Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Владимир Сергеевич Соловьев




Русская поэзия последней трети 19 века».

 

В. С. Соловьев и С. Я. Надсон максимально выразили эпоху в своих произведениях. С выразил философию, а Н психологизм эпохи. Эти поэты по характеру дарования не приблизились к Фету и Тютчеву, но они, в первую очередь, подготовили эпоху Серебряного века.

С – великий русский религиозный философ. Он сыграл ключевую роль в становлении русской философии. Он родился в 1853 году в Москве. Отец – ректор Московского университета, историк. Мать из рода первого славянского религиозного философа Григория Сковороды.

Время учёбы – начало духовных исканий. Считает, что каждый человек в религиозном смысле проходит 3 этапа: 1. Детская вера; 2. Религиозные сомнения; 3. Этап сознательного отношения к религии.

Однажды выкидывает икону в окно. Был знаком с Достоевским в Оптину пустынь (стал прообразом Алёши и Ивана Карамазовых).

1862 г. – видение Софии премудрости Божией. В 1898 году напишет поэму «Три свидания» - три встречи с Софией (первое в церкви, второе - в библиотеке, третье – в пустыне). У С постоянно были мистические видения, к чему он относился спокойно и серьёзно. Всю первую половину жизни С пытается понять что были его видения, и из этого выросла вся его философия. Классифицирует, как Софию премудрость Божию (Ветхий Завет: Господь премудростью основал землю; идеальное существо, с помощью которого Господь создавал мир). В определённый момент С своё видение он называл Софией. Ему явилась не православная икона, а прекрасная женщина с цветком нездешних стран. Религиозная философия – оригинальное личностное мышление о христианстве, философ - неканонический верующий.

1869 – 1873 – обучение в Московском Университете. Сначала учится на физико-математическом, затем на историко-филологическом, посещает вольнослушателем Московскую духовную семинарию.

Защищает магистерскую диссертацию «Кризис западной философии (против позитивистов)». С 1875 года становится доцентом, читает публичные лекции, на которые стремится попасть вся Россия.

В 1875-6 гг. отправляется заграницу, чтобы постичь свои ведения. Сначала посещает Лондон и музей книги – лучшее книжное собрание в Европе.

Отправляется в Каир и остаётся на ночь в пустыне (как велела София).

Философия всеединства. 1881 – «Чтения о Богочеловечестве», труд о Софии и всеединстве. Свои ведения С классифицирует, как свидания. Этот женский образ С квалифицирует, как единую душу мира. Единая душа мира – не идея С, начал Платон, мощно развивает Шеллинг. С впервые душу мира поставил в центр мироздания. По мысли С душа мира – посредник между земным миром и Богом, осуществляет всеединство: земное, тварное и небесное. Душа мира – душа всего материального. Душа мира включает в себя души всех живых существ. София – душа человечества, просветлённого христианством. Понятие софийности мира – земной мир, пронизанный христианством, богом, божественным присутствием.

Философия всеединства.

София небесная и София тварная: наличие духа, души и тела. От начала и до конца – женская ипостась, понятие Вечной Женственности (Блок «Стихи о Прекрасной Даме»).

С особым образом выстраивает свою личную жизнь. Софья Петровна Хитрово. С несколько раз предлагает ей руку и сердце, но после смерти её мужа она всё равно отказывает. Мистическая любовь, и в той и в другой (Софья Михайловна Мартынова) видел отблеск Софии. Из этой любви возникают понятия небесной и тварной Софии.

С оставил много работ, посвящённых русской литературе. В поисках софийных явлений обращался к литературе – русская литература софийна, но не вся.

1897 – «Судьба Пушкина». Непривычно для русской культуры проинтерпретировал гибель Пушкина. Русская культура по отношению к Пушкину занимает неправильную позицию, сделала из него человекобога. Пушкин по мнению С был земным человеком и оказался неравен своему гению. Падение Пушкина – дуэль и попытка убить человека. Нельзя обожествлять земного человека.

«Три речи в память Достоевского». В этом труде впервые сказано о Достоевском, что он религиозный писатель.

«Три разговора» (1899 - 1900). Впервые пишет о Толстом, высказывает мысль о Толстом-антихристе.

Ряд работ о русской поэзии. «Поэзия Тютчева», «Поэзия гр. А. К. Толстого». Три типа поэзии выделены на основании связи поэта с богом:

1. Органическая поэзия. Пушкин, органический поэт естественно воспринимает божественные внушения, софийность мироздания, но сам в этом принимает минимальное участие.

2. рефлексивная поэзия. Лермонтов, главный герой – Демон, поэт рефлексирует и спорит с Богом, богоборец.

3. поэзия гармонической мысли. Тютчев и Толстой, диалог поэта с Богом, гармония божественных установлений и поэта, истинная софийность.

Для самого С его философия и поэзия были равнозначны, два разных типа размышления о Софии. С его точки зрения – поэзия гармонической мысли, позиция диалога с Богом. С литертауроведческой позиции – философско-мистическая лирика, поэт-мистик, в основе – мистический опыт С, к котром он относился, как к реальному. Из его лирики вырос русский Символизм.

1894 «Русские символисты», год зарождения символизма, С реагирует крайне жёстко. Разница между символистами и им – у них не было мистического опыта, символический образы и смыслы произвольны, его смыслы реальны и духовны.

Поэзия С не претерпевает реальной динамики. Несколько неизменных тем на протяжении всего творчества.

1. София небесная. «Вся в лазури сегодня явилась…» (Каир, 1875), поэма «Три свидания»

2. мистический опыт «Милый друг, иль ты не видишь» (1892), «Мыслей без речи и чувств без названья» (1886).

3. София земная (общее описание человека, любовная лирика). «О как в тебе лазури чистой много…» (1881). Отблеск небесной Софии в земной женщине. «Бедный друг, истоми тебя путь…» (1887). «Не по воле судьбы, не по мысли людей…» (1890). «Из письма» (1890): С по типу характера С был очень весёлым и лёгким человеком, целый ряд шутливых стихотворений и любовной лирики. «Эпитафия» (1892).

4. тема России. «Земля-владычица! К тебе чело склонил я…» (1886), герой, припадающий к земле, С воспринимал землю, как софийное явление, земля, вобравшая дух святой. «Ex oriente lux» (1890), с точки зрения С 20 век – век Востока, но либо Восток Ксеркса (агрессия с востока), либо путь Христа.

Последнее стихотворение «Вновь белые колокольчики» (8 июля 1900), написанное за неделю до смерти.

18. Семён Яковлевич Надсон (1862 - 1887)

Поэзия Н, как и Соловьева, выражает свою эпоху, внутренний мир человека рубежа веков. Поэты серебряного века опирались на его поэзию.

Отец поэта умер в 1864 году. Мать Н Антонина Степановна Надсона вынуждена содержать двоих детей на скудные средства, умирает от туберкулёза в 1873 году. После её смерти брат и сестра попадают к разным опекунам. Н оказывается в Петербурге, в 1872 году он отдан в военную гимназию, несмотря на полнле нежелание посвятить себя военной карьере. Начинает писать в гимназические годы, публикуется, ещё учась в гимназии. В 1879 году попадает в Павловское военное училище. Болен туберкулёзом. В 1882 году начинает военную службу в Кронштадте, начинает принимать участие в журнале «Отечественные записки», в это же время обостряется его болезнь. В 1884 году выходит в отставку. С 1884 – 87 гг. – собственно литературное творчество: поэзия, активная журналистская деятельность, начинает писать специфическую автобиографическую прозу, дневники. В 1885 году выходит единственный прижизненный сборник. В 1886 году за него получает самую авторитетную Пушкинскую премию Академии наук. В последствие его произведения постоянно переиздаются.

Ведущие темы:

1. тема детства, тема безрадостного детства: «Мать» (1886) (тема абсолютного одиночества), «В тихой пристани» (лирический герой – глубоко больной человек, в поэзии Н традиции Некрасова; тема плача о себе и своей судьбе; тема детства переходит в тему смерти, связана с ней на глубинном уровне), «Признание умирающего отверженца»(тема смерти; одним из первых Н развивает тему радости смерти, готовности смерти), «О если там, за тайной гроба…» (1878) (моление о смерти).

2. тема смерти: «Мне снилась смерть» (1883) (смерть как прекрасная женщина), «Гаснет жизнь…» (1883), «Мелодия (Я б умереть хотел)» (1880) (традиции Лермонтова продолжаются в поэзии Н, мечта о смерти).

3. тема современного поколения: (целый ряд стихотворений, обращённых к другу \ брату – человеку своего поколения, представление о том, что собственная судьба Н, как судьба всего поколения, друзья по одиночеству) «Друг мой, брат мой, усталый страдающий брат…» (1880) (тема дороги, судьбы, крушение всех надежд), «Полдороги» (1881) (тема тяжёлого пути и судьбы), «Наше поколение юности не знает…» (1884) (лермонтовские мотивы; аспект мужества и борьбы), «Если ты друг – дай мне руку…» (1886) (приятие дружбы, ненависти, честность человека, самый страшный грех – тотальное равнодушие).

4. тема христианства, пророка: «Пора! Явись, пророк!» (1886) (поэт-пророк; у Н тема поэта-пророка, тема религиозного пророка; эпоха равнодушия нуждается в пророке), «Христос!.. Где ты, Христос, сияющий лучами…» (1880) (обличение современных торгашей и фарисеев), «Иуда» (1879) (маленькая поэма, тема предательства ИсХ), «Христианка» (1878) (маленькая поэма, христианская мученица, гибнущая на арене Рима; тип человека, имеющего мужество умереть за свои идеалы).

5. тема любви (Н был влюблён в сестру своего одноклассника, которая умерла в раннем возрасте): «Верь в великую силу любви…» (1882) (больше и бльше у Н появляются стихотворения в форме катренов (традиция Тютчева), в которых выражается глубинное чувство, взгляды), «Любви, одной любви…» (1884) (любовь – попытка обрести хотябы какую-нибудь опору, но тема любви в итоге всё равно оборачивается темой смерти), «Над свежей могилой…» (1879) (тема могилы очень натуралистична, реальность, а не образ), «Вы смущены… такой развязки» (1880) (тема женщины и её судьбы, в итоге завершается смертью, могилой и жертвенностью).

«Не говорите мне: «Он умер»…» - самое известное стихотворение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.