Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Патронатное воспитание: сущность и специфика

Ребенок помещается в семью патронатного воспитателя на основании трудового договора, заключаемого патронатным воспитателем с учреждением, воспитанником которого является ребенок.

Главная цель патронатной семьи – создать благоприятные условия для временного пребывания и воспитания ребенка. Задачи специалистов (психологов, социальных педагогов, медиков, юристов) состоят в том, чтобы:

ü подобрать патронатную семью на основании собеседования, сбора информации, тестирования, анкетирования, опроса;

ü подготовить семью к патронату посредством психолого-педагогичес­кого обучения;

ü провести диагностику детей (психологическую, педагогическую, медицинскую), определяющихся в патронатную семью;

ü создать условия для реабилитации и адаптации детей в патронатной семье;

ü обеспечить социальную защиту детей при их устройстве после ухода из патронатной семьи.

Опека, попечительство над несовершеннолетними, пере­данными на патронатное воспитание, сохраняются до дос­тижения ими совершеннолетия за детскими интернатными учреждениями, являющимися опекунами, попечителями детей на момент передачи их на патронатное воспитание. Патронатный воспитатель отвечает за жизнь, здоровье, воспитание и образование ребенка в период проживания ребенка в его семье.

Положение о патронатном воспитании утверждается Министерством образования Республики Беларусь.

Отличительные особенности патронатного воспитания заключаются в следующем:

а) на патронатное воспитание могут быть переданы только дети, оставшиеся без попечения родителей, находя­щиеся на воспитании в детских интернатных учреждениях, т.е. воспитанники этих учреждений;

б) опека, попечительство над несовершеннолетними, пе­реданными на патронатное воспитание, сохраняются до до­стижения ими совершеннолетия за детскими интернатными учреждениями, являющимися опекунами, попечителями де­тей на момент передачи их на патронатное воспитание;

в) патронатный воспитатель в отличие от приемного родителя функций опекуна, попечителя в отношении ре­бенка, принятого на воспитание, не осуществляет. В пери­од проживания ребенка в семье патронатный воспитатель отвечает за его жизнь, здоровье, воспитание и образование;

г) в отличии от приемной семьи, которая образуется на основании двух договоров – договора о передаче ребенка (детей) на воспита­ние в приемную семью и трудового договора, заключаемых между приемными родителями и органами опеки и попечи­тельства, в семью патронатного воспитателя ребенок помещается на основании трудового договора, заключаемо­го между патронатным воспитателем с учреждением, воспитанником которого является ребенок.

Поиск, отбор, обучение патронатных воспитателей, информирование и консультирование граждан о формах и условиях устройства детей, оставшихся без попечения родителей на воспитание в семью организуют учреждения системы образования, здравоохранения, социальной защиты, негосударственные учреждения, где на воспитании и обеспечении находятся дети, оставшиеся без попечения родителей.

Эти же учреждения организуют подготовку детей к передаче их в семьи патронатных воспитателей.

4. Государственные учреждения как форма жизнеустройства детей, оставшихся без попече­ния родителей.

Ребенок, утративший родительское попечение временно помещается в социально-педагогическое учреждение – детский социальный приют. Положением о социально-педагогическом учреждении (Постановление Совета Министров РБ 31 августа 2009 г. № 57) закреплены следующие функции детского социального приюта в рамках опеки и попечительства:

ü предоставление детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, детям, находящимся в социально опасном положении, детям, признанным нуждающимися в государственной защите, временного места проживания и государственного обеспечения до возвращения их в семьи или определения совместно с органами опеки и попечительства форм жизнеустройства несовершеннолетних, наиболее соответствующих их интересам;

ü осуществление психолого-педагогической и социальной реабилитации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, детей, находящихся в социально опасном положении, детей, признанных нуждающимися в государственной защите;

ü организация оказания медицинской помощи по показаниям, диагностика уровня психического и физического развития ребенка и отклонений в его поведении;

ü содействие органам опеки и попечительства в осуществлении устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей; поиск и подготовка семей для устройства в них воспитанников приюта из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей; осуществление психологической и педагогической подготовки детей к переходу на воспитание в семьи;

ü разработка и реализация утвержденных учреждениям комплексных программ социально-педагогической и психологической помощи несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении, развитии, социальной адаптации.

Специалисты приюта (СПЦ) участвуют также в реализации утвержденных руководителем районного (городского) исполнительного комитета индивидуальных программ защиты прав и законных интересов детей, оставшегося без попечения родителей. Одной из первоочередных задач социального педагога при этом является сбор документов, удостоверяющих социальный статус ребенка, свидетельствующих о его наследственных, имущественных и жилищных правах.

Документы, подтверждающие сиротский статус ребенка, следующие:

• свидетельства о смерти родителей, или только матери, если отец ребенка не состоял в браке с его матерью, или

• справка из ЗАГСа по форме № 2 (выдается при регистрации рождения ребенка, мать и отец которого не состояли в браке) или

• решения суда о лишении родителей родительских прав, или решения об отобрании ребенка у родителей без лишения родительских прав (решение об ограничении в родительских правах), заверенные оригиналом печати суда, или

• решения суда о признании родителей недееспособными, безвестно отсутствующими, об объявлении их умершими, или

• справки из медицинских учреждений о том, что родители больны и не могут выполнять своих родительских обязанностей в связи с длительной болезнью, или

• приговоры суда о том, что родители осуждены и отбывают наказание;

• если родители от отказались от ребенка, то в его личном деле должен быть документ, который называется «согласие на усыновление»;

• если ребенок был брошен своими родителями, то в личном деле должен быть документ, который называется «акт о подкидывании ребенка», составленный милицией.

Кроме этих документов в личном деле воспитанника учреждения временного пребывания детей сиротской категории должны быть:

• справка о составе семьи;

• справка (информация) о виде жилья, в котором семья проживает (проживала). Если биологическая семья ребенка имела государственное жилье, в котором он жил до устройства в социально-педагогическое учреждение, – в личном деле должно быть решение исполкома о закреплении этого жилья за ребенком или закрепление права ребенка на проживание на этой жилплощади.

Если ребенок осиротел из-за смерти последнего из родителей, в его личном деле должна находиться опись имущества, оставшегося после смерти родителя. Если такая опись есть, в обязанности детского социального приюта (директора школы-интерната, детдома) входит обеспечение его сохранности и контроль за его использованием (в порядке исполнения статьи 155 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, Положения об органах опеки и попечительства в РБ, Положения о порядке управления имуществом несовершеннолетних подопечных).

Руководитель учреждения (конкретно, от его лица, социальный педагог этого учреждения), в котором временно находится ребенок, утративший родительское попечение, ходатайствует о назначении пенсий, пособий на ребенка, если имеются основания для их назначения (пособие по потере кормильцев, назначаемое в связи со смертью родителей, пенсия по инвалидности и т.д.).

При устройстве несовершеннолетнего на воспитание в замещающую семью, возврате его родителям или переводе из социально-педагогического учреждения его законному представителю (опекуну, попечителю, руководителю государственной формы устройства) выдаются:

• свидетельство о рождении (достигшему 16 лет – паспорт), полученные в законодательном порядке;

• справка о пребывании в социально-педагогическом учреждении на государственном обеспечении;

• справка о состоянии здоровья (история развития ребенка);

• справка (документ) об образовании;

• сведения о родителях и других близких родственниках;

• документы, подтверждающие право ребенка на имущество, денежные средства, жилую площадь, пенсионное удостоверение и сберегательная книжка и другие документы, если таковые имеются в личном деле.

При передаче несовершеннолетних в детские интернатные учреждения или их законным представителям, лицо, принимающее несовершеннолетнего, расписывается в журнале учета лиц, находящихся в социально-педагогическом учреждении. Личные вещи и документы ребенка передаются по акту.

В нашей стране также получили распространение следующие государственные формы устройства детей в специальные учреждения, где обеспечивается их содержание, воспитание, обучение и социализация:

ü общеобразовательные школы-интернаты (школы с углубленным изучением отдельных предметов, школы-искусств, спортивные школы, санаторно-лесные школы, санаторные школы-интернаты). В эти государственные детские учреждения образования могут направляться дети, имеющие родителей, не лишенных родительских прав на воспитание, по их согласию (заявлению). В этом случае зачисление детей производится по заявлению родителей (лиц, их заменяющих) и в первую очередь детей из многодетных семей, малообеспеченных семей, беженцев, вынужденных переселенцев, пострадавших от стихийных бедствий и т п. Прием детей в школы-интернаты с углубленным изучением отдельных предметов проводится по заявлениям и на конкурсной основе;

ü образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

– дома-малютки;

– детские дома для детей раннего возраста (с 1,5 до 3 лет);

– детские дома дошкольного и школьного возрастов;

– санаторные детские дома для детей-сирот, нуждающихся в длительном лечении;

– коррекционные детские дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии.

В этом случае принимаются дети-сироты, дети, отобранные у родителей по решению суда, дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также местонахождение родителей, которых не установлено. Направление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственные учреждения образования осуществляется на основании постановления (распоряжения) администрации города или района, проект которого готовит орган управления образованием.

В число сопроводительных документов включают:

– заявление родителей, а при их отсутствии – соответствующий документ о матери и отце (родители умерли – копия свидетельства о смерти; лишены родительских прав – копия решения суда; скрываются – справка из милиции об их розыске; на длительном лечении – справка медицинского учреждения; осуждены – выписка из решения суда; одинокая мать – справка из загса);

– постановление администрации района (города) о направлении ребенка в детский дом, школу-интернат и сохранении его права на жилплощадь, назначении опекуна над имуществом, принадлежащим несовершеннолетнему;

– свидетельство о рождении (вкладывается в конверт, который приклеивается на внутренней стороне папки);

– личное дело учащегося;

– акт обследования условий жизни ребенка в семье, в котором отражаются сведения о занимаемой площади и наличии имущества, принадлежащего несовершеннолетнему;

– медицинскую карту, сведения о прививках, анализы;

– заключение медико-психолого-педагогической консультации (в отношении детей с отклонениями в умственном и физическом развитии);

– справку о наличии и месте жительстве братьев, сестер и других близких родственников;

– опись имущества, оставшегося после смерти родителей, копия постановления администрации о назначении опеки над имуществом и квартирой;

– пенсионную книжку, копию решения суда с исполнительным листом о взимании алиментов, который после заполнения направляется по месту работы родителей;

– справку с места жительства о составе семьи;

– листок убытия.

Дети, оставшиеся без попечения родителей воспитываются в РБ также в 10 домах ребенка системы Министерства здравоохранения; в 9 домах-интернатах Министерства труда и социальной защиты.

В соответствии со ст. 174 КоБС опекунами, попечите­лями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения роди­телей, находящихся в детских интернатных учреждениях, государственных специализированных учреждениях для не­совершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, государственных учреждениях, обеспечива­ющих получение профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, детских домах семей­ного типа, детских деревнях (городках), а также совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченных судом в дееспособности и помещенных в соответствующие учреждения, являются руководители указанных учреждений, родители-воспитатели в детских домах семейного типа.

Органы опеки и попечительства, иные организации, уполномоченные законодательством Республики Беларусь осуществлять защиту прав и законных интересов детей, осуществ­ляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в вышеназванных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях.

Для охраны имущественных интересов этих детей в не­обходимых случаях может быть назначен опекун над имуществом.

Защита прав бывших воспитанников вышеназванных учреждений, детских домов семейного типа, приемных се­мей возлагается на органы опеки и попечительства, иные организации, уполномоченные законодательством Респуб­лики Беларусь осуществлять защиту прав и законных ин­тересов детей.

Контроль за условиями содержания, воспитания и об­разования детей, находящихся в указанных учреждениях, а также в приемных семьях, осуществляют органы опеки и попечительства, иные организации, уполномоченные законодательством Республики Беларусь осуществлять защиту прав и законных интересов детей. Равным образом эти орга­ны должны защищать права выпускников указанных уч­реждений и бывших воспитанников приемных семей. Осо­бенно это касается трудовых, жилищных, социальных прав таких лиц.

Действующим законодательством предусмотрены меры по социальной адаптации и материальному обеспечению выпускников (бывших воспитанников). В частности, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, зачис­ляются на подготовительные отделения и курсы по подго­товке к поступлению в высшие и средние специальные учеб­ные заведения без взимания с них платы за обучение. Эти лица принимаются в высшие и средние специальные учеб­ные заведения, профессионально-технические училища вне конкурса. Учебное заведение обязано предоставить абиту­риентам, студентам и учащимся из числа указанных лиц общежитие (жилье). Плата за общежитие с таких абитуриентов, студентов и учащихся не взимается.

На время обучения на подготовительных отделениях, в профессионально-технических училищах, средних специ­альных и высших учебных заведениях дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитанники опе­кунских (приемных) семей, детских домов семейного типа, детских домов и школ-интернатов всех типов, детских деревень зачисляются в установленном порядке на полное государственное обеспечение. Это зачисление производится независимо от семейного положения воспитанника (выпуск­ника) и получаемых пенсий и алиментов.

Учащиеся и студенты из числа детей-сирот и детей, ос­тавшихся без попечения родителей, обеспечиваются сти­пендией на общих основаниях. Такие учащиеся и студен­ты, зачисленные на полное государственное обеспечение, кроме денежных выплат на питание и приобретение одеж­ды и обуви, обеспечиваются ежегодной материальной помо­щью, стипендией в период производственной практики не­зависимо от получаемой ими заработной платы, единым билетом, дающим право на бесплатное посещение киноте­атров, выставок, музеев, спортивных сооружений, бесплат­ный проезд в общественном городском (пригородном) транс­порте (кроме такси), бесплатными путевками в санатории, дома отдыха (с проездом до места отдыха, а также в период каникул в те учреждения, где воспитывались, или в семьи опекунов, попечителей, родителей-воспитателей), лекар­ствами, необходимыми для их лечения в соответствии с назначением лечащего врача.

При отчислении из учебного заведения в связи с его окончанием либо по другим причинам студентов и учащих­ся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находившихся на полном государственном обеспечении, администрация учебного заведения обязана ре­шить вопрос об их трудоустройстве и обеспечении жильем (общежитием).

По предоставлении справки о трудоустройстве либо после регистрации в центре занятости населения студентам и учащимся, отчисленным из профессионально-технических училищ, средних специальных и высших учебных заведений в связи с их окончанием либо по иным причинам, выплачивается пособие в установленном размере, а также на их лицевой счет переводится денежная сумма на приобрете­ние одежды, обуви, мягкого инвентаря в размере, устанавливаемом Министерством финансов и Министерством обра­зования в соответствии с определяемыми Правительством натуральными нормами содержания.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родите­лей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без по­печения родителей, отнесены к лицам, особо нуждающимся в социальной защите и не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда. Государство обеспечивает им дополнительные гарантии в области содействия занятости населения (ст. 11 Закона Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. «О занятости населения Республики Беларусь»).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Нормативно-правовые основы форм жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 608; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.