КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сферы применения психодиагностики
Психологическая диагностика как отрасль психологического знания предназначена для измерения, оценки и анализа индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей человека, а также для выявления различий между группами людей, объединенных по какому-либо признаку. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОДИАГНОСТИКУ Лекция 1.1. Голева О.С., магистр психологии Курс лекций по психодиагностике -Херсон, ХФ ОМУРЧ «Украина», - 2008 г. – 155 стр. Составители Голев С.В., адъюнкт профессор психологии, Серия «ПСИХОДИАГНОСТИК (Материалы для самостоятельного изучения) Учебные вопросы: 1. Вступление в курс «Психодиагностика» 2. Общее представление о психодиагностике 3. Диагноз как категория психодиагностики 4. Психодиагностические задачи 5. Понятие о профессиональных и любительских тестах в психодиагностике 6. Нормативные предписания разработчикам и пользователям психодиагностических методик 7. Основные области практического использования методов психологической диагностики 8. Критерии эффективности практической работы психодиагноста 1 вопрос: ВСТУПЛЕНИЕ В КУРС «ПСИХОДИАГНОСТИКА» Эти функции выполняются для решения практических задач и объединяются понятием «постановка диагноза». Слово «диагноз» (от греч. diagnosis) означает «распознавание», «обнаружение».
1. расстановка кадров, профотбор и профориентация; 2. прогнозирование социального поведения, например, стабильности брака, законопослушности; 3. оптимизация обучения и воспитания; 4. консультативная и психотерапевтическая помощь; 5. судебная психолого-психиатрическая экспертиза; 6. прогнозирование психологических последствий изменения среды и др.
Итак, психологическая диагностика — основа деятельности любого практического психолога, чем бы он ни занимался — индивидуальным консультированием, профессиональной ориентацией, психотерапией и пр., в какой бы сфере он ни работал — в школе, клинике, на производстве, в социальных службах, в агентстве по подбору кадров и т. д. Основная цель психодиагноста — постановка диагноза, обеспечивающего решение практических задач. Все они, связанные с учетом психологических различий между людьми, требуют работы квалифицированного специалиста, использующего особый инструментарий — психодиагностические методики. Психодиагностические методики — это специфические психологические средства. Поскольку их используют в практических целях, они должны быть качественными настолько, насколько это возможно, чтобы исключить ошибки в диагнозе. Поэтому к психодиагностическим методикам предъявляются особые требования, они разрабатываются по определенным правилам и проверяются по ряду критериев. Конструирование психодиагностических методик — это еще одна цель психодиагноста. Разработка диагностической методики — сложный процесс, существенно отличающийся от житейских представлений о том, что достаточно только создать задания или сформулировать вопросы. Профессиональный взгляд на этот процесс заключается в том, что диагностическая методика может принести ощутимые полезные результаты, если она будет иметь теоретическое обоснование и соответствовать установленным методическим критериям. Поэтому создание таких методик требует большой исследовательской и методической работы.
Психологическая диагностика предполагает сравнение, благодаря которому устанавливаются критерии для оценки получаемых диагностических показателей и ставится диагноз, т. е. дается заключение либо о наличии-отсутствии психологического признака (по сравнению с другими индивидами), либо о степени выраженности признака (ранге, месте его среди других). Таким образом, методики психологической диагностики предназначены для классификации (т. е. разделения группы) и ранжирования людей по психологическим и психофизиологическим признакам.
Поэтому так важна в психодиагностике задача формализации диагностических показателей. Измерение, квантификация психологических особенностей преодолевают ограниченность интуитивного познания человека. По этой причине одна из задач, которую с самого начала если не прямо, то опосредованно пытались осуществить психодиагносты, состояла в том, чтобы при помощи тестов (одного из основных и первого в истории этой науки метода) ввести в психологию меру измерения, число и методы статистической обработки данных. Так, еще в 1911 г. В. Штерн писал о том, что тест должен обеспечить размещение испытуемых по жестким рангам либо их группировку с высокой точностью, а Л. Кронбах определил его как метод, который должен позволить описать человека с помощью количественной шкалы или системы категорий.
Однако формализация диагностических результатов не должна вести к утрате связи с психологией, а математико-статистическими методами нельзя заменить психологическое мышление и знание психологических явлений и проблем.
Одной из острых проблем современной психологической практики является уровень профессиональной подготовки специалистов, в том числе и в области психодиагностики. В связи с этим принципиально важно понимать, к каким последствиям может привести использование психодиагностических методов непрофессионалами, дилетантами — людьми, далекими от психологии и психодиагностики. Использование диагностических методик неспециалистами приводит, в первую очередь, к неверным оценкам и выводам в отношении психологических возможностей людей и, как следствие, к утрате доверия к психологической диагностике и ее методам. Именно поэтому в настоящее время остро стоит вопрос подготовки квалифицированных психодиагностов, а также тщательной и постоянной оценки качества работы тех психологов, которые используют диагностические методы. По существу, это проблема валидности лиц, занимающихся психологической диагностикой.
Следует отметить, что один из симптомов непрофессионализма — так называемая диагностомания, проявляющаяся в стремлении во что бы то ни стало и как можно быстрее поставить диагноз, сделать выводы по неотчетливым и недостаточным признакам. 1. Диагностомания — это компенсация низкой квалификации психодиагноста. Ее сопровождает чрезмерное, недостаточно осмысленное использование специальной психологической терминологии, неумение просто и доступно, ясными житейскими словами объяснить смысл диагностических показателей и сделать на их основе адекватные выводы.
2. Еще одно проявление непрофессионализма — представление о том, что если применяется психодиагностическая методика, то ее выводы могут использоваться в качестве безоговорочных рекомендаций. Например, при отборе работников, при распределении их по разным видам работ, в консультировании и пр. Между тем специалист понимает, что результаты любой методики должны быть включены в комплексную оценку, включающую другие данные об индивиде.
3. К непрофессионализму можно отнести и неправильное представление о возможностях применяемых психодиагностических средств, абсолютизация получаемых с их помощью данных. Неквалифицированный пользователь рассматривает диагностические показатели испытуемого как имеющие абсолютное значение, окончательно определяющие всю его будущую деятельность, как бы предсказывая учебные и профессиональные успехи. Специалист-психодиагност понимает возможности и ограничения своих методик, те допущения, которые были сделаны при их разработке, связанные с ними границы выводов, которые на их основе можно сделать, возможные ошибки при использовании разных типов методов и вероятность их совершения. Он ориентируется в базовых теоретических проблемах психологической диагностики, среди которых — соотношение диагноза и прогноза, предсказательные возможности диагностических результатов, влияние социокультурного фактора на диагностические показатели.
Итак, все перечисленные и целый ряд других не менее важных вопросов относятся к теоретическим основам психологической диагностики. Без их понимания невозможно правильное применение диагностических методик.
Таким образом, психологическую диагностику можно определить как науку о конструировании методов измерения, классификации и ранжирования психологических и психофизиологических особенностей людей, а также об использовании этих методов в практических целях. При этом в понятие «конструирование» следует включать не только разработку самих заданий методик, но и уточнение требований, которым они должны удовлетворять, формулирование правил их применения, определение границ выводов, на которые могут претендовать получаемые диагностические результаты, совершенствование их интерпретации.
В настоящее время психологическая диагностика в России переживает значительный подъем. Она начинает занимать заметное место в школах, вузах, на предприятиях, в учреждениях, фирмах, банках. Диагностические методики применяются во все новых областях практической деятельности индивидов — армии, спорте, судебной практике, социальной работе и др.
Понимая общественную значимость психологической диагностики и положительно оценивая интерес к ней в нашей стране на современном этапе, нельзя вместе с тем не указать на некоторые распространенные ошибки, присущие отечественной практической психологии, которых следует избегать. 1. Во-первых, это некритическое использование зарубежных методик, основанное на непонимании влияния фактора культуры на их результаты. 2. Во-вторых, это использование методик без отчетливого понимания того, что они измеряют; доверие к названию, «ярлыку» методики без попытки понять историю ее создания и развития (а иногда изменения) представления об измеряемых ею характеристиках. 3. В-третьих, это статический подход к исследуемым индивидам, фактическое отрицание развития при прогнозе и потому неоправданно категоричные выводы и заключения. Важно правильное понимание соотношения между относительной константностью и изменчивостью индивидуальности. Изменчивость индивида во времени, в процессе онтогенеза сочетается с относительной константностью условий развития, обеспечивающих его стабильные взаимодействия с окружающей средой, сохраняющих константность структуры индивидуальности. Именно относительная константность личности позволяет психологу установить диагноз и прогноз ее поведения и переживаний.
4. Еще одной распространенной ошибкой отечественной психологической практики является использование методик неспециалистами, связанное с непониманием значения специального образования. Кроме того, встречается и чистая «любительщина», шарлатанство, проявляющиеся в составлении «доморощенных», не прошедших серьезной проверки методик и использовании их на практике людьми, не имеющими необходимых специальных знаний в области психологической диагностики, у которых вообще отсутствует психологическое образование.
5. Настоящим бедствием для отечественной психологической диагностики является неконтролируемый поток изданий, в которых собраны диагностические методики. Эти издания безусловно следует считать пиратскими, поскольку собранные в них методики печатаются без согласия их авторов или тех, кто является их правопреемниками.
Для любого психодиагноста очевидным и незыблемым является требование ограничения распространения своих методик — это одно из основных требований, включенных в этический кодекс психодиагноста. Его соблюдение необходимо для того, чтобы: *диагностические методики не попадали в руки непрофессионалов, а также тех, кто в дальнейшем будет подвергаться диагностированию. *предварительное знакомство испытуемого с психологической методикой не позволит диагносту поставить правильный диагноз. Следовательно, неконтролируемое распространение методик, их свободная продажа лишают профессионального диагноста его инструментария, делают его безоружным и бессильным в отношении специфических практических задач, требующих выявления психологических особенностей. Именно поэтому у специалистов существует серьезное сомнение в профессионализме тех, кто отдает для публикации массовыми тиражами сборники диагностических методик. Их непрофессионализм подтверждается и тем, что в издаваемых ими сборниках, как бы красиво они ни назывались — «Лучшие психологические тесты» (1992-1994), «Энциклопедия психологических тестов» (1997), «Практическая психодиагностика» (2000),— неисчислимое количество ошибок, неточностей как в стимульном материале и ключах, так и в понимании и интерпретации результатов методик.
Отмеченные проблемы, связанные с использованием и разработкой психодиагностических методик, являются следствием того, что психологическая диагностика как учебная дисциплина появилась в нашей стране сравнительно недавно — в 80-е гг. XX в. Спрос на специалистов в этой области значительно превысил предложение, и это привело к потоку неподготовленных людей, хлынувших в психологическую диагностику. Сейчас положение меняется в лучшую сторону, чему немало способствует введение курса психологической диагностики в программу обучения студентов факультетов психологии.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2843; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |