КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проектирование организационных структур
Вопросы Краткие итоги В лекции рассмотрены такие организационные структуры, как: линейная, линейно-штабная, дивизиональная, матричная, функциональная. Определены их главнее преимущества и недостатки. 1. Назовите основные характеристики разделение организационных структур на типы. 2. Приведите краткую характеристику каждой из организационных структур. 3. В чем состоят отличительные особенности бюрократических и адаптивных организационных структур. Цель лекции: познакомить слушателей с основами проектирования организационных структур, представить методы проектирования, а также систему оценки эффективности организационных структур Структура - строение, единство устойчивых взаимосвязей между элементами, форма организации системы. Каждый материальный объект обладает многообразием внутренних и внешних связей, способностью к переходу из одного состояния в другое. Когда количественные изменения системы выходят за пределы меры и вызывают ее качественные изменения, последние всегда выступают как изменения структуры. Связь элементов в структуре подчиняется диалектике части и целого. Изменение структурных отношений в системе вызывает изменения свойств элементов, которые подчиняются общим законам развития системы как целого. Таким образом, структура характеризует взаимозависимость частей системы. Процесс формирования организационной затрагивает три момента: 1. Формирование общей структурной схемы управления и ее анализ. 2. Разработка состава основных подразделений и связей между ними. 3. Регламентация организационной системы и оценка эффективности. Для анализа организационной структуры служат следующие оценочные критерии: · принцип управления; · аппарат управления; · функции управления; · хозяйственная деятельность. При проектировании организационной структуры используются, как правило, следующие методы: Метод аналогий – использование опыта проектирования в аналогичных организациях. Экспертный метод – базируется на предложениях специалистов. Структуризация цели – выработка системы целей организации и ее последующее совмещение с разрабатываемой структурой. Метод организационного моделирования – позволяет сформулировать критерии оценки степени рациональности организационных отношений. При проектировании организационных структур важно руководствоваться большим набором принципов и подходов, которые характеризуют специфику деятельности самой организации, поэтому в данном случае, выделяется значительный объем требований к самой структуре. Однако существуют общие требования к проектированию, среди которых: 1. Оптимальность – между звеньями на всех уровнях устанавливаются рациональные связи при наименьшем числе ступеней управления. 2. Оперативность – время от принятия решения до его исполнения в управляемой системе не повлекло отрицательных последствий для исполнения самого решения. 3. Надежность – гарантирование достоверности передачи информации и бесперебойность ее перемещения. 4. Экономичность – нужный эффект от управления достигается при наименьших затратах на управление. 5. Гибкость – способность измениться в соответствиями с изменениями внешней среды. 6. Устойчивость структуры управления – неизменность основных свойств при внешних воздействиях. Совершенство организационной структуры зависит от соблюдения следующих принципов проектирования: 1. Целесообразное число звеньев управления и максимальное сокращение времени прохождения информации от высшего звена управления до непосредственного исполнителя. 2. Четкое обособление структурных элементов системы управления. 3. Наличие способности к быстрой реакции на изменения в управляемой системе. 4. Предоставление полномочий на решение вопросов тому структурному подразделению, которое располагает достаточной информацией по обозначившемуся вопросу. 5. Приспособление отдельных подразделений аппарата управления ко всей системе управления организацией. В практике оценки эффективности проектирования организационных структур, принято выделять следующие группы показателей: Показатели, отражающие результаты деятельности организации: увеличение объемов производства, снижение себестоимости, экономия капитальных вложений. Показатели, характеризующие организацию процесса управления: производительность, экономичность, гибкость, надежность. Показатели, характеризующие рациональность организационной структуры и ее технико-организационный уровень: коэффициент звенности, коэффициент дублирования, степень централизации, коэффициент эффективности, коэффициент уровня управляемости, коэффициент территориальной концентрации. Для расчета коэффициентов группы показателей, характеризующих рациональную организационную структуру, используют следующие формулы: Коэффициент эффективности организационной структуры:
где, Р п – конечный результат (эффект), полученный от функционирования организационной структуры управления; З у – затраты на управление (фонд заработной платы АУП, расходы на содержание помещений, на приобретение и ремонт средств, прием и передачу управленческой информации и пр.). Эффективность труда аппарата управления:
где, В – объем реализованной продукции в стоимостном выражении; Ч АУП – численность аппарата управления. Для расчета эффективности труда административно-управленческого персонала применяется также модифицированная формула:
где, Э с – экономичность управления; Э п – эффективность производства; А у – затраты на управление; Д – совокупная стоимость основных и оборотных фондов; В чп – объем условно-чистой продукции; С т – численность промышленно-производственного персонала. Интегрированный показатель эффективности выглядит следующим образом:
где, К эфу – коэффициент эффективности управления; Q у – затраты на управление, приходящиеся на одного работника управления; L чп – удельный вес численности управленческих работников в общей численности работающих; F t – фондовооруженность (стоимость основных и оборотных средств, приходящихся на одного работающего); E оф – фондоотдача (условно-чистая продукция, приходящаяся на единицу основных и оборотных фондов). Коэффициент надежности:
где, К н – количество нереализованных решений; К общ – общее количество решений, принятых в подразделении или организации в целом. Коэффициент звенности:
где, П звф – количество звеньев существующей организационной структуры; П зво – оптимальное количество звеньев организационной структуры. Коэффициент дублирования:
где, К оз – количество работ, закрепленных за несколькими подразделениями; К н – нормативное количество работ. Степень централизации:
где, Р фц – количество принятых решений при выполнении данной функции на верхних уровнях управления; Р ф – общее число принятых решений на всех уровнях управления. Коэффициент территориальной концентрации:
где, П прф – количество организаций данного типа, функционирующих в регионе деятельности данной организации; П – площадь региона, на которой функционируют все организации данного типа. Коэффициент эффективности использования информации:
где, Д эисп – количество случаев эффективного использования документа; Д вход – информация на входе функции согласия. Коэффициент уровня управляемости:
где, У ф – фактическая норма управляемости; У н – нормативная норма управляемости. После того, как все расчеты проведены, все полученные данные сводятся в сравнительную таблицу по видам работ, связанным с проектированием организационной структуры, после чего, определяются направления по ее совершенствованию.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 812; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |