КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Школа Выготского
Основные школы нашей психологии в истории Лекция. 05.12.2012 После ухода А.Н. Леонтьева возникает особая ситуация в отношениях московской и ленинградской школ. Ломов, выходец из ленинградской школы. Начинает критиковать Леонтьева с позиций общения и деятельности. Он говорил, что общение — другая категория, не включается в деятельность. Субъект-субъектные отношения. Выступление против Леонтьева было не очень корректным, т.к. при его жизни Ломов поддерживал Леонтьева. Общение — главный предмет с 80-х гг. Поведение — сознание — деятельность — общение — личность (90-е гг.) В 80-е гг. стала распространяться практическая психология, Ломов уделял ей большое внимание. Напр., консультативная психология. Возникла вторая ассоциация психологов (основы консультирования и т.п.) К сожалению, в 80-е гг. консультирование было востребовано. Чернобыль, Афганистан, землетрясения. В эти годы стали приезжать зарубежные психологи в Россию (Роджерс, Франкл). Стала активно обсуждаться проблема личности. Самодвижение, самоопределение стали актуальны (Л.И. Божович). У нас никогда не было столько концепций личности, как начиная с 80-х гг. Прежде было принципиально невозможно заявить свою духовную позицию и т.п. Сейчас отсутствие единой методологии. Будет курс методологические проблемы психологии. Московская школа. Леонтьев, Выготский. Питерская школа. Бехтерев, Ананьев. Школа установки Узнадзе. Школа деятельности Рубинштейна. Теплов, Смирнов, Бернштейн. Школа — некоторая история людей (учитель — ученик). Выготский, его ученики, ученики учеников и т.д. Школа так же — некое движение мысли. Напр., Гальперин (не совсем Выготский, но развитие). То же Л.А. Венгер. Поколение первых учеников: Лурия, Леонтьев, Запорожец, Эльконин. Ученики учеников: Венгер, Петровский, Мухина, Осмолов, Гиппенрейтер и другие. Сейчас уже появляются ученики учеников учеников. Г.Л. Выго д ская, дочь. Т.М. Лифанова, биограф. Версии про фамилию: от «выгода», от деревни Выготово, русификация. У Выготского был брат, который тоже читал лекции, чтобы их не путали Выготский изменил букву в фамилии. Фраза «На том стою» М. Лю д ера (Лютера). В их судьбах есть нечто общее. Возможно, для Выготского Лютер был символичен. Лев Семёнович Выготский (1896—1932) В психологии Выготский был лишь последние десять лет. Выготский — уникум, у остальных теории создавались позже. Собрание сочинений Выготского — шесть томов, которые не включают психологию искусства, педагогические книги. Сейчас собирают издавать новое собрание сочинений. Читает лекции в Москве, Ленинграде и Харькове. Выготский — Моцарт в психологии. Лурия для Выготского был Бетховеном в психологии. Выготского называли гением его ученики, Гальперин, Зейгарник. В 1896 году родились Пиаже, Теплов, Бернштейн. В семье Выготского был культ книг. Он получил гимназическое образование, которое не чета нашему институтскому. Параллельно хорошее домашнее образование. Выготский удивительным образом соединяет естественнонаучный и гуманитарный подходы. В его произведениях часто встречаются литературные цитаты. Напр., в работе «Мышление и речь». Зинченко «Посох Мандельштама». Высшее образование Выготский получал в Москве. Параллельно он заканчивает народный университет Шанявского (сейчас там РГГУ). Приняв революцию в силу романтизма, начинается активное просвещение. Психологический анализ Гамлета. В 1924 году Выготский оказался на съезде в Ленинграде, где его замечает Лурия. Первое время работает под руководством Лурии. Лурия, Выготский, Леонтьев. Выход на самостоятельную исследовательскую деятельность благодаря защите диссертации в 1925 году «Психология искусств». Но книги тогда не вышло, лишь в 1960-ом году мир увидел эту книгу. Выготский часто придумывал удобную для него цитату и вставлял её в свою работу. Никто ссылки проверять не будет. Книга «Психология искусства». В это время бурно развивается семиотика, эстетика, новые литературные направления. Предмет: психология творчества, как автор создаёт произведения. Влияние произведений на человека. Главное — то, что происходит в потребителе, а именно эстетическая реакция. Катарсис, его причина. Что-то в произведении есть такое, что производит катарсическое впечатление. Ритм (размер)? Ямб, хорей. Басня, новелла, трагедия. «Уж сколько раз твердили миру…» — мораль вначале, чувствуй, что лисица плохая, но мы чувствуем, что она хорошая. Противочувство, в конце замыкание (двусмысленность), появляется катарсис. В новелле противочувствование заданы в психологии героев. Гамлет как первый психодраматист. Лурия. Морозова, Ленина, Божович, Запорожец, Славина. — Начало школы Выготского, в психологическом институте. Много взаимодействуют с военными организациями, Эйзенштейном (крупнейший кинорежиссёр). Психология должна измениться. Проблема человеческого сознания. Бессознательное. Глубинная психология, а нам надо понимать вершинную психологию. Выготский «Исторический смысл психологического кризиса». Н.Н. Ланге — из-за разрыва теории и эксперимента. Выготский — разрыв между теорией и практикой. Урок кризиса — нужна теория, методология («общая психология» по Выготскому). Надо способ философии прикладывать к психологии, строить её не сверху, а снизу. Марксист. Человек овладевает собственным поведением. Идея натуральных и ВПФ. Функция по Выготскому — психические познавательные процессы. Высшие социальны, произвольны, опосредствованы, осознанны, системны. Культурная психология (сознание — производное от культуры), историческая (мы должны понять историю: культурную, биологическую, индивидуальную), вершинная, инструментальная (рассматриваем орудия) психологии. — Термины Выготского. Опосредствованность. Идея психологического орудия. Монета как способ организации собственной деятельности (средство). Одним из главных орудий у Выготского является слово. Выготский. Работа с пациентом с болезнью Паркенсона. Он кладёт листы на расстоянии шага друг от друга и говорит: «Идите, переступая через листы». Усложнение действия даётся лучше, т.к. надо думать. Затем: «Представляйте себе листы на полу и идите, перешагивая через эти листы». Человек идёт по прямой линии. Интериоризация. От интерпсихического средство переходит к интрапсихическому. Выготский хотел построить психологию как драматургию. Тенденция зоологическое применение психологии. Считалось, что мышление у животного и мышление у ребёнка — примерно одно и то же. Комплекс — обобщение, возникающее у младших школьников. Цепочный комплекс. А.Р. Лурия (1902-1977) Оставил автобиографию «Этапы пройденного пути». Книга вышла в США раньше, чем у нас. Майкл Коул, издатель в США, крупный специалист по КИК. Дал ей название «Создание разума». Лурия был из Казани, сын врача Романа Альбертовича Лурия (внутренняя картина болезни). Закончил факультет общественных профессий, после института был полуобразованным человеком. Познакомился с психологией через труды Вундта, чуть не разочаровался в психологии. Затем он вовремя познакомился с гуманистической психологией, психоанализом. Основал институт психоанализа в Казани. Его интересовали «живые движения» (спортсмена, музыканта, рабочего). Издавал журнал, посвящённый реакциям, в 20-е гг. Замечен Карлом Юнгом. Сопряжённая моторная методика. Лурия при помощи неё хотел исследовать содержание эмоциональных реакций, их силу. Психические реакции следуют за физиологическими. Соединил эту теорию с психоанализом (методикой словесных ассоциаций Юнга). Если психика возникает в культуре, то психика разных народов должна быть разной. Создал много методик. Например, четвёртый лишний. У узбеков нет иллюзий. Гештальт-психология не действует! Сенсорные эталоны, нас учат тому, как воспринимать. Гипотеза лингвистической относительности. Топор, пила, гвоздь, полено. Лишний — полено. Лишний — нет ничего лишнего, т.к. инструменты не имею смысла без того, с чем мы работаем. Слово в культуре может выполнять две разные функции: абстрагирования и средство вспоминания о какой-то практической ситуации. Задачи типа силлогизмов. Логика — это то, чему нас учат. Специфика работы в клинике. (Лурия перешёл в клинику из научной работы.) Понял, что ему не хватает медицинского образования. Локализация функций. Джексон. «Доктор, я объяснил, я не могу сказать слово нет». Теория функциональных систем Анохина: за функцию отвечает не только мозг, а целая система, в рамках которой цель может быть одна, а способов достижения много. Лурия, системы динамической локализации функций. Понятие фактора. Определить зону поражения, выработать средства реабилитации. Метод диагностики зон поражения, основывающийся на ошибках письменной речи. Это яркий пример ВПФ. Она включает в себя ряд этапов, каждый этап предполагает задействование определённого участка мозга. · Фонематический слух (височные зоны) — как чётко ребёнок различает звуки. · Артикуляция на микроуровне слова, которые мы слышим. (Моторная кора.) Ошибки в буквах, сходно произносимый звук. ·
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 949; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |