Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод Дельфи

Читайте также:
  1. G ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Метод правового регулирования, характеризуется
  2. G ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Метод правового регулирования, характеризуется
  3. I. Метод
  4. I. Моделирование как метод познания.
  5. II Методы расчета и переоценки ВВП
  6. II процессуальные и организационно-методические основания
  7. II. Метод синтаксического анализа по непосредственно составляющим.
  8. II. Три точки зрения дизайнера на вещь и методы их реализации
  9. III. Социально-психологические методы.
  10. III. Трансформационный метод.
  11. Meтoдикa oбyчeния rpaмoтe кaк cocтaвнaя чacть мeтoдики пpeпoдaвaния pyccкoro языкa. Главные объекты методики обучения грамоте
  12. REM Метод простой итерации

Наиболее известным методом является метод Дельфи. Его название происходит от знаменитого с античных времен дельфийского оракула, который якобы отвечал на вопросы о будущем. Метод Дельфи - это метод коллективной экспертной оценки, основанный на выявлении согласованной оценки экспертной группы путем их автономного опроса в несколько туров, предусматривающего сообщение экспертам результатов предыдущего тура с целью дополнительного обоснования оценки экспертов в последующем туре. Метод «Дельфи» наиболее целесообразен при количественных оценках отдельных рисков и всего проекта в целом – определении вероятности наступления рисковых событий, оценке величины потерь, вероятности попадания потерь в определен­ный интервал и т.п.

Организация работы экспертов по данному методу осуществляется в следующем порядке.

1. Формирование группы экспертов. Численность группы определяется на основе вышеприведенной методики и обычно составляет 7-9 человек, являющихся экспертами в проблемной области. При этом имя эксперта не указывается, чтобы кто-либо из участников экспертного опроса не мог "давить авторитетом" на других экспертов. Как правило, экспертам присваиваются определенные порядковые номера или псевдонимы (например, составленные из первых букв фамилия, имя, отчества)

2. Составление проблемной записки. Заинтересованная в прогнозе сторона (организация) не только формулирует вопрос, относящийся к будущему, но и предоставляет экспертам следующие сведения: состав причин возникновения проблемной ситуации; анализ причин и возможные последствия возникновения проблемной ситуации; формулировка проблемной ситуации в виде центрального вопроса с иерархией подвопросов.

3. Проведение тура голосования. Экспертам предлагается ответить на ряд вопросов и при этом объяснить свою точку зрения. Экспертам предлагается заполнить следующую таблицу.

Таблица 6 – Индивидуальные экспертные оценки

вопрос значение Объяснения (комментарии)
     

4. Систематизация прогнозных значений. Собранные ответы обобщаются и сводятся в наглядную сопоставимую таблицу по каждому вопросу, ранжируя ответы от самого оптимистического до самого пессимистического прогноза (см. табл. 7).

Таблица 7 – Обобщенные экспертные оценки

Вопрос
Эксперт значение Объяснения (факторы)
     

После того, как данные систематизированы в форме таблицы, обзор возвращается экспертам, из которого последние узнают мнение других экспертов, частоту появления того или иного прогноза, тенденции. В том случае, если наблюдается большое расхождение во взглядах, то заинтересованная организация может провести дополнительное исследование, о результатах которого также сообщает экспертам.



5. Проведение повторного тура голосования. Затем наступает следующий тур, в процессе которого эксперт может скорректировать свою точку зрения или же продолжать ее отстаивать. Такого рода игра в вопросы и ответы продолжается еще несколько туров. В конце концов, наступает логически объяснимый и, тем не менее, поразительный эффект: мнения, которые в начале очень сильно отличались, начинают постепенно сближаться. Полностью единого мнения, как правило, достичь не удается, но в результате получается прогноз гораздо более высокой степени надежности, чем мнение одного единственного человека.

Критерием окончания экспертного опроса служит то обстоятельство, что показатель дисперсии (или среднего квадратичного отклонения) не изменяется или изменяется не значительно.

Задание 1. Методом Дельфи составьте прогноз на 2020 год о демографической ситуации в Российской Федерации?

Решение:

1. Для начала уточняем задачу с помощью ряда вспомогательных вопросов, связанных с описанием демографической ситуации в Российской Федерации:

1) Какова продолжительность жизни мужчин в 2020 году?

2) Какова продолжительность жизни женщин в 2020 году?

3) Какова численность детей в семье в 2020 году?

4) Какова общая численность населения в 2020 году?

2. Первый тур: Заносим данные вопросы в таблицу. Эту таблицу раздаем студентам, которых просим выступить в качестве экспертов.

Таблица 8. – Таблица для индивидуальных экспертных оценок развития
демографической ситуации в России

вопрос Прогнозное значение Объяснения (комментарии)
1. Какова продолжительность жизни мужчин в 2020 году для России?    
2. Какова продолжительность жизни женщин в 2020 году для России?    
3. Какова численность детей в семье в 2020 году для России?    
4. Какова общая численность населения в 2020 году для России?    

3. Полученные мнения студентов-экспертов обобщаем в форме следующей таблицы.

Таблица 9 – Обобщенные экспертные оценки общей численности населения в 2020 году для России (1 тур)
Эксперт Прогноз (Рср) Объяснения (факторы)
№ 1 Ø ухудшение экологической обстановки; Ø война в "горячих точках";
№ 3 Ø война в "горячих точках";
№ 2 Ø ухудшение экономического положения; Ø эпидемия СПИДа;
№ 4 Ø на ситуацию будут оказывать все ныне существующие факторы;
№ 5 Ø улучшение экономического положения; Ø нахождение способа борьбы с онкологическими заболеваниями.
  I. Рср =142,6 II. При σ = 4,96  

4. Проведение дополнительных исследований осуществляется путем анализа публикаций, посвященный демографической ситуации. Для этого необходимо подготовить доклады на следующие темы:

1) Демографическая ситуация в Российской Федерации.

2) Общие мировые тенденции в демографии.

3) Социально-экономическое положение России.

5. Тур второй. После знакомства с мнением других студентов-экспертов и заслушанного выступления докладчика о современной демографической ситуации и наметившихся тенденциях в этой области просим студентов экспертов еще раз заполнить таблицу, содержащую прогнозные вопросы.

2. Полученные новые мнения студентов-экспертов обобщаем в форме таблицы. Таблица наглядно показывает, что эксперты начинают учитывать мнения других в своих прогнозных оценках (см. выделенное курсивом).

Таким образом, получили следующий прогноз основных показателей демографической ситуации:

² общая численность – 143,2 млн. человек при σ = 4,26

² продолжительность жизни мужчин – 60,2 года при σ = 2,46

² продолжительность жизни женщин – 65,6 года при σ = 1,34

² среднее количество детей в семье – 1,65 ребенка при σ = 0,24

Таблица 10 – Обобщенные экспертные оценки общей численности населения в 2020 году для России (2 тур)
Эксперт Прогноз (Рср) Объяснения (факторы)
№ 1 Ø ухудшение экологической обстановки; Ø война в "горячих точках"; Ø эпидемия СПИДа;
№ 3 Ø война в "горячих точках";
№ 2 Ø ухудшение экономического положения; Ø эпидемия СПИДа;
№ 4 Ø на ситуацию будут оказывать все ныне существующие факторы;
№ 5 Ø улучшение экономического положения; Ø нахождение способа борьбы с онкологическими заболеваниями; Ø эпидемия СПИДа;
  III.Рср=143,2 при σ = 4,26  

Учитывая большую условность метода экспертных оценок, некоторые специалисты относятся к нему с недоверием, считая, что нет гарантии того, что полученные оценки достоверны. Действительно, точно оценить достоверность полученных результатов нельзя. Вместе с тем, существующие способы определения достоверности экспертных оценок основаны на предположении, что в случае согласованности действий экспертов достоверность оценок гарантируется.

В действительности это не всегда так, и можно привести примеры, когда отдельные эксперты, не согласные с мнением большинства, давали правильные оценки. Однако, как показала практика использования экспертных оценок, в подавляющем большинстве случаев при согласованности мнений экспертов их оценки оказывались правильными.

Следует отметить, что при нахождении оценок экспертным путем помимо погрешности, вносимой недостатком информации об исследуемом объекте и недостаточной компетентностью экспертов, возможна и погрешность совсем другого рода, обусловленная заинтересованностью экспертов в результатах экспертизы, что обязательно скажется на их достоверности. Наличие такого рода погрешностей может значительно искажать оценки.

Устранение указанных недостатков достигается использованием соответствующих методов и, в первую очередь, посредством правильной организации экспертной процедуры, начиная от подбора экспертов до обработки их мнений.

31. Метод "деловая игра"

Метод "деловая игра" представляет собой имитацию принятия управленческих решений в различных ситуациях путем игры (проигрывания разыгрывания) по заданным или вырабатываемым самими участниками игры правилам. Деловая игра позволяет с помощью моделирования и имитации процессов выйти на анализ, решение сложных практических задач, обеспечить формирование мыслительной культуры, управления, мастерства общения, принятия решений, инструментальное расширение управленческих навыков. Использование деловой игры для принятия решений позволяет применять эту методику при составлении социального проекта.

Организация коммуникативного пространства участников деловой игры может быть линейной (длинный стол), овальной (столы составлены в полукруг), круглой (столы расположены по кругу) и смешанной (столы для четырех - шести человек, расставленные в полукруг). Самым неэффективным является линейный тип коммуникаций, провоцирующий авторитарность мышления в "тоннельном коридоре" и воспроизводящий образ иерархической организации. Самым эффективным оказывается смешанный тип, где стимулируется многомерный контакт и воспроизводится образ автономной, децентрализованной организации, поскольку первый тип подавляет генерирование идей и снижает значимость прогностического фактора в принятии управленческих решений, а второй задает дополнительные импульсы к усилению этих ролей.

В деловой игре имеется независимая от играющих группа методологов (экспертов), которая разрабатывает правила и сценарий игры, основываясь как на "задании на игру" (т.е. на конкретных задачах данного социального проекта), так и на общих игровых принципах. Методологи и ведут игру, управляя действиями участников, а также выступают в роли экспертов в данной предметной области. Участники же группового метода принятия проектных решений выбираются как представители различных общественных сфер, они должны иметь различную подготовку и опыт работы. Такая разнородность состава группы позволяет взглянуть на проблему с разных точек зрения, причем мнение одного из участников группы может казаться другому абсолютно немыслимым. Наличие квалифицированного ведущего такой группы позволяет объединить все высказанные предложения и выработать общее решение.

В игре работают несколько групп. Обычно по основному предмету игры формируются две (или больше) конкурирующие группы. Кроме них создаются группы, выражающие позицию внешних заинтересованных сторон. Отдельно работает группа экспертов которая не вмешивается в ход игры и дает разъяснения, консультации, дополнительную информацию по тематике работы. Конкурирующие группы проектантов готовят к обсуждению свои варианты проекта (в многодневной игре - части проекта по плану игры) и представляют на общее обсуждение. Каждая из групп задают вопросы докладчикам, ведут критику проекта, предлагают свои решения.

Разработку деловой игры необходимо начинать с четкой формулировки ее назначения. После этого можно приступать к формировании) схемы игры и основных ее правил. В выбранной схеме функционирования надо предельно точно отразить опыт работы реальных систем, обратив особое внимание на структуру системы, целевые функции подсистем и системы в целом, на выбор управляющих воздействий и т.д. Одна из основных сложностей построения модели исследуемой ситуации заключается в том, что стремление к наиболее полному отражению исследуемой ситуации может привести к излишней детализации модели, которая в свою очередь повлечет за собой усложнение информационного обеспечения построенной модели. В результате этого увеличивается время, затрачиваемое на игру, затрудняется понимание происходящих процессов. Все это приводит к тому, что эффективность проведения игры снижается. Лучший способ избежать такого рода опасности заключается в том, чтобы постоянно помнить о конкретной цели проекта. Но при этом следует учитывать, что ситуации, анализируемые в игре, не должны быть упрошены до такой степени, что необходимое решение можно было бы найти непосредственно без глубокого анализа протекающих процессов, так как в этом случае результаты, полученные при анализе социально-экономической, социально-политической или социокультурной деятельности, будут носить поверхностный характер.

Формирование правил игры должно включать в себя описание методов оценки степени достижения целей игры. Если деловая игра моделирует системы, в которых цели могут формироваться только качественно, либо при количественном выражении трудно указать в явном виде связь степени достижения цели с истинными возможностями подсистем, то при построении игры особое внимание следует уделить разработке методов степени оценки достижения цели.

Опыт разработки и проведения деловых игр показывает, что деловую игру целесообразно представить как описание некоторой последовательности разделов. Как правило, описание игры включает девять разделов:

1. Общая характеристика

2. Описание ситуации

3. Цель игры

4. Задача центра

5. Задача участников игры

6. Формальная модель

7. Анализ формальной модели

8. Руководство для участников игры

9. Результаты проведения игры

Раздел 6 включается в описание игры, если формализация модели позволяет лучше понять суть игры, или если в дальнейшем предполагается провести анализ формальной модели. Раздел 7 может отсутствовать, если известными математическими средствами провести анализ модели или невозможно или слишком громоздко. Может отсутствовать и раздел 9, если нет опыта проведения деловой игры.

Каждая деловая игра состоит из нескольких партий. Одна партия большинства деловых игр состоит из трех этапов.

I этап - сбор информации, т.е. сообщение элементами в вышестоящий орган (центр) запрашиваемой информации;

II этап - обработка полученной информации и выработка соответствующих решений;

III этап - реализация полученных решений, подсчет значений целевых функций.

Количество партий, как правило, не ограничивается заранее, хотя возможны варианты, когда количество партий фиксировано.

По завершении игры проводится подведение итогов, анализ игры. Каждая группа оформляет свою позицию в письменном виде. К концу игры имеется несколько проектов и материалов к проектам. Их бывает так много, что требуется создание специальной группы по обработке предложении сведению их в общий итоговый документ. Деловая игра позволяет достичь нетривиальных результатов и в смысле прояснения замысла, и в смысле отработки сложных вопросов проектирования, и в смысле создания текста проекта, и в смысле сплочения команды проекта того, что происходит "здесь и теперь", то есть в игровой ситуации, с тем, что происходит во внешних для игры производственных и социокультурных ситуациях. Она позволяет участникам игры самоопределиться не только в игре, но и по отношению к социуму в целом, Противоречия и конфликты в игре осознаются как проявления и частные случаи общезначимых профессиональных и предметных противоречий.

Параллельно со всем этим начинается уяснение культурного и социального смысла позиций и точек зрения оппонентов. Появляется интерес к их способам работы, и делаются попытки разобраться в общей структуре и основных составляющих их мыслительной деятельности.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Метод Дельфи

Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 531; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.198.52.8
Генерация страницы за: 0.01 сек.