КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные направления деятельности социально-педагогической и психологической службы по охране и защите детства в РБ
2008–2010 Ø Подготовлен национальный доклад «Положение детей в Республике Беларусь в 2008 году», отражающий основные направления и результаты государственной политики в отношении детей и реализации их прав, достигнутые на момент окончания 2008 г. Ø Разработаны «Методические рекомендации о деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования» (письмо Мин. образования РБ от 22.05.2008 № 12-01-05/3871-2). Ø Издан Декрет Президента Республики Беларусь от 05.05.2009 № 5 «О внесении дополнений и изменений и в Декрет Президента Республики Беларусь от 24.11. 2006 № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях». Ø Проведен очередной Республиканский конкурс профессионального мастерства педагогов социальных «Педагог социальный года» (ноябрь 2009). Ø Начата разработка Концепции современного научно-методического обеспечения интегрированного обучения и воспитания. Ø Начата разработка специального программного обеспечения (в том числе мультимедийного учебника) с целью внедрения в практику обучения и воспитания лиц с ОПФР (период внедрения – 2011–2015 гг.). В соответствии с Законом РБ «О правах ребенка», Кодексом РБ о браке и семье на современном этапе в нашей стране сформирована система охраны детства и защиты прав детей, при этом социально-педагогическое направление деятельности учреждений образования является главным приоритетом образовательной политики. Введение в 1996 г. в типовые штаты общеобразовательных школ и иных учреждений образования должности социального педагога соответствовало международным подходам в области охраны детства и защиты прав детей в педагогической практике в различных странах ближнего и дальнего зарубежья. В соответствии с Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27.04.2006 г. № 42 «Об утверждении Положения о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования» в учреждениях образования республики созданы и плодотворно функционируют социально-педагогические и психологические службы. Объединение специалистов в СППС способствовало интеграции и координации их деятельности, повышению результативности социально-педагогического и психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса, а также развитию контактов с учреждениями социальной защиты населения, системы здравоохранения, внутренних дел, иными государственными и общественными организациями, благотворительными фондами и частными лицами в интересах эффективной поддержки детства. Создание СППС содействовало систематизации работы социальных педагогов, постепенному неуклонному превращению их в основных субъектов, разрабатывающих и реализующих в условиях учреждения образования современную стратегию и тактику разрешения актуальных проблем детей и учащейся молодёжи. Основные усилия социальных педагогов направлены на обеспечение успешной социализации учащихся, сохранение и укрепление их здоровья, предупреждение отклонений в развитии и поведении, социально-педагогическое сопровождение их жизненного самоопределения, создание благоприятного климата в учреждении образования и окружении. Вовремя помочь ребёнку, выявить проблему и скорректировать действия всех участников образовательного процесса – главное в работе социального педагога. В реализации таких основных направлений деятельности СППС учреждения образования, как диагностика, профилактика, просвещение, методическая работа, консультирование, коррекцирнно-развивающая работа, защита прав и законных интересов детей, социальные педагоги заняли должное место. В настоящее время трудно переоценить охранно-защитную роль социального педагога, направленную на защиту прав и законных интересов детей в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Одним из важнейших аспектов этой работы является нейтрализация антипедагогического воздействия на ребёнка, обучение его способам самозащиты. Данное направление включает работу по защите прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства (дети, находящиеся в социально опасном положении, дети-инвалиды, дети с особенностями психофизического развития, дети, проживающие на загрязнённых территориях после аварии на Чернобыльской АЭС и др.). В системе работы учреждения образования социальному педагогу принадлежит немаловажная роль в осуществлении функции опеки и попечительства, сопровождения опекунских и профессиональных замещающих семей. Существенна роль социальных педагогов в обеспечении реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях». Работа социальных педагогов направлена на создание условий для социальной защиты семьи и сохранения ребёнка в семье. Совместно с педагогическим коллективом учреждения, государственными органами и организациями они участвуют в реализации следующих мер: v государственная поддержка социально незащищённых семей; v укрепление авторитета благополучной семьи в обществе, пропаганда социальных норм семей, создающих условия для удовлетворения основных жизненных потребностей учащихся; v повышение ответственности родителей за создание благоприятных условий для развития детей в семье (уголовной, административной, материальной); v раннее выявление семейного неблагополучия в микрорайоне школы; v осуществление контроля за всеобучем детей в микрорайоне; v выявление учащихся, находящихся в социально опасном положении, подготовка документации и ходатайство перед комиссией по делам несовершеннолетних о признании детей нуждающимися в государственной защите, составление проекта плана по защите прав и законных интересов несовершеннолетних. Именно социальные педагоги играют главную роль в организации работы учреждений образования по выявлению детей, находящихся в социально опасном положении, подготовке и реализации планов помощи несовершеннолетним, признанным находящимися в социально опасном положении, привлекая к ней классных руководителей, других специалистов СППС, работников инспекции по делам несовершеннолетних, специалистов других ведомств, а также родителей. Социальная защита и опека учащихся, взаимодействие с социальными институтами занимает особое место в работе социального педагога. Эта деятельность подразумевает знание законов и документов, регулирующих права ребенка в нашем государстве. Основным документом, регламентирующим эти права, является Закон РБ «О правах ребенка» от 19.11.1993 с изменениями и дополнениями, принятыми в 02.10.2000, а также Конституция РБ, Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г., Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004–2010 гг. Исходя из этих законодательных актов,работа социального педагога по защите прав детей в учреждениях образования включает: v правовое просвещение учащихся; v помощь в обеспечении социальных гарантий (оказание целевой материальной помощи); v защиту прав ребенка, находящегося в неблагоприятной жизненной ситуации; v создание необходимых условий для полноценного развития личности (на основе работы с учебным коллективом, педагогами, семьей). Рассмотрим эти направления деятельности социального педагога.
Правовое просвещение является предпосылкой успешности всей деятельности по защите прав ребёнка, поскольку оно направлено прежде всего на изменение отношения к себе как носителю права и к другим субъектам права. Оно необходимо как самим учащимся для понимания прав человека вообще, осознания собственных прав, а в будущем – для реализации прав собственных детей в соответствии с усвоенными нормами, так и взрослым (педагогам и родителям) для адекватного восприятия принципа приоритета детства, уважения прав ребенка. Содержание работы по правовому просвещению учащихся предполагает использование интерактивных форм обучения, поскольку знания должны быть личностно значимыми, апробированными на практике. При этом необходимо создание атмосферы доверительности и психологического комфорта при общении с учащимися. В работе по предупреждению девиантного поведения при изучении законодательства с учащимися, особенно с дезадаптированными и сиротами, социальные педагога должны принимать во внимание, что: v закон «О правах ребенка» обращен в первую очередь к миру взрослых, но подросток имеет право на получение информации о своих правах, а также на свободное выражение мнения; v этот закон по-новому регулирует отношения между поколениями; v именно взрослые являются гарантами реализации прав детей, но подростки имеют право на принятие самостоятельных решений, которые касаются непосредственно их личности. Принципы и нормы закона, осознанные и усвоенные в детском и юношеском возрасте, дадут возможность воспитанникам в будущем вести себя по отношению к собственным детям соответственно этим нормам и принципам. Они предполагают и права, и обязанности, и ответственность. Усвоение учащимися своих прав невозможно представить без воспитания у них понимания ценности себя как личности и уважения прав других людей. Право на автономность отдельной личности дает возможность сформировать ответственность человека. Если ребенок не усвоил, что граждане обладают одинаковыми правами, а, следовательно, ответственностью и обязанностью соблюдать эти права по отношению к другому человеку, то жить в соответствии с законом он не будет. Права эти носят универсальный характер. Поскольку у некоторых учащихся, и в частности у учащихся-сирот, выработалась стойкая потребительская позиция («мне должны», а не «я могу» и «я умею»), это необходимо разъяснять им в первую очередь. Для того чтобы занятия по просвещению учащихся, педагогов и родителей были успешными, необходимо знание социальным педагогом законодательства Республики Беларусь по защите прав несовершеннолетних. Тема 2. Охрана и защита детства в системе международного права. Основные принципы и содержание Конвенции ООН о правах ребёнка
1. Становление и развитие международно-правового регулирования прав ребёнка. Женевская декларация прав ребёнка (1924). 2. ООН и Всеобщая декларация прав человека (1948). 3. Ребёнок как субъект права. Декларация о правах ребёнка (1959). 4. Конвенция о правах ребёнка (1989): история создания, принципы и содержание. 5. ЮНИСЕФ: основные направления деятельности организации по охране и защите детства.
Рекомендуемая литература
1. Защита прав ребенка в Республике Беларусь: сб. нормат. правовых актов: текст по сост. на 15 декабря 2009 г. – Минск: Дикта, 2010. – С.3–22. 2. Иванов, Г.И. Права человека: История, теория, современность / Г.И. Иванов. – Минск: НИУП, 2002. – 184 с. 3. Сивашинская, Е.Ф. Ребенок как самоценность и его позиция в образовательном процессе. Права ребенка / Е.Ф. Сивашинская, И.В. Журлова // Педагогика современной школы: курс лекций / Е.Ф. Сивашинская, И.В. Журлова; под общ. ред. Е.В. Сивашинской. – Минск: Экоперспектива, 2009. – С.26–31. 4. Смагина, Л.И. Доклады ЮНИСЕФ о положении детей в мире и отдельных регионах // Смагина, Л.И. Права ребёнка: теория и методика / Л.И. Смагина. – Минск, 2001. – С. 63–71.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2732; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |