финансовой политики предприятия и принятию конкретных финансовых решений предшествует всесторонний анализ тенденций и процессов, происходящих в сфере управления финансами, с учетом устойчивых тенденций, сложившихся в предыдущих периодах, и их прогнозирование на кратко-, средне-и долгосрочную перспективу. Финансовая политика выступает, таким образом, ориентиром для практической деятельности финансового менеджмента предприятия.

Субъектами финансового менеджмента, реализующими финансовую политику, в современной практике выступают, в зависимости от размера предприятия, финансовые службы (или финансовые менеджеры). Деятельность субъектов финансового менеджмента осуществляется по трем основным направлениям: 1) разработка финансовой и инвестиционной стратегии предприятия; 2) управление активами предприятий; 3) поиск источников финансовых ресурсов для текущего функционирования и долгосрочного развития (управление пассивами предприятий). На крупных предприятиях в финансовую службу входят следующие основные подразделения (отделы):

· финансовая бухгалтерия, в функции которой входит ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности;

· аналитический отдел — анализ финансовой отчетности (оценка выполнения финансовых планов и финансового состояния предприятия);

· отдел финансового планирования и прогнозирования — составление финансовых планов (плана доходов и расходов, бюджета движения денежных средств и т. д.); на этот же отдел может быть возложена функция оценки инвестиционных проектов;

· отдел оперативного управления — внутренняя координация деятельности подразделений финансовой службы и взаимодействие с внешними институциональными структурами (кредитными организациями и другими институтами финансового рынка, государственными органами);

· отдел ценных бумаг и валютных ценностей — формирование и управление инвестиционным портфелем, участие в работе фондовых и валютных бирж (регулирование объемов, источников и структуры заемного капитала, осуществление финансовых инвестиций и других финансовых операций с валютой и ценными бумагами).

Объектами финансового менеджмента являются финансовые ресурсы (собственные и заемные средства предприятий), формирующие финансовые потоки и общий денежный оборот, обеспечивающие воспроизводство конкретного предприятия в направлении, определенном его финансовой политикой. Материальное содержание финансовых ресурсов составляют: прибыль, амортизация; средства пайщиков и акционеров; доходы от выпуска акций, облигаций и других ценных бумаг; безвозмездные перечисления физических и юридических лиц.

 

ТЕМА 4 – МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСЫ

 

Лекция 9 – Международные финансы

 

Вопрос 1 - Роль финансов в развитии международного сотрудничества

 

Вторая половина XX и начало нынешнего века характеризуются расширением торговых, экономических, культурных и иных связей между странами, которые сопровождаются, естественно, массовыми денежными расчетами между продавцами и покупателями товаров и услуг. Особо выделяются платежи за пользование кредитами коммерческих банков и международных кредитных организаций, которые содействуют расширению контактов между странами. Международный обмен товарами и услугами на мировой арене расширяет потребность в платежных средствах при взаимных расчетах. Такие средства внутри страны обычно первоначально измеряются в денежных единицах своей страны, затем на международном уровне — в валюте разных стран согласно официальным валютным курсам центральных банков.

В процессе многовекового функционирования финансовых рынков отдельных стран к началу XXI в. национальные и региональные финансовые рынки объединились во всемирный рынок, в котором участвуют практически все страны и территории. На национальных финансовых рынках осуществляется покупка продажа валютных средств и производятся непосредственные расчеты за обмениваемые странами товары и услуги. Такие биржи функционируют через сеть коммерческих банков, которые правомочны совершать валютные операции в стране через биржевых брокеров посредников, осуществляющих конкретные сделки с клиентами биржи.

За 1951–2005 гг. валовой внутренний продукт (ВВП) всех стран мира увеличился почти в 5 раз, а в расчете на душу населения — примерно в 4 раза. Это явилось основой расширения экономических взаимоотношений между странами, способствовало обмену между ними товарами и ус лугами. Наряду с ростом внешнеторгового оборота развивается международный туризм, увеличиваются иностранные инвестиции, предоставление кредитов, помощь по различным международным программам и т. п.

Основы современной валютно-финансовой системы в мире заложены в 1944 г. на совещании финансистов 44 стран в Бреттон-Вудсе, на котором было принято решение создать объединенную финансовую систему. Решением этого совещания одобрены важнейшие принципы и правила, которыми могли бы руководствоваться будущие члены этой новой системы и единообразно отражать производимые операции с финансовыми средствами. На заседаниях Генеральной Ассамблеи ООН в 1947 г. принято решение о создании специализированных учреждений этой организации в области финансов. Были созданы Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР), который затем переименован во Всемирный банк (ВБ).

Эти специализированные учреждения системы ООН содействовали послевоенному восстановлению стран и их переустройству, а в настоящее время помогают выдаче странам кредитов на переход к современной технологии и использование вычислительной техники во всех отраслях хозяйства. Россия стала участвовать в этой специализированной организации лишь с 1991–1992 гг.

МВФ и ВБ производят кредитные операции только с официальными финансовыми органами стран членов, которые правомочны распоряжаться государственными финансами, и только для взаимных расчетов между странами. Ресурсы МВФ образуются за счет членских взносов стран в национальной валюте, в долларах, золоте и иных платежных средствах. Такие фонды хранятся на специальных счетах стран и используются для регулирования расчетов между странами, стран с международными организациями, а также на поддержание устойчивости валюты стран, испытывающих трудности при международных расчетах. Одновременно в МВФ повышена значимость специальных прав заимствования, выделяемых из средств фонда при урегулировании платежей между центральными банками стран.

Таким образом, к началу ХXI в. практически завершилось формирование всемирной валютно-финансовой системы, которая охватывает все страны и обслуживает мировой рынок, содействуя взаимным расчетам по миллионам ежедневных совершаемых в мире валютно-финансовых операций. Эта система через специальные каналы связи обобщает ежедневно производимые операции в соответствии с международными стандартами бухгалтерского и статистического учета. Более того, эта система обеспечивает единообразный порядок учета перемещения всех финансовых средств во всех странах и международных организациях. Она позволяет регистрировать практически все обобщенные расчеты между хозяйствующими субъектами на всех уровнях управления и содействовать нормализации социально-экономического развития многих стран. ВБ и МВФ обобщают собираемую от стран статистическую информацию и выявляют потоки расчетных средств между странами, анализируют ее и принимают при необходимости решения по нормализации и улаживанию их расчетов.

За последнюю четверть прошлого века ежедневные валютные операции в мире увеличились с 1,5 млрд до 1,5 трлн долл. США, а в расчете на одного жителя планеты соответственно с 3,3 до 250 долл., или более чем в 70 раз. В России за первое десятилетие функционирования Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ) ее оборот превысил 1 трлн долл. США, а ее ежедневный оборот валютных средств составлял 300–400 млн долл., или всего по 2–3 долл. на россиянина. Создание межрегиональных валютных бирж во многих городах России позволило существенно расширить масштабы валютных операций, а также оборот других финансовых активов. Начал восстанавливаться рынок золота, которое стало продаваться не только коммерческим банкам, но и физическим и юридическим лицам.

Все большее значение приобретают операции с ценными бумагами, образующие самостоятельный сегмент финансового рынка, на котором производится покупка продажа огромной массы разновидностей таких инструментов финансового рынка, происходит передача прав собственности на экономические активы страны. Этот сегмент российского финансового рынка пока менее всего разработан методологически, отсутствует Общероссийский классификатор финансовых активов и соответствующие методологические руководства по исчислению системы их показателей. Помимо этого, не взаимоувязаны принципы учета финансовых активов в бухгалтерском учете и в статистической отчетности, прежде всего объема учитываемых элементов и их роли в воспроизводственном процессе создания и перераспределения валового внутреннего продукта. Финансовые органы России предпринимают попытку увязать методологические принципы бухгалтерского учета финансовых средств с принципами национального счетоводства. Росстат приступил к реализации международных рекомендаций по составлению баланса активов и пассивов на основе имеющейся информации статистических отчетов[1].

Изложенное выше свидетельствует, что наша страна все больше вовлекается в мировой финансовый рынок и осваивает установившиеся на нем международные принципы и правила совершения операций с финансовыми активами и пассивами.

В мировой валютно-финансовой системе выделились три важнейших сегмента: рынки золота, денежных средств и ценных бумаг. Каждый сегмент имеет свои особенности и выполняет специфическую роль в процессе воспроизводства экономических активов. Золото продолжает играть роль всеобщего платежного средства и накопления богатства. Денежные средства являются самым распространенным средством взаимных расчетов на всех уровнях и инструментом кредитования. Ценные бумаги обеспечивают перераспределение денежных ресурсов, служат выражением права собственности на экономические активы и являются средством получения определенных выгод от владения такими активами.

В каждом из названных сегментов сформировались особые органы, осуществляющие контроль за соблюдением общепринятых принципов и правил осуществления операций с соответствующими финансовыми средствами. Общее руководство деятельности локальных финансовых рынков и их сегментов в стране осуществляют центральные финансовые и кредитные службы стран. На мировом уровне функционируют специальные службы МВФ и ВБ вместе с региональными экономическими комиссиями ООН.

Таким образом, всемирная финансовая система образовалась из совокупности внутренних и внешних валютно-финансовых отношений между физическими и юридическими лицами и финансовыми учреждениями-посредниками, которые содействуют завершению всех денежных расчетов между участниками таких операций. Важной частью этой системы выступают валютные средства как основной финансовый инструмент по всем операциям с другими странами. Валютный сегмент служит урегулированию расчетов страны по всем видам международных связей в соответствии с международными и межгосударственными соглашениями.

Валютно-финансовые операции в период перехода России от централизованной системы планирования хозяйства к рыночным принципам приобретают все большую значимость при урегулировании расчетов между хозяйствующими субъектами. Поэтому особую актуальность приобрела задача внедрения в российском бухгалтерском учете и статистике международных стандартов регистрации финансовых активов.

 

Вопрос 2 – Международные валютные отношения

 

Все экономические активы по классификации ООН состоят из двух основных групп: нефинансовые (материальные) и финансовые (денежные), которые по своему объему должны быть равновеликими и дополнять друг друга. Но фактически между их значениями практически всегда имеются определенные различия, вызываемые особенностями оценки финансовых активов.

При регистрации операций с финансовыми активами в СНС и в платежном балансе используется единая классификация таких активов, выделяющая из них следующие важнейшие группы:

1. Монетарное золото и специальные права заимствования.

2. Валюта и депозиты (счета в банке).

3. Ценные бумаги, кроме акций.

4. Акции и прочие виды акционерного капитала.

5. Займы.

6. Страховые технические резервы.

7. Дебиторская и кредиторская задолженность.

Каждая такая группа финансовых активов подразделяется на десятки подгрупп, которые могут дополняться двумя важными детальными фасетами. Первый из них предназначен для определения права субъекта на актив, удостоверенного ценной бумагой (на предъявителя, именной или ордерной). Второй фасет определяет срок погашения та кой ценной бумаги (краткосрочной или долгосрочной), кроме облигаций и займов.

В пояснениях к такой классификации приводятся определения каждого вида финансовых активов, важнейшие валютные инструменты которых определяются следующим образом.

Монетарное золото состоит из золота, принадлежащего государственным денежно-кредитным учреждениям и хранящегося как финансовый актив-компонент иностранных резервов страны. Оно состоит из золотых слитков и монет. Другие виды золота, хранимого другими органами, включая нерезервное золото, рассматриваются как товары, запасы или ценности.

Специальные права заимствования (СПЗ) — это международные резервные активы, учрежденные МВФ и распределенные между его членами для пополнения имеющихся у страны резервных активов, они хранятся в МВФ для случаев пополнения средств их официальных держателей — центральных банков стран, когда у них не хватает средств для расчетов.

Валюта и депозиты — основные расчетные средства, используемые при всех видах взаимных расчетов. В этой группе выделяются национальная и иностранная валюта и депозиты. Иностранная валюта состоит из банкнот и монет иностранных государств — остальных стран мира. Депозиты — это денежные средства, переданные в финансовые или иные учреждения на хранение под соответствующие проценты от суммы вклада.

Ценные бумаги представляют собой документы, удостоверяющие по определенной форме имущественные права, осуществление или передача которых возможна только при их предъявлении. Эти виды активов обычно обращаются на финансовых рынках. Их купля-продажа дает держателям право получить заявленные фиксированные суммы денег на установленную дату (векселя) либо безусловное право на фиксированный или определенный договором переменный денежный доход (по облигациям и долговым обязательствам).

Многочисленные виды ценных бумаг жестко регламентируются при операциях с ними на финансовом рынке и контролируются финансовыми и налоговыми органами как самих стран, так и международных финансовых организаций в случае расчетов между странами.

В силу особой значимости и наибольшей ликвидности (т. е. возможности быстрой реализации во всех операциях на финансовом рынке) валютные средства образуют специфический сегмент финансового рынка, выделяемый на национальных и на мировом финансовом рынках. Правила операций в этом сегменте выработаны МВФ на основе многолетней практики стран и обобщения наиболее общих принципов и правил операций с валютой. В частности, был использован опыт финансовых органов Великобритании, Франции и США, финансовый капитал которых доминировал в мире. Их финансовые системы перераспределяли и продолжают перераспределять накапливаемые средства между странами, содействуя финансированию развития внутренней экономики многих стран, оказывая им разнообразные расчетные, посреднические, страховые и иные услуги, реализуя государственные займы и т. д.

Валютный сегмент мирового рынка сформировался на базе валютных бирж стран, на которых клиенты обмениваются валютными средствами в форме операций по купле-продаже валюты за обмениваемые товары и услуги. На этих биржах устанавливаются котировки валют стран исходя из результатов операций на этих биржах, которые учитываются центральным банком при установлении значения официального обменного курса национальной валюты. Официальным курсом руководствуются все коммерческие банки страны при расчетах между странами на мировом рынке.

Международный валютный фонд (МВФ) начал свою деятельность с марта 1947 г. как специализированное учреждение ООН, тогда он объединял 49 стран членов; в настоящее время число его членов увеличилось до 186 стран, в том числе Россия (с 1996 г.). Эта международная организация проводит кредитные операции только с официальными финансовыми учреждениями стран членов (с центральными банками, казначействами и стабилизационными фондами), которые правомочны распоряжаться валютными средствами стран, особенно при взаимных расчетах между ними.

Сложившаяся в мире валютно-финансовая система служит определению общих объемов денежных расчетов между странами по всем видам международных связей и их взаимному урегулированию. Она позволяет также вырабатывать рекомендации для мирового сообщества, чтобы погашать возникающие нарастания сумм задолженности по кредитам, взятым отдельными странами. Примером такого посредничества могут служить переговоры по урегулированию долговых обязательств российского правительства перед Парижским и Лондонским клубами финансистов, возникших по кредитам, предоставленным этими организациями бывшему СССР и непосредственно России после 1990 г.

Этими международными организациями постоянно совершенствуются основные методологические положения единообразного отражения статистикой записей о производимых расчетах между странами, что позволяет обобщать собираемую ВБ и МВФ информацию от стран и анализировать происходящие процессы. С 1993 г. между системой показателей СНС и системой показателей платежного баланса ВБ и МВФ достигнуто определенное методологическое единство, чем повышена аналитическая значимость больших объемов информации о расчетах между странами мира. Такая информация публикуется регулярно в Ежегоднике статистики финансов (International Financial Statistics) и его ежемесячном бюллетене, а также в Ежегоднике статистики платежного баланса (Balance of Payments Statistics Yearbook), наряду с Ежегодником статистики государственных финансов (Government Finance Statistics Yearbook).

Обширная статистическая информация по большинству стран, а так же по их группам и в распределении по континентам позволяет выявлять и характеризовать состояние финансов, масштабы валютных операций на мировом финансовом рынке, а также составлять прогнозы и определять требующиеся объемы валютных средств для нормального воспроизводства в мире при урегулировании взаимных расчетов между странами.

Специалисты МВФ и ВБ подготавливают регулярные отчеты с анализом происходящих изменений, их закономерностей, а также составляют прогнозы возможного развития таких операций в мире.

Для России одной из важных проблем международных расчетов до сих пор являются расчеты по кредитам на восстановление и развитие экономики страны, полученным от международных кредитных организаций, которые к началу нашего века составляли свыше 150 млрд долл. США. Предпринимаемые российским правительством меры за последние годы существенно сократили такую задолженность (табл. 34).

Таблица 34

Государственный внешний долг России (млрд долл. США на начало года)

  2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.
Всего государственного долга 139,3 129,3 122,1 119,7
в том числе задолженность:        
странам — участникам Парижского клуба 46,1 42,0 44,7 47,7
странам, не вошедшим в Парижский клуб 17,5 14,8 7,7 7,0
коммерческая задолженность 6,0 6,0 3,4 3,8
международным организациям 16,2 14,9 13,9 12,1
Еврооблигационные займы 36,4 35,3 36,9 35,6
облигации внутреннего государственного займа и облигации внутреннего государственного валютного займа 10,8 9,9 9,3 7,3
по кредитам Банка России 6,4 6,4 6,2 6,2

Источник: Финансы России: стат. сб. М., 2004. С. 35.

Из данных таблицы со всей очевидностью следует, что за последние четыре года Россия существенно улучшила свое положение на мировом рынке, используя активный платежный баланс. Ведутся переговоры с Парижским клубом о досрочном погашении задолженности странам — членам этого клуба.

Урегулирование взаимных расчетов между странами и максимально возможное сокращение внешней задолженности страны на мировом рынке производится в валютном сегменте, регулярное статистическое наблюдение за операциями на котором составляет первостепенную заботу финансовых органов всех стран, особенно России.

 

 

Вопрос 3 – Финансовые системы экономически развитых стран

 

Пример современной финансовой системы - финансовая система США. Её основу составляет Федеральная резервная система (ФРС), которая выполняет роль и функции центрального банка страны. Она включает 12 окружных региональных федеральных банков, объединяющих операции примерно 6 тысяч коммерческих банков, что составляет лишь 40% от общего числа всех коммерческих банков, но в них сосредоточено практически три четверти всех банковских депозитов страны.

ФРС проводит в жизнь денежно-кредитную политику американского правительства в сфере кредита и валютно-финансовых операций на открытом финансовом рынке через механизмы операций с ценными бумагами, регулирования учетной ставки и использования банковских резервов. Более того, она оказывает прямое воздействие на циркулирующую в стране и на мировом рынке денежную массу американских долларов.

Прямое воздействие на ФРС правительство США оказывает через законодательство и назначение 7 членов в совет управляющих этой системой с одобрением Сената на срок 14 лет, а также председателя этого совета на срок 4 года с последующим переутверждением, причем этот пост в стране считается вторым по значимости после поста президента. Это свидетельствует о большой важности, придаваемой законодательством и правительством принципам финансовой политики, особенно в начале ХХI в. с принятием ряда законов, регулирующих взаимоотношения между гражданами США и финансовой системой.

Особенностью деятельности ФРС США на протяжении ряда десятилетий в прошлом веке производилась поддержка мелкого бизнеса, который стимулируется многочисленными мерами антитрестовских за конов, содействующими конкурентной борьбе этих предприятий с монополиями и установлению взаимодействия между полярными по масштабам экономической деятельности предприятиями. Особо следует отметить деятельность ФРС по совершенствованию и упорядочению бухгалтерского учета результатов хозяйственной деятельности всех предприятий в стране, ее доступности для проверки и правильности уплаты налогов на всех уровнях. Комиссия по ценным бумагам создала специальный орган по надзору за корпоративным делопроизводством и соблюдению законодательства. Такие органы позволяют собирать и анализировать информацию о степени эффективности влияния законодательства на результаты функционирования предприятий разных форм собственности, в том числе малых и корпораций. Разработанная методология анализа собираемой информации дала возможность выявить, что во многих случаях мелкие американские предприятия более эффективны, чем крупные корпоративные. Это, в свою очередь, позволило выработать меры взаимодействия крупных и малых предприятий и повысить эффективность всех предприятий в стране и более успешно конкурировать на мировой арене.

Разработанная американскими специалистами методология нашла применение в практике МВФ и ВБ при анализе и сравнениях результатов деятельности в разных странах. В частности, выводы о разной эффективности предприятий получены специалистами ВБ, которые в 2003 г. обследовали материалы отчетности 2,5 тысячи российских предприятий в 45 отраслях народного хозяйства. Цель такого обследования — выявить, в какой степени частные предприятия в процессе возврата к рыночным отношениям могут развивать экономику страны. Представилась возможность обобщить информацию по 23 промышленно-финансовым группам (ПФГ), которые контролировали более трети произведенной промышленной продукции, шестую часть банковских активов в стране, обладая контрольными пакетами акций предприятий. Это свидетельствовало о большой значимости рассмотренных ПФГ в экономической жизни на шей страны.

Эксперты ВБ пришли к основному выводу, что степень концентрации частного капитала в России чрезмерно велика по сравнению с другими странами. Более того, результаты деятельности ПФГ по многим параметрам менее эффективны, чем у малых предприятий. Среди других выводов обращается внимание на тот факт, что в России государство по прежнему остается крупнейшим собственником, но ПФГ лучше приспособлены к лоббированию своих интересов в законодательных органах и тормозят общее развитие страны[1].

Мировой опыт функционирования финансовых систем наиболее развитых стран находит все большее применение в возрождении рыночных отношений в повседневной практике деятельности российских предприятий в современных условиях и практического применения международных принципов и правил осуществления финансовых операций на основе международной классификации финансовых активов и пассивов, их баланса. Постепенное внедрение последних непозволительно задерживается в российском бухгалтерском и статистическом учете. Такое положение тормозит развитие малого предпринимательства во взаимодействии с крупными корпорациями, а также рост российского бизнеса до уровня транснациональных групп на мировом рынке, оценка масштабов которых обычно производится по международным стандартам.

Финансовые системы развитых стран за последние десятилетия содействуют развитию транснациональных корпораций, которые реализуют свою продукцию на внутренних рынках стран, в которых создаются их филиалы. Такие филиалы, взаимодействуя с малыми предприятиями страны, в свою очередь, содействуют развитию среднего класса. В одних странах этот процесс происходит более интенсивно, в других — в меньшей степени. Косвенно такой процесс соответствует основной цели развития человечества, сформулированной ООН в программе действий на XXI в., — повысить уровень жизни в мире и обеспечить минимальный прожиточный уровень лиц, доходы которых недостаточны для нормального развития семьи.

 

Колебаниями называются процессы, повторяющиеся через определенные промежутки времени (переменный электрический ток, работа сердца и легких).

В реальных системах, кроме возвращающей силы, действуют силы сопротивления среды, что приводит со временем к уменьшению амплитуды колебаний, такие колебания называются затухающими.

Дифференциальное уравнение затухающих колебаний.

m =-kx-r

или

+2β + =0, где 2β =r/m =k/m

– круговая частота собственных колебаний,

β – коэффициент затухания.

Решение уравнения имеет вид:

x=А0e-βtcos(t+φ0)

Амплитуда затухающих колебаний:

A=±A0e-Bt

 

Период затухающих колебаний зависит от коэффициента трения и определяется формулой:

T= =

При очень малом трении () период затухающего колебания близок к периоду незатухающего свободного колебания:

T=2π/

 

Быстрота убывания амплитуды колебаний определяется коэффициентом затухания: чем выше β, тем сильнее тормозящее действие среды и тем быстрее уменьшается амплитуда.

На практике, степень затухания характеризуется логарифмическим декрементом затухания, величина, равная натуральному логарифму отношения двух последовательных амплитуд колебаний, разделенных интервалом времени, равным периоду колебаний:

λ=ln =lne-βT

Коэффициент затухания и логарифмический декремент затухания связаны простой зависимостью:

λ=βT

T-период затухания колебаний

β-коэффициент затухания

 

2. Вынужденные колебания .

 

Вынужденными колебаниями наз. незатухающие колебания системы, которые вызываются действием внешней периодической силы.

 

Если сила не будет периодической, то не возникнет и периодических колебаний. Например, если сила постоянна, то возникает статическое отклонение системы.

Примеры: колебания гребных винтов, лопаток турбины, качелей при раскачивании, мостов и балок при ходьбе и т.д.

 

Сила, вызывающая вынужденные колебания, наз. вынуждающей (возмущающей) силой.

 

Если внешняя вынуждающая сила изменяется по гармоническому закону, то в системе устанавливаются гармонические колебания с частотой внешней вынуждающей силы (процесс установления колебаний изображен на рисунке: вынужденные колебания накладываются на свободные затухающие колебания; после того, как свободные колебания прекращаются, остаются только вынужденные).

 

Резонанс.

 

Явление возрастания амплитуды колебаний при приближении частоты вынуждающей силы w к собственной частоте колебательной системы w0, называется резонансом.

 

 

Соответственно данная частота наз. резонансной частотой.

При наличии трения резонансная частота несколько меньше собственной частоты колебательной системы. С энергетической точки зрения при резонансе создаются наилучшие условия для передачи энергии от внешнего источника к колебательной системе.

Резонанс применяется для измерения частоты (частотомеры) вибраций, в акустике. Резонанс необходимо учитывать при расчете балок, мостов, станков и т.д.

 

Автоколебания.

 

Колебательная система, совершающая незатухающие колебания за счет действия источника энергии, не обладающего колебательными свойствами (периодичностью), наз. автоколебательной.

 

Примеры: часы, орган, духовые инструменты, сердечно-сосудистая система, паровые машины и двигатели внутреннего сгорания и т.д.

 

Любая автоколебательная система состоит из 4 частей:

1. колебательная система;

2. источник энергии, компенсирующий потери энергии на преодоление сопротивления;

3. клапан – устройство, регулирующее поступление энергии в колебательную систему определенными порциями и в определенный промежуток времени;

4. обратная связь – устройство для обратного воздействия автоколебательной системы на клапан, управляющее работой клапана за счет процессов в самой колебательной системе.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Необходимо обратить внимание, на что с 2011 года уплачивать страховые взносы в таком же размере придется и плательщикам, применяющим УСН или ЕНВД | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 785; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.313 сек.