Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные тесты

Различаются по материалу опери рования.

1. Бланковые тесты (другое широко известное название — тесты «Карандаш и бумага ») представлены в виде тетрадей, брошюр, в которых содержатся инструкция по применению, примеры решения, сами задания и графы для ответов (если тестируются дети младшего возраста).

Для старших подростков предусмотрены варианты, когда ответы заносятся не в тестовые тетради, а на отдельные бланки. Это позволяет использовать одни и те же тестовые тетради многократно, до тех пор пока они не износятся.

Бланковые тесты могут применяться как при индивидуальном, так и при групповом тестировании.

2. В предметных тестах материал тестовых задач представлен в виде реальных предметов: кубиков, карточек, деталей геометрических фигур, конструкций и узлов технических устройств и т.п.

Наиболее известные из них — кубики Косса, тест сложения фигур из набора Векслера, тест Выготского—Сахарова. Предмет ные т есты в основном про в одятся индивидуально.

3. Аппаратурные тесты требуют применения специальных технических средств или специального оборудования для проведения исследования или регистрации полученных данных. Широко известны:

- приборы для исследования времени реакции (реактометры,рефлексометры),
- устройства для изучения особенностей восприятия, памяти, мышления.

- В последние годы аппаратурные тесты широко используют компьютерные устройства.

- С их помощью моделируются различные виды деятельности (например водителя, оператора). Это особенно важно для профессиональной диагностики, ори­ентированной на определенный критерий.

- В большинстве случаев аппа рату рные тесты проводятся индивидуально.

4. Компьютерные тесты п роводятся в форме диалога испытуемого и ЭВМ.

■ Тестовые задания предъявляются на экране дисплея, а ответы испытуемый вводит в память ЭВМ с помощью клавитатуры; таким образом протокол сразу создается как набор данных (файл) на магнитном носителе.

■ Стандартные статистические пакеты позволяют очень быстро проводить математико-статистическую обработку полученных результатов по разным направлениям,

■ При желании можно получить информацию в виде графиков, таблиц, диаграмм, профилей.

С помощью компьютера экспериментатор получает для анализа такие данные, которые без ЭВМ получит ь практи чески невозможно:

- время выполнения заданий теста,

- время получения правильных ответов,

- количество отказов от решения и обращения за помощью,

- время, затрачиваемое испытуемым на обдумывание ответа при отказе от решения,

- время ввода ответа (если он сложен) в ЭВМ и т.д.

Эти особенности испытуемых можно использовать для углубленного психологического анализа в процессе тестирования.

Вербальные и невербальные тесты.

Различаются по характеру стимульного материала.

1. В вербальных тестах основным содержанием работы испытуемых являются операции с понятиями, мыслительные действия, осуществляемые в словесно-логической форме.

СУТЬ: Составляющие эти методики задания апеллируют к памяти, воображению, мышлению в их опосредованной речевой форме. Они очень чувствительны к различиям в языковой культуре, уровню образования, профессиональным особенностям. Вербальный тип заданий наиболее распространен среди тестов интеллекта, тестов достижений, при оценке специальных способностей (например творческих).

(2) В невербальных тестах материал представлен в наглядной форме (в виде картинок, чертежей, графических изображений и т.п.). Они включают:

- речевую способность испытуемых только в плане понимания инструкций, само же выполнение этих заданий опирается на перцептивные, психомоторные функции.

- Самым известным невербальным тестом являются П рогрессивные матрицы Равена.

- Невербальные тесты уменьшают влияние языковых и культурных различий на результат обследования.

- Они также облегчают процедуру обследования испытуемых с нарушением речи, слуха или с низким уровнем образования.

- Невербальные тесты широко используются при оценке пространственного и комбинаторного мышления.

- В качестве отдельных субтестов они включены во многие тесты интеллекта, общих и специальных способностей, тесты достижений.

СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ

По содержанию тесты обычно делятся на четыре класса, или направления: тесты интеллекта, тесты способностей, тесты достижений и тесты личности.

1. Тесты интеллекта. Предназначены для исследования и измерения уровня интеллектуального развития человека. Они являются наиболее распространенными психодиагностическими приемами.

СУТЬ: Под интеллектом как объектом измерения подразумеваются не любые проявления индивидуальности, а прежде всего те, которые имеют отношение к познавательным процессам и функциям (к мышлению, памяти, вниманию, восприятию).

По форме тесты интеллекта могут быть:

- групповыми и индивидуальными,
- устными и письменными,
- бланковыми,

- предметными и компьютерными.

3. Тесты способностей. П редназначены для оценки возможностей индивида в: - овладении знаниями, навыками, умениями, необходимыми для одной или нескольких деятельностей.

Принято выделят ь:

- общие и

- специальные способности.

Общие способности обеспечивают овладение многими видами деятельности. Общие способности отождествляются с интеллектом, и поэтому часто они называются общими интеллектуальными (умственными) способностями.

В отличие от общих специальные способности рассматриваются в отношении к отдельным видам деятельности. В соответствии с таким делением разрабатываются тесты общих и специальных способностей.

По своей форме тесты способностей носят разнообразный характер:

- (индивидуальный и групповой,

- устный и письменный,
- бланковый,

- предметный,
- аппаратурный и т.д.).

3. Тесты достижений (тесты объективного контроля успешности — школьной, профессиональной, спортивной). Предназначены для оценки:

- степени продвинутости способностей, знаний, навыков, умений после прохождения человеком обучения, профессиональной и другой подготовки.

Таким образом, тесты достижений в первую очередь измеряют влияние, которое оказывает на развитие индивида относительно стандартный набор воздействий. Они широко используются для оценки школьных, учебных, а также профессиональных достижений. Этим объясняется их большое количество и разнообразие.

Тесты школьных достижений являются в основном групповыми и бланковыми, но могут быть представлены и в компьютерном варианте.

Профессиональные тесты достижений обычно имеют три разные формы: аппаратурные (тесты исполнения или действия), письменные и устные.

4. Тесты личности. Предназначены для оценки:

- эмоционально-волевых компонентов психической деятельности — мотивации, интересов, эмоций, отношений (в том числе и межличностных),

- а также способностей поведения индивида в определенных ситуациях.

Таким образом, тесты личности диагностируют неинтеллектуальные проявления.

Личностные особенности измеряются с помощью трех видов методик:

- тестов,
- опросников и

- проективной техники.

Подробно тесты интеллекта, способностей, достижений и личности будут рассмотрены в последующих наших лекциях.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Устные и письменные тесты | Личностные опросники
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 819; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.