КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Изменения звуков в потоке речи
Понятие потока речи. Два типа изменений звуков в потоке речи: комбинатóрные и позиционные. Три фазы артикуляции звука речи: 1) экскурсия (приступ), 2) выдержка, 3) рекурсия (отступ); работа органов речи во время этих фаз; наложение экскурсии последующего звука на рекурсию предыдущего в потоке речи – основная причина комбинатóрных изменений. Типы комбинаторных изменений: Ассимиляция – уподобление. Типы ассимиляции: а) полная и частичная (отдать, но сделать); б) регрессивная и прогрессивная (сделать, но zimber – Zimmer, балалар, но урманнар); 3) контактная и дистактная (все приведенные – контактные, но хулюган – дистактная). Диссимиляция – расподобление: контактная и дистактная, регрессивная и прогрессивная (што вм. что, мяхкий вм. мягкий, но дилехтор, февраль из прежнего феврарь Februar). Другие изменения в потоке речи: Диереза – опущение звука в труднопроизносимых сочетаниях (солнце, сердце, здравствуй); протеза – подстановка согласного перед гласной в начале слога (восемь, ср. польск. osiem, ср. русск.простореч. вострый из острый()ласного перед гласной в начале слога): рогрессивнаяктные, последующего звука на рекурсию предыдущего в потоке речи - основная); эпентеза – вставка звука в середину слова (любить – люб-л-ю; ср. польск. Lubię; прост. страм, струбы, ндравится); гаплология – опущение одного из одинаковых рядом стоящих слогов (знаменосец из знаменоносец, лермонтовед из лермонтововед, ср. пушкиновед); метатеза – перестановка звуков (русск. футляр из нем. Futteral, укр. ведмiдь – русск. медведь) и др.
Позиционные изменения звуков определяются позицией звука в потоке речи. Так, в рус. и нем. языках конечные звонкие оглушаются (русск. стог, код и др.; нем. Tag, Band); в англ. языке оглушения не происходит. Больше позиционные изменения происходят с русскими безударными гласными. В безударной позиции русские гласные редуцируются (происходит редукция, или сокращение гласных). Редуцируются все гласные. Но гласные верхнего подъема (i, ы, u) редуцируются только количественно, т.е. звучат короче, чем ударные. Гласные а, о, е не только сокращаются, но и теряют свое качество. Первый тип редукции называется количественной. Второй – качественно-количественной. Редукция гласных а – о – е зависит от безударной позиции и характера предшествующего согласного (твердого или мягкого). По отношению к ударению выделяется два типа безударных позиций: а) первая предударная и б) все остальные (предударные и заударные).
Схема редукции гласных
Первая п/у позиция Все остальные 1) после твердого согласного 1) после твердого согласного о = а = Ù о = а = ъ в Ù дá / б Ù зáр път Ù лóк / съм Ù вáр е = ы (или э с ы- образным е = ъ оттенком): цынá/ жэн á цън Ù вóй 2) после мягкого согласного 2) после мягкого согласного о не встречается в лит.языке а = е = и (с э-образным а = е = ь оттенком): л’ьд Ù хóт/ п’ьт Ù чóк в’иснá/ п’итáк Тема эта будет вынесена и отработана на практических занятиях. Транскрипция будет проводиться в латинской графике.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 995; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |