Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Неолингвистическая Школа италии

О значении школы слов и вещей.

Школа слов и вещей оформляется в 1909 году с выходом в свет журнала «Слова и вещи», издаваемого Рудольфом Мерингером (1859 – 1931). Р. Мерингер выдвигает идею о расходящихся в разных направлениях «волнах культуры», состоящих из «языковых волн» и «волн вещей», и стремится проследить распространение языковых новшеств, сопровождающее распространение предметов материальной культуры. Таким образом, Школа слов и вещей исследует историю слова, основываясь не только на лингвистическом анализе, но и на изучении истории самой вещи, обозначаемой данным словом. Ведь слова заимствуются не сами по себе, а вместе с обозначаемыми ими вещами. Отсюда, в отличие от младограмматиков, сконцентрировавшихся на фонетике и морфологии, вытекает повышенный интерес представителей Школы слов и вещей к семантике, к изменению и развитию значений. В языке они видят инструмент, отражающий деятельность человека, тесно связанный с его социальными и культурными институтами, с его историей. Аналогичные подходы прослеживаются и в лингвокультурологии – « науке, возникшей на стыке лингвистики и культурологии и исследующей проявления культуры народа, которые отразились и закрепились в языке». (Маслова, 2004 б, С. 28) (Гончарова Н.Н. Школа «слов и вещей», Эстетическая школа, ареальная лингвистика как прообразы лингвокультурологии и когнитивной лингвистики)

 


 

Особый расцвет – во второй половине ХХ в., а не в момент возникновения.

Неолингвистика, направление в итальянской лингвистике, возникшее в 20-х гг. 20 в. как резкая оппозиция младограмматизму. Они противопоставляли себя младограмматикам, поэтому НЕОлингвистика.

Теория Н. изложена в работах Дж. Бартони и М. Бартоли "Введение в неолингвистику" (1925 ), Дж. Бонфанте "Позиция неолингвистики ", в книге "История языкознания в очерках и извлечениях" (рус. пер.). Крупнейшим представителем Н. считается В. Пизани.

БОНФАНТЕ, ДЖУЛИАНО (Bonfante, Giuliano) (1904–1987), итальянский лингвист. Родился 6 августа 1904 в Милане. В 1925 окончил Римский университет. В 1930-е годы работал в Испании, в 1940–1950-е годы – в США. Позднее вернулся на родину, был директором Института языкознания при филологическом факультете Туринского университета. Автор работ по общей, индоевропейской и романской лингвистике, этрусскому языку.

 

В программной статье Позиция неолингвистики (издана на английском языке в 1947; рус. перев. 1956) Бонфанте изложил основные теоретические принципы этого направления, развивавшего идеи, впервые высказанные В. фон Гумбольдтом.

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ:

Опирающаяся на философию Б. Кроче и лингвистическую географию, Н. понимает язык как "духовную деятельность, беспрерывное художественное творчество ". Отсюда — отрицание фонетических законов в трактовке младограмматиков, призыв отбросить чисто фонетические исследования, провозглашение примата семантики в языке.

ЯЗЫК – душа народа (Гумбольдт): Для Бонфанте язык – не «вещь, которую можно взвесить, измерить и снабдить номером», а «духовная деятельность», «беспрерывное творчество»; соответственно, язык и языковые изменения носят индивидуальный характер.

ЯЗЫК – художественное творчество (Фосслер).

ЯЗЫК – создается индивидом, а потом имитируется остальными (Шухардт). Для Н. (как и для младограмматиков) язык — индивидуальное, а не коллективное явление.

Основа языковых изменений

1) результат влияния моды, престижа и т.п.

2) беспрерывный процесс языковых скрещиваний. Концепция географической непрерывности (Шухардт).

Лингвистическая география и особый интерес к периферийным зонам языка (диалектам, арго, детскому языку и др.) приводит к утверждению, что языковых границ нет. Н. принадлежит разработка методов ареальной лингвистики. Главная цель – сопоставлять языки и диалекты в географическом плане и устанавливать тенденции их распространения.

Н. призывает изучать историю слов в связи с историей общества и жанровой дифференциацией текстов. Однако слишком большая роль отводится процессу заимствования, который Н. понимает очень широко.

Изоглоссы.

В основе ареальной лингвистики – теория волн Шмидта.

Принцип относительной хронологиипринцип бокового ареала: лингвистические факты, расположенные по боковым ареалам, обычно древнее фактов, распространенных в пределах центрального ареала. (северорус говоры – Г, средние – Г, южные – Х. Г взрывное сохраняется только на боковых ареалах славянских языков, в центре – Х фрикативное.

Разработали приемы и методы лингвистической географии: изоглоссы + субстрат (язык, который предшествует другому языку на данной территории) / суперстрат (язык пришельцев наслаивается на субстрат и растворяется им. Напр., французский язык норманнов растворился в англосаксе) / атстрат (язык пришельцев, который повлиял на язык аборигенов, но сохранился в нем, – русский язык в Карелии).

 

Понимание языка как духовной деятельности и художественного творчества отличает представителей неолингвистики, известной также как ареальной, или пространственной, лингвистики. Это направление формируется в языкознании в течение первых двух десятилетий XX века. К нему принадлежат такие ученые, как Маттео Бартоли (1873 – 1946), Джулио Бертони (1878 – 1942), Джулиано Бонфанте (род. 1904), Витторе Пизани (род. 1899) и др. Неолингвисты исходят из того, что человек создает язык духовно, посредством воли, воображения, мыслей и чувств. Язык отражает своего создателя. Поэтому для каждого языкового изменения неолингвисты ищут причины духовного порядка. По их мнению, возникновение и распространение языковых новообразований основано на эстетическом отборе, как в искусстве, а эволюция любого языка определяется действием экстралингвистических факторов, языкового смешения. Они рассматривают язык с точки зрения территориального распространения языковых явлений. В их концепции значительное место занимают данные лингвистической географии и учение об ареалах, понимаемых как распространение данного языкового явления в данную эпоху на данной территории в пределах либо одного языка или диалекта либо группы родственных языков или диалектов. Ареальная лингвистика внесла большой вклад в развитие сравнительно-исторического языкознания.


 

 

4. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ВО ФРАНЦИИ – Ф. ДЕ СОССЮР.

http://www.i-u.ru/biblio/archive/svegincev_ist/08.aspx

(Звегинцев о Соссюре с извлечениями из работ)

 

К началу 20 века недовольство не только младограмматизмом, но, и всей сравнительно-исторической парадигмой стало широко распространённым. Основная задача языкознания 19 века – построение грамматики и фонетики индоевропейских языков – была в основном решена младограмматиками, но для детальных реконструкций не хватало первичного материала. Становилось ясно, что одним только построением праязыков задачи лингвистики не исчерпываются.

В начале 20 века возникали мнения, что языкознание оторвано от жизни и погружено в старину - методы компаративистов, доведённые до совершенства младограмматиками, имели ограниченную применимость, не могли помочь в решении практических задач.

В первой четверти 20 века младограмматизм продолжает безраздельно властвовать в Германии, но в России (Н.В. Крушевский, И. А. Бодуэн де Куртене), США (У. Д. Уитни, Ф. Боас) и во Франции начинают появляться новые и альтернативные течения в лингвистике. Особенно сильным этот процесс был заметен во Франции, где традиции грамматики Пор-Рояля никогда не исчезали, учёные сохраняли интерес к изучению общих свойств языка, к универсальным теориям. Здесь и возник ''Курс общей лингвистики'' Ф. де Соссюра, ставший началом нового этапа в развитии мировой науке о языке.

Фердинанд де Соссюр (1857-1913) – один из выдающихся языковедов, которого можно сравнить с Ф. Боппом, В. Гумбольдтом, А. Шлейхером и И. А. Бодуэном де Куртене. Учёный родился и вырос в Женеве. Уже в юности основным его интересом была лингвистика индоевропейских языков. В 1876 г. в Лейпциге он слушал лекции Остгофа, Лескина, Бругмана – создателей младограмматики. В 1878-1880 гг. Ф. де Соссюр стажируется в Берлине, откуда он вынужден уехать из-за конфликта с Остгофом и Бругманом, которые не приняли новаторских концепций учёного. В 1880 г. он переезжает в Париж, где его учениками становятся А. Мейе и М. Граммон. Там же он знакомится с Бодуэном де Куртене. В 1881 г. Соссюр возвращается в Женеву, где до конца жизни был профессором. Главный и единственный изданный при жизни труд – ''Трактат о первоначальной системе гласных в индоевропейских языках'' – закончен автором в возрасте 21 года.

Концепция Соссюра была направлена против младограмматиков, у которых не было чёткого понимания специфики и системного характера языка, и которые были эмпириками, боявшихся общетеоретических построений.

Сила этого учёного была заключена в новом взгляде на уже поднятые лингвистические проблемы. Й. Иордан писал, что ''трудно представить себе более глубокого и более объективного наблюдателя языковых фактов, чем Соссюр. Поэтому его объяснения почти чётки, почти математически точны и часто убеждают''.

Фердинанд де Соссюр (1857 — 1913) считается основателем социологической школы языкознания (ее называют также французской школой). Однако многие положения его учения послужили основанием и для другого направления, которое затем оформилось в так называемый структурализм. + Синхроническое языкознание. Именно поэтому, а также в силу того, что ряд выдвинутых им положений находится за пределами доктрин какой-либо определенной школы и связывается непосредственно с самим Ф. де Соссюром («соссюрианство в языкознании»), его правильнее рассматривать отдельно, не только как представителя социологической школы.

Ф. де Соссюр — чрезвычайно своеобразное и выдающееся явление в языкознании, оказавшее глубокое и сильное влияние на последующее развитие науки о языке.

После смерти учителя Ш. Балли и А. Сеше в 1916 г. публикуют книгу ''Курс общей лингвистики'', основанную на записях лекций Ф. де Соссюра. Эта книга вызвала широкий резонанс в мировой науке. Развернулась острая полемика между последователями Ф. де Соссюра и противниками его концепции, послужившая кристаллизации принципов структурного языкознания. К идеям или даже просто к имени Ф. де Соссюра обращались представители самых разных школ. Ф. де Соссюр стал в 20 в. наиболее критически читаемым лингвистом.

Он ориентируется на философско-социологические системы Огюста Конта и Эмиля Дюркгейма и вынес на широкое обсуждение проблемы построения синхронического языкознания, решение которых уже намечалось в трудах У.Д. Уитни, И.А. Бодуэна де Куртене, Н.В. Крушевского, А. Марти.

Он использует в построении своей лингвистической теории методологический принцип редукционизма, в соответствии с которым в исследуемом объекте выделяются только существенные моменты, противопоставляясь моментам несущественным, второстепенным, не заслуживающим внимания. Производится ступенчатое выделение на дихотомической основе признаков, характеризующих лингвистику. Языкознание в целом отнесено к ведению психологии, а именно к ведению социальной психологии. В социальной психологии выделяется особая общественная наука - семиология, призванная изучать знаковые системы, наиболее важной из которых является язык.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Биография | Собственно язык (langue), речь (parole), и речевая деятельность (langage)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.