КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные тесты
Различаются по материалу опери рования. 1. Бланковые тесты (другое широко известное название — тесты «Карандаш и бумага ») представлены в виде тетрадей, брошюр, в которых содержатся инструкция по применению, примеры решения, сами задания и графы для ответов (если тестируются дети младшего возраста). Для старших подростков предусмотрены варианты, когда ответы заносятся не в тестовые тетради, а на отдельные бланки. Это позволяет использовать одни и те же тестовые тетради многократно, до тех пор пока они не износятся. Бланковые тесты могут применяться как при индивидуальном, так и при групповом тестировании. 2. В предметных тестах материал тестовых задач представлен в виде реальных предметов: кубиков, карточек, деталей геометрических фигур, конструкций и узлов технических устройств и т.п. Наиболее известные из них — кубики Косса, тест сложения фигур из набора Векслера, тест Выготского—Сахарова. Предмет ные т есты в основном про в одятся индивидуально. 3. Аппаратурные тесты требуют применения специальных технических средств или специального оборудования для проведения исследования или регистрации полученных данных. Широко известны: - приборы для исследования времени реакции (реактометры,рефлексометры), - В последние годы аппаратурные тесты широко используют компьютерные устройства. - С их помощью моделируются различные виды деятельности (например водителя, оператора). Это особенно важно для профессиональной диагностики, ориентированной на определенный критерий. - В большинстве случаев аппа рату рные тесты проводятся индивидуально. 4. Компьютерные тесты п роводятся в форме диалога испытуемого и ЭВМ. ■ Тестовые задания предъявляются на экране дисплея, а ответы испытуемый вводит в память ЭВМ с помощью клавитатуры; таким образом протокол сразу создается как набор данных (файл) на магнитном носителе. ■ Стандартные статистические пакеты позволяют очень быстро проводить математико-статистическую обработку полученных результатов по разным направлениям, ■ При желании можно получить информацию в виде графиков, таблиц, диаграмм, профилей. С помощью компьютера экспериментатор получает для анализа такие данные, которые без ЭВМ получит ь практи чески невозможно: - время выполнения заданий теста, - время получения правильных ответов, - количество отказов от решения и обращения за помощью, - время, затрачиваемое испытуемым на обдумывание ответа при отказе от решения, - время ввода ответа (если он сложен) в ЭВМ и т.д. Эти особенности испытуемых можно использовать для углубленного психологического анализа в процессе тестирования. Вербальные и невербальные тесты. Различаются по характеру стимульного материала. 1. В вербальных тестах основным содержанием работы испытуемых являются операции с понятиями, мыслительные действия, осуществляемые в словесно-логической форме. СУТЬ: Составляющие эти методики задания апеллируют к памяти, воображению, мышлению в их опосредованной речевой форме. Они очень чувствительны к различиям в языковой культуре, уровню образования, профессиональным особенностям. Вербальный тип заданий наиболее распространен среди тестов интеллекта, тестов достижений, при оценке специальных способностей (например творческих). (2) В невербальных тестах материал представлен в наглядной форме (в виде картинок, чертежей, графических изображений и т.п.). Они включают: - речевую способность испытуемых только в плане понимания инструкций, само же выполнение этих заданий опирается на перцептивные, психомоторные функции. - Самым известным невербальным тестом являются П рогрессивные матрицы Равена. - Невербальные тесты уменьшают влияние языковых и культурных различий на результат обследования. - Они также облегчают процедуру обследования испытуемых с нарушением речи, слуха или с низким уровнем образования. - Невербальные тесты широко используются при оценке пространственного и комбинаторного мышления. - В качестве отдельных субтестов они включены во многие тесты интеллекта, общих и специальных способностей, тесты достижений. СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ По содержанию тесты обычно делятся на четыре класса, или направления: тесты интеллекта, тесты способностей, тесты достижений и тесты личности. 1. Тесты интеллекта. Предназначены для исследования и измерения уровня интеллектуального развития человека. Они являются наиболее распространенными психодиагностическими приемами. СУТЬ: Под интеллектом как объектом измерения подразумеваются не любые проявления индивидуальности, а прежде всего те, которые имеют отношение к познавательным процессам и функциям (к мышлению, памяти, вниманию, восприятию). По форме тесты интеллекта могут быть: - групповыми и индивидуальными, - предметными и компьютерными. 3. Тесты способностей. П редназначены для оценки возможностей индивида в: - овладении знаниями, навыками, умениями, необходимыми для одной или нескольких деятельностей. Принято выделят ь: - общие и - специальные способности. Общие способности обеспечивают овладение многими видами деятельности. Общие способности отождествляются с интеллектом, и поэтому часто они называются общими интеллектуальными (умственными) способностями. В отличие от общих специальные способности рассматриваются в отношении к отдельным видам деятельности. В соответствии с таким делением разрабатываются тесты общих и специальных способностей. По своей форме тесты способностей носят разнообразный характер: - (индивидуальный и групповой, - устный и письменный, - предметный, 3. Тесты достижений (тесты объективного контроля успешности — школьной, профессиональной, спортивной). Предназначены для оценки: - степени продвинутости способностей, знаний, навыков, умений после прохождения человеком обучения, профессиональной и другой подготовки. Таким образом, тесты достижений в первую очередь измеряют влияние, которое оказывает на развитие индивида относительно стандартный набор воздействий. Они широко используются для оценки школьных, учебных, а также профессиональных достижений. Этим объясняется их большое количество и разнообразие. Тесты школьных достижений являются в основном групповыми и бланковыми, но могут быть представлены и в компьютерном варианте. Профессиональные тесты достижений обычно имеют три разные формы: аппаратурные (тесты исполнения или действия), письменные и устные. 4. Тесты личности. Предназначены для оценки: - эмоционально-волевых компонентов психической деятельности — мотивации, интересов, эмоций, отношений (в том числе и межличностных), - а также способностей поведения индивида в определенных ситуациях. Таким образом, тесты личности диагностируют неинтеллектуальные проявления. Личностные особенности измеряются с помощью трех видов методик: - тестов, - проективной техники. Подробно тесты интеллекта, способностей, достижений и личности будут рассмотрены в последующих наших лекциях.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 872; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |