Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Целевая Президентская программа «Дети Бела­руси» (2006–2010). Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004–2010 гг

Впервые в нашей республике программа «Дети Беларуси» была впервые принята в январе 1998 г. (на основании указов Президента № 134 «О президентских программах»» и № 303 «О Фонде президентских программ»), в которой были предусмотрены различные виды и формы помощи детям, в первую очередь финансирование. Следующий этап программы был рассчитан на период 2001–2005 гг. В настоящее время завершена программа «Дети Беларуси», действовавшая в период 2006 –2010 гг.

Целью последней программыбылообеспечение условий, необходимых для полноценного физического, умственного и духовного развития детей; формирование эффективной комплексной системы социальной защиты и интеграции в общество детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Задачами программы выступали:

Ø повышение качества жизни семей с детьми;

Ø профилактика безнадзорности и противоправного поведения несовершеннолетних;

Ø укрепление здоровья и содействие здоровому образу жизни детей;

Ø снижение воздействия неблагоприятных последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на развитие детей;

Ø профилактика детской инвалидности, обеспечение оптимальной жизнедеятельности детей-инвалидов;

Ø профилактика социального сиротства, защита прав и обеспечение интеграции в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Ø производство высококачественных, экологически чистых продуктов детского питания.

Программа включала 6 разделов: 1) «Социальная защита семьи и детей»; 2) «Дети и закон. Воспитание личности»; 3) «Дети Чернобыля»; 4) «Дети-инвалиды»; 5) «Дети-сироты»; 6) «Детское питание».

В последние годы благодаря реализации мероприятий программы произошли большие изменения, касающиеся вопросов жизнеобеспечения, защиты прав и интересов детей.

1. Создана система новых медицинских учреждений - перинатальных центров. Сохранена педиатрическая служба, располагающая сетью лечебно-профилактических учреждений и подготовленными медицинскими кадрами. Приняты меры, направленные на профилактику заболеваний, осуществление массовой иммунизации, предотвращение распространения заболеваний социального характера. В результате обеспечена практически 100-процентная вакцинация детей, последовательно снижается младенческая смертность.

Планомерно развивается государственная система санаторно-курортного лечения и оздоровления детей. Ежегодно более 200 тыс. детей лечатся в здравницах республики, свыше 55 тыс. детей отдыхают за рубежом.

2. Меры, принятые Правительством по внедрению новых альтернативных форм жизнеустройства детей-сирот, обеспечивающих их право жить и воспитываться в семьях, способствовали уменьшению численности этих детей в интернатных учреждениях. Усилены механизмы защиты прав усыновляемых детей, в том числе в случае международного усыновления.

3. Реализация принятого в 2003 году Закона Республики Беларусь
«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» позволила частично снизить остроту проблемы детской безнадзорности и преступности. Удельный вес преступлений, совершенных подростками, в общем числе уголовно наказуемых деяний снизился с 12,7 процента в 1995 году до 8,2 процента в 2005 году.

4. Созданы механизмы отслеживания изменений в положении детей, степени обеспечения выполнения норм Конвенции о правах ребенка.

С 1999 года в режиме мониторинга ежегодно подготавливается национальный доклад о положении детей в Республике Беларусь. Приняты нормативные правовые документы по вопросам совершенствования государственной поддержки семей, воспитывающих детей, системы адресной социальной помощи. Получила дальнейшее развитие система учреждений социального обслуживания, предоставляющих широкий спектр услуг семьям и детям. Увеличилось количество специалистов, занимающихся вопросами охраны детства.

Для реализации заключительных замечаний Комитета по правам ребенка в 1995 г. Указом Президента от 19 апреля 1995 г. № 150 был принят Национальный план действий по охране прав ребенка в РБ на период 1995–2000 гг.

Этим планом предусматривалось создание в Республике многоуровневой системы образования в сфере прав человека и прав ребенка, издание учебников и учебно-методической литературы (например, «Сто уроков по правам ребенка»: учеб.-метод пособие / Л.И. Смагина [и др.]; под ред. Л.И. Смагиной. –Минск: Унiверсiтэцкае, 1999. –208 с.), подчеркивалась необходимость изучения курсов соответствующего содержания в условиях образовательных учреждений.

Контроль за выполнением Национального плана был возложен на Министерство образования и науки. План предусматривал следующие меры: предоставление информации о содержании Закона о правах ребенка и ходе его выполнения детям, их родителям и широкой общественности; юридическую поддержку выполнения Закона о правах ребенка; защиту прав детей, оставшихся без родительского попечения, детей-инвалидов и детей, проживающих в исключительно тяжелых условиях; проведение научно-исследовательской работы, конференций и симпозиумов; координацию усилий правительственных органов и общественных организаций, занимающихся защитой прав детей.

18 декабря 2003 г. был утвержден постановлением Совета Министров РБ № 1661 Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004–2010 годы. Он являлся долгосрочным документом и преследовал достижение следующих целей:

ü обеспечение благоприятных условий для полноценного физического, интеллектуального и нравственного развития подрастающего поколения, повышения качества жизни детей, сохранения их здоровья и формирования навыков здорового образа жизни, защиты их от насилия и жестокости;

ü формирование правового самосознания подрастающего поколения, привлечение детей к участию в принятии решений, касающихся их интересов, подготовка к активной общественной жизни;

ü выполнение рекомендаций, содержащихся в итоговом документе специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН «Мир, пригодный для жизни детей» и рекомендаций Комитета ООН по правам ребенка по итогам рассмотрения второго периодического доклада Республики Беларусь об осуществлении Конвенции о правах ребенка.

Выполнение мероприятий Национального плана действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004–2010 годы достигалось совершенствованием межведомственного взаимодействия и обеспечением приоритета проблем детей в деятельности министерств и других республиканских органов государственного управления, облисполкомов и Минского горисполкома, общественных объединений, выделением средств из республиканского и местного бюджетов на финансирование основных направлений политики в отношении детей и их защиты.

Мероприятия плана реализовывались по следующим направлениям:

§ Создание благоприятных условий для жизни и развития детей

(Разработка президентской программы «Дети Беларуси» с включением в нее конкретных мероприятий по социальной поддержке, адаптации и улучшению положения детей, оказавшихся в социально опасном положении; ежегодное проведение акции «Наши дети» с участием республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций, общественных объединений для оказания детям помощи, поддержки и внимания и др.);

§ Совершенствование механизма и координация усилий по защите прав детей

(Продолжение работы по приведению национального законодательства в соответствие с положениями Конвенции о правах ребенка; осуществление организационных мер по введению в Республике Беларусь института уполномоченного по правам ребенка и разработка в установленном порядке проекта Закона Республики Беларусь «Об уполномоченном по правам ребенка»; осуществление комплекса мер по созданию в системе общих судов специализированных судов по делам несовершеннолетних и разработка в этих целях нормативного правового акта, регламентирующего их создание и др.);

§ Обучение и повышение уровня информированности по правам ребенка

(Осуществление анализа качества знаний и обучения в области прав ребенка специалистов, работающих с детьми и для детей (педагогов, медицинских работников), сотрудников правоохранительных органов, судей, адвокатов, и принятие мер по их совершенствованию; продолжение практики анализа положения детей, разработки и распространения Национального доклада «Положение детей в Республике Беларусь» по итогам каждого года и др.);

§ Укрепление здоровья детей и содействие здоровому образу жизни

(Разработка стратегии ранней диагностики заболеваний у детей и оказания им необходимой помощи путем создания и реализации программ по: выявлению нарушений слуха, психического и (или) физического развития фенилкетонурии и врожденного гипотиреоза у новорожденных; создание автоматизированного регистра детей с пороками сердца и др.);

§ Профилактика распространения ВИЧ-инфекции

(Осуществление мер по расширению и систематизации знаний о здоровье и его сохранении, здоровом образе жизни, профилактике зависимостей и ВИЧ/СПИДа с учетом возрастных особенностей детей и духовно-культурных традиций страны в процессе разработки и издания программ, учебно-методических комплексов и учебно-методической литературы для учреждений образования различных уровней и др.);

§ Обеспечение качественного образования

(Обеспечение создания механизмов и показателей качества, доступности образования для детей и проведения с учетом гендерного равенства в условиях изменений в системе образования мониторинга на их основе; организационно-практических мер по расширению возможностей обучения на белорусском языке детей и учащейся молодежи на различных образовательных уровнях и др.);

§ Защита детей от насилия, торговли, всех видов эксплуатации и вооруженных конфликтов

(Осуществление мер по обеспечению участия учреждений образования и общественности страны в проведении Международного десятилетия культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты, которое провозглашено Генеральной Ассамблеей ООН на 2001–2010 годы; разработка и внедрение системы учета и фиксирования случаев физического, психического и других видов насилия в отношении детей;. создание условий для трудоустройства несовершеннолетних с учетом действующего законодательства и международных норм, совершенствование анализа данных о труде несовершеннолетних и др.);

§ Научно-исследовательская деятельность, мониторинг положения детей

(1. Проведение комплексных научных исследований по следующим наиболее значимым направлениям: создание механизма защиты детей от психического, физического и сексуального насилия; выявление причин, приводящих к суициду среди детей; социальный патронат детей и семей, находящихся в социально опасном положении и др.; 2. Проведение мониторинга положения детей в стране по следующим направлениям: положение воспитанников детских интернатных учреждений; обеспечение прав детей с особенностями психофизического развития и др.);

§ Международное сотрудничество

(Расширение сотрудничества органов государственного управления с международными организациями (ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, УВКПЧ, ВОЗ, МОТ, Комитет ООН по правам ребенка) по проблемам защиты прав детей и улучшения их положения и др.);

§ Взаимодействие по реализации Национального плана действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004–2010 годы

(Обеспечение принятия планов действий по улучшению положения детей и охране их прав на региональном уровне; осуществление мер по проведению серии «круглых столов» и пресс-конференций по обсуждению проблем положения детей и охраны их прав и др.).

Республиканские органы государственного управления, другие государственные органы, учреждения и организации обеспечивают своевременное и качественное выполнение соответствующих мероприятий. При необходимости к выполнению отдельных мероприятий могут привлекаться другие республиканские органы государственного управления, в компетенцию которых входит решение соответствующих вопросов.

Координацию и контроль за ходом выполнения названного Национального плана осуществляет Национальная комиссия по правам ребенка, Министерство образования и Министерство труда и социальной защиты. Информация о ходе его реализации представляется Министерством образования и Министерством труда и социальной защиты в Совет Министров Республики Беларусь ежегодно не позднее 1 марта.

Исполнители, участвующие в его реализации, представляют Министерству образования ежегодно не позднее 1 февраля информацию о ходе выполнения соответствующих мероприятий.

Национальная комиссия по правам ребенка, облисполкомы и Минский горисполком, министерства и другие республиканские органы государственного управления на своих заседаниях рассматривают и анализируют ход выполнения Национального плана действий по улучшению положения детей и охране прав на 2004–2010 годы.

Министерство образования, другие республиканские органы государственного управления, облисполкомы и Минский горисполком отражают результаты его выполнения в ежегодных докладах по положению детей в Республике Беларусь.

4. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье как нормативный акт по охране и защите детей. Другие нормативные акты, содержа­щие статьи о правах ребёнка (УК, КЗОТ, АК, ЖК и др.).

Особое место в ряду правовых актов, связанных с защитой прав и законных интересов несовершеннолетних детей, занимают также такие законодательные акты, как Кодекс о браке и семье, Кодекс законов о труде, Кодекс об административных правонарушениях, а также Жилищный, Гражданский, Гражданский процессуальный, Уголовный, Уголовный процессуальный кодексы Республики Беларусь.

Кодекс о браке и семье (КоБС) был принят Палатой Представителей нашей республики в июне 1999 г. Принятие этого документа преследовало решение следующих задач:

ü укрепление семьи в Республике Беларусь как естественной и основной ячейки общества на принципах общечеловеческой морали, недопущение ослабления и разрушения семейных связей;

ü построение семейных отношений на добровольном брачном союзе женщины и мужчины, равенстве прав супругов в семье, на взаимной любви, уважении и взаимопомощи всех членов семьи;

ü установление прав детей и обеспечение их приоритета в соответствии с принятым Кодексом о браке и семье;

ü установление прав и обязанностей супругов, родителей и других членов семьи в соответствии с положениями Конституции Республики Беларусь, нормами международного права;

ü охрана материнства и отцовства, прав и законных интересов детей, обеспечение благоприятных условий для развития и становления каждого ребенка (КоБС, статья 1).

КоБС состоит из семи разделов, включающих 241 статью:

Раздел I. Основные положения. Включает две главы.

Глава1. «Основные положения» отражает правовое регулирование брачных и семейных отношений государством.

Глава 2. «Исковая давность и исчисление сроков».

Раздел II. Брак. Включает шесть глав.

Глава 3. «Общие положения» (статья 12 «Брак» и др.).

Глава 4. «Порядок и условия заключения брака».

Глава 5. «Права и обязанности супругов».

Глава 6. «Прекращение брака», в которой имеется статья 38 «Соглашение о детях» и статья 39 «Определение условий содержания и воспитания детей при условии Соглашения о детях».

Глава 7. «Недействительность брака».

Глава 8. «Установление происхождения детей». В главе раскрываются правовые основы возникновения прав и обязанностей родителей и детей (статья 50), установления происхождения ребенка (статья 51), установления материнства и отцовства в судебном порядке (статьи 56, 57) и др.

Раздел III. Семья. Включает 7 глав.

Глава 9. «Права и обязанности семьи в обществе» (статья 62 «Многодетная семья», статья 63 «Неполная семья» и др.).

Глава 10. «Личные неимущественные правоотношения в семье» (статья 72 «Гражданство ребенка», статья 74 «Место жительства ребенка», статья 80 «Лишение родительских прав» и др.).

Глава 11. «Имущественные правоотношения родителей и детей» (статья 91 «Обязанности родителей по содержанию детей», статья 92 «Размер алиментов, взыскиваемых с родителей на несовершеннолетних детей» и др.).

Глава 11¹. «Соглашение об уплате алиментов».

Глава 12. «Порядок уплаты или взыскания алиментов».

Глава 13. «Выявление, учет и устройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся в социально опасном положении. Усыновление».

Глава 14. «Опека и попечительство» (статья 152 «Выбор опекуна или попечителя», статья 169 «Приемная семья» и др.).

Раздел IV. Охрана детства. Включает три главы.

Глава 15. «Права детей. Общие положения».

Глава 16. «Социальные права детей».

Глава 17. «Материальные права ребенка».

Раздел V. Акты гражданского состояния. Включает 9 глав.

Глава 18. «Общие положения».

Глава 19. «Регистрация рождения».

Глава 20. «Регистрация заключения брака».

Глава 21. «Регистрация установления материнства и/или отцовства».

Глава 22. «Регистрация усыновления».

Глава 23. «Регистрация смерти».

Глава 24. «Регистрация перемены фамилии, собственного имени, отчества».

Глава 25. «Изменение, дополнение, исправление, восстановление и аннулирование записей актов гражданского состояния».

Раздел VI. Применение законодательства о браке и семье Республики Беларусь к иностранным гражданам и лицам без гражданства. Применение законодательства о браке и семье иностранных государств и международных договоров.

Раздел VII. Заключительные положения.

Таким образом, КоСБ является законодательным актом, в котором значительное место отводится правовому регулированию имущественных и неимущественных отношений родителей и детей, защите законных прав и интересов детей, различным формам устройства детей на воспитание (усыновление, опека и попечительство, приемная семья и т.д.)

Помимо Кодекса о браке и семье, другие законодательные акты Республики Беларусь – Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Гражданский кодекс, Трудовой кодекс, Административный кодекс и другие, специально выделяют разделы и статьи, регламентирующие особое положение детей и несовершеннолетних, специальную защиту их прав и интересов при расследовании и судебном рассмотрении уголовных дел, защите семейных, наследственных, жилищных и трудовых прав, положения и взаимоотношений в семье и т. д.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Всеобщая декларация прав человека | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1771; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.