Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 10




Культура представляет собой систему социально приобретенных и передаваемых от поколения к поколению значимых символов, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.

Общество как социокультурная система

Лекция 9.

1. Определение понятия "культура ".

2. Три уровня культуры.

3. Н.Трубецкой о культуре европейцев и "дикарей".

 

При социологическом анализе социального взаимодействия, как основы общественной жизни, обычно обращают внимание на два важнейших результата этого взаимодействия. Первое – групповой характер общественной жизни, и второе – поведение людей в группах, которое регулируется и направляется определенной системой ценностей, идей, норм и правил поведения. Эти два аспекта социальной жизнедеятельности людей теснейшим образом связаны. Социальное взаимодействие людей регулярно воспроизводит как структуру социальных групп, так и систему ее ценностей и норм. Отмеченные две стороны общественной жизни в социологии принято обозначать двумя понятиями общество (социальная система) и культура (система культуры). Эти термины являются предельно широкими понятиями социологии, они обозначают две наиболее существенные стороны общественной жизни, в реальности тесно взаимосвязанные, но специально разделяемые в целях научного познания.

1. Определение понятия "культура". Термин "культура" латинского происхождения и первоначально означал "возделывание почвы ее культивирование". Первоначально под культурой понимались все изменения в природном объекте, происходящие под воздействием человека, в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. В дальнейшем слово "культура" получило обобщенное значение, и им стали называть все созданное человеком. При таком подходе культура предстает, как созданная человеком, вторая природа. Культура включает в себя результаты материального и духовного производства. Это общефилософский подход к культуре. Однако социологи трактуют культуру более узко.

2. Три уровня культуры. При социологическом анализе культуры можно выделить три ее уровня:

- Эмпирический – представлен учреждениями культуры (театры и библиотеки, кино, литература, искусство, наука, религия)

- Нормативный – под ним подразумевают входящие в данную культуру различные установленные нормы и правила, регулирующие поведение человека и социальных групп.

- Ценностный – объединяет фундаментальные ценности, идеи верования, символы. Этот уровень представляет собой как бы квинтэссенцию культуры, самую ее суть, ибо в нем сконцентрированы наиболее жизненно важные ценности и смысл существования общества.

Культура по отношению к обществу выступает как своеобразный резервуар духовных ресурсов, накопитель и хранитель всего ценного и положительного, что достигнуто людьми. Из этой сокровищницы человеческого опыта черпают свое вдохновение и поэт, и ученый, и художник, и инженер.

Обратим внимание на характерную особенность современной культуры, заключающуюся в том, что совокупность ее идей и значимых символов в значительной мере превышает реальные потребности общества. Многообразие и полифония современной культуры является действенным стимулом для раскрытия творческого потенциала человека, позволяет эффективно реализовать творческие возможности человеческой личности. Эта избыточность имеющихся духовных ресурсов призваны способствовать большей надежности общественной системы, помогает ей адекватно реагировать на непредвиденные изменения. Чем больше накоплен запас культурной информации, тем устойчивее и жизнеспособнее общество. Неустойчивость многих типов доиндустриального общества как раз во многом объясняется бедностью и ограниченность культурной информации, которая к тому же отличалась определенной ригидностью, жестко диктовала человеку способы действия, особенно это касалось морали, религии, способов получения научного знания, самого отношения к полученным знаниям и ценностям.

З. Н.Трубецкой о культуре европейцев и "дикарей". В то же время превосходство в культурном отношении индустриального и постиндустриального общества над традиционными, многими учеными ставится под сомнение. Крупнейший русский философ Н.Трубецкой считал равноценными и качественно несоизмеримыми культуры различных народов. Он говорил, что объявлять похожие на нас народы высшими, не похожие низшими произвольно, ненаучно и, наконец, глупо.

Нельзя считать европейскую культуру совершеннее всех прочих культур. Принятая в европейской науке классификация народов и культур, когда европейская цивилизация объявляется стоящей на вершине эволюционной лестницы по сравнению с культурой "дикарей", не выдерживает никакой критики. В своей работе "Европа и человечество" Н.Трубецкой убедительно развенчивает представление о превосходстве европейцев над другими народами.

"Европейцы приняли за венец эволюции человечества самих себя, пишет он, в результате получилась "лестница эволюции человечества". На вершине ее стоят романогерманцы (европейцы) и те народы, которые вполне восприняли их культуру. Ступенью ниже находятся "культурные народы древности", т.е. те народы, которые по своей культуре наиболее соприкасаются и сходствуют с европейцами. Далее культурные народы Азии: письменность, государственность и некоторые другие пункты культуры этих народов позволяют в них находить некоторое сходство с романогерманцами.

Точно также – "старые культуры Америки" (Мексика, Перу): впрочем эти народы несколько менее похожи на романо-германскую и, сообразно с этим, на эволюционной лестнице помещаются несколько ниже. Все же упомянутые до сих пор народы имеют настолько много черт внешнего сходства с романогерманцами, что их удостаивают лестного звания "культурных". Ниже их стоят уже "малокультурные народы". Наконец, совсем внизу помещаются "некультурные", "дикари". Это те представители человеческого рода, которые имеют наименьшее сходство с современными романогерманцами...

Нам говорят: сопоставьте умственный багаж культурного европейца, с умственным багажом какого-нибудь бушмена, ботокуда или ведаса, разве превосходство первого над вторым не очевидно? Однако мы утверждаем, что очевидность тут только субъективная. Лишь только мы дадим себе труд добросовестно и без предубеждений вникнуть в дело – очевидность пропадает. "Дикарь" – хороший дикарь-охотник. Обладающий всеми качествами, которое ценит в человеке его племя, – хранит огромный запас всевозможных познаний и сведений. Он в совершенстве изучил жизнь окружающей его природы, знает привычки животных, такие тонкости их поведения, которые ускользают от пытливого взора самого внимательного европейского натуралиста. Все эти познания хранятся в уме "дикаря" далеко не в хаотическом беспорядке.

Они систематизированы, правда, не по тем рубрикам, по которым расположил бы их европейский ученый, но другим, наиболее удобным для практических целей охотничьего быта. Кроме этих практически-научных познаний, ум "дикаря" вмещает в себе довольно сложную мифологию его племени, кодекс его морали, правила и предписания этикета, иногда тоже весьма сложного, наконец, более или менее значительный запас произведений изустной литературы своего народа.

Словом, голова "дикаря" "набита основательно, несмотря на то, что материал ее "набивающий", совершенно иной, чем у европейца. А вследствие этой разнородности материала умственной жизни "дикаря" и европейца их умственные багажи следует признать несравнимыми и несоизмеримыми между собой, поэтому вопрос о превосходстве одного над другим надо считать неразрешимым...

Культурные европейцы гордятся изысканностью своих манер, тонкостью своей вежливости. Но не подлежит сомнению, что правила этикета и условности общежития у многих "дикарей" гораздо сложнее и более детально разработаны. В заботе о наружности "дикари" проявляют гораздо больше сложности, чем многие европейцы. Если все эти осложнения можно отнести к нецелесообразным чудачествам, то в жизни "дикарей" есть целесообразные институты, гораздо более сложные, чем соответствующие европейские.

Но если так, если европейцы не совершеннее "дикарей", то эволюционная лестница, приведенная выше, должна обрушиться. Вместо лестницы мы получаем горизонтальную плоскость. Нет высших и низших. Есть только похожие и непохожие. Представление о том, что европейцы совершеннее других народов, утверждал Н.Трубецкой объективно было направлено на оправдание империалистической колониальной политики "великих держав" Европы и Америки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 593; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.