КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Институционализация
Институционализация – это процесс, когда некая общественная потребность начинает осознаваться как общесоциальная, а не частная, и для ее реализации в обществе устанавливаются особые формы поведения, готовятся кадры, выделяются ресурсы. В процессе институционализации определяются и закрепляются социальные нормы, правила, статусы и роли, они приводятся в систему. Спонтанное и экспериментальное поведение заменяется на предсказуемое, которое ожидается, моделируется и регулируется. Например: институционализация какой-либо науки. Это предполагает принятие решений и постановлений, создание исследовательских организаций, бюро, служб и лабораторий, открытие при университетах, колледжах и школах соответствующих факультетов, отделений, кафедр и курсов подготовки профессиональных специалистов, издание журналов, учебников, монографий и т.д. В процессе институционализации возникают расхождения между интересами всего сообщества и интересами отдельных функциональных субъектов (групп или индивидов). Последние могут преследовать собственные цели под видом осуществления общественных задач. Примеры: прием на работу “своих”, осуществление политической ориентации через институт образования в советское время и т.д. В развитом виде социальный институт включает в себя следующие элементы: - ролевую систему, в которую включены также нормы и статусы; - совокупность обычаев, традиций и правил поведения; - формальную и неформальную организацию; - совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений; - обособленный комплекс социальных действий. Каждый социальный институт имеет свои символические культурные признаки (обручальное кольцо, флаг, герб, крест, иконы и т.п.) Институциональный кризис - обратный процесс, характеризующий падение авторитета данного института и снижения доверия к нему. Причиной кризиса служит неспособность данного института эффективно выполнять свои главные функции. Например, образования - учить детей, медицины - лечить и т.д. Типология социальных институтов. Все социальные институты подразделяют на главные (фундаментальные) и неглавные (частные). Вторые скрываются внутри первых, представляя собой более мелкие образования. Социальные институты подразделяются также: по временем своего возникновения и продолжительностью существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткостью применяемых санкций за нарушение правил, условиями существования, наличием или отсутствием бюрократической системы управления и т.п. 1. экономический - институты, организующие хозяйственную деятельность; 2. политический (в том числе военный) - институты власти; 3. образование – осуществляет коммуникацию между поколениями; 4. семейный - институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей; 5. религиозный - институты, организующие коллективное почитание богов. Институты возникли в глубокой древности. Социологи определяют производству (труду) не менее 2 млн. лет, если отправной точкой считать первые орудия труда. Семье антропологи отводят второе место и полагают, что нижняя граница проходит на отметке 500 тыс. лет. Государство существует примерно столько же, сколько и образование - 5-6 тыс. лет. Религия в своих первобытных формах (фетишизм, тотемизм и анимизм) появилась приблизительно 30-40 тыс. лет назад, хотя некоторые археологи, учитывая возраст древнейших наскальных рисунков (15 тыс. лет) и миниатюрных скульптур, отображающих зарождение культа Матери-Земли (25 тыс. лет), считают ее возраст несколько меньшим. Типы социальных институтов и их функции.
Американский социолог Роберт Мертон различал явные и латентные функции социальных институтов. Явные функции записаны в уставах, формально заявлены. Им сопутствует довольно строгая традиция или процедура (принятие специальных законов: об образовании, здравоохранении). Они более формализованы и подконтрольны. Латентные функции – те, которые осуществляются на самом деле (широкое значение). Узкое значение: те, которые осуществляются на самом деле минус явные. Они могут не осознаваться участниками и носить ненамеренный характер, складываются стихийно. В тестах будет использовано только узкое значение!!! Явная функция многих добровольных организаций в Америке (не только) заключается в объединении людей и служении на благо общества, латентная - в присвоении статусных признаков тем, кому разрешается принадлежать к подобным организациям. К явным функциям школы как института среднего образования относятся приобретение грамотности и аттестата зрелости, подготовка к вузу, обучение профессиональным ролям, усвоение базовых ценностей общества. Но у нее есть также скрытые функции: приобретение определенного социального статуса, который позволит выбраться на ступеньку выше, чем у неграмотного, завязывание прочных дружеских связей, поддержка выпускников в момент их вступления на рынок труда. Явными, т.е. достаточно самоочевидными функциями института высшего образования можно считать подготовку молодежи к освоению различных специальных ролей и усвоение господствующих в обществе ценностных стандартов, морали и идеологии, а неявными - закрепление социального неравенства, имеющего место при получении высшего образования. Пример. Церковь. Явные функции: связь мира естественного и сверхъестественного, коллективное поклонение богам, религиозное воспитание и образование, благотворительность. Латентные функции: контроль за поведением людей, доступ к власти, карьера, получение дохода, накопление богатства. Теории социальной стратификации. В широком значении слова, стратификация – это концепции, описывающие системы неравенства в обществе. Термин ввел в научный оборот наш бывший соотечественник, а затем известный американский социолог П.А.Сорокин (1889-1968). Им написана книга «Социальная мобильность» (1925), в которой он развивает основные идеи стратификационного деления общества. Социальная стратификация, по определению, есть дифференциация общества на иерархически расположенные слои (по убыванию и возрастанию какого-либо признака). Теории стратификации – это теории социального неравенства. Расслоение предполагает деление общества на слои, т.е. группы богатых, зажиточных, обеспеченных, бедных и очень бедных, или нищих. Под неравенством понимается неодинаковый доступ людей к экономическим ресурсам, социальным благам и политической власти. Предполагается, что неравенство существовало всегда. Для измерения неравенства используют в основном два показателя: богатство и доход. Однако сомнительно, что эти критерии можно приложить к ранним этапам развития человечества. Сорокин полагал, что в обществе может быть стратификация трех видов: экономическая, политическая и профессиональная. Экономическая стратификация. Показатели: доход и богатство. Богатство – запас активов разного рода. Могут быть в денежной форме и в форме недвижимости. Доход – любая сумма денег, полученных в виде зарплаты, пенсий, ренты, пособий, алиментов, гонораров и т.д. В развитых странах с рыночной экономикой модель социальной структуры общества напоминает «лимон», с многочисленным средним слоем, и относительно малочисленными высшим классом (элитой) и беднейшими слоями населения. В латиноамериканских странах она напоминает Эйфелеву башню, где имеет место широкое основание (бедные слои), вытянутая средняя часть (средние слои) и верхушка – элита. Профиль неравенства бывших социалистических стран – пирамида. Небольшой «высший», многочисленный «низший», малочисленный или почти отсутствует «средний». Самый распространенный и легкий в расчетах способ измерения неравенства – сравнение самого низкого и самого высокого доходов в данной стране. По уровню неравенства и бедности можно сравнивать между собой индивидов, народы, страны, эпохи. Можно подсчитать децильный коэффициент: сумма доходов 10% самых высокодоходных граждан разделить на сумму доходов 10% самых низкодоходных граждан. Другой способ – анализ доли семейного дохода, затрачиваемого на питание. Богатые платят за продовольствие всего 5-7% дохода. Чем беднее индивид, тем большая часть дохода тратится на питание, и наоборот. Находит свое подтверждение выведенная эмпирическим путем в середине Х1Х века статистическая закономерность: закон Энгеля (см. история эмпирической социологии). Он гласит: чем ниже доход, тем большая доля расхода должна быть предназначена для питания. С ростом доходов семьи абсолютные расходы на питание возрастают, но в отношении ко всем расходам семьи они снижаются, причем доля расходов на одежду, отопление и освещение изменяются незначительно, и резко возрастает доля расходов на удовлетворение культурных потребностей. Закон Швабе (1868) – чем беднее семья, тем выше доля расходов на жилище. В развитых странах доля удовлетворения потребностей в жилище в составе расходов велика: в США – 25%, во Франции – 27%, в Японии – 24% и т.д. В бывшем СССР она составляла 8%.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |