Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельность КДН по регулированию административной ответственности несовершеннолетних




Дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, рассматривает районная (городская) комиссия по делам несовершеннолетних.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 декабря 2008 г. № 1599 утверждено Положение о порядке образования и деятельности комиссии по делам несовершеннолетних.

Положение разработано в соответствии с Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. № 200-3 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и регулирует порядок деятельности Комиссии по делам несовершеннолетних при Совете Министров Республики Беларусь, порядок образования и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних областных, Минского городского, районных, городских, районных в городах, сельских, поселковых, городских (городов районного подчинения) исполнительных комитетов, осуществляющих в пределах своей компетенции профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиту их прав и законных интересов.

Комиссия по делам несовершеннолетних в своей работе руководствуется Законом Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и Законом Республики Беларусь «О правах ребенка», правовыми актами законодательства республики Беларусь, названным выше Положением.

В соответствии с п. 35 Положения комиссия по делам несовершеннолетних может:

ü ограничиться обсуждением деяния несовершеннолетнего;

ü прекратить дело;

ü отложить рассмотрение дела и направить материалы для дополнительной проверки в органы внутренних дел или прокуратуру;

ü направить материалы о незначительных правонарушениях для рассмотрения по месту учебы или работы. Решение об этом оформляется постановлением;

ü принять меры воздействия к несовершеннолетнему, родителям, лицам, их заменяющим, предусмотренные законодательством Республики Беларусь;

ü вынести предупреждение;

ü обязать в случаях, предусмотренных законодатель­ством Республики Беларусь, публично или в иной форме, определенной комиссией по делам несовер­шеннолетних, принести извинение потерпевшему;

ü обратиться в суд (районные, городские, районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних) с заявлениями о направлении несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения.

На заседании комиссии по делам несовершеннолетних ведется протокол, в котором указываются дата и место проведения заседания, сведения о присутствующих лицах, комиссии, повестка, принятое решение.

В протоколах заседаний также указываются сведения об объявлении постановления, принятого по делу, порядок обжалования постановления.

Постановления комиссий по делам несовершеннолетних содержат:

ü наименование комиссии;

ü дату рассмотрения дела;

ü сведения о лице, в отношении которого рассматривается дело, родителях несовершеннолетнего или лицах, их заменяющих;

ü обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;

ü название нормативного правового акта, на основании которого возложена ответственность за правонарушение;

ü форму устройства несовершеннолетнего;

ü и (или) принятую меру воздействия.

Постановление подписывается председательствующим на заседании и секретарем комиссии.

Постановления комиссий по делам несовершеннолетних, содержащие форму устройства несовершеннолетних, направляются для исполнения соответственно:

• в органы управления образованием, другие государственные организации – для устройства детей в учреждения образования, обеспечивающие получение общего среднего, профессионально-технического образования, детские интернатные учреждения, другие учебно-воспитательные и лечебно-воспитательные учреждения;

• специализированные учреждения (детские социальные приюты и иные учреждения, предоставляющие услуги социальной помощи и реабилитации несовершеннолетних) – для оказания социальной помощи и реабилитации;

• органы внутренних дел – для снятия или постановки на учет несовершеннолетних и организации с ними работы;

• органы по труду и социальной защите – для устройства детей в дома-интернаты для детей особенностями психофизического развития;

• учреждения социального обслуживания – для оказания социальной помощи и реабилитации;

• центры занятости населения – о трудоустройстве несовершеннолетних;

• руководителям организаций – для приема несовершеннолетних на работу.

Постановления комиссий по делам несовершеннолетних обязательны для выполнения организациями, должностными лицами и гражданами.

Комиссии по делам несовершеннолетних, рассматривая дела о правонарушениях, связанных с нарушением антиалкогольного законодательства или употреблением наркотических средств должны установить источники приобретения спиртных напитков и наркотиков.

Принятие комиссиями по делам несовершеннолетних мер воздействия следует рассматривать не как наказание, а как средство воспитания и предупреждения правонарушений среди несовершен-нолетних. При избрании меры воздействия комиссия с учетом конкретных обстоятельств принимает решение, какая из предусмотренных мер наиболее предпочтительна для перевоспитания несовершеннолетнего.

По своей юридической природе меры воздействия, применяемые к несовершеннолетним комиссиями по делам несовершеннолетних, являются переходной ступенью между мерами государственно-правового предупреждения и методами общественного воздействия.

Целесообразно поступают комиссии по делам несовершеннолетних в тех случаях, когда за незначительные проступки не применяют меры административного взыскания, а выносят предупреждение, обязывают принести извинения пострадавшему публично или в иной форме. К тому же КоАП устанавливает ряд дополнительных гарантий для несовершеннолетних.

Совершение правонарушения несовершеннолетним признается обстоятельством, смягчающим ответственность за административное правонарушение (п. 7 ст. 7.2 КоАП).

Однако вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение, как это предусмотрено п. 3 ст.7.3 КоАП, является обстоятельством, отягчающим ответственность взрослого за административное правонарушение.

При привлечении к административной ответственности и избрании меры административного взыскания орган, ведущий административный процесс, учитывает обстоятельства, смягчающие ответственность за административное правонарушение.

В соответствии со ст.7.2 КоАП обстоятельствами, смягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются:

• чистосердечное раскаяние физического лица, совершившего административное правонарушение;

• предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий такого правонарушения;

• добровольное возмещение или устранение причиненного вреда;

• наличие на иждивении у физического лица, совершившего административное правонарушение, малолетнего ребенка;

• совершение административного правонарушения вследствие стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств;

• совершение административного правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

• совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

• совершение административного правонарушения беременной женщиной.

Суд, орган, ведущий административный процесс, могут признать смягчающими административную ответственность и иные обстоятельства, не указанные в ст. 7.2 КоАП.

Совершение административного правонарушения несовершен-нолетним признается обстоятельством, смягчающим ответственность, поскольку лица в возрасте от 16 до 18 лет не обладают устойчивой психикой, навыками общественного поведения, легче поддаются чужому влиянию, особенно взрослых, которые часто выступают в качестве организаторов правонарушений.

Согласно ст.7.3 КоАП обстоятельствами, отягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются:

• продолжение противоправного деяния, несмотря на требование прекратить его;

• совершение административного правонарушения повторно;

• совершение административного правонарушения группой лиц, то есть хотя бы двумя физическими лицами, совместно участвовавшими в его совершении в качестве исполнителей;

• совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

• совершение административного правонарушения по мотивам расовой, национальной либо религиозной розни;

• совершение административного правонарушения в отношении женщины, беременность которой заведомо известна физическому лицу, совершившему административное правонарушение;

• совершение административного правонарушения с использованием лица, заведомо для физического лица, совершившего административное правонарушение, страдающего психическим заболеванием или слабоумием;

• совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ;

• совершение административного правонарушения должностным лицом в связи с исполнением служебных обязанностей.

В отличие от перечня обстоятельств, смягчающих ответственность, перечень отягчающих ответственность обстоятельств является исчерпывающим и не может расширенно толковаться.

Порядок административного процесса, права и обязанности участников, а также порядок исполнения административного взыскания устанавливает ПИКоАП. В ст. 9.6 ПИКоАП установлены обстоятельства, исключающие административный процесс. Ими являются:

1) недостижение физическим лицом на день совершения деяния, предусмотренного статьей Особенной части КоАП, возраста, с которого наступает административная ответственность;

2) невменяемость физического лица, совершившего деяние, предусмотренное статьей Особенной части КоАП;

3) отсутствие заявления потерпевшего или его законного представителя, либо примирение потерпевшего с физическим лицом, в отношении которого ведется административный процесс, либо отказ потерпевшего от освидетельствования по административному правонарушению, предусмотренному ст. 9.1 КоАП;

3) смерть физического лица, в отношении которого был начат административный процесс, за исключением случаев, установленных КоАП;

4) недоказанность виновности физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, в совершении административного правонарушения и т.п.

Ходатайство об освобождении от административной ответственности рассматривается в порядке, предусмотренном законодательными актами Республики Беларусь и на это время исполнение постановления о наложении административного взыскания приостанавливается.

Законодательство об исполнении административных взысканий основывается на принципах законности, гуманизма, демократии, равенства лиц подвергнутых административному взысканию перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения административного взыскания, стимулирования правопослушного поведения.

 

3. Специфика уголовной ответственности несовершеннолетних.

Уголовная ответственность – один из видов юридической ответственности; правовое последствие совершенного преступления – государственное принуждение в форме наказания. Привлечение к уголовной ответственности означает возбуждение уголовного дела, предварительное расследование и судебное разбирательство (Большой юридический словарь)

Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. вступил в действие 1 января 2000 г. Учитывая особенности психологии несовершен-нолетних, в УК введен специальный раздел V «Особенности уголовной ответственности лиц, совершивших преступления в возрасте до восемнадцати лет». Это является существенным шагом на пути реализации требований Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (утверждены Генеральной Ассамблеей ООН 29 ноября 1985 г.). Эти правила предписывают в рамках каждой национальной юрисдикции «предпринять усилия для принятия комплекса законов, правил и положений, которые относятся непосредственно к несовершеннолетним правонарушителям...»

В разделе пятом УК определены:

1) виды и размеры наказаний, применяемых к лицам, совершившим преступления в возрасте до 18 лет;

2) особенности назначения наказания;

3) порядок применения принудительных мер воспитательного характера;

4) условия освобождения от уголовной ответственности и замены наказания более мягким;

5) особенности погашения судимости.

Необходимость специальных норм об ответственности несовершеннолетних в уголовном праве вытекает из принципов справедливости и гуманизма.

В соответствии с п. 8 ст. 4 УК под несовершеннолетним понимается лицо, которое на день совершения преступления не достигло возраста 18 лет. Лица, не достигшие 14-летнего возраста, именуются малолетними и уголовной ответственности не подлежат независимо от степени тяжести совершенных ими общественно опасных деяний. При этом законодатель исходит из того факта, что малолетний не может в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.

Несовершеннолетний в возрасте от 14 до 16 лет подлежит уголовной ответственности за тяжкие преступления: убийство (ст. 139); причинение смерти по неосторожности (ст. 144); умышленное причинение тяжкого телесного повреждения (ст. 147); умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения (ст. 149); изнасилование (ст. 166); насильственные действия сексуального характера (ст. 167); похищение человека (ст. 182); кражу (ст. 205); грабеж (ст. 206); разбой (ст. 207) и др. При наличии данных, вызывающих сомнение в умственном развитии несовершен-нолетнего, совершившего общественно опасное деяние, следует назначать в соответствии с требованиями ст. 226-228 УПК комплексную судебную психолого-психиатрическую экспертизу.

Экспертное заключение относительно способности несовершеннолетнего обвиняемого осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий, либо руководить ими, основывается на совместных выводах и психиатров, и психологов. Выявление наличия и формы психического расстройства служит необходимой предпосылкой для решения вопроса о мере способности обвиняемого осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий или руководить ими в криминальной ситуации. Так, при выявлении у несовершеннолетнего обвиняемого какого-либо психологического расстройства, определении его неспособности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими при совершении общественно опасного деяния, суд может сделать вывод о его невменяемости. Это означает, что подэкспертный не подлежит уголовной ответственности и судом к нему могут быть применены принудительные меры медицинского характера.

Если же у несовершеннолетнего обвиняемого обнаружили психическое расстройство, ограничивающее его способность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими при совершении преступления, то он подлежит уголовной ответственности, однако психическое расстройство учитывается судом при назначении наказания и также может служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера.

В случаях же, когда несовершеннолетний обнаруживает способность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими, вне зависимости от того, имеются ли у него признаки психического расстройства либо отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, или нет, суд признает его вменяемым, и он подлежит уголовной ответственности на общих основаниях.

Не подлежит уголовной ответственности несовершеннолетнее лицо в возрасте от 14 до 16 лет, если будет установлено, что вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с болезненным психическим расстройством, оно во время совершения общественно опасного деяния было не способно сознавать фактический характер или общественную опасность своего деяния (часть 3 ст. 27 УК).

Уголовное наказание. Особенности психики несовершеннолетнего и его социального статуса предполагают особенности применения к нему мер уголовного наказания: меры эти более мягкие, в большей степени ориентированы на воспитательное воздействие и отражают условия жизни несовершеннолетнего в обществе. К несовершеннолетним не применяются наиболее суровые меры уголовного наказания (смертная казнь и пожизненное лишение свободы), уголовный закон не предусматривает назначения несовершеннолетним наказаний, применение которых невозможно ввиду особенностей социального статуса несовершен-нолетнего (лишение права занимать определенные должности, ограничение свободы и наказания, применяемые к военнослужащим).

К лицу, совершившему преступление в возрасте до 18 лет, в соответствии со ст. 109 УК могут быть применены следующие виды наказания: общественные работы; штраф; лишение права заниматься определенной деятельностью; исправительные работы; арест; ограничение свободы – к лицу, достигшему восемнадцатилетнего возраста ко дню постановления приговора; лишение свободы.

Согласно части 2 ст. 115 УК лицу, впервые совершившему в возрасте до 18 лет преступление, не представляющее большой общественной опасности, наказание в виде лишения свободы не назначается. Частью 2 ст. 115 УК предусмотрено, что несовершеннолетнему в возрасте до 18 лет срок наказания в виде лишения свободы не может превышать:

ü за менее тяжкое преступление – 3 лет;

ü за тяжкое преступление – 7 лет;

ü за особо тяжкое преступление – 10 лет;

ü за особо тяжкое преступление, сопряженное с умышленным посягательством на жизнь человека, – 15 лет.

Лицу, совершившему в возрасте от 14 до 16 лет несколько преступлений, включающих хотя бы одно тяжкое или особо тяжкое, лишение свободы по совокупности преступлений не может превышать 12 лет.

Лицу, совершившему в возрасте от 16 до 18 лет несколько преступлений, включающих хотя бы одно тяжкое или особо тяжкое, лишение свободы по совокупности преступлений не может превышать 15 лет.

Лицу, совершившему в возрасте до 18 лет несколько преступлений, включающих хотя бы одно особо тяжкое преступление, сопряженное с умышленным посягательством на жизнь человека, лишение свободы по совокупности преступлений не может превышать 17 лет.

Окончательное наказание в виде лишения свободы по совокупности приговоров несовершеннолетнему не может быть назначено на срок более 20 лет.

Несовершеннолетние, не достигшие 18-летнего возраста ко дню постановления приговора, наказание в виде лишения свободы отбывают в воспитательной колонии.

Несовершеннолетние, совершившие преступления в возрасте до 18 лет и достигшие 18-летнего возраста ко дню постановления приговора, наказание в виде лишения свободы отбывают в исправительной колонии общего режима.

Суд вправе принять решение о назначении несовершеннолетнему наказания в виде лишения свободы только тогда, когда исправление и перевоспитание его невозможно без изоляции от общества. Также неоправданно назначение несовершеннолетним наказания в виде лишения свободы на краткие сроки, когда в соответствии с законом к ним может быть применено наказание, не связанное с лишением свободы. Однако к несовершеннолетним, совершившим тяжкие преступления, в необходимых случаях должны применяться строгие меры наказания. В некоторых случаях закон должен быть одинаково суров для всех независимо от возраста. При назначении наказания несовершеннолетнему суды должны учитывать не только характер и степень общественной опасности совершенного преступления, но и личность виновного и обстоятельства дела, смягчающие и отягчающие ответственность, а также причины и условия, способствовавшие совершению преступления, например, находился ли он под пагубным влиянием другого лица, социальное положение, влияние родственных связей и т.д.

Особенности назначения наказания несовершеннолетним предусмотрены ст. 116 УК. При назначении наказания несовершен-нолетнему учитываются условия его жизни и воспитания, степень психического развития, состояние здоровья, иные особенности личности, а также влияние других лиц.

Несовершеннолетие как обстоятельство, смягчающее наказание, учитывается в совокупности с другими обстоятельствами, смягчающими и отягчающими наказание.

При определении степени общественной опасности совершенного преступления следует исходить из совокупности всех обстоятельств, при которых было совершено преступное деяние (форма вины, мотив, способ, обстановка и стадия совершения преступления, тяжесть наступивших последствий, степень и характер участия каждого из соучастников преступления и др.).

Довольно часто даже по преступлениям, обязательным признаком которых являются низменные побуждения, доминирующими мотивами поведения подростка являются не низменные, а иные побуждения. Так, кражи, грабежи, разбойные нападения иногда мотивируются у подростка корыстными побуждениями в сочетании с мотивами озорства, стремлением утвердить себя в группе, желанием заполнить свободное время. Велико значение личностных данных в индивидуализации ответственности и наказания несовершеннолетних. Основными элементами, характеризующими личность подростка, совершившего преступление, являются возраст, образование, семейное положение, психические особенности, потребности и интересы, отношение к нормам права и морали, отношение к родителям, учебе или своим обязанностям на работе.

Успешное исправление несовершеннолетнего преступника предполагает наличие комплекса социальных и экономических условий, необходимых для нормального вхождения его в общество. Среди этих условий наиболее важным следует отметить возможность общения несовершеннолетнего в социально здоровой среде, отсутствие вредных влияний, возможность получения несовершеннолетним профессии и занятия правомерной деятельностью, удовлетворяющей его материальные и духовные потребности. Отсутствие необходимых условий не означает возможности назначения несовершеннолетнему несправедливо строгого наказания, не соответствующего характеру и общественной опасности преступления. В данном случае в соответствии с законом суд должен принять возможные меры по устранению причин и условий преступления.

Применение принудительных мер воспитательного характера.

Несовершеннолетний, впервые совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

Осуждение несовершеннолетнего с применением принудительных мер воспитательного характера является дополнительной, применяемой только к несовершеннолетним мерой и является формой реализации уголовной ответственности. Принудительные меры воспитательного характера применяются, если:

• совершено преступление, не представляющее большой общественной опасности, или впервые совершено менее тяжкое преступление;

• в процессе судебного рассмотрения установлено, что исправление несовершеннолетнего возможно без применения уголовного наказания.

Суд может назначить следующие принудительные меры воспитательного характера:

1) предостережение, заключающееся в разъяснении несовершеннолетнему последствий повторного совершения преступлений;

2) возложение обязанности публично или в иной форме, определяемой судом, принести извинение потерпевшему;

3) возложение на несовершеннолетнего, достигшего 15-летнего возраста ко дню постановления приговора, обязанности возместить своими средствами или устранить своим трудом причиненный ущерб при условии, что несовершеннолетний имеет самостоятельный заработок и размер ущерба не превышает его среднемесячного заработка (дохода). В ином случае возмещение ущерба производится в порядке гражданского судопроизводства;

4) ограничение свободы досуга несовершеннолетнего на срок от 1 до 6 месяцев, заключающееся в возложении на него обязанности соблюдать определенный порядок при использовании свободного от учебы и работы времени. Суд может предусмотреть: запрет на посещение определенных мест, использование определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством; ограничение пребывания вне дома в определенное время суток; обязанность являться для регистрации в орган, осуществляющий контроль за поведением несовершеннолетнего;

5) помещение несовершеннолетнего на срок до 2 лет в специальное учебно-воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение.

Несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько мер воспитательного характера.

Основанием для применения принудительных мер воспитательного воздействия является совершение несовершеннолетним впервые преступления, не представляющего большой общественной опасности, или совершение впервые менее тяжкого преступления; возможность достижения исправления путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

В случае злостного уклонения несовершеннолетнего в течение срока судимости от исполнения принудительной меры воспитательного характера суд по представлению органа, ведающего исполнением данной меры, может заменить ее на более строгую.

Освобождение от уголовной ответственности и наказания.

Освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности состоит в признании его виновным в совершенном преступлении, в отказе от его осуждения по приговору суда и, как следствие, в освобождении от уголовного наказания. Исходя из содержания ст. 118 УК, более правильно говорить об освобождении несовершеннолетнего от уголовной ответственности с передачей его под наблюдение родителей или лиц, их заменяющих.

Освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности осуществляется при наличии следующих условий:

• совершено преступление, не представляющее большой общественной опасности;

• преступление данной категории совершено впервые;

• исправление его возможно без привлечения к уголовной ответственности;

• имеется просьба родителей или лиц, их заменяющих, о передаче его под их наблюдение;

• родители или лица, их заменяющие, уплатили залог.

Вывод о наличии возможности исправления несовершеннолетнего без привлечения его к уголовной ответственности делается на основании характера совершенного им преступления, данных о личности и иных обстоятельств дела.

Сам по себе факт обращения родителей и лиц, их заменяющих, с просьбой о передаче несовершеннолетнего под наблюдение не предрешает положительного решения суда. Другим необходимым условием является способность указанных лиц осуществлять действенный контроль над поведением несовершеннолетнего, а также их положительная характеристика. Сумма залога определяется судом с учетом материального положения родителей и лиц, их заменяющих, – от 10 до 50 базовых величин (размер определяется на день внесения залога). В случае совершения лицом, переданным под наблюдение, в течение года нового умышленного преступления, сумма внесенного залога поступает в доход государства.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 771; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.074 сек.