Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансовые результаты организации

Стандарты этой группы устанавливают особенности бухгалтерского учета и отражения в бухгалтерской отчетности отдельных видов операций, доходов и расходов.

_ Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрак­тов) на капитальное строительство» ПБУ 2/94, утвержденное приказом Минфина РФ от 20.12.94 № 167, - устанавливает правила отражения в бух­галтерском учете и отчетности операций застройщиков и подрядчиков, свя­занных с выполнением договоров подряда на капитальное строительство;

Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99 № 32н (с изм. от30.12.99),

-устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах;

Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99 № ЗЗн (с изм. от30.12.99),

- устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах;

Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помо­щи» ПБУ13/2000, утвержденное приказом Минфина РФ от 16.10.2000 № 92н, - устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информа­ции о получении и использовании государственной помощи, признаваемой как увеличение экономической выгоды конкретной организации в результа­те поступления активов (денежных средств, иного имущества).

Вместо трех положений:

— «Сводная бухгалтерская отчетность»;

— «Прибыль на акцию»;

— «Доверительное управление имуществом», были выпущены Ме­тодические указания. Это связано с неготовностью Минфина по ряду при­чин на данном этапе сформулировать по этим вопросам нормы ПБУ.

Разработанные Положения по бухгалтерскому учету в значительной степени соответствуют аналогичным международным стандартам. При этом значимость российских подходов к постановке отдельных объектов учета признается даже более существенной, так как они, в отличие от междуна­родных стандартов, носят не рекомендательный, а обязательный характер. Есть и другие достоинства (применение сторнировочных записей, длитель­ный период использования метода начислений и др.), которые дают основа­ние сделать вывод о том, что российский бухгалтерский учет имеет более адаптируемую модель к указанным стандартам, чем другие национальные системы учета.

Лекция 12 Методические указания, инструкции, рекомендации, их роль в организации бухгалтерского дела

Вопросы к рассмотрению:

1. Нормативные документы третьего уровня и их роль в организации бухгалтерского дела

1. Методические указания и другие нормативные акты — это документы третьего уровня нормативного регулирования бухгалтерского учета в стране.

Согласно п. 2в ст. 5 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»:

«Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на террито­рии Российской Федерации:

...нормативные акты и методические указания по вопросам бухгал­терского учета».

В составе этих нормативных документов можно выделить:

— Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Мин­фине РФ и Президентским советом Института профессиональных бухгал­теров 29.12.97;

—Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, ут­вержденный решением Совета Директоров ЦРБ 22.09.93 № 40;

— Положение ЦБР от 08.09.2000 № 120-п «О безналичных расчетах в Российской Федерации»;

— Методические указания по инвентаризации имущества и финансо­вых обязательств, утвержденные приказом Минфина РФ от 13.06.95 № 49;

— Методические рекомендации о порядке формирования показате­лей бухгалтерской отчетности организации, утвержденные приказом Мин­фина РФ от 28.06.2000 № 60н;

— Методические рекомендации по раскрытию информации о при­были, приходящейся на одну акцию, утвержденные приказом МинфинаРФ от 21.03.2000 №29н;

— Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Минфина РФот30.12.96№ 112(с изм.от 12.05.99);

— Единые нормы амортизационных отчислений на полное восста­новление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденные постановлением СМ СССР от 22.10.90 № 1072, и др.

Проводимая работа изменила и должна изменить нормативное обо­снование отражения довольно значительного количества привычных хо­зяйственных операций в условиях рыночной экономики (например, поря­док и способы начисления амортизации), внедрить в практику раскрытия отчетной финансовой информации новых подходов и явлений (например, события после отчетной даты, формирование доходов и расходов, и т.д.).

Появление большого количества изменений в правилах бухгалтер­ского учета потребует значительных усилий по обучению их применению на практике, в частности со стороны:

—руководителей организаций — пониманию экономической при­роды и расчета последствий применения новых правил бухгалтерского учета.

—главных бухгалтеров и других практикующих бухгалтеров обеспе­чения — технике применения, разработке соответствующего документо­оборота, группировке новой информации для ее использования в целях управления организацией.

Несмотря на имеющиеся трудности в „ функционировании экономи­ки, негативные явления в деятельности отдельных хозяйствующих субъек­тов, при наличии разработанных ПБУ методических указаний и подготов­ленных (аттестованных) бухгалтерских кадров организация сможет обеспе­чить полноту и достоверность своей бухгалтерской отчетности.

 

 

Лекция 13-14 Рабочие документы организации

Внутренние документы предприятия (организации) относятся к чет­вертому уровню системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в стране.

Согласно п. 3 ст. 5 Федерального законна от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бух­галтерском учете»:

Организации, руководствуясь законодательством Российской Фе­дерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регули­рующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей де­ятельности.

Согласно п. 3 ст. 6 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бух­галтерском учете»:

Учетная политика оформляется приказом или распоряжением; при этом утверждаются:

— рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтети­ческие и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

— формы первичных учетных документов, применяемых для офор­мления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

— порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов иму­щества и обязательств;

— правила документооборота и технология обработки учетной ин­формации;

— порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

В системе нормативного регулирования бухгалтерского учета, учет­ная политика предприятия трактуется как выбранная им совокупность от­дельных способов ведения бухгалтерского учета. Их перечень определяет первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущую группировку и итоговое обобщение фактов хозяйственной (уставной и иной) деятельнос­ти, то есть составляющие содержании метода бухгалтерского учета.

— В пункте 8 Международного стандарта бухгалтерского учета № 1 «Рас­крытие учетной политики» установлено, что учетная политика охватывает прин­цип, основы, обычаи, правила и процедуры, принятые руководством для под­готовки и представления финансовой отчетности, т. е. данный стандарт в пер­вую очередь ориентирован на внешних пользователей учетной информации. Формирует учетную политику предприятия ее руководитель. При этом он исходит из обязательного соблюдения допущений и требований, зафик­сированных в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета, составляющих его базовые принципы. Содержание учетной политики долж­но включать методологический, технический и организационный аспекты. Методологический аспект раскрывает природу отдельных объектов учета исходя из действующей нормативной базы. Способы ведения бухгалтерско­го учета, оказывающие существенное влияние на оценку и принятие управленческих решений пользователей бухгалтерской отчетности, должны получить отражение в учетной политике организации. Поэтому признак су­щественности рассматривается как совокупность этих способов, игнориро­вание которых создает определенные сложности для пользователей бухгал­терской отчетности, последствием которых может явиться неправильная ин­терпретация фактов хозяйственной деятельности предприятия и как резуль­тат этого — невозможность дать объективную оценку его финансовой ус­тойчивости в соответствующем сегменте рынка. Способы ведения бухгал­терского учета, зафиксированные в приказе об учетной политике, применя­ются с первого января года, следующего за годом его издания. В течение всего года они не должны изменяться, за исключением следующих случаев при осуществлении организационных процедур (слияния, разде­ления, присоединения);

— смены собственников;

— изменения действующего законодательства РФ;

— изменения в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ;

— разработки новых способов бухгалтерского учета.

Технический аспект учетной политики предусматривает рабочие ин­струменты реализации методологического аспекта. Он включает разработку и утверждение:

— рабочего плана счетов бухгалтерского учета на базе общепринятого плана счетов;

— формы первичных учетных документов в тех случаях, когда для
оформления некоторых хозяйственных операций не предусмотрены их типовые формы;

— формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

— формы бухгалтерского учета;

— порядка проведения инвентаризации;

— методов оценки отдельных видов имущества и обязательств;

— правил документооборота и технологии обработки учетной ин­формации;

— продолжительности первого отчетного года, если предприятие приобрело права юридического лица после 1 октября.

Рабочий план счетов формируется из перечня счетов, необходимость в которых устанавливается по каждому объекту учета. Он включает в себя счета разной степени детализации и обобщения в пределах действующего плана счетов, утвержденного Минфином РФ.

Технический аспект учетной политики предусматривает также раз­работку различных вариантов распределения расходов по управлению производством и его обслуживанию, форму ведения бухгалтерского уче­та, определение состава внутрипроизводственной отчетности для аппа­рата управления.

Организационным аспектом учетной политики является форма бухгалтерской службы управления. Соблюдение законодательства при осу­ществлении финансово-хозяйственной деятельности предприятия, равно как и ответственность за постановку бухгалтерского учета, возложены на руководителя организации. Согласно ст. 6 ФЗ РФ «О бухгалтерском учете», руководитель организации, в зависимости от объема учетной работы, мо­жет учредить бухгалтерию как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; ввести в штат должность бухгалтера; передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бух­галтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту; вести бухгалтерский учет лично.

 

Вопросы для обсуждения:

1.Какие факторы следует учитывать при формировании учетной политики?

2. Какими способами могут раскрываться в отчетности основные положения учетной политики?

3. Что подразумевается под структурой бухгалтерского аппарата?

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Активы и обязательства организации | Тема 5 Организация службы бухгалтерского дела
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 275; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.