КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ВВЕДЕНИЕ. Марийский государственный технический университет
Т 31 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
КУРС ЛЕКЦИЙ
Йошкар-Ола Марийский государственный технический университет 2011
УДК ББК 32.94
Рецензенты: Кандидат технических наук, профессор, заведующий кафедрой Начальник отдела АСУП ОАО «Марийский машиностроительный завод» Е.Л. Цивин
Т 31 Телевидение: курс лекций / А. О. Евдокимов, О. К. Ульрих - Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, 2011 г.- 232 c.
В сжатой форме представлены материалы для самостоятельной подготовки и аудиторной работы студентов при изучении дисциплин «Телевидение», «Основы телевидения», «Цифровое телевидение». Для студентов специальностей «Радиотехника», «Радиосвязь, радиовещание и телевидение» и направлений подготовки бакалавров «Радиотехника», «Телекоммуникации» и «Инфокоммуникационные технологии и системы».
УДК ББК 32.94
© Марийский государственный технический университет, 2011
ПРЕДИСЛОВИЕ.. 7 ВВЕДЕНИЕ.. 9 ЛЕКЦИЯ 1. ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ ТЕЛЕВИДЕНИЯ.. 10 1.1. История создания современных систем телевидения. 10 1.2. Электро-механические системы телевидения. 12 1.3. Электронные системы телевидения. 14 1.4. Первый советский телевизор. 15 1.5. Проблемы стандартизации. 17 ЛЕКЦИЯ 2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. КЛАССИФИКАЦИЯ, СОСТАВ И СТРУКТУРНАЯ СХЕМА ТИПОВОЙ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ СИСТЕМЫ... 20 2.1. Основные понятия. 20 2.2. Классификация телевизионных систем.. 21 2.3. Основные параметры телевизионной системы.. 22 2.4. Структурная схема телевизионной системы.. 26 2.5. Структурная схема соместимой системы цветного телевидения. 29 ЛЕКЦИЯ 3. ПРИНЦИПЫ ТЕЛЕВИДЕНИЯ.. 32 3.1. Физические основы телевидения. 32 3.3. Устройство зрительного аппарата человека. 37 3.4 Свойства зрения. 39 ЛЕКЦИЯ 4. АНАЛИЗ И СИНТЕЗ ОПТИЧЕСКИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ.. 42 4.1. Разложение изображения. 42 4.2. Принципы развертки телевизионного изображения. 49 ЛЕКЦИЯ 5. РАЗВЕРТЫВАЮЩИЕ УСТРОЙСТВА. СТРОЧНАЯ РАЗВЕРТКА 55 5.1. Требования, предъявляемые к развертывающим устройствам.. 55 5.2. Особенности структуры синхрогенератора. 57 5.3. Построение генераторов разверток. 58 5.4. Выходной каскад строчной развертки. 65 ЛЕКЦИЯ 6. РАЗВЕРТЫВАЮЩИЕ УСТРОЙСТВА. КАДРОВАЯ РАЗВЕРТКА ТЕЛЕВИЗИОННОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ 70 6.1. Модуль кадровой развертки. 71 6.2. Особенности генератора кадровой развертки. 75 6.3. Повышение эффективности выходного каскада. 80 ЛЕКЦИЯ 7. КОЛОРИМЕТРИЯ И ЦВЕТОВЫЕ ПРОСТРАНСТВА.. 85 7.1. Колориметрия. 85 7.2. Цветовые пространства. 89 7.3. Хроматические координаты.. 91 ЛЕКЦИЯ 8. ПОЛНЫЙ ЦВЕТНОЙ ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ СИГНАЛ. СЕТКА ТВ ВЕЩАНИЯ 93 8.1. Основные требования к вещательной системе цветного телевидения. 93 8.2. Полный телевизионный сигнал. 95 8.3. Полоса частот телевизионного сигнала. 98 8.4 Кодирование сигналов цветного изображения. 101 ЛЕКЦИЯ 9. БЛОК ОБРАБОТКИ СИГНАЛОВ.. 105 9.1. Классификация устройств обработки видеосигналов. 105 9.2. Состав блока обработки сигналов. 106 9.3. Работа усилителя промежуточной частоты изображения. 107 ЛЕКЦИЯ 10. СТРУКТУРА АНАЛОГОВЫХ И АНАЛОГОВО-ЦИФРОВЫХ ТЕЛЕПРИЕМНИКОВ 108 10.1. Cтруктура аналоговых и аналогово-цифровых телеприемников. 108 10.3 Основные узлы телевизионного приемника. 111 ЛЕКЦИЯ 11. СИСТЕМЫ ТЕЛЕВИЗИОННОГО ВЕЩАНИЯ.. 115 11.1. Стандартные системы телевизионного вещания. 115 11.2. Система вещания PAL.. 116 11.3. Система SECAM... 120 11.4. Система NTSC.. 128 ЛЕКЦИЯ 12. МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ИЗОБРАЖЕНИЯ В ТЕЛЕВИЗИОННЫХ СИСТЕМАХ И КОРРЕКЦИЯ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ СИГНАЛОВ.. 132 12.1. Повышение качества изображения в телевизионных системах. 132 12.2. Коррекция телевизионных сигналов. 136 12.3. Cнижение перекрестных искажений между сигналами яркости и цветности в системе SECAM 139 12.4. НЧ и ВЧ коррекция ТВ сигналов. 144 ЛЕКЦИЯ 14. ДАТЧИКИ И УСТРОЙСТВА РЕГИСТРАЦИИ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ РАЗЛИЧНЫХ ДИАПАЗОНОВ ИЗЛУЧЕНИЯ. ВИДИКОН, ПЛЮМБИКОН, ДИССЕКТОР, ПЗС.. 145 14.1. Требования, предъявляемые к датчикам.. 146 14.2. Видикон. 146 14.3. Плюмбикон. 151 14.4. Диссектор. 155 14.5. Приборы с зарядовой связью.. 158 ЛЕКЦИЯ 15. ЦВЕТОДЕЛЕНИЕ И ПЕРЕДАЮЩИЕ ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ КАМЕРЫ 163 15.1. Классификация телевизионных камер. 163 15.2. Оптическая система телевизионной камеры.. 166 15.3. Камерный канал. 171 ЛЕКЦИЯ 16. УСТРОЙСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ТВ ИЗОБРАЖЕНИЯ. МОНИТОРЫ С ЭЛЕКТРОННО-ЛУЧЕВЫМИ ТРУБКАМИ 173 16.1. Требования к устройствам синтеза телевизионных изображений. 173 16.2 Устройство кинескопа. 175 16.3. Электронный прожектор. 176 16.4. Кинескопы черно-белого изображения. 179 16.5. Трехлучевой цветной кинескоп. 182 ЛЕКЦИЯ 17. СОВРМЕННЫЕ УСТРОЙСТВА ОТОБРАЖЕНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЙ. ЖИДКОКРИСТАЛЛИЧЕСКИЕ ДИСПЛЕИ 188 17.1. Назначение и устройство жидкокристаллического дисплея. 189 17.2. Технологии ЖК мониторов. 192 ЛЕКЦИЯ 18. ПЛАЗМЕННЫЕ ПАНЕЛИ.. 197 18.1. Конструкция и принцип работы плазменной панели. 198 18.2. Управление и адресация в плазменных панелях. 201 18.3. Преимущества плазменных панелей. 203 ЛЕКЦИЯ 19. ЦИФРОВОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ.. 207 19.1. Общие сведения о цифровом телевидении. 207 19.2. Структурная схема цифровой телевизионной системы.. 211 19.3. Формирователь цифровых телевизионных сигналов. 213 19.4. Задача сжатия видеоинформации. 214 19.5. Цифровое представление звуковых сигналов. 218 ЛЕКЦИЯ 20. МЕТОДЫ СЖАТИЯ ИЗОБРАЖЕНИЙ.. 222 20.1. Сжатие неподвижных изображений по стандарту JРЕG.. 222 20.2. Дискретное косинусное преобразование. 226 20.3. Энтропийное кодирование. 230 ЛЕКЦИЯ 21. СЖАТИЕ ВИДЕОПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЕЙ. СТАНДАРТЫ MPEG 232 21.1. Цифровые стандарты телевизионного вещания. 232 21.2. Сжатие движущихся изображений. 234 21.2. Кодер видеоинформации. 237 21.3. Декодер видеоинформации. 243 21.4. Искажения изображений при сжатии. 249 ЛЕКЦИЯ 22. КОНСЕРВАЦИЯ ИЗОБРАЖЕНИЙ НА CD И DVD ДИСКАХ.. 251 22.1. Форматы записи. 251 22.2. Технология записи CD и DVD дисков. 253 22.3. Промышленное тиражирование CD и DVD дисков. 255 ЛЕКЦИЯ 23. ТЕЛЕВИДЕНИЕ ПОВЫШЕННОГО КАЧЕСТВА.. 259 23.1. Телевидение высокой четкости. 259 23.2. Параметры системы телевидения высокой четкости. 260 23.3. Форматы вещания телевидения высокой четкости. 263 ЛЕКЦИЯ 24. ПЕРСПЕКТИВЫ ТЕЛЕВИДЕНИЯ.. 265 24.1. Цифровое объемное телевидение. 265 24.2. IPTV системы.. 273 26.3. Мобильное телевидение. 275 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 279 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 281
ПРЕДИСЛОВИЕ
Тенденции развития современного общества имеют преимущественно техногенный характер. Неумение работать с компьютером в современном мире может быть приравнено к неумению писать и читать. Это сложное устройство помогает решать столь широкий спектр задач, что все большему количеству людей оно необходимо уже не только на работе, но и дома, и везде. Само собой компьютер занимает далеко не последнюю роль в современном профессиональном образовании, особенно технической направленности. К сожалению, очень часто складывается ситуация, когда студенты в прямом смысле злоупотребляют возможностями, предоставляемыми сетью и стремятся работать не с материалами, рекомендованными преподавателем, а только с теми, которые доступны в сети. Особенно ярко подобная ситуация проявляется, когда для изучения материала приходится пользоваться разнообразными бумажными источниками. Порой нежелание и неумение работать самостоятельно и уверенность в безграничных возможностях информационных сетей, а также недостаточная степень владения технологиями поиска и переработки информации приводят к тому, что студенты зачастую используют недостаточно надежные источники, которые иногда заведомо вводят в заблуждение или искажают представленные сведения, что совершенно недопустимо при изучении основополагающих технических дисциплин. Таким образом, по мнению авторов, назрела необходимость создания учебного издания по принципу «все в одном», где будут собраны соответствующие требованиям образовательных стандартов материалы для аудиторной и самостоятельной работы, рассчитанные на разный уровень начальной подготовки студентов, а также материалы для самоконтроля и подготовке к контрольным испытаниями. Рабоая над настоящим курсом, авторы пытались реализовать именно такой подход, поэтому выражают надежду, что форма данного учебного пособия понравится читателям и они получат необходимые сведения по дисциплинам «Телевидение», «Основы телевидения», «Цифровое телевидение». Расширению профессионального кругозора будет способствовать и знакомство с другими источниками, представленными в библиографическом списке. А приобрести и закрепить практические навыки будущим специалистам поможет предусмотренное программой выполнение лабораторных и практических работ на основе лабораторного практикума «Телевидение», выпущенного в свет редакционно-издательским центром Марийского государственного технического университета.
Телевидение (греч. τήλε — далеко и лат. video — вижу) (от новолатинского televisio — дальновидение) — система связи для трансляции и приёма движущегося изображения и звука на расстоянии. Термин телевидение возник в 1890 году. Его впервые употребил русский инженер-электрик К. Д. Перский в докладе «Электрическое телевидение» на Международном конгрессе в Париже. Телевидением называется область современной радиоэлектроники, которая занимается передачей и приемом движущихся и неподвижных изображений предметов, расположенных в пространстве электрическими средствами связи в реальном и измененном масштабах времени. Общая задача телевидения состоит в дистанционном отображении в сознании человека событий, происходящих в мире. Для полноты восприятия необходимо было бы воздействовать на весь арсенал органов чувств. Задачей телевидения на современном этапе развития техники является получение на приемном телевизионном устройстве изображения, соответствующего объекту передачи. Эта задача решается с помощью применения сложного комплекса аппаратуры преобразования, передачи, кодирования, декодирования, отображения, а также осуществления и других операций по обработке визуальной информации. Телевидение базируется на достижениях многих смежных областей знаний, таких как радиотехника, электронная техника, светотехника и других. Вместе с тем телевидение решает частные задачи, опираясь на математику, физику, химию, теорию информации и другие науки. Поэтому телевидение тесно связано с общим развитием науки и техники. В основе телевидения лежат три физических процесса: · преобразование световой энергии в электрические сигналы; · передача их по каналу связи и прием электрических сигналов; · преобразование электрических сигналов в оптическое изображение.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |