КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Патронатное воспитание: сущность и специфика
Ребенок помещается в семью патронатного воспитателя на основании трудового договора, заключаемого патронатным воспитателем с учреждением, воспитанником которого является ребенок. Главная цель патронатной семьи – создать благоприятные условия для временного пребывания и воспитания ребенка. Задачи специалистов (психологов, социальных педагогов, медиков, юристов) состоят в том, чтобы: ü подобрать патронатную семью на основании собеседования, сбора информации, тестирования, анкетирования, опроса; ü подготовить семью к патронату посредством психолого-педагогического обучения; ü провести диагностику детей (психологическую, педагогическую, медицинскую), определяющихся в патронатную семью; ü создать условия для реабилитации и адаптации детей в патронатной семье; ü обеспечить социальную защиту детей при их устройстве после ухода из патронатной семьи. Опека, попечительство над несовершеннолетними, переданными на патронатное воспитание, сохраняются до достижения ими совершеннолетия за детскими интернатными учреждениями, являющимися опекунами, попечителями детей на момент передачи их на патронатное воспитание. Патронатный воспитатель отвечает за жизнь, здоровье, воспитание и образование ребенка в период проживания ребенка в его семье. Положение о патронатном воспитании утверждается Министерством образования Республики Беларусь. Отличительные особенности патронатного воспитания заключаются в следующем: а) на патронатное воспитание могут быть переданы только дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся на воспитании в детских интернатных учреждениях, т.е. воспитанники этих учреждений; б) опека, попечительство над несовершеннолетними, переданными на патронатное воспитание, сохраняются до достижения ими совершеннолетия за детскими интернатными учреждениями, являющимися опекунами, попечителями детей на момент передачи их на патронатное воспитание; в) патронатный воспитатель в отличие от приемного родителя функций опекуна, попечителя в отношении ребенка, принятого на воспитание, не осуществляет. В период проживания ребенка в семье патронатный воспитатель отвечает за его жизнь, здоровье, воспитание и образование; г) в отличии от приемной семьи, которая образуется на основании двух договоров – договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью и трудового договора, заключаемых между приемными родителями и органами опеки и попечительства, в семью патронатного воспитателя ребенок помещается на основании трудового договора, заключаемого между патронатным воспитателем с учреждением, воспитанником которого является ребенок. Поиск, отбор, обучение патронатных воспитателей, информирование и консультирование граждан о формах и условиях устройства детей, оставшихся без попечения родителей на воспитание в семью организуют учреждения системы образования, здравоохранения, социальной защиты, негосударственные учреждения, где на воспитании и обеспечении находятся дети, оставшиеся без попечения родителей. Эти же учреждения организуют подготовку детей к передаче их в семьи патронатных воспитателей. 4. Государственные учреждения как форма жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей. Ребенок, утративший родительское попечение временно помещается в социально-педагогическое учреждение – детский социальный приют. Положением о социально-педагогическом учреждении (Постановление Совета Министров РБ 31 августа 2009 г. № 57) закреплены следующие функции детского социального приюта в рамках опеки и попечительства: ü предоставление детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, детям, находящимся в социально опасном положении, детям, признанным нуждающимися в государственной защите, временного места проживания и государственного обеспечения до возвращения их в семьи или определения совместно с органами опеки и попечительства форм жизнеустройства несовершеннолетних, наиболее соответствующих их интересам; ü осуществление психолого-педагогической и социальной реабилитации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, детей, находящихся в социально опасном положении, детей, признанных нуждающимися в государственной защите; ü организация оказания медицинской помощи по показаниям, диагностика уровня психического и физического развития ребенка и отклонений в его поведении; ü содействие органам опеки и попечительства в осуществлении устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей; поиск и подготовка семей для устройства в них воспитанников приюта из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей; осуществление психологической и педагогической подготовки детей к переходу на воспитание в семьи; ü разработка и реализация утвержденных учреждениям комплексных программ социально-педагогической и психологической помощи несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении, развитии, социальной адаптации. Специалисты приюта (СПЦ) участвуют также в реализации утвержденных руководителем районного (городского) исполнительного комитета индивидуальных программ защиты прав и законных интересов детей, оставшегося без попечения родителей. Одной из первоочередных задач социального педагога при этом является сбор документов, удостоверяющих социальный статус ребенка, свидетельствующих о его наследственных, имущественных и жилищных правах. Документы, подтверждающие сиротский статус ребенка, следующие: • свидетельства о смерти родителей, или только матери, если отец ребенка не состоял в браке с его матерью, или • справка из ЗАГСа по форме № 2 (выдается при регистрации рождения ребенка, мать и отец которого не состояли в браке) или • решения суда о лишении родителей родительских прав, или решения об отобрании ребенка у родителей без лишения родительских прав (решение об ограничении в родительских правах), заверенные оригиналом печати суда, или • решения суда о признании родителей недееспособными, безвестно отсутствующими, об объявлении их умершими, или • справки из медицинских учреждений о том, что родители больны и не могут выполнять своих родительских обязанностей в связи с длительной болезнью, или • приговоры суда о том, что родители осуждены и отбывают наказание; • если родители от отказались от ребенка, то в его личном деле должен быть документ, который называется «согласие на усыновление»; • если ребенок был брошен своими родителями, то в личном деле должен быть документ, который называется «акт о подкидывании ребенка», составленный милицией. Кроме этих документов в личном деле воспитанника учреждения временного пребывания детей сиротской категории должны быть: • справка о составе семьи; • справка (информация) о виде жилья, в котором семья проживает (проживала). Если биологическая семья ребенка имела государственное жилье, в котором он жил до устройства в социально-педагогическое учреждение, – в личном деле должно быть решение исполкома о закреплении этого жилья за ребенком или закрепление права ребенка на проживание на этой жилплощади. Если ребенок осиротел из-за смерти последнего из родителей, в его личном деле должна находиться опись имущества, оставшегося после смерти родителя. Если такая опись есть, в обязанности детского социального приюта (директора школы-интерната, детдома) входит обеспечение его сохранности и контроль за его использованием (в порядке исполнения статьи 155 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, Положения об органах опеки и попечительства в РБ, Положения о порядке управления имуществом несовершеннолетних подопечных). Руководитель учреждения (конкретно, от его лица, социальный педагог этого учреждения), в котором временно находится ребенок, утративший родительское попечение, ходатайствует о назначении пенсий, пособий на ребенка, если имеются основания для их назначения (пособие по потере кормильцев, назначаемое в связи со смертью родителей, пенсия по инвалидности и т.д.). При устройстве несовершеннолетнего на воспитание в замещающую семью, возврате его родителям или переводе из социально-педагогического учреждения его законному представителю (опекуну, попечителю, руководителю государственной формы устройства) выдаются: • свидетельство о рождении (достигшему 16 лет – паспорт), полученные в законодательном порядке; • справка о пребывании в социально-педагогическом учреждении на государственном обеспечении; • справка о состоянии здоровья (история развития ребенка); • справка (документ) об образовании; • сведения о родителях и других близких родственниках; • документы, подтверждающие право ребенка на имущество, денежные средства, жилую площадь, пенсионное удостоверение и сберегательная книжка и другие документы, если таковые имеются в личном деле. При передаче несовершеннолетних в детские интернатные учреждения или их законным представителям, лицо, принимающее несовершеннолетнего, расписывается в журнале учета лиц, находящихся в социально-педагогическом учреждении. Личные вещи и документы ребенка передаются по акту. В нашей стране также получили распространение следующие государственные формы устройства детей в специальные учреждения, где обеспечивается их содержание, воспитание, обучение и социализация: ü общеобразовательные школы-интернаты (школы с углубленным изучением отдельных предметов, школы-искусств, спортивные школы, санаторно-лесные школы, санаторные школы-интернаты). В эти государственные детские учреждения образования могут направляться дети, имеющие родителей, не лишенных родительских прав на воспитание, по их согласию (заявлению). В этом случае зачисление детей производится по заявлению родителей (лиц, их заменяющих) и в первую очередь детей из многодетных семей, малообеспеченных семей, беженцев, вынужденных переселенцев, пострадавших от стихийных бедствий и т п. Прием детей в школы-интернаты с углубленным изучением отдельных предметов проводится по заявлениям и на конкурсной основе; ü образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: – дома-малютки; – детские дома для детей раннего возраста (с 1,5 до 3 лет); – детские дома дошкольного и школьного возрастов; – санаторные детские дома для детей-сирот, нуждающихся в длительном лечении; – коррекционные детские дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии. В этом случае принимаются дети-сироты, дети, отобранные у родителей по решению суда, дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также местонахождение родителей, которых не установлено. Направление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственные учреждения образования осуществляется на основании постановления (распоряжения) администрации города или района, проект которого готовит орган управления образованием. В число сопроводительных документов включают: – заявление родителей, а при их отсутствии – соответствующий документ о матери и отце (родители умерли – копия свидетельства о смерти; лишены родительских прав – копия решения суда; скрываются – справка из милиции об их розыске; на длительном лечении – справка медицинского учреждения; осуждены – выписка из решения суда; одинокая мать – справка из загса); – постановление администрации района (города) о направлении ребенка в детский дом, школу-интернат и сохранении его права на жилплощадь, назначении опекуна над имуществом, принадлежащим несовершеннолетнему; – свидетельство о рождении (вкладывается в конверт, который приклеивается на внутренней стороне папки); – личное дело учащегося; – акт обследования условий жизни ребенка в семье, в котором отражаются сведения о занимаемой площади и наличии имущества, принадлежащего несовершеннолетнему; – медицинскую карту, сведения о прививках, анализы; – заключение медико-психолого-педагогической консультации (в отношении детей с отклонениями в умственном и физическом развитии); – справку о наличии и месте жительстве братьев, сестер и других близких родственников; – опись имущества, оставшегося после смерти родителей, копия постановления администрации о назначении опеки над имуществом и квартирой; – пенсионную книжку, копию решения суда с исполнительным листом о взимании алиментов, который после заполнения направляется по месту работы родителей; – справку с места жительства о составе семьи; – листок убытия. Дети, оставшиеся без попечения родителей воспитываются в РБ также в 10 домах ребенка системы Министерства здравоохранения; в 9 домах-интернатах Министерства труда и социальной защиты. В соответствии со ст. 174 КоБС опекунами, попечителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских интернатных учреждениях, государственных специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, государственных учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, детских домах семейного типа, детских деревнях (городках), а также совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченных судом в дееспособности и помещенных в соответствующие учреждения, являются руководители указанных учреждений, родители-воспитатели в детских домах семейного типа. Органы опеки и попечительства, иные организации, уполномоченные законодательством Республики Беларусь осуществлять защиту прав и законных интересов детей, осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в вышеназванных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях. Для охраны имущественных интересов этих детей в необходимых случаях может быть назначен опекун над имуществом. Защита прав бывших воспитанников вышеназванных учреждений, детских домов семейного типа, приемных семей возлагается на органы опеки и попечительства, иные организации, уполномоченные законодательством Республики Беларусь осуществлять защиту прав и законных интересов детей. Контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в указанных учреждениях, а также в приемных семьях, осуществляют органы опеки и попечительства, иные организации, уполномоченные законодательством Республики Беларусь осуществлять защиту прав и законных интересов детей. Равным образом эти органы должны защищать права выпускников указанных учреждений и бывших воспитанников приемных семей. Особенно это касается трудовых, жилищных, социальных прав таких лиц. Действующим законодательством предусмотрены меры по социальной адаптации и материальному обеспечению выпускников (бывших воспитанников). В частности, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, зачисляются на подготовительные отделения и курсы по подготовке к поступлению в высшие и средние специальные учебные заведения без взимания с них платы за обучение. Эти лица принимаются в высшие и средние специальные учебные заведения, профессионально-технические училища вне конкурса. Учебное заведение обязано предоставить абитуриентам, студентам и учащимся из числа указанных лиц общежитие (жилье). Плата за общежитие с таких абитуриентов, студентов и учащихся не взимается. На время обучения на подготовительных отделениях, в профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитанники опекунских (приемных) семей, детских домов семейного типа, детских домов и школ-интернатов всех типов, детских деревень зачисляются в установленном порядке на полное государственное обеспечение. Это зачисление производится независимо от семейного положения воспитанника (выпускника) и получаемых пенсий и алиментов. Учащиеся и студенты из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются стипендией на общих основаниях. Такие учащиеся и студенты, зачисленные на полное государственное обеспечение, кроме денежных выплат на питание и приобретение одежды и обуви, обеспечиваются ежегодной материальной помощью, стипендией в период производственной практики независимо от получаемой ими заработной платы, единым билетом, дающим право на бесплатное посещение кинотеатров, выставок, музеев, спортивных сооружений, бесплатный проезд в общественном городском (пригородном) транспорте (кроме такси), бесплатными путевками в санатории, дома отдыха (с проездом до места отдыха, а также в период каникул в те учреждения, где воспитывались, или в семьи опекунов, попечителей, родителей-воспитателей), лекарствами, необходимыми для их лечения в соответствии с назначением лечащего врача. При отчислении из учебного заведения в связи с его окончанием либо по другим причинам студентов и учащихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находившихся на полном государственном обеспечении, администрация учебного заведения обязана решить вопрос об их трудоустройстве и обеспечении жильем (общежитием). По предоставлении справки о трудоустройстве либо после регистрации в центре занятости населения студентам и учащимся, отчисленным из профессионально-технических училищ, средних специальных и высших учебных заведений в связи с их окончанием либо по иным причинам, выплачивается пособие в установленном размере, а также на их лицевой счет переводится денежная сумма на приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря в размере, устанавливаемом Министерством финансов и Министерством образования в соответствии с определяемыми Правительством натуральными нормами содержания. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены к лицам, особо нуждающимся в социальной защите и не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда. Государство обеспечивает им дополнительные гарантии в области содействия занятости населения (ст. 11 Закона Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. «О занятости населения Республики Беларусь»).
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 608; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |