Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА 19. Социально-педагогическое сопровождение трудоустройства несовершеннолетних

Споры, связанные с воспитанием детей. Иски о взыскании расходов на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении.

Постановление пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 30 сентября 2004 г. № 11 «О практике рассмотрения судами споров, связанных с воспитанием детей» предусматривает следующее.

По спорам, связанным с воспитанием детей, участие в деле органа опеки и попечительства является обязательным (ст. 86 КоБС).

Во всех случаях суд не вправе назначить судебное разбирательство до получения от органа опеки и попечительства заключения по делу. Поэтому если при подаче искового заявления о возбуждении дела к нему не было приложено заключение органа опеки и попечительства по существу спора, то при подготовке дела к судебному разбирательству суд обязан поручить органу опеки и попечительства провести обследование условий жизни ребенка и лиц, претендующих на его воспитание, и дать заключение по существу спора.

Обращается особое внимание на качество обследования жилищно-бытовых условий жизни ребенка и лиц, претендующих на его воспитание, что оформляется соответствующими актами, в которых отражаются материально-бытовые условия, санитарное состояние жилых помещений, характер взаимоотношений в семье, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного вывода по существу спора. К актам могут быть приложены документы, относящиеся к исследуемому вопросу. Акты с приложенными документами в обязательном порядке приобщаются к заключению и вместе с ним направляются в суд.

Разрешая спор о месте жительства ребенка при раздельном (по разным адресам) проживании родителей (независимо от того, состоят ли они в браке), суд принимает во внимание возраст ребенка, его привязанность к каждому из родителей, братьям, сестрам, другим членам семьи, нравственные и иные качества родителей, отношения, сложившиеся между каждым из родителей и ребенком, степень заботы и внимания, проявляемых к ребенку со стороны родителей с учетом их рода деятельности, режима работы, иных условий жизни, возможность обеспечения каждым из них надлежащих материально-бытовых условий для воспитания и развития ребенка, а также другие обстоятельства, сложившиеся в месте проживания каждого из родителей.

Преимущество в материально-бытовом положении одного из родителей само по себе не является безусловным основанием для передачи ему ребенка на воспитание.

Право на общение с детьми является неотъемлемым от права на участие в воспитании.

По таким искам суду, учитывая конкретные обстоятельства, необходимо определить, как часто будет происходить общение родителя с детьми (количество встреч в месяц, в неделю, по выходным), в каком месте (в доме матери, отца, в школе, в детском саду и т.д.) и в течение какого времени (день, сутки, несколько часов, на период отпуска родителя и т.п.). При этом принимается во внимание возраст детей, состояние здоровья, привязанность к каждому из родителей и другие обстоятельства, способные оказать воздействие на физическое и психическое здоровье детей, их нравственное развитие.

В случаях, когда общение детей с отдельно проживающим родителем может нанести вред детям, суд вправе ограничить этого родителя в общении с детьми, изложив мотивы принятого решения.

Аналогично судом разрешается вопрос об устранении препятствий родителям, не лишенным родительских прав, в воспитании детей, находящихся на основании закона или решения суда у других лиц.

Иски о взыскании расходов на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении.

По данным Министерства образования Республики Беларусь, на конец 2010 года в стране насчитывалось 26048 детей-сирот и детей, оставшихся без родительской опеки. Из них 23,4% (6 097 чел.) живет в детских интернатных учреждениях, 8,7% (2267 чел.) в детских домах и 14,7% (3830 человек) в школах-интернатах.

В Гомельской области 4 128 обязанных лиц выплачивают расходы на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении. Сумма взысканных с них платежей по состоянию на 01.05.2010 г. составляла 15 млрд. 367 млн. рублей. Вернулось в семьи в связи с восстановлением их родителей в родительских правах 287 детей.

Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанностей по содержанию детей, в отношении которых они лишены родительских прав. При вынесении решения о лишении родительских прав ответчика суд должен решить вопрос о взыскании с него алиментов, как это установлено ст. 92 КоБС. Если суд лишает родительских прав мать и отца и дети помещаются в детские интернатные учреждения на государственное обеспечение, а также в опекунскую, приемную семью, суд взыскивает с каждого родителя алименты, которые перечисляются на счета этих учреждений или отделов образования местных исполнительных и распорядительных органов по месту жительства опекунской, приемной семьи.

Ст. 92 КоБС в редакции Закона Республики Беларусь от 19 июля 2005 г. № 37-3 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь по вопросам возмещения расходов на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении» предусматривает, что родители, лишенные родительских прав, родители, у которых дети отобраны без лишения родительских прав, возмещают в полном объеме расходы, затраченные государством на содержание детей, за весь период нахождения детей на государственном обеспечении в детских интернатных учреждениях (домах ребенка, детских домах, школах-интернатах, специальных учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебно-воспитательных учреждениях и иных учреждениях, обеспечивающих содержание и воспитание детей), государственных специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, государственных учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального, высшего образования.

Такая же обязанность по полному возмещению расходов на содержание детей возлагается и на родителей, признанных ограниченно дееспособными, родителей, находящихся в розыске, лечебно-трудовых профилакториях или в местах содержания под стражей, родителей, отбывающих наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, ограничения свободы, ареста.

В соответствии со ст. 944 ГК суд может возложить ответственность на родителя, лишенного родительских прав, за вред, причиненный его несовершеннолетним ребенком, в течение трех лет после лишения родительских прав, если поведение ребенка, повлекшее причинения вреда, стало следствием ненадлежащего осуществления родительских обязанностей.

Дети имеют право получать от родителей, лишенных родительских прав, содержание. За ними сохраняется право на пенсию, право на получение от организации или гражданина, по вине которых наступила смерть родителя, возмещения вреда. Согласно п. 1 ст. 1064 ГК при наследовании по завещанию родитель не может лишить несовершеннолетнего ребенка, в отношении которого он лишен родительских прав, права на обязательную долю в наследстве.

Пунктом 8 Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» также предусмотрено, что родители обязаны возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении (далее – расходы по содержанию детей), в случае:

§ отобрания у них детей по решению комиссии по делам несовершеннолетних;

§ отобрания у них детей на основании решения суда без лишения родительских прав;

§ лишения их родительских прав;

§ нахождения их в розыске, лечебно-трудовых профилакториях или в местах содержания под стражей;

§ отбывания наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, ограничения свободы, ареста.

Расходы по содержанию детей не возмещаются родителями, признанными недееспособными, а также родителями, которые не могут выполнять родительские обязанности по состоянию здоровья согласно перечню заболеваний, утверждаемому Министерством здравоохранения в соответствии с ч. 3 ст. 93 КоБС, на основании заключения врачебно-консультационной комиссии, выданного государственной организацией здравоохранения.

За несовершеннолетних родителей расходы по содержанию детей возмещаются родителями, усыновителями этих несовершеннолетних родителей. При отсутствии родителей, усыновителей, а также в случае непогашения расходов по содержанию детей родителями (усыновителями) возмещение указанных расходов, начиная со дня помещения ребенка на государственное обеспечение, осуществляется несовершеннолетними родителями после достижения совершеннолетия либо с момента приобретения ими до достижения совершеннолетия дееспособности в полном объеме.

Декретом установлено, что обязанность возмещения расходов по содержанию детей возникает со дня помещения ребенка на государственное обеспечение и прекращается после их полного погашения, или в случае смерти родителя, или по решению суда при возникновении обстоятельств, влекущих освобождение от возмещения расходов по содержанию детей.

Родители обязаны возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении (далее – расходы по содержанию детей), в случае:

§ отобрания у них детей по решению комиссии по делам несовершеннолетних;

§ отобрания у них детей на основании решения суда без лишения родительских прав;

§ лишения их родительских прав;

§ нахождения их в розыске, лечебно-рудовых профилактических или местах содержания под стражей;

§ отбывания наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, ограничениям свободы, ареста.

Работающее обязанное лицо возмещает названные расходы из заработной платы по его заявлению, которое должно быть подано в трехдневный срок после помещения ребенка на государственное обеспечение. При этом обязанным лицом обеспечивается полное исполнение ежемесячных обязательств по возмещению расходов по содержанию детей.

Если уровень заработной платы работающего обязанного лица и приравненных к ней в соответствии с ГПК доходов не позволяет ему в течение шести месяцев в полном объеме выполнять данные обязательства, это лицо подлежит трудоустройству на новое место работы в соответствии требованиями Декрета.

В случае уклонения работающего обязанного лица от возмещения расходов по содержанию детей указанные расходы взыскиваются с него на основании исполнительной надписи нотариуса.

Если обязанное лицо не работает либо место постоянного жительства его неизвестно, возмещение расходов по содержанию детей осуществляется в порядке приказного производства в соответствии с ГПК.

Возмещение указанных расходов может осуществляться в порядке искового производства при наличии для этого оснований, предусмотренных Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь.

Согласно п. 9 Декрета взыскателями расходов по содержанию детей являются:

§ управления (отделы) образования – в случаях, когда дети находятся на государственном обеспечении в детских домах семейного типа, опекунских семьях, приемных семьях;

§ детские интернатные учреждения, детские деревни (городки), государственные специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, государственные учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, – в случаях, когда дети находятся на государственном обеспечении в этих учреждениях.

В интересах взыскателей расходов по содержанию детей с требованием о взыскании таких расходов вправе обратиться прокурор, в том числе по просьбе взыскателей.

Взыскатели расходов по содержанию детей обязаны обратиться в суд или к нотариусу с требованием о взыскании них расходов в течение пяти рабочих дней со дня помещения ребенка на государственное обеспечение (если обязанное лицо не работает или его место нахождения неизвестно) или со дня, следующего за днем истечения трехдневного срока после помещения ребенка на государственное обеспечение, в случае уклонения работающего обязанного лица от возмещения расходов по содержанию детей либо неполного их возмещения.

При этом взыскатели расходов по содержанию детей представляют следующие документы:

§ копию свидетельства о рождении ребенка либо иные документы, подтверждающие происхождение ребенка от обязанного лица, засвидетельствованные взыскателем;

§ копии документов о лишении родительских прав, об отобрании детей или иных документов, на основании которых ребенок помещен на государственное обеспечение, засвидетельствованные взыскателем;

§ справку о периоде нахождения ребенка на государственном обеспечении, об уплаченных обязанными лицами средствах в счет возмещения расходов по содержанию детей и сумме средств на содержание детей, подлежащих взысканию ежемесячно с обязанного лица;

§ справку с места работы обязанного лица (представляется нотариусу).

Суд вправе в исключительных случаях на основании заявления, подаваемого прокурором, управлением (отделом) образования или комиссией по делам несовершеннолетних:

§ уменьшить размер расходов по содержанию детей, подлежащих возмещению, если у одного из обязанных лиц на содержании и воспитании имеются другие несовершеннолетние дети;

§ освободить обязанное лицо от уплаты задолженности по возмещению расходов по содержанию детей, прекратив исполнительное производство, если это лицо восстановлено в родительских правах и взыскание данной задолженности создаст тяжелое материальное положение для находящихся на его содержании и воспитании других несовершеннолетних детей.

Декретом установлено, что требования о взыскании расходов по содержанию детей могут быть предъявлены в суд по месту нахождения взыскателя данных расходов, а также по месту жительства обязанного лица либо по месту нахождения детей на государственном обеспечении.

Определение о судебном приказе выносится судом в трехдневный срок со дня поступления заявления о взыскании расходов по содержанию детей. В случае удовлетворения судом требований взыскателя этих расходов государственная пошлина взыскивается с обязанного лица в размере одной базовой величины. Уведомление обязанного лица о вынесении в отношении его определения о судебном приказе о взыскании расходов по содержанию детей направляется судом по последнему известному месту жительства этого лица и считается надлежащим.

Исполнительная надпись о взыскании расходов по содержанию детей совершается нотариусом по месту нахождения взыскателя не позднее следующего дня после получения необходимых документов. Такими документами являются:

§ копия свидетельства о рождении ребенка либо иные документы, подтверждающие происхождение ребенка от обязанного лица, засвидетельствованные взыскателем;

§ копии документов о лишении родительских прав, об отобрании детей или иных документов, на основании которых ребенок помещен на государственное обеспечение, засвидетельствованные взыскателем;

§ справка о периоде нахождения ребенка на государственном обеспечении, об уплаченных обязанными лицами средствах в счет возмещения расходов по содержанию детей и сумме средств на содержание детей, подлежащих взысканию ежемесячно с обязанного лица;

§ справка с места работы обязанного лица.

При этом государственная пошлина со взыскателей названных расходов не взимается.

Согласно п. 12 Декрета взыскание расходов по содержанию детей обращается на заработную плату и приравненные к ней в соответствии с ГПК доходы, а также на имущество обязанного лица.

Заработная плата обязанных лиц, находящихся в местах лишения свободы или в лечебно-трудовых профилакториях, направляется на погашение расходов по содержанию детей и исполнение иных обязательств обязанного лица в размерах, необходимых для ежемесячного погашения указанных обязательств. Очередность удержаний определяется в соответствии с законодательством.

Названные лица должны обеспечивать полное исполнение ежемесячных обязательств по возмещению расходов по содержанию детей.

Обязанные лица, освободившиеся из мест лишения свободы или лечебно-трудовых профилакториев, возмещают расходы по содержанию детей, а также погашают задолженность по таким суммам в соответствии с п. 9 Декрета.

Обязанным лицам запрещается отчуждать принадлежащее им недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, и транспортные средства.

Согласно п. 19 Декрета средства, перечисляемые родителями в добровольном порядке либо взысканные по судебному постановлению или исполнительной надписи нотариуса в счет возмещения расходов по содержанию детей, перечисляются на текущие счета по учету бюджетных средств:

§ районных, городских, районных в городе отделов образования, через которые финансируются учреждения, опекунские, приемные семьи, детские дома семейного типа, детские деревни (городки), в которых находятся дети обязанных лиц;

§ учреждений образования, финансируемых через управления образования облисполкомов, комитет по образованию Минского горисполкома, Министерство образования, иные республиканские органы государственного управления, в которых находятся дети обязанных лиц;

§ комитетов по труду и социальной защите облисполкомов и Минского горисполкома, через которые осуществляется финансирование детских интернатных учреждений, в которых находятся дети обязанных лиц;

§ домов ребенка, в которых находятся дети обязанных лиц.

Учреждения или управления (отделы) образования, комитеты по труду и социальной защите облисполкомов и Минского горисполкома, дома ребенка обязаны ежемесячно отслеживать поступление указанных средств и до 30-го числа текущего месяца перечислять их в доход соответствующего бюджета, из которого финансируются расходы по содержанию учреждений, а также опекунских и приемных семей.

Учреждения или управления (отделы) образования, комитеты по труду и социальной защите облисполкомов и Минского горисполкома, дома ребенка должны информировать суд по месту постоянного жительства обязанного лица о непоступлении либо об изменении сумм расходов по содержанию детей, подлежащих взысканию.

 

4. Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Статья 118. «Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» КоБС.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат устройству на воспитание в семью (на усыновление), в детский дом семейного типа, детскую деревню (городок), опекунскую семью, приемную семью), а при отсутствии такой возможности – в детские интернатные учреждения, в том числе на патронатное воспитание, в государственные специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, государственные учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического, среднего специального, высшего образования. Орган опеки и попечительства, администрация детского интернатного учреждения, государственного специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, государственного учреждения, обеспечивающего получение профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, обязаны принимать все необходимые меры по устройству ребенка на воспитание в семью.

При устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны учитываться их этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании, родственные связи.

До устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или учреждения, указанные в части первой настоящей статьи, выполнение обязанно2стей опекуна, попечителя временно возлагается на органы опеки и попечительства.

Постановление пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26 сентября 2002 г. № 7 «О судебной практике по делам о лишении родительских прав» гласит следующее.

В решеними суда об удовлетворении иска о лишении родительских прав должно быть указано, кому передается ребенок на воспитание: другому родителю, органу опеки и попечительства или опекуну (попечителю), если он уже назначен в установленном законом порядке.

При невозможности передать ребенка другому родителю или в случае лишения родительских прав обоих родителей, когда опекун (попечитель) еще не назначен, ребенок передается судом на попечение органа опеки и попечительства по месту жительства.

Передача ребенка на воспитание родственникам и другим лицам допускается, если они назначены его опекунами или попечителями.

Передавая ребенка на попечение органа опеки и попечительства, суд не вправе определять конкретный порядок устройства ребенка (помещение в детское учреждение, школу-интернат, назначение опекуна и т.п.), поскольку этот вопрос относится к исключительной компетенции указанных органов.

Копия решения суда о лишении родительских прав должна быть направлена судом органу опеки и попечительства, органу записи актов гражданского состояния по месту регистрации рождения ребенка.

 

1. Законодательство Республики Беларусь о трудоустройстве несовершеннолетних.

2. Рабочее время и оплата труда несовершеннолетних.

3. Совмещение работы с обучением.

4. Охрана труда несовершеннолет­них.

 

Рекомендуемая литература

 

1. Защита прав ребенка в Республике Беларусь: сб. нормат. правовых актов: текст по сост. на 15 декабря 2009 г. – Минск: Дикта, 2010. – С. 87–91.

2. Кеник, А.А. Защита прав ребенка и несовершеннолетних в Республике Беларусь / А.А. Кеник. –2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Дикта, 2008. – С. 185–227.

3. О занятости населения Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 15 июня 2006 г. № 125-3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006.

4. Сборник нормативных актов о труде Республики Беларусь: В 8 т. // Т.6. Защита социальных и экономических интересов / Сост. Б.А. Волков. – Минск, 1997. – С. 100 – 179.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 267; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.