КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В гуманитарных исследованиях
ПРИМЕНЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ Лекция 1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ГУМАНИТАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ На уровне обыденного сознания сохраняется устойчивое противопоставление гуманитарных наук (истории) и математики, мнение об их несовместимости. Однако контакты и довольно успешное сотрудничество специалистов этих наук начались очень давно. Что может дать математику такая гуманитарная наука как история? Ответ на этот вопрос удивительно прост - без истории математик не продвинулся бы в своей науке дальше элементарного счета предметов, оперируя, скорее всего, цифрами, соответствующими количеству пальцев. Почему? Да потому, что история - коллективная память человечества, а любое новое знание появляется только на основе уже достигнутого. В определенном смысле любая наука базируется, прежде всего, на истории - на сохранении, накоплении знаний, опыта. Нужна ли историку математика? Здесь, по-моему, уместно вспомнить высказывание К. Маркса о том, что "наука только тогда достигает совершенства, когда ей удается пользоваться математикой" (см,: Воспоминания о К. Марксе и Ф.Энгельсе. - М., 1956. - С. 66). Заявление максималистского характера, но посмотрите вокруг - математика сегодня проникла во все отрасли знания, дала жизнь новым научным направлениям, внедряется в искусство (вслед за пушкинским Сальери мы поверяем гармонию алгеброй). И в то же время науки не утрачивают своей специфики, а искусство остается искусством. Какова же роль математики? Она является здесь средством, с помощью которого решаются многие сложнейшие задачи. Если смоделировать ситуацию, то можно спросить - чем удобнее отворить запертую на замок дверь: ломом или соответствующим ключом? Хочется надеяться, что вы предпочтете ключ. Математика и является зачастую "ключом", способным раскрыть гуманитариям (историкам, регионоведам) новые факты, новые источники, создать концепцию, поставить точку в спорных вопросах, обобщить накопленную информацию, заставить более объективно взглянуть на пройденный человечеством путь, открыть новые перспективы и многое другое. Но все замки одним ключом не откроешь. Как правильно подобрать ключ к замку? Какими математическими приемами следует воспользоваться в той или иной ситуации? Об этом и пойдет речь в нашем курсе.
1. Понятие вероятности. Вероятностные описания. 2. соотношение количественного и качественного анализа 3. история изучения математических методов в гуманит.науках
Процесс научного познания складывается из трех компонентов - методологии, методики и техники. Под методологией понимается совокупность основополагающих представлений и идей, принципов и приемов познания, которые являются теорией метода. Пути и способы их реализации, набор соответствующих правил и процедур составляют методику исследования. Для проведения любого исследования необходимы орудия, инструменты, образующие технику. Между этими составляющими существует диалектическая связь, т.е. активную роль может играть каждая, из перечисленных здесь, частей. В то же время они настолько взаимосвязаны, что существование их самостоятельно, в отрыве друг от друга невозможно, и все они подчинены главной цели - углублению и расширению наших знаний. Современное состояние исторической науки характеризуется значительным расширением проблематики, связанным с необходимостью, с одной стороны, обобщить накопленный опыт и выйти на уровень фундаментальных работ, носящих теоретико-концептуальный характер. Например, требует комплексного подхода проблема сельской поземельной общины, существовавшей на Руси с V111 в. и до первой четверти XX в. Определенные ее элементы можно найти и в современных деревнях, в колхозах. Подобное исследование требует анализа и обобщения огромного объема источников, разных по характеру и формам выражения. С другой стороны, рухнувшая коммунистическая система открыла возможность обратиться ко многим, ранее запретным темам, расширила источниковую базу исследователя, сняв гриф секретности с ряда архивных и библиотечных комплексов. Это диктует потребность в детальном изучении определенных фактов, явлений, процессов. Кроме того, ряд исторических событий надо переосмыслить, сняв с их анализа идеологические догмы. История нуждается в повышении объективности своих выводов и наблюдений, в повышении точности. Определенную помощь историку может оказать математика. (Под математикой обычно понимается комплекс математических дисциплин и научных направлений, занимающихся изучением абстрактных структур и операциями над объектами общей природы, а значит и количественными характеристиками социальных явлений). В основе современных математико-статистических теорий лежит понятие вероятности. Под ней понимается объективная категория, выступающая мерой возможности того или иного результата, характеризующая с количественной определенностью возможность появления данного события. По классическому определению вероятность - это величина равная отношению числа возможных случаев, благоприятствующих данному событию, к числу всех равновозможных случаев. Предположим, что в студенческой олимпиаде участвуют 50 человек, из них 6 - студенты КГУ. В данном примере 50 -величина, характеризующая равновозможные шансы к победе, а 6 - шансы победы студентов КГУ. Следовательно, в 6 случаях из 50 возможных могут победить студенты КГУ; или 6:50 = 0,12, т.е. вероятность победы наших студентов равна 0,12 (или 12%). Поддаются ли социальные явления вероятностному (с математической точки зрения) описанию? Для вероятностных событий необходимо выполнение ряда условий: 1. Наблюдаемые явления либо могут быть повторены неограниченное число раз, либо сразу осуществимо наблюдение за одинаковыми событиями в большом количестве. Не надо лишний раз доказывать, что эксперимент, а значит бесчисленный повтор событий в истории невозможен. Однако осуществить наблюдение за большим числом одинаковых событий можно при изучении массовых источников, массовых совокупностей однородных (однотипных по структуре) документов. 2. Независимость событий. Применительно к истории нельзя говорить о независимости исторических фактов, между ними существует причинно-следственная связь, но в данном случае речь идет о независимости документов. Каждый из них должен формироваться самостоятельно, а не списываться один с другого. 3. Наличие постоянных условий при создании источниковой базы.
Уход от идеи строгой детерминированности, обязательности происшедших исторических событий, введение в научный оборот комплексов массовых источников позволяет относить явления-истории к вероятностным, а следовательно расширить методический арсенал введением в него математических методов. Основной задачей изучения исторических явлений и процессов выступает раскрытие внутреннего механизма и всестороннее объяснение их сущности. Конечная цель любого исторического исследования состоит в выявлении закономерностей. Одни проявляются в единичных случаях (динамические закономерности). Характер динамической закономерности устанавливает поведение каждого признака. Другие - только вмассовых, т.е. в группе явлений, которая наряду с признаками, присущими индивидуальным явлениям, характеризуются и общими для всех (статистические закономерности). Общественное явление складывается из массы индивидуальных и выявить историческую закономерность - значит найти повторяемость внутри всей массы явлений, где наряду с главными действует и множество второстепенных, неустойчивых, случайных факторов. Это приводит к тому, что в обществе нет строго определенных динамических закономерностей. Использование в гуманитарных исследованиях методов изучения статистических закономерностей позволяет в массе случайных факторов выделить основные, главные тенденции, присущие в целом рассматриваемому явлению. Вместе с тем нельзя отбрасывать, упускать из поля зрения и второстепенные, малозначимые, а порой только нарождающиеся факторы, вызывающие те или иные скачки в основной линии развития общества. Статистические закономерности теоретически базируются на законе больших чисел, суть которого в самом общем виде состоит в том, что только при большом числе наблюдений формируются и проявляются многие объективные закономерности общественных явлений. Влияние случайных факторов, случайных признаков тем меньше, чем больше рассмотрено единичных явлений. Так, например, среди студентов первого курса можно встретить человека в возрасте 28 лет. Закономерно ли это? Статистическое обследование только одного вуза показало, что средний возраст первокурсника колеблется в пределах 18-20 лет, то же обследование в рамках города дает возраст -19 лет. Следовательно, 28 летний студент на 1 курсе - явление случайное, оно "растворилось" в массе наблюдений. Однако, если бы мы рассмотрели средний возраст на основе изучения всего 3-х студентов - 17, 20 и 28 лет, то наша средняя величина была бы 21,7 лет. Здесь в значительной мере сказалось бы влияние такого случайного фактора, как 28-летний возраст первокурсника. Закон больших чисел означает, что случайные отклонения, присущие единичным явлениям, в большой массе не влияют на средний уровень изучаемой совокупности. Отклонения индивидуальных элементов как бы уравновешиваются, нивелируются в массе явлений одного типа и перестают зависеть от случайностей. Именно это свойство позволяет выйти на уровень статистической определенности, статистической закономерности. В законе больших чисел нашла свое выражение связь между необходимым и случайным. Статистическая закономерность является количественным выражением определенной тенденции, но не всякая статистическая закономерность имеет исторический смысл. Можно обнаружить статистическую закономерность распространения культуры картофеля в России в годы крестьянской войны под предводительством Е.Пугачева. Однако весьма сомнительно влияние этой тенденции на ход исторических событий. Анализируя полученные данные, историк на основе содержательного, качественного подхода решает, отражает ли найденная статистическая закономерность историческое явление, какую степень обобщения несет, какие условия ее определили и т.п. Таким образом, речь идет не о приобретении историей математической точности, а о расширении методического арсенала историка, о возможности получения новых сведений на более совершенном количественном и качественном уровне. Историческая наука не теряет своей специфики, т.к. математические приемы не заменяют качественный анализ и не затрагивает предмет исторической науки. Не выработано математических методик, не связанных с качественной стороной работы. Не существует универсальных приемов исследования для всех исторических проблем, для всех исторических источников. Исходные теоретико-методологические принципы исторической науки определяют цели, пути и методы исследования. На их основе происходит отбор, анализ иобобщение фактического материала.
* * * В процессе исследования соотношение количественного и качественного анализа происходит четыре этапа. 1. Постановка проблемы, выбор источников и определение существенных признаков происходит при преобладаниисодержательного, качественного анализа. Этот этап очень важендля всей последующей работы, т.к. от правильного выявления значимых признаков зависит выбор методов анализа. Здесь происходит некоторая формализация источника. Все признаки по своей природе подразделяются на количественные (выражаемые числом) и качественные (определяемые словесно). Количественные признаки раскрывают меру определенных свойств объекта, а качественные (атрибутивные) - наличие этих свойств и их сравнительную интенсивность. Разновидностью качественных признаков выступают альтернативные, т.е. принимающие только два значения (классическим примером качественного альтернативного признака является "пол" - либо мужской, либо женский). Велика роль математики при решении задач, связанных с повышением информативной отдачи источников. Современники, фиксируя те или иные аспекты исторических явлений, преследуют цель, отличную от исследовательской. В связи с этим исследователь не всегда может найти в документах прямых сведений об интересующих аспектах явления. Практически любой источник содержит скрытую информацию, которая характеризует многообразные взаимосвязи, присущие историческим явлениям. Она выявляется в результате специальной обработки и анализа данных. 2. Выбор математических методов в зависимости отструктуры источника, характера данных и сущности методов определяется в неразрывном единстве качественного и количественного анализа. 3. На третьем этапе наблюдается относительная самостоятельность количественного анализа. Происходит выяснение численных распределений значений признаков, количественных показателей меры зависимости между ними, определяются показатели интенсивности влияния группы факторов на изучаемую систему и т.д. Идет расчет показателей по формулам. Все явления без исключений характеризуются единством количества и качества. Сущность того или иного явления, котораявыражает его качественную определенность, будет раскрыта только тогда, когда будет выявлена количественная мера данного качества. 4. Содержательная интерпретация полученных результатов и построение на их основе теоретических выводов требуют от исследователя знания предмета, его количественной и качественной стороны. Общей схемы для такой интерпретации не выработано. Здесь необходимо учитывать математический аспект интерпретации показателей, полученных в результате расчетов, исходя из сущности примененного метода. В тоже время нельзя упускать из вида содержательный смысл проблемы, отступать от исторической возможности и реальности обретенных показателей.
Между обозначенными здесь этапами существует теснейшая взаимосвязь. Каждый предыдущий этап влияет на последующий и наоборот. Так, характер источника определяет методику его анализа, в то же время сам метод влияет на выбор признаков. Отмеченное выше единство качественных и количественных характеристик явления имеет большое значение при использовании математических методов и интерпретации их результатов. Изменение количественных параметров может происходить в рамках одного качества, а может приводить к приобретению явлением новой сущности, нового качества. Так, например, увеличение значений такого количественного показателя, как размер землепользования, достигнув определенного уровня, приводит к смене социального статуса крестьянина (от бедняка к середняку, от середняка к кулаку...), т.е. к появлению нового качества. Различие значений признака у разных единиц совокупности в один и тот же период времени называется в статистике вариацией. Она является необходимым условием существования и развития массовых явлений. В общественной жизни каждой массовой совокупности, массовому процессу присуща специфическаямера вариации элементов, при которых данный процесс протекаетнормально, не меняя своей качественной сущности.
* * * Применение математико-статистических приемов в исторической науке имеет давние корни. Первые опыты в этом направлении в России начались в конце XIX в. на основе использования данных земской статистики. В работах А.Кауфмана, И.Лучицкого, Н.Любовича, Н.Нордмана, опубликованных в начале XX века, содержится не только пример использования статистических методов, но и первые попытки теоретического осмысления трудностей и преимуществ взаимодействия истории и математики. Эта традиция не была прервана революционными потрясениями 1917 г. и разнообразие методических подходов отличает труды историков 20-х гг. Интересные работы были созданы Г.Баскиным, Л..Крицманом, И.Росницким по проблеме социальной дифференциации, оригинальные гипотезы высказаны В.Анучиным, Л..Чижевским о цикличности исторических "всплесков" активности (восстаний, массовых забастовок, войн, межнациональных конфликтов и т.п.) в связи с солнечной активностью и др. Превращение истории в классовую, партийную науку, выполняющую в значительной степени социальный заказ, поступавший от правящих структур, привело ее к описательности и подчинило концепции детерминированности исторического процесса, заложенной в "Кратком курсе истории ВКП(б)". Естественно, в этот период находили применение лишь те методы и приемы исследования, которые помогали в достижении идеологических целей. Дольше всего, пожалуй, математические приемы исследования в этих условиях продержались в археологии (см. работы ААрциховского, М.Грязнова, П.Ефименко). Новый этап наступил на рубеже 50-60-х гг. Он связан с появлением в СССР электронно-вычислительной техники. Особенностью этого времени является публикация работ, в большеймере посвященных демонстрации возможностей ЭВМ при обработке больших массивов информации, чем решению конкретно-исторических задач. Внедрение ЭВМ дало возможность обратиться к массовым источникам, в которых историки тех лет видели путь преодоления описательности и субъективизма исторической науки. Среди наиболее значимых трудов этого периода - статьи и монографии В.Устинова, Л. Ковальченко, Ю.Кахка и др. Расширение крута проблем, решаемых с помощью математических методов и ЭВМ, постепенное накопление опыта в этой сфере, совершенствование приемов и техники обработки исторической информации позволило со второй половины 60-х гг. сосредоточиться на решении задач исторической науки. Здесь выделяются труды И.Ковальченко и Л.Милова по истории формирования Всероссийского аграрного рынка, В.Дробижева и А.Соколова по истории рабочего класса, К.Хвостовой по социально-экономическим явлениям средневековья, Г.Федорова-Давыдова по археологии и т.д. Застойный период ознаменовался критикой историков, оперирующих математическими приемами. Во-первых, это было связано с победой консервативного направления политики, а следовательно с усилением идеологического давления на все стороны жизни, в том числе и на развитие исторической науки. Во-вторых, критика имела под собой почву в лице историков-конъюнктурщиков, обратившихся к "модным" методам без должной необходимости и обоснованности. Все это вызвало к жизни работы популяризаторского характера, целью которых было доказательство важности и полезности для исторической науки сотрудничества с математикой. Наиболее рельефно эта тенденция проявилась в работах Б.Миронова, З.Степанова, Т.Славко, ряде историографических обзоров. Однако именно в 60 - 80-е годы был накоплен огромный опыт применения математических методов и ЭВМ в исторической науке. С их помощью производится сравнительный анализ влияния различных факторов на исторический процесс, измеряется зависимость между признаками различных явлений, проверяется достоверность информации исторических источников, устанавливается их подлинность, доказывается авторство. Математика позволяет восстанавливать утраченную источниковую информацию, вводить в научный оборот новые документальные комплексы. На основе количественных приемов исследуется типология событий и социальных сил исторического процесса, его экономические характеристики. В связи с этим надо отметить труды Л.Ковальченко, Л.Бородкина, К.Литвака, Н.Селунской, Т.Славко, И.Гарсковой и ряда других современных исследователей. В настоящее время гуманитарные науки (в т.ч. историческая) довольно широко пользуются математико-статистическими приемами, чему в значительной мере способствует компьютеризация рабочего места исследователя. В связи с этим наиболее актуальными считаются две проблемы - расширение математического инструментария за счет внедрения в историографию методов математической логики, теории информации, теории графов и т.д. Вторая проблема -хранение исторической информации при помощи ЭВМ, проблема создания баз и банков данных машиночитаемой информации по определенным историческим темам, периодам, регионам. Задача нашего курса сводится к ознакомлению студентов с теми математическими методами, которые они могут применить в своих учебных исследованиях, на уровне курсовых и дипломных работ без специальной математической подготовки, без привлечения сложной электронно-вычислительной техники, а также помогут в будущей профессиональной деятельности. ДОПОЛНИТЕЛЬНО ПО ТЕМЕ: 1. Барг МА Категории и методы исторической науки. - М, 1984. 2. Бородкин Л.И. Методологические проблемы применения математических методов в историко-гуманитарных исследова-ниях//Математизация современной науки: предпосылки, проблемы, перспективы. - М., 1986. С.130-139.
3. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. -М.,1987. 4. Математические методы в исследованиях по истории СССР. Библиографический указатель отечественной литературы 60-80-х гг. - Свердловск, 1989. 5. Миронов Б.Н., Степанов З.В. Историк и математика,-М.1975.
6. Славко Т.И. Математико-статистические методы в исторических исследованиях. - М., 1981.- С.З - 29. 7. Устинов В.А., Фелингер АФ. Историко-социальные исследования: ЭВМ и математика.- М., 1973.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2598; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |