КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Денежный оборот и его структура. Налично-денежный оборот
1. Понятие денежного оборота и его структура. 2. Особенности денежного оборота в разных моделях экономики. 3. Налично-денежный оборот. Денежный оборот/денежное обращение – процесс непрерывного движения денежных знаков в наличной и безналичных формах. Расчёты – система организации регулирования платежей по денежным требованиям и денежным обязательствам. Делятся на наличные и безналичные (формы). Классификации денежного оборота. 1. Форма функционирующих в денежном обороте денег (наличный - налично-денежный - оборот и безналичный) 2. Экономическое содержание отдельных частей денежного оборота (характер отношений, которые обслуживает та или иная часть денежного оборота). Три структурных элемента: 1) денежно-рассчётный оборот, кот обслуживает рассчётные отношения за товары и по нетоварным обязательствам юридических и физических лиц; 2) денежно-кредитный оборот, обслуживающий кредитные отношения в хозяйстве; 3) денежно-финансовый оборот. 3. Субъекты, между которыми происходит движение денег. Деньги могут двигаться: 1) между банками (межбанковский оборот); 2) между банками и юридическими и физическими лицами (банковский оборот); 3) между юридическими лицами; 4) между юридическими и физическими лицами; 5) между физическими лицами. Особенности денежного оборота в разных моделях экономики. Факторы различия экономических систем. 1. Форма собственности на факторы производства. 2. Механизм координации экономической деятельности. Рынок, объединяющий экономические субъекты.
Особенности денежного оборота в условиях административно-командной системы. 1. ДО функционировал в рамках единой государственной формы собственности. 2. ДО служил объектом директивного (обязательного, по плану) планирования государства. А индикативное – это рекомендательное. 3. ДО был централизован: его исходные и завершающие этапы были сосредоточены в государственном банке. 4. ДО делился на безналичные и наличные обороты, причём государство устанавливало, какие отношения должны обслуживаться безналичным оборотом, а какие – налично-денежным. При этом, безналичный оборот обслуживал преимущественно распределение средств производства, а наличный – распределение предметов потребления. 5. Безналичные и наличные обороты совершались практически независимо друг от друга. 6. Существовала монополия государственного банка на эмиссию как наличных, так и безналичных денег. 7. Как наличные, так и безналичные обороты обслуживали распределительные отношения в экономике. 8. Не существовал механизм банковского мультипликатора, так как одноуровневая банковская система. Весь общественный продукт распределялся в первом случае через систему материально-технического снабжения (средства производства), во втором – через систему государственных торговых точек в соответствии с зарплатой, получаемой членами общества (предметы потребления). Особенности рыночной система хозяйства. 1. Функционирует в условиях существования различных форм собственности, в основном частной. 2. ДО служит объектом прогнозного планирования государством, коммерческими банками, юридическими и физическими лицами. 3. ДО децентрализован (его исходный и завершающий этапы рассредоточены в разных коммерческих и государственных банках). 4. Отсутствует чёткое законодательное деление между безналичным и наличным ДО. 5. Безналичный и наличный ДО тесно связаны друг с другом (наличный ДО совершается только на базе безналичного оборота) 6. Эмиссию безналичных денег осуществляет система коммерческих банков, а наличных – государственный банк страны. 7. ДО обслуживает преимущественно рыночные отношения (купля-продажа) в хозяйстве, и только в незначительной части распределительные отношения. 8. Существует механизм банковского мультипликатора.
Налично-денежный оборот. Налично-денежный оборот – процесс непрерывного движения налично-денежных знаков в виде банкнот, билонных монет и казначейских билетов. Схема «Налично-денежный оборот (на примере РФ)» 1. Территориальные управления Центрального банка РФ. 2. Система расчётно-кассовых центров ЦБ РФ. 3. Система коммерческих банков (межбанковские расчтёты наличными деньгами – небольшие операции). Даём деньги под проведение определённых операций. 4. Предприятия, фирмы, учреждения, организации разных форм собственности (расчёты наличными деньгами между предприятиями, фирмами, учреждениями, организациями). 5. Население (взаиморасчёты физических лиц наличными деньгами). 4-5 – и расчеты наличными деньгами, и взаиморасчёты физических лиц. Налично-денеж, когда наличные деньги из резервных фондов переходят в обращение. Из оборотных касс РКЦ деньги поступают в операционные кассы коммерческих банков. Отсюда большая часть наличных денег передаётся клиентам (юридическим и физическим лицам), т.е. поступает либо в кассы предприятий, либо непосредственно населению. Значительно меньшая часть денег передаётся банками друг другу на платной основе. Часть наличных денег, находящихся в кассах предприятий, используется для расчётов между ними, но большая часть пепердаётся населению в виде различных видов денежных доходов (зарплат, пенсий, пособий, стпепендий, страховых возмещений, выплат дивидендов, поступлений от продаж ценных бумаг и пр.) Население так же использует наличные деньги для взаиморасчётов, но большая часть расходуется на выплату налогов, сборов, квар. платы и коммунальных платежей, на погашение ссуд, покупку товаров и ценных бумаг, на арендные платежи, на уплату штрафов, налогов, неустоек, пени и пр. Деньги либо возвращаются в операционные кассы коммерческих банков, либо в кассы предприятий и организаций.
Аккредитивная форма расчётов. Классификация аккредитивов. №1. - покрытый (депонированные): аккредитив, при открытии которого банк-эмитент обязан перечислить сумму аккредитива (покрытие) за счёт плательщика либо предоставленного ему кредита в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия обязательства банка-эмитента. - непокрытый (гарантированный): аккредитив, при открытии которого исполняющему банку предоставляется право списывать всю сумму аккредитива с ведущегося у него счёта банка-эмитента, по соглашению между банками. №2. - отзывный аккредитив: аккредитив, который может быть изменён или отменён банком-эмитентом без предварительного уведомления получателя средств; отзыв аккредитива не создаёт каких-либо обязательств банка-эмитента перед получателем средств. - безотзывный аккредитив: аккредитив, который не может быть отменён без согласия получателя средств; может быть подтверждённым, т.е. по просьбе банка-эмитента исполняющие банк может подтвердить безотзывный аккредитив; порядок предоставления подтверждения по безотзывному подтверждённому аккредитиву определяется по соглашению между банками. Аккредитив предназначен для расчётов с одним получателем средств. Порядок расчёта по аккредитиву устанавливается в основном договоре, в котором предусмотрены следующие условия: 1. Наименование банка-эмитента 2. Наименование исполняющего банка 3. Наименование получателя средств 4. Сумма аккредитива 5. Вид аккредитива 6. Способ извещения получателя средств об открытии аккредитива 7. Способ извещения плательщика о номере счёта для депонирования средств, открытого исполняющим банком. 8. Полный перечень и точная характеристика документов, которые должен предоставить получатель средств. 9. Сроки действия аккредитива, предоставление документов подтверждающих поставку товаров, требования к оформлению указанных документов. 10. Условие оплаты (с акцептом или без акцепта). 11. Ответственность за неисполнение или не надлежащее исполнение обязательств (сторона кредитора, сторона должника). “+” – гарантия для поставщика. “-” – для покупателя: средства покупателя отвлекаются в сумме аккредитива их хозяйственного оборота на срок действия аккредитива; для поставщика: замедление товарооборота, т.к. поставщик до извещения об открытии аккредитива не может отгрузить уже готовую продукцию и несёт дополнительные затраты по её хранению; это наиболее дорогая форма расчётов, т.к. банки взимают высокую комиссию за выполнение аккредитивных операций в зависимости от суммы аккредитива. Расчёты чеками. Чек – ценная бумага, содержащаяся ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платёж указанной в нём суммы чекодержателю. Оплата производится либо с отдельного чекового счёта, либо с расчётного счёта чекодателя, но не выше суммы согласованной с чекодателем при выдаче чековой книжки. При данной форме расчёта банк может гарантировать оплату при временном отсутствии средств за счёт предоставления кредита. Чеки используются как физическими, так и юридическими лицами. Именной, предъявительский (на предъявителя без права передачи) и ордерный (может передаваться по индасаменту) чеки. В РФ чеки действительны в течение 10 дней, не считая дня выписки. Чек, выписанный в иностранном государстве, подлежит оплате на территории РФ в течение 70 дней (выписанный в государствах СНГ – 20 дней). Механизм расчётов чеками. 1 вариант. Предполагает наличие чековой книжки… по заявлению клиента в установленной форме после заполнения реквизитов чека в установленном порядке. Одновременно клиент получает идентификационную карточку, используемую для идентификации чекодателя по каждому выданному чеку. В карточке указывается сумма лимита, на которую может быть выписан чек. Бланки чеков являются бланками строгой отчётности и изготавливаются в РФ по единому образцу с грифом «Россия». Они выдаются коммерческим банком – рассчётно-кассовыми центрами, на основании заявлений коммерческих банках. Информация о номерах выданных чеков отмечается на заявлении, а так же передаётся операционисту, ведущему счёт банка по чекам. Это способствует контролю за чеками, впоследствии выпускаемыми в обращение. После предъявления чекодержателем чека в банк для получения платежа, банк направляет чек в РКЦ. РКЦ списывает сумму чека со счёта банка-плательщика и зачисляет коммерческому банку, обслуживающему чекодержателя. При оплате чека РКЦ проверяет соответствие представленных чеков номерам чеков, выданных данным РКЦ. 2 вариант. Расчёты из лимитированных чековых книжек. В книжке сброшюрованы расчётные чеки по 10, 20, 25 и 50 листов, который могут быть выписаны клиентом банка на общую сумму в пределах установленного лимита, который указывается на обложке книжки. Данная сумма заранее депонируется на отдельном счёте путём перечисления с расчётного счёта или за счёт кредита. В отличие от прежнего механизма деньги зачисляются чекодержателю после оплаты чека банком-плательщиком с отдельного счёта чекодателя, т.е. на основе инкассовых операций банка чекодержателя. Срок действия лимитированной чековой книжки определяется договором между поставщиком и покупателем, и сообщается банку. Чеки, выписанные после этого срока, считаются недействительными и не принимаются к оплате. Расчёты чеками: ’’+’’ для поставщика: гарантия платежа, ’’-’’ для покупателя: средства покупателя отвлекаются из его хозяйственного оборота на длительный срок. Правовая база: гражданский кодекс + постановление верховного совета РФ от 13 января 1992 «О введении в хозяйственный оборот чеков нового образца» + правила расчёта чеками, постановление Центробанка РФ от 20 января 1992 + положение о чеках верховного совета РФ от 13 января 1992 года. Отдельного закона по чекам нет, в основе – чековая Конвенция в Женеве.
Расчёты по инкассо. Расчёты по инкассо – банковская операция, посредством которой банк (банк-эмитент) по поручению и за счёт клиента на основании расчётных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Для осуществления расчётов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другие банки (исполняющие банки). Расчёты по инкассо осуществляются на базе следующих расчётных документов: — платёжных требований; — инкассовых поручений; — векселей; — чеков; — Расчёты по инкассо в РФ осуществляются на основании: — платёжных требований, оплата которых может производится 1. По распоряжению плательщика (с акцептом) 2. Без распоряжения плательщика (в безакцептном порядке) — инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке) Предъявляются взыскателем к счёту плательщика через банк, обслуживающий получателя средств, т.е. взыскателя. Расчёты инкассо по платёжным требованиям. Платёжное требование – расчётный документ, содержащий требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определённой суммы через банк. Расчёты платёжными требованиями без акцепта. Безакцептное списание денежных средств происходит: — на основании законодательства (тогда в платёжном требовании в поле «Условие оплаты» получатель средств проставляет «без акцепта» + делает ссылку на закон, с указанием его номера и даты принятия, на основании которого осуществляется взыскание) — на основании договора (тогда в платёжном требовании в поле «Условие оплаты» получатель) Расчёты платёжными требованиями с акцептом. Срок для акцепта определяется сторонами по основному договору, при этом он должен быть не менее трёх рабочих дней. Платёжное требование: 1) либо само содержит все необходимые реквизиты, характеризующие поставки, а именно: 1. Какой товар отгружен 2. Какова его сортность 3. Какова его цена 4. Каково время отгрузки 2) либо к платёжному требованию прилагаются соответствующие товарно-транспортные документы. Механизм расчётов платёжными требованиями. Банк покупателя передаёт платёжное требование, которое поступает туда от поставщика продукции, покупателю, который, ознакомившись с документами, либо даёт согласие на платёж — акцептует документы, либо отказывается от их акцепта. В случае акцепта — банк покупателя перечисляет средства в банк поставщика. Классификация акцепта №1. 1) Положительный акцепт – предполагает письменное соглашение плательщика на оплату документов (сейчас - редко) 2) Отрицательный акцепт – предполагает, что молчание плательщика в течение определённого срока даёт согласие на оплату, а отказ от акцепта оформляется письменно (сейчас – широко используется) Классификация №2 – в качестве критерия имеет хронологическую последовательность акцепта и совершения платежа. 1) Предварительный акцепт – предполагает, что платёж совершается после получения согласия на оплату (применяется широко) 2) Последующий акцепт – предполагает, что сначала производится платёж, после чего покупатель в случае недобросовестности поставщика может предъявить поставщику контрпретензии по возврату списанных с его счёта сумм. Срок для последующего отказа от акцепта – 3 дня с момента получения банком В соответствии с законодательством плательщик вправе отказаться от акцепта полностью или частично. Полный отказ от акцепта обычно происходит при несоответствии товара условиям договора. Частичный отказ имеет место в том случае, когда цены завышаются по сравнению с договорными, когда отгружается не заказанная продукция, когда имеются арифметические ошибки в расчётных документах и т.д., и в этом случае акцептуется только часть суммы. В течение срока ожидания акцепта расчётные документы находятся в картотеке №1. При неполучении в установленный срок отказа от акцепта, платёжные требования считаются акцептованными и подлежат оплате. В случае отсутствия у плательщика средств, акцептованные платёжные помещаются в специальную картотеку №2. Об этом сообщается должнику, и за каждый день просрочки платежа с покупателя взимается пеня (с лат. - «наказание») в претензионном порядке в размере предусмотренном договором. Расчёты платёжными требованиями с акцептом: “+” – для покупателя: контроль за деятельностью поставщика, “−” –
Расчёты по инкассо инкассовыми поручениями. Инкассовое поручение – расчётный документ, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке. Применяется: 1) В случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством (недоимки по налогам, штрафы, санкции, недоимки по взносам санкций в государственные внебюджетные фонды – пенсионный например, таможенные платежи, пени, штрафы, взимаемые таможенными органами) 2) Для взыскания по исполнительным документам (решения судов; приказы арбитража; исполнительные надписи, учинённые нотариусами и т.п.) 3) В случаях, предусмотренных сторонами по основному договору при условии предоставлению банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счёта плательщика без его распоряжения В том случае, когда денежные средства со счетов взыскиваются в бесспорном порядке, установленном законом, в инкассовом поручении в поле «Назначение платежа» должна быть сделана ссылка на соответствующий закон, с указанием его номера и даты принятия. При взыскании денежных средств по исполнительным документам, инкассовое поручение должно содержать ссылку на дату и номер исполнительного документа, а так же наименование органа, вынесшего решение, подлежащее принудительному исполнению. Инкассовое поручение должно содержать ссылку на дату, номер основного договора и на соответствующий ему пункт, предусматривающий право бесспорного списания. В инкассовых поручениях так же должно быть указано, с какого счётах плательщика подлежит списанию взыскиваемая сумма, а так же размер этой суммы. В случаях, специально предусмотренных законодательными актами, осуществляется безакцептное списание средств со счетов плательщика как разновидность бесспорного списания. Право на безакцептное списание средств предоставлено законодательством одной из сторон договора при расчётах за спускаемую электрическую и тепловую энергию, за услуги водоснабжения (за исключением жилищно-коммунальных и бюджетных организаций, за электроэнергию АЭС, за почтовые телеграфные и телефонные услуги, оказываемые предприятиями связи). Подобного рода расчёты с огромным числом потребителей получили название жирорасчёты (жиро – с греч. «кругооборот»), широкое распространение получили в Австрии, Бельгии, Венгрии, Швейцарии, Голландии, Франции, Германии.
Расчёты в порядке плановых платежей или расчёты по открытому счёту. Нет единообразия трактовки данной формы. Часто плановые платежи рассматривают как разновидность расчётов платёжными поручениями, так как платёжные поручения это основной вид расчётных документов данной формы. Другой подход рассматривает плановые платежи как самостоятельную форму расчётов, так как в данной форме используются и другие расчётные документы – векселя, чеки и пр. Механизм расчётов в данной форме. При равномерных и постоянных поставках, в ряде случаев взаимных, расчёты между поставщиками и покупателями могут осуществляться в порядке плановых платежей, например один раз в 3-5 дней, а не по каждой поставке в отдельности, на основании договоров или соглашений с использованием в расчётах преимущественно платёжных поручений. Поставщик по условиям договора берёт на себя обязательство отгружать продукцию покупателя в установленных размерах и в установленные сроки, исходя из установленного графика поставок. Покупатель обязуется в сроки, определённые договором – ежедневно или периодически – производить плановые платежи исходя из периодичности платежей и плановых объёмов поставок. При выборе данной формы участники сделки направляют в обслуживающие их банки копии соглашений. На каждый плановый платёж выписывается и передаётся банку отдельный документ – платёжное поручение – выписываемый покупателем. Ежемесячно правильность платежей проверяется одним из участников сделки, который определён договором. Преимущества данной формы: минимальный разрыв во времени между отгрузкой продукции, оказанием услуги по выполнениям работ и поступлением денег за эту операцию + упрощение техники расчётов + более чёткое регулирование сторонами своего денежного оборота. Недостатки: + в связи с последующей оплатой полученных товаров эта форма расчётов совмещается с коммерческим беспроцентным кредитованием покупателей со стороны поставщиков + поставщики несут риск нарушения сроков взноса плательщиками плановых платежей + замедление оборачиваемости оборотных средств. Плановые платежи могут иметь место во взаимоотношениях по цепочке: с/х производителей с заготавливающими организациями, последних с перерабатывающими предприятиями, а те – с торговыми организациями. Расчёты плановыми платежами во многом схожи с расчётами по открытому счёту, которые практикуются во внутренней и внешней торговле промышленно-развитых стран. Данный счёт широко используется в расчётах между постоянными контрагентами, между фирмами и их филиалами (дочерними предприятиями), для расчётов с брокерами и государственными предприятиями, при многократных поставках однородных товаров особенно мелкими партиями и т.д.
(6) Расчёты платёжными требованиями-поручениями. Платёжное требование-поручение – это требование поставщика к покупателю оплатить на основании направленных в банк покупателя расчётных и отгрузочных документов стоимость поставленной по договору продукции (оказанных услуг, выполненных работ) и поручение плательщика списать средства с его счёта. Оно выписывается после разгрузки продукции, поставки товара и вместе с коммерческими документами отправляется в банк покупателя. Последний передаёт требование-поручение плательщику, т.е. покупателя. После согласия оплаты (полностью или частично) плательщик акцептует документы и оформляет его подписями лиц, уполномоченных распоряжаться счётом и оттиском печати, а затём сдаёт его в свой банк в течение трёх дней со дня поступления платёжного поручения в этот банк. Оно принимается при наличии средств на счёте плательщика. Банк плательщика списывает деньги с его счёта и переводит в банк получателя, т.е. поставщика, который зачисляет деньги на счёт последнего. В случае отказа плательщик уведомляет свой банк в течение трёх дней. Требование-поручение с приложенными к нему коммерческими документами и извещением об отказе в оплате возвращается к поставщику. Приемущества: для плательщика – форма удобна плательщику, так как в случае необходимости он может корректировать сумму платежа, может отказаться от платежа вовсе. Недостатки: длительный документооборот + возможность возникновения неплатежей.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 537; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |