КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Стратегии истории социологии
МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ СОЦИОЛОГИИ ВВЕДЕНИЕ Основные научные школы языкознания 1. Возникновение науки о языке в Древнем мире. Индия, Греция (Аристотель, стоики, александрийская грамматика). Начало логического взгляда на язык. 2. Средневековая наука. Латынь и ее роль в науке. Универсальная грамматика Пор-Рояль. Славянское языкознание. 3. Открытие Вильяма Джонза и начало сравнительно-исторического языкознания (компаративистики). Ф.Бопп, Р.Раск, Я.Гримм, А.Х.Востоков. 4. Немецлкая наука. Логическая школа языкознания (К.Беккер, Ф.И.Буслаев). 5. Натуральная школа А.Шлейхера. 6. Психологические школы языкознания: а) индивидуально-психологические школы. Немецкие младограмматики. б) социально-психологические школы. Казанская лингвистическая школа. ИА.Бодуэн де Куртенэ и его роль в мировой лингвистике. Другие школы российской лингвистики (Харьковская, Московская). 7. Социологические школы языкознания (Женевская и Французская). Фердинанд де Соссюр и его значение в мировой лингвистике. 8. Школы структурализма. 9. Современная лингвистика (трансформационная, порождающая, когнитивная, гендерная, концептуальная и др.).
Историю социологических учений и теорий можно рассматривать с точки зрения двух моделей. Одна из них тяготеет к системе, другая – к выделению своеобразия позиции каждого исследователя социальных процессов. П ервая раскрывает движение социологической мысли в ее «системном» видении, органической связи и выделяет главенствующее направление развития. Типология и классификация «теорий» и «учений», что характерно для «системного» видения истории социологии, несомненно имеет педагогическую функцию, поскольку ориентирует ум начинающего исследователя на постановку проблем и отыскание решений; она служит идентификации социологий, относя их к той или иной родственной группе. В то же время необходимо отметить, что типология не является невинным педагогическим приемом, которая готовит ко встрече с социологией. Очерчивая место, где можно было бы открыть социологию, типология порой сбивает с толку своей нейтральностью: диктует и учит приоритету единства системы по отношению ко множеству «Я» исследователей, ситуации – по отношению к исследованию в ситуации. В этом диктате история упраздняет себя в логике. В торая модель, напротив, приостанавливает, отсрочивает работу по идентификации и обращает внимание на специфичность, своеобразие и событийное содержание деятельности исследователя. Порой это своеобразие относят исключительно на счет индивидуальности самого исследователя. Но такая стратегия приводит, в конце концов, к психографическому, литературному (в лучшем случае) объяснению «теорий». Либо своеобразие видят в том, что существует определенная ситуация ее появления и существования: у нее есть резон если она выкраивает себе место и появляется в свое время, имеет причины в реальности, отражением которой она является. Однако такой социографический взгляд на историю социологии, с одной стороны, ведет к вуалированию своеобразия «теории», с другой – углубляет несоответствие между социальным воздействием учения и разрабатываемой исследователем проблематики. И если «система» «отменяет» историю в логике, то «графическая» модель рассеивает ее индивидуациях. Вероятно, только находясь на границе «историй» можно понять историчность социологии в ее истории.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1463; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |