Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Насилие над детьми как социально-педагогическая проблема. Причины и факторы, способствующие насилию над ребенком


Тема 15. Насилие как нарушение права ре­бёнка на безопасность

 

1. Насилие над детьми как социально-педагогическая проблема. Причины и факторы, способствующие насилию над ребенком.

2. Виды насилия, их характеристика. Возможные последствия насилия над ребенком.

3. Особенности современной семьи и проблемы семейного насилия.

4. Работа с ребенком, пережившим насилие, и семьей, характеризующейся жестоким обращением с ребенком.

5. Школа как фактор риска в насилии над детьми.

6. Система защиты детей от насилия и жестокого обращения.

 

Рекомендуемая литература

1. Никитко, Е.А. Насилие в семье: истоки и последствия / Е.А. Никитко // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2010. –№ 5. – С.22–24.

2. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления /под ред. Е.Н. Волковой. – СПб: Питер, 2008. –240 с.

3. Трацевская, А.В. Насилие в школе как социально-педагогическая проблема / А.В. Трацевская, Д.В. Петрова // Праблемы выхавання. – 2009. –№ 4. – С. 27–33.

4. Чечет, В.В. Пути предупреждения насилия над детьми в семье / В.В. Чечет // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2010. –№ 4. –С. 3–7.

 

В психолого-педагогической литературе встречаются синонимичные понятия «насилие над детьми» и «жестокое обращение с детьми».

Насилие или жестокое обращение является нарушением всех основных прав ребёнка. Обратим­ся к определению данных понятий. Насилие – это воздействие одного человека на другого, на­рушающее гарантированное Конституцией право граждан на личную неприкосновенность (в физи­ческом и духовном смысле) (Юридический энциклопедический словарь). Жестокое обращение с детьми – любые умышленные действия или бездействие родителей, воспитателей и дру­гих лиц, от которых ребёнок находится в зави­симости, наносящие ущерб его физическому или психическому здоровью, нарушающие развитие личности ребёнка, его психическое развитие или социализацию (Детство: краткий словарь-справочник). По мнению исследователей, же­стокое обращение с детьми продиктовано психологическими проблемами самих взрослых, ко­торые таким путём транслируют их потомкам. Поэтому, говоря о насилии в воспитательном процессе, следует особо отметить его компенсатор­ный характер. По Э. Фромму, насилие компенсаторное – насилие, служащее малопродуктивному, обездоленному жизнью человеку заменой продуктивной деятельности и способом отомстить жизни.



Проблема насилия над детьми имеет давние исторические корни.

При первобытном строе по отношению к де­тям применялось физическое насилие, слабых и уродливых детей убивали. Наказывать детей физически было самым обычным способом воспитания. Так в памятнике средневековой русской культуры «Домострое» даются следующие советы родителям в отношении воспитания детей: «И не жалей младенца поря: если прутом посечешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти»; «Воспиты­вай детей в запретах – и найдешь в них покой и благословение. Не улыбайся ему, редко играя с ним: в малом послабишь – в большом пострада­ешь, скорбя...». Только в конце эпохи Возрождения ребёнок стал признаваться как ве­ликая ценность. В России лишь в конце XVIII – начале XIX вв. началась борьба с применением те­лесных наказаний для всех слоев населения.

В традиционной белорусской крестьян­ской семье дети воспитывались в духе стро­гого послушания любому старшему. К родителям, деду и бабке, дядькам и тёткам, вооб­ще ко всем взрослым, они должны были обра­щаться исключительно на «вы». Обращение к ним на «ты» считалось крайней грубостью. Зна­чительные изменения в обращении взрослых с детьми произошли за период между 1880-ми и 1910-ми гг.: в первые десятилетия матери, осо­бенно отцы, учили своих детей подпругой, хво­ростиной, а порой и кнутом. В XX в. неслух тоже мог «заработать оплеуху и попробовать кнута», но формы этого воспитания были уже более мягки­ми. Этнографы отмечают, что строгость обыч­но проявлял отец. За столом глава хозяйства всег­да имел наготове ложку, чтобы щёлкнуть по лбу нарушителя порядка.

В конце XX в. (1989) Генераль­ной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребёнка, которая юридически и мораль­но закрепила права детей в мире во всевозмож­ных ситуациях и обстоятельствах, комплекс мер с целью их защиты от всех видов и форм наси­лия, грубого обращения или эксплуатации. В XXI в. жестокое обращение с детьми уже рассма­тривается не иначе как уродливое социальное яв­ление. В то же время, не смотря на то, что Конвенция о пра­вах ребёнка встала на защиту законных прав и интересов детей, статистика свидетельствует о том, что насилие над ними не прекращается. Так, в странах Европейского союза ежегодно от насилия страдают 600 тыс. детей и риску на­силия подвергаются 5 млн детей.

В Республике Беларусь с конца 90-х годов прошлого века проводились локальные исследования, позволившие сделать предположения и подтвердить распространение тех или иных видов насилия в отношении отдельных категорий детей.

Так, например, в 2001 году Э.К. Капитонова провела исследование жестокого отношения к детям в Гомельском регионе. В ходе исследования выявлено, что «Дети из семей, относящихся к группе высокого социального риска, в значительно большей степени подвержены различным формам насилия».

Данные результаты подтверждены исследованием «Комплексный анализ влияния насилия на формирование личности несовершеннолетнего правонарушителя», проведенным в 2004–05 гг. группой ученых НИИ криминологии, криминалистики и судебно-медицинской экспертизы под руководством А.К. Водневой. Также было установлено, что основными субъектами насилия являются сверстники, незнакомые взрослые, родители, учителя. Причины собственного агрессивного поведения 17% испытуемых относили к реакции на жестокое обращение.

Изоляция ребенка в закрытом воспитательном учреждении усугубляется наличием насилия в равной среде данных учреждений.

Общественное объединение «Дети – не для насилия» в результате опросов учащихся средних школ и гимназий г. Минска в возрасте 13–15 лет в 1997 и 2002 годах выявило, что 3% опрошенных несовершеннолетних испытывали сексуальное насилие, а 5,7% – попадали в ситуацию, угрожающую сексуальным насилием.



Выборочные исследования распространенности насилия в интернатных учреждениях, проведенные МОО «Понимание» в 2003–06 гг., выявили психологические индикаторы предполагаемого сексуального насилия у 4,17% детей в возрасте 12–16 лет, физического насилия – у 27% детей в возрасте 12–16 лет. Наиболее рискованными местами в этих учреждениях дети признавали баню, душ, туалет, спальню.

В рамках социологического исследования в воспитательно-трудовых колониях для несовершеннолетних осужденных в Республике Беларусь, проведенного по заказу Министерства Внутренних Дел Республики Беларусь при содействии Представительства Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь, были получены данные об особой подверженности насилию несовершеннолетних, находящихся в пенитенциарных учреждениях. Насилие в отношении детей в конфликте с законом происходило в семье, на улице, в школе. Для предупреждения насилия к детям этой категории, по мнению экспертов исследования Лукашовой О.Г. и Дунаевой И.Н необходима реформа системы предупреждения и пресечения преступлений, а также отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.

В Белару­си, по данным Министерства внутренних дел, в 2004 г. жертвами насилия стали 4,7 тыс. де­тей, в 2008 г. по данным МВД 7,2 тыс. лиц, не достигших 18-летнего возраста, стали жертвами преступлений, в том числе 37 новорожденных (Национальный доклад о положении детей в Республике Беларусь в 2008 г.).

Практика показывает, что насилие в отноше­нии детей более распространено, чем насилие в отношении взрослых. Похищения,детоубий­ства, избиения, сексуальные,психологические и физические злоупотреблениясовершаютсячаще в семьях, чем вне их.Однако насилиепоотношению к детям имеетместо и вне семей.Дети становятся жертваминасилия на улице, вдетских садах,школах-интернатах и даже в са­мой системеправосудия. Вот почему Конвен­ция о правах ребёнкаотмечает,что насилию вотношении детейв любой форме и любом месте нет оправдания. Дети имеют право на фи­зическую и личную неприкосновенность и за­щиту от всех форм физического и психологического насилия.

Несмотря на общую тенденцию к гуманизации воспитательного процесса, статистика жестокого отношения к детям подтверждает необходимость усиления работы служб СППС учреждений обра­зования в данном направлении. В результате про­ведённого в 2008 г. при содействии ЮНИСЕФ об­щенационального исследования ситуации снаси­лием в отношении детей в семье в Беларусибыли сделаны неутешительные выводы:

Ø в атмосфере ненасилиявоспитывается чутьболее половины детей,остальные в той или инойстепени страдаютот насилия ижестокого обращения со стороныродителей;

Ø наиболеераспространёнными проявления­ми насилия и ненадлежащего ухода в семье явля­ются громкий и агрессивный крик, обидные прозвища, грубая ругань, злые слова, угрожающие же­сты, угрозы, стыд и смущение ребенка, намеренно вызванные родными и близкими, лишение внимания, иг­норирование, пощёчины и подзатыльники, удары кулаком, ремнём, скакалкой, палкой или другими предметами, таскание за волосы или уши, щипа­ние, царапание, отсутствие заботы, поддержки и помощи, ощущение собственной ненужности. Это свидетельствует о том, что примерно каждый десятый родитель при воспитании ребёнка рассчитывает не на свой авторитет, силу убеждения или внушения, он прибегает к угрозам, запугиванию и физическим наказаниям детей. Примерно каждый пятый ребёнок испытывает дефицит в безопасно­сти, эмоциональной близости, родительской oпeке и заботе.

На этой основе во многих странах мира ежегодно апрель объявляется месяцем по предотвращению наси­лия над детьми. В это время повсюду проводятся различные мероприятия, направленные на защиту детей от насилия. Символом борьбы с жестоким обращением с детьми стала синяя лента, цвет ко­торой напоминает о синяках на теле детей, ставших жертвами семейного насилия, и призывает защищать их от жестокости.

При оказании помощи несовершеннолетнему в случае установления факта насилия СППС учреждения образования следует, прежде всего, иметь представление о причинах данного социально-психологического явления. Исследователи и специалисты-практики (В.В. Чечет и др.) называют следующие причины насилия над детьми:

ü сло­жившиеся стерео­типы воспита­ния детей (меня наказывали ремнём, и я это де­лаю);

ü игнорирование индивидуально-личностных особенностей детей и вовлече­ние их во многие виды деятельно­сти в ущерб их здоровью;

ü смена ценност­ных ориентиров в условиях ры­ночных отноше­ний, проявление родителями тревоги, агрес­сии, страха, не­уверенности, жестокости;

ü неблагоприятная экономическая ситуация, вы­звавшая сниже­ние уровня жиз­ни, безработицу, неуверенность родителей в за­втрашнем дне, ослабление здо­ровья матери и ребёнка;

ü миграция семей в поисках работы в результате кон­фликтов, катастроф и т.д.

Помимо причин выделяются также факторы, способствующие насилию над детьми:

ü специфика семьи (нестабильность брака, развод, от­сутствие жилья, материальные и финансовые недостатки, потеря отцом или матерью работы, наличие детей, которые нуждаются в опеке);

ü особенности ро­дителей и лиц, их заменяющих (низ­кий уровень образования, педа­гогической куль­туры, отсутствие опыта в воспита­нии детей, психо­логические нару­шения в поведе­нии, жестокое обращение в своей родительской семье, молодой возраст родителей, вера в эффективность при­нуждения и нака­зания);

ü особенности де­тей (импульсивность темперамента, болезнен­ность, инфантильность, нарушения в поведении, воз­растные кризисы 1 года, 3 лет, 7–9 и 10–15 лет);

Некоторые исследователи факторы, способствующие насилию над ребенком, объединяют в следующие группы:

v психологические

– особенности личности родителя;

– семейная история, в которой строгие наказания рассматриваются в качестве семейной традиции;

– эмоциональная неготовность родителей к той ответственности, которую налагает на них материнство или отцовство;

v ситуационные:

– нежеланный ребёнок;

– предпочтение родителем одного из детей и предвзятое отношение к другому, напомина­ющему о ненавистном родственнике;

– физическая или умственная недостаточность ребёнка;

– несоответствие ожиданий родителей воз­можностям ребёнка;

– несовместимость требований взрослых с возрастными возможностями ребёнка в си­лу недостатка элементарных знаний о его развитии;

– критическая ситуация в семье или стече­ние обстоятельств (потеря родителем рабо­ты, разлука с любимым человеком, смерть кого-то из близких, нежелательная беремен­ность или любое другое событие, важное для взрослого, связанное с эмоциональным напряжением);

v социологические:

– распространённость мнения, будто физичес­кие наказания являются эффективной фор­мой воспитания (воспитательная некомпетентность);

– асоциальность или дисфункциональность семей (алкоголизированные, криминальные семьи и семьи группы риска);

– изолированность семьи от внешнего мира, отсутствие социального контроля;

– низкий социально-экономический уровень семьи;

– пропаганда насилия в СМИ.

Перечисленные причины и факторы обусловливают действия взрослых, которые угрожают благополучию и правам ребенка, наносят вред его психическому и физическому здоровью, препятствуют его развитию и вызывают серьезные социальные последствия, особенно если в отношении к ребенку проявлялись сразу несколько видов насилия.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Порядок проведения встречи биологических родственников с ребенком, переданным на воспитание в приемную семью | 

Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1931; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.007 сек.