Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процесс адаптации ребёнка в приёмной семье. Характеристика этапов адаптации

Тема 13. Проблемы воспитания приёмных детей

 

1. Процесс адаптации ребёнка в приёмной семье. Характеристика этапов адаптации.

2. Основные про­блемы во взаимоотношениях приёмныхродителей и детей.

3. Причины отказа от детей в приёмных се­мьях. Типичные ожидания и разочарования приём­ных родителей.

 

Рекомендуемая литература

 

1. Гуминская, Л.Н. Адаптация ребенка в приемной семье / Л.Н. Гуминская // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2011. –№ 2. –С.16–17.

2. Простак, Г.Л. Особенности социальной ситуации развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Г.Л. Простак // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2006. –№ 4. –С. 15–22.

3. Фурманов, И.А. Психологические особенности детей, лишенных родительского попечительства / И.А. Фурманов, А.А. Аладьин, Н.В. Фурманова. – Минск: Тесей, 1999. – 340 с.

4. Яролславцева, И.В. Депривированный подросток: личностный и психофизиологический потенциал адаптации / И.В. Ярославцева // дефектология. – 2003. – № 5. – С. 28–33.

 

Адаптация – неизбежный и тяжёлый пе­риод для каждой приёмной семьи. Когда де­ти попадают в совершенно незнакомую для себя обстановку, большинство из них теря­ют активность, у них притупляются приобре­тенные умения и навыки. В этот период самое главное – как можно скорее помочь детям осознать, что мир вокруг них надёжен и безопасен, организовать и наладить порядок но­вой жизни.

Подмечено, что легче адаптируются сангви­ники – живые, подвижные дети, они быстро приспосабливаются к окружающим событиям, сравнительно легко переживают неприятно­сти и неудачи. Медленнее (но также стабильно) адаптируются дети с преобладанием флегмати­ческих черт – медлительные, невозмутимые, с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний. Наибольшие трудности возникают у детей с холерическим и меланхолическим темпераментами. В слу­чае изменения среды холерики «выплёскива­ют» эмоции на окружающих, что не всегда тем нравится, а меланхолики осуществляют «само­агрессию», что может привести их к психичес­ким расстройствам.

Успешность адаптации ребёнка зависит в первую очередь от умения взрослых правиль­но наладить внутрисемейное общение. Оно будет эффективным в том случае, если член семьи (как правило, взрослый) не станет рас­сматривать своего подопечного только в качестве пассивного объекта своих воспита­тельных воздействий. Приёмные родители должны общаться с ребёнком ясно и свободно, чтобы было понятно, что они думают, чувству­ют, чего ожидают от него, как понимают и оце­нивают его поведение, каковы их намерения и планы в отношении его будущего. Связи меж­ду всеми членами семьи должны быть макси­мально доброжелательными, а главным резуль­татом должно стать благополучие не только приёмного ребёнка, но и всех членов приём­ной семьи.

Таким образом, адаптация ребёнка в приёмной семье – это:

Ø адаптация к образу жизнедеятельности семьи (интерьер, режим жизни, преоб­ладающие настроения, стереотипы, ти­пичный социально-психологический и се­мейный микроклимат);

Ø адаптация к другим членам семьи, близ­ким и знакомым (ребёнок больше все­го хочет, чтобы в новой семье его при­няли, признали своим, поэтому он бу­дет особенно тянуться к людям, которые проявили к нему интерес, и избегать тех, кто как бы выжидает, сохраняет дистан­цию; ребёнок должен постепенно обре­тать чувство, что он в новой семье не чужой, а свой, родной; наилучшее средство убеждения – позитивное отношение к ребёнку каждого окружающего);

Ø адаптация к нормам и ценностям се­мьи (с самых первых дней пребывания ребёнка в новой семье необходимо предъявлять ему несколько простейших требований и объяснять целесообраз­ность их выполнения; постепенно круг требований будет расширяться и совер­шенствоваться, а со временем обозна­чается весь круг ценностей (нравствен­ных, трудовых, эстетических);

Ø адаптация к традициям семьи и её при­вычным видам деятельности, обрядам, ритуалам, праздникам.

Приёмным родителям бывает трудно при­нять ребёнка таким, какой он есть, приспосо­биться к его привычкам, поведению, чертам ха­рактера; трудно объяснить себе и простить по­ступки, которые кажутся непозволительными (жёсткость, грубость и т. д.). Главное – терпе­ние, сдержанность, стремление понять самим проблему и помочь ребёнку разобраться в себе самом. Очень важно принять самобытность и самостоятельность ребёнка, дать ему возмож­ность быть самим собой. Следует помнить, что достижение желаемого результата происходит не сразу. Нужно время.

В процессе адаптации ребенка в приемной семье можно выделить несколько периодов:

1. Ознакомительный: длится от 1 недели до 1–2 месяцев; наиболее ярко проявляются социальный и эмоциональный барьеры в поведении детей. Волнуются и дети и родители. Установить контакт с такими детьми легче всего через игрушки, предметы, подарки. Часто уступать ребенку, исполнять его же­лания, так как ограничениями в этот период нельзя ничего добиться. Дисциплинирую­щие ограничения надо вводить позже, когда ребенок привыкнет к новым условиям. Не ре­комендуется ходить с ребенком в магазины, поскольку ему сложно пережить эмоциональ­ные перегрузки.

Приемные дети часто испытывают тревожность, настороженность, неуверенность, боязливость, стресс. Они часто плачут, кричат, ведут себя агрессивно, пытаются убежать из дома, могут обманывать, сквернословить, воровать, проявлять другие негативные привычки, приобретенные в процессе виктимизации и депривации в условиях проживания в неблагополучной семье и детских учреждениях. Нередко это сопровождается отсутствием аппетита, нарушением сна и др.

2. Приспособительный. Длится от 2 до 4 ме­сяцев. Ребенок освоился в новых условиях и начинает искать линию поведения, которая удовлетворила бы приемных родителей. Внача­ле он беспрекословно подчиняется правилам, а затем, привыкнув, пробует вести себя как прежде, присматриваясь, что нравится, а что не нравится окружающим. Происходит ломка сложившегоея стереотипа поведения. У неко­торых детей наблюдается регресс в поведении: возобновляется энурез, заикание и т.п.). Это свидетельствует о значимости для ребенка пре­жних взаимоотношений. Важную роль на этом этапе играют способности родителей установить контакты, доверительные отношения. Об ус­пешном преодолении трудностей свидетельству­ет менение внешнего облика ребенка: изменя­ется выражение лица, оно становится более осмысленным, оживленным.

Как правило, на данном этапе у ребят исчезает тревожность, напряжение, страх, ослабевают отклонения, негативные привычки, поведение становится более уравновешенным. Дети начинают проявлять отзывчивость и доброжелательность по отношению к родителям и другим детям; приобретают навыки самообслуживания; приобщаются к участию в хозяйственно-трудовых делах семьи; усваивают основные требования новой семьи.

З. Привыкание длится от 5 до 10 месяцев, а иногда и год. Дети реже вспоминают про­шлое. Появляется привязанность к родите­лям, возникают чувства. Период характеризуется тем, что приемные дети начинают чувствовать себя самостоятельными, свободными, независимыми; выполняют просьбы и требования родителей; относятся к ним с уважением, любовью, сочувствием, оказывают помощь в хозяйственных делах и воспитании младших детей; проявляют внимание и интерес к жизнедеятельности семьи, испытывают чувство гордости за то, что являются ее членами.

Если же отношения в новой семье не сложились, то у ребенка проявляются все прежние недостатки. Особые трудности возни­кают в подростковом возрасте, когда дети хо­тят знать, кто их родители, посмотреть на них. Это возможно и в семьях, где сложи­лись прекрасные отношения. Поведение детей изменяется: они становятся замкнутыми, начинают искать биологических родителей.

Часто кандидаты в приемные родители спрашивают совета у специалистов по вопросу оптимального возраста приемного ребенка с тем, чтобы его адаптация состоялась в семье успешней и безболезненней. Следует отметить, что эдесь многое зависит от состояния здоровья, личных качеств как самого ребенка, так и кандида­тов в замещающие родители. Как показывает практика, лучше всего брать на воспи­тание детей, которые по возрасту могли бы быть детьми кандидатов. Кроме того, желательно, чтобы приемные дети были младше родных (если таковые проживают совместно с кандидатами). Таким образом, во-первых, родной ребенок становится союзником, которому придется на правах старшего принимать уча­щие в воспитании, во-вторых, исключается возможность ухудшения положения родного ребенка (младшему труднее обидеть старшего).

Нужно обратить внимание приемных родителей на то, что успешность и быстрота привыкания ребёнка к новым условиям зависит от его возраста. Чем раньше ребенок будет помещен в се­мью, тем меньше на нем скажутся последствия сиротства. Однако в принятии ребенка любого возраста есть свои плюсы и минусы, о которых специалисты должны проинформировать приемных родителей перед выбором ребенка.

Ребенок от 1 года до 3 лет.

Плюсы:

ü видны особенности внешности, можно оценить состояние здоровья, заметить патоло­гии развития (если такие есть);

ü ребенок податлив внешним влияниям, можно эффективно влиять на развитие интел­лекта и черт характера;

ü ребенок начинает говорить, речь своеоб­разная и забавная;

ü он много передвигается, интересуется окружающим миром.

Минусы:

ü нужно много времени уделять уходу за ребенком; не остается времени на себя и дру­гих членов семьи, потому что все время за­нимает любопытный и любознательный ма­лыш;

ü ребенок подвержен различным заболева­ниям, простудам инфекциям.

Ребенок от 3 до 7 лет.

Плюсы:

ü ребенок уже самостоятелен и независим;

ü можно определить отдельные черты ха­рактера, темперамент;

ü проявляются его способности, склоннос­ти и интересы;

ü он реже болеет;

ü он разумен, почти не капризничает, с ним можно поговорить как со взрослым, по­беседовать на разные темы.

Минусы:

ü он помнит отдельные эпизоды из своей прошлой жизни, родственников и дру­гих людей;

ü нужно больше труда и заботы, чтобы выровнять поведение детей этого возраста.

Ребенок от 7 до 12 лет.

Плюсы:

ü ребенок самостоятелен и не требует много времени для ухода;

ü видны особенности характера, поведения, привычки, склонности, способности, уровень интеллекта;

ü ребенок очень хочет иметь хорошую се­мью; любого взрослого, проявившего к нему внимание и позаботившегося о нем, готов на­звать родителем;

ü ребенок может оценить желание прием­ных родителей заменить ему родных.

Минусы:

ü бывает трудно приспособиться к особен­ностям поведения, привычкам, чертам харак­тера и принять его таким, каков он есть;

ü если что-то не нравится, ребенок про­являет характер;

ü нужно терпение, умение сдерживаться, не раздражаться, понимать, что ребенок – продукт среды и обстоятельств, стал таким не по своей воле, а по вине окружавших его взрослых.

Дети старше 12 лет.

Можно помочь и подросткам-сиротам. С ними, конечно, очень сложно. Даже дети из вполне благополучных семей в этом возрасте доставляют своим родителям массу проблем. А подростки-сироты тем более. Однако они не столько сложнее, сколько необычнее. Не­возможно даже примерно представить, из чего сложен их жизненный опыт: каких привыч­ных для приемных родителей вещей не знает подросток-сирота, а что познал из того, чего не должен был познать человек его возраста. Поэтому труд­но представить искалеченный душевный мир этого человека, предсказать его поведение, которое совершенно необязательно может быть невыносимым.

Многие черты характера и некоторые лич­ностные качества уже трудно исправить, но изменить определенные жизненные установки и стремления возможно даже в этом возрас­те. А главное – можно подготовить детей к самостоятельной жизни.

Обычно дети, попадающие в приемные се­мьи, как правило, удивительно быстро раз­виваются. Одновременно с формированием чувства уверенности, с развитием межличностных отношений значительно развивается их речь, расширяется кругозор.

Приёмным родителям надо иметь в виду, что адаптация – неизбежный и тяжёлый период для каждой семьи. Дети попадают в совершенно незнакомую для себя обстановку. Большинство из них теряют интерес и актив­ность.

С целью облегчить процесс адаптации приемных детей в новой для них семье вниманию приёмных родителей можно предложить нижеприведённую памятку:

ü Помогите детям в этот период осознать, что мир вокруг них безопасен и надёжен. Стремитесь быть с ребёнком как можно чаще, говорите с ним о том, что ему инте­ресно. Внимательно слушайте его.

ü Постарайтесь первое время придерживаться режима учреждения, из которого взят ребёнок.

ü Выясните его предпочтения в еде. Не настаивайте, если ребёнок будет отказывать­ся от каких-то продуктов. Не беспокойтесь, со временем он начнёт есть сам.

ü Не стоит давать ему горы игрушек. Они не обязательно вызовут бурю восторга. Не­привычные игрушки могут напугать малыша.

ü Не спешите выдать ребёнку все удовольствия в максимальных количествах. Необ­ходимо, чтобы дома он почувствовал себя защищенным. Главное – стабильность и отсутствие избыточной новизны, её и так будет предостаточно. Не торопитесь пе­регружать ребёнка впечатлениями.

ü Не обязательно в первое воремя совершать поездки в музеи, клубы, на праздники. Сначала хорошо бы ознакомиться с домом.

ü Не надейтесь, что ребёнок сразу проявит к вам положительную эмоциональную привязанность. Скорее, он будет испытывать беспокойство в ваше отсутствие.

ü Будьте терпеливы. Душевные раны ребёнка лечат время, внимание и любовь.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особенности организации первой встречи ребенка с приёмными родителями | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2787; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.