Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные направления деятельности социально-педагогической и психологической службы по охране и защите детства в РБ




2008–2010

Ø Подготовлен национальный доклад «Положение детей в Республике Беларусь в 2008 году», отражающий основные направления и результаты государственной политики в отношении детей и реализации их прав, достигнутые на момент окончания 2008 г.

Ø Разработаны «Методические рекомендации о деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования» (письмо Мин. образования РБ от 22.05.2008 № 12-01-05/3871-2).

Ø Издан Декрет Президента Республики Беларусь от 05.05.2009 № 5 «О внесении дополнений и изменений и в Декрет Президента Республики Беларусь от 24.11. 2006 № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».

Ø Проведен очередной Республиканский конкурс профессионального мастерства педагогов социальных «Педагог социальный года» (ноябрь 2009).

Ø Начата разработка Концепции современного научно-методического обеспечения интегрированного обучения и воспитания.

Ø Начата разработка специального программного обеспечения (в том числе мультимедийного учебника) с целью внедрения в практику обучения и воспитания лиц с ОПФР (период внедрения – 2011–2015 гг.).

В соответствии с Законом РБ «О правах ребенка», Кодексом РБ о браке и семье на современном этапе в нашей стране сформирована система охраны детства и защиты прав детей, при этом социально-педагогическое направление деятельности учреждений образования является главным приоритетом образовательной политики.

Введение в 1996 г. в типовые штаты общеобразовательных школ и иных учреждений образования должности социального педагога соответствовало международным подходам в области охраны детства и защиты прав детей в педагогической практике в различных странах ближнего и дальнего зарубежья.

В соответствии с Постановлением Мини­стерства образования Республики Бе­ларусь от 27.04.2006 г. № 42 «Об утвержде­нии Положения о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования» в учреждениях образования республики созданы и плодотворно функ­ционируют социально-педагогические и психологические службы. Объедине­ние специалистов в СППС способствовало интеграции и координации их дея­тельности, повышению результативности социально-педагогического и психологичес­кого сопровождения учебно-воспитательного процесса, а также развитию контактов с учреждениями социальной защиты населе­ния, системы здравоохранения, внутренних дел, иными государственными и общественными организациями, благотворительными фондами и частными лицами в интересах эф­фективной поддержки детства.

Создание СППС содействовало систематиза­ции работы социальных педагогов, постепен­ному неуклонному превращению их в основ­ных субъектов, разрабатывающих и реализую­щих в условиях учреждения образования со­временную стратегию и тактику разрешения актуальных проблем детей и учащейся мо­лодёжи. Основные усилия социальных педагогов направлены на обеспечение успешной социализации учащихся, сохранение и укре­пление их здоровья, предупреждение откло­нений в развитии и поведении, социально-педагогическое сопровождение их жизненно­го самоопределения, создание благоприятного климата в учреждении образования и окру­жении. Вовремя помочь ребёнку, выявить про­блему и скорректировать действия всех участ­ников образовательного процесса – главное в работе социального педагога.

В реализации таких основных направлений деятельности СППС учреждения образования, как диагностика, профилактика, просвеще­ние, методическая работа, консультирование, коррекцирнно-развивающая работа, защита прав и законных интересов детей, социальные педагоги заняли должное место.

В настоящее время трудно переоценить охранно-защитную роль социального педагога, направленную на защиту прав и законных интересов детей в соответствии с законодатель­ством Республики Беларусь. Одним из важ­нейших аспектов этой работы является ней­трализация антипедагогического воздействия на ребёнка, обучение его способам самозащиты. Данное направление включает работу по защите прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолет­них, нуждающихся в помощи государства (де­ти, находящиеся в социально опасном поло­жении, дети-инвалиды, дети с особенностями психофизического развития, дети, проживаю­щие на загрязнённых территориях после ава­рии на Чернобыльской АЭС и др.).

В системе работы учреждения образова­ния социальному педагогу принадлежит не­маловажная роль в осуществлении функции опеки и попечительства, сопровождения опе­кунских и профессиональных замещающих се­мей.

Существенна роль социальных педагогов в обеспечении реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной за­щите детей в неблагополучных семьях». Рабо­та социальных педагогов направлена на созда­ние условий для социальной защиты семьи и сохранения ребёнка в семье. Совместно с пе­дагогическим коллективом учреждения, государственными органами и организациями они участвуют в реализации следующих мер:

v государственная поддержка социально незащищённых семей;

v укрепление авторитета благополучной семьи в обществе, пропаганда социаль­ных норм семей, создающих условия для удовлетворения основных жизненных потребностей учащихся;

v повышение ответственности родителей за создание благоприятных условий для развития детей в семье (уголовной, административной, материальной);

v раннее выявление семейного неблагопо­лучия в микрорайоне школы;

v осуществление контроля за всеобучем детей в микрорайоне;

v выявление учащихся, находящихся в со­циально опасном положении, подготов­ка документации и ходатайство перед комиссией по делам несовершеннолет­них о признании детей нуждающимися в государственной защите, составление проекта плана по защите прав и закон­ных интересов несовершеннолетних.

Именно социальные педагоги играют глав­ную роль в организации работы учреждений образования по выявлению детей, находящих­ся в социально опасном положении, подго­товке и реализации планов помощи несовер­шеннолетним, признанным находящимися в социально опасном положении, привлекая к ней классных руководителей, других специалистов СППС, работников инспекции по делам несовершеннолетних, специалистов других ве­домств, а также родителей.

Социальная защита и опека учащихся, взаимодействие с социальными институтами занимает особое место в работе социального педагога. Эта деятельность подразумевает знание законов и документов, регулирующих права ребенка в нашем государстве. Основным документом, регламентирующим эти права, является Закон РБ «О правах ребенка» от 19.11.1993 с изменениями и дополнениями, принятыми в 02.10.2000, а также Конституция РБ, Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г., Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004–2010 гг.

Исходя из этих законодательных актов,работа социального педагога по защите прав детей в учреждениях образования включает:

v правовое просвещение учащихся;

v помощь в обеспечении социальных гарантий (оказание целевой материальной помощи);

v защиту прав ребенка, находящегося в неблагоприятной жизненной ситуации;

v создание необходимых условий для полноценного развития личности (на основе работы с учебным коллективом, педагогами, семьей).

Рассмотрим эти направления деятельности социального педагога.

 

Основные направления социальной защиты детей
Правовое просве-щение учащихся, педагогов, родителей Целевая социальная защита Защита процесса формирования личности (созда-ние необходимых условий для развития
Помощь в обеспе-чении социальных гарантий (соглас-но Законодатель-ству РБ) Защита ребенка, находящегося в неблагоприятной жизненной ситуации
Формы работы: •консультирова-ние по правовым вопросам (уча-щихся, родите-лей, педагогов); •проведение кон-силиумов, семи-наров, лекций для педагогов; •участие в прове-дении родитель-ских собраний; •проведение со-циально-педаго-гических занятий с учащимися Категории учащихся:   •дети-инвалиды; •дети с ОПФР; •дети, лишенные родительской опеки; •дети, пострадав-шие от аварии на ЧАЭС; •дети из малообес-печенных, непол-ных, многодетных семей; •дети, имеющие родителей-инвали-дов Ситуации защиты: •одиночество ребенка; •конфликты с ок-ружающими и в семье; •развод родите-лей; •потрея или смерть близких людей; •насилие; •алкоголизм; •наркомания; •другие виды ад-диктивного пове-дения учащегося Основные условия: •наличие необхо-димых бытовых условий для учебы и внеучебной дея-тельности; •наличие кружков, клубов, информа-ции о деятельно-сти внешкольных учреждений; •помощь ребенку и его поддержка при прохождении «критических пе-риодов» развития
Взаимодействие с педагогическими работниками учреждения образования, другими организациями
Зам. директора по воспитатель-ной работе, пси-холог, преподава-тели общество-ведческих дис-циплин Органы охраны детства, директор учреждения обра-зования, совет по защите прав уча-щихся, совет профилактики Психолог, кл. рук., куратор, мед. уч-реждения, органы охраны правопо-рядка, соц.-пед. учреждения, ЦКРО и Р Директор учреж-дения образова-ния, зам. директо-ра по хоз. части, культорганизатор, психолог, кл. рук., кураторы, мастера учебных групп,
Роль социального педагога
•Просветитель •Консультант •Воспитатель •Посредник (ребе-нок – социальные институты; семья–социальные ин-ституты) •Адвокат (защит-ник) •Социальный терапевт •Реабилитатор •Посредник (ребе-нок – родители, мед. учреждения, органы правопо-рядка, ЦКРО и Р •Эксперт-консультант •Посредник (ребенок – руково-дители кружков, секций, учрежде-ния внешкольного обучения и воспи-тания

Правовое просвещение является предпосылкой успешности всей деятельности по защите прав ребёнка, поскольку оно направлено пре­жде всего на изменение отношения к себе как носителю права и к другим субъектам права. Оно необходимо как самим учащимся для понимания прав человека вообще, осознания собственных прав, а в будущем – для реализации прав собственных детей в соответствии с усвоенными нормами, так и взрослым (педагогам и родителям) для адекватного восприятия принципа приоритета детства, уважения прав ребенка.

Содержание работы по правовому просвещению учащихся предполагает использование интерактивных форм обучения, поскольку знания должны быть личностно значимыми, апробированными на практике. При этом необходимо создание атмосферы доверительно­сти и психологического комфорта при общении с учащимися.

В работе по предупреждению девиантного поведения при изуче­нии законодательства с учащимися, особенно с дезадаптированными и сиротами, социальные педагога должны принимать во внимание, что:

v закон «О правах ребенка» обращен в первую очередь к миру взрослых, но подросток имеет право на получение информации о своих правах, а также на свободное выражение мнения;

v этот закон по-новому регулирует отношения между поколениями;

v именно взрослые являются гарантами реализации прав детей, но подростки имеют право на принятие самостоятельных решений, которые касаются непосредственно их личности.

Принципы и нормы закона, осознанные и усвоенные в детском и юношеском возрасте, дадут возможность воспитанникам в будущем вести себя по отношению к собственным детям соответственно этим нормам и принципам. Они предполагают и права, и обязанности, и ответственность.

Усвоение учащимися своих прав невозможно представить без воспитания у них понимания ценности себя как личности и уважения прав других людей. Право на автономность отдельной личности дает возможность сформировать ответственность человека. Если ребенок не усвоил, что граждане обладают одинаковыми правами, а, следова­тельно, ответственностью и обязанностью соблюдать эти права по от­ношению к другому человеку, то жить в соответствии с законом он не будет. Права эти носят универсальный характер. Поскольку у некото­рых учащихся, и в частности у учащихся-сирот, выработалась стойкая потребительская позиция («мне должны», а не «я могу» и «я умею»), это необходимо разъяснять им в первую очередь.

Для того чтобы занятия по просвещению учащихся, педагогов и родителей были успешными, необходимо знание социальным педа­гогом законодательства Республики Беларусь по защите прав несовершеннолетних.

Тема 2. Охрана и защита детства в системе международного права. Основные принципы и содержание Конвенции ООН о правах ребёнка

 

1. Становление и развитие международно-правового регулирования прав ребёнка. Женевская декларация прав ребёнка (1924).

2. ООН и Всеобщая декларация прав человека (1948).

3. Ребёнок как субъект права. Декларация о правах ребёнка (1959).

4. Конвенция о правах ребёнка (1989): история создания, принципы и содержание.

5. ЮНИСЕФ: основные на­правления деятельности организации по охране и защите детства.

 

Рекомендуемая литература

 

1. Защита прав ребенка в Республике Беларусь: сб. нормат. правовых актов: текст по сост. на 15 декабря 2009 г. – Минск: Дикта, 2010. – С.3–22.

2. Иванов, Г.И. Права человека: История, теория, современность / Г.И. Иванов. – Минск: НИУП, 2002. – 184 с.

3. Сивашинская, Е.Ф. Ребенок как самоценность и его позиция в образовательном процессе. Права ребенка / Е.Ф. Сивашинская, И.В. Журлова // Педагогика современной школы: курс лекций / Е.Ф. Сивашинская, И.В. Журлова; под общ. ред. Е.В. Сивашинской. – Минск: Экоперспектива, 2009. – С.26–31.

4. Смагина, Л.И. Доклады ЮНИСЕФ о положении детей в мире и отдельных регионах // Смагина, Л.И. Права ребёнка: теория и методика / Л.И. Смагина. – Минск, 2001. – С. 63–71.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2692; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.