Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль социального мифа в функционировании и развитии общества

Лекция 17.

1. Современное понимание социального мифа.

2. Функции социального мифа.

3. Роль средств массовой информации в формировании социального мифа.

 

1. Современное понимание социального мифа. В процессе взаимодействия человек вырабатывает общее отношение к предметам и явлениям окружающего мира. Эту картину мира, которая складывается в коллективном сознании людей – племени, народа или нации называют социальным мифом. Миф не является научным построением, хотя определенное взаимодействие между научным и мифологическим объяснением мира имеется.

Социальный миф это скорее явление обыденного сознания, которым люди руководствуются в своей повседневной деятельности. И в этом своем качестве миф непосредственно влияет на поведение и психологическое самочувствие людей.

Например, некоторые индейские племена искренне верят в то, что они своими заклинаниями и ритуалами помогают их отцу "Солнцу" каждодневно пересекать небесный свод. По их глубокому убеждению, без этой духовной деятельности Земля погрузится во мрак и тьму. Сознание важности своей миссии на Земле сделало эти племена гордыми, спокойными и невозмутимыми.

Однако мифотворчество характерно не только для традиционного общества. Каждому времени, каждому обществу соответствует свой миф, состоящий из великого множества мифов, который воздействует на реальность, создавая, изменяя или разрушая ее.

Современным подросткам трудно понять, почему их родители так стремились на строительство Байкало-Амурской магистрали, им непонятно, как можно было обсуждать личные проблемы на партсобраниях или отказываться от родственников и близких, которых забрали на Лубянку.

Они не могут понять той жизни, потому что они живут уже в другом мире. А для того, чтобы осознать что двигало людьми в ту или иную эпоху, нужно обязательно проникнуться всей существующей системой мифотворчества теми идеями, убеждениями и ценностями, которые существовали и определяли в то время поступки людей.

Для того, чтобы лучше понять, что такое миф, рассмотрим сначала его классическое толкование. Миф (гр. Mythos, лат. Mythos) – это повествование, сказка, история богов. Мифы содержат религиозно окрашенные изображения явлений и процессов природы и мира, воплощённых в человеческих образах. Духовные и природные силы выступают в них как боги и герои, совершающие поступки и переживающие страдания наподобие человеческих.

Исходя из этого понимания мифа, можно уже заключить, что он обеспечивает связь между реальным миром и миром сознания человека. Он передаёт сущность явлений и выражает её в образах, которые часто гораздо доступнее пониманию, чем словесные понятия.

Можно строго и объективно описать природу и социальный строй Древней Греции, но мы ни чего не поймем в греческой жизни и истории, если не примем во внимание, что боги и демоны были для греков абсолютной стопроцентной реальностью, которая определяла все решения от частных до государственных.

Современное понимание социального мифа во многом наследует классическую традицию. В чём же его сущность и какая роль ему отведена в обществе?

Русский философ А.Ф.Лосев в своей книге "Диалектика мифа" писал, что миф это "Наиболее яркая и самая подлинная действительность. Это – совершенно необходимая категория мысли и жизни, далёкая от всякой случайности и произвола", обладающая своей собственной истинностью, достоверностью, закономерностью и структурой. Миф является "реальной, вещественной и чувственно творимой действительностью". Если вдуматься в это, то можно прийти к выводу, что, миф это наша живая действительность, такая, какой мы её воспринимаем.

Иногда можно услышать, что не очень правдивое описание какого-либо явления или события называют мифом, т.е. выдумкой. Такая трактовка мифа, встречающаяся в обиходной речи, не имеет ничего общего с научным, социологическим подходом, при котором миф изучается как жизненная реальность.

Миф формирует жизнь как единство. Он соединяет человека и окружающую действительность, ибо существует лишь постольку, поскольку он активно поддерживается, либо пассивно признаётся членами общества. Миф соединяет представления человека и его действия, определяя роль человека в обществе, его поступки и восприятие самого себя.

2. Функции социального мифа. Миф в обществе выполняет целый ряд самых разнообразных функций, с помощью которых люди направляют свои усилия в определенном направлении, поддерживают единство общества. Рассмотрим некоторые функции мифа.

Энергетическая. Миф в общественной и личной жизни связывает социальную энергию людей и направляет людей на те или иные действия или проекты. Господствующая в обществе мифология обычно одобрена обществом и если, например, какие-либо планы правительства не находят поддержку в обществе, то они как правило и не реализуются, оставаясь благими пожеланиями.

Созидание коллективов. Каждый коллектив формируется на основе определённого мифа: миф о конвейерном производстве и его эффективности, футбольный миф, миф о свободе и независимости народа. Эти разнообразные коллективы возникают потому, что мифы обеспечивают им координацию восприятия и поведения многочисленных разрозненных индивидов, объединенных мифом.

Формирование идентичности. Миф формирует коллективную идентичность. Она реализуется через ценности и нормы, которые с одной стороны, обеспечивают единение субъекта (члена коллектива) с объектом (коллективом), а с другой, для личности выступают орудием соединения представления с поступком.

Большую роль играет миф в формировании национальной идентичности. Национальный миф это подлинная основа нации, и уже на его основе создаются культурная и политическая "надстройки". Это не миф, который отражает прошлое, а миф, который представляет собой сегодняшнюю реальность.

Воспроизведение коллективной идентичности. Следует отметить также, что сам миф представляет собой условие сохранения коллективной идентичности. И его исчезновение ведёт к распаду соответствующих коллективов.

Например, единство союзных республик в СССР поддерживалось, в том числе и социальным мифом о формировании новой общности людей – "советский народ". Ослабление этого мифа вследствие стремления к национальной независимости некоторых республик, способствовало и распаду союза.

Формирование и структурирование пространства. Есть еще одно важное свойство мифа – каждый миф формирует своё собственное пространство, в котором можно выделить центр, периферию и разные степени отдаления от центра. Как правило, периферия – это пространство борьбы с другими мифами.

Например, сейчас многие считают, что социализм теоретически дискредитирован, но как миф он живёт в обществе, поскольку не только продолжает "заряжать" своих сторонников, но и обеспечивает пространственное структурирование, разделяя мир по ту и эту стороны бывших советских границ.

Итак, социальный миф, в сущности, определяет жизнь общества. Но как уже было сказано, он не возникает из ниоткуда. Его тоже творят люди. Они выдвигают определённые идеи, убеждают других в их истинности, воплощают их в жизнь. В итоге получают "реально, вещественно и чувственно творимую действительность", о которой писал А.Ф.Лосев.

Социальный миф, усвоенный индивидуальным сознанием личности, становится мировоззрением человека. Оно включает и понимание мира, и самого себя в этом мире. Некоторые люди считают, что могут прожить и без мировоззрения.

На самом деле они просто не осознают те идеи, которые руководят их действиями. И последствия таких действий могут быть далеко не безобидными. Для того, чтобы принимать взвешенные, ответственные решения человек должен отвлечься от сиюминутных проблем и разобраться в сущности своего собственного представления о мире.

З. Роль средств массовой информации в формировании социального мифа. Особенно актуально вопрос о мифотворчестве стоит сегодня – в век массовых коммуникаций, которые берут на себя функции внедрения мифов в сознание людей.

Известный американский социолог Райт Миллс отмечает, что современные средства массового общения проникли не только в область нашего познания внешней действительности, они проникли также и в область нашего самопознания.

Они снабдили нас новыми образами и мерилами, по которым мы судим о себе, и внушили нам новые устремления, связанные с тем, какими мы хотели бы быть и какими хотели бы казаться. В преподносимых ими образцах поведения, они предложили нам новую, более крупную по масштабам шкалу самооценок.

Можно сказать, СМИ включают в поле зрения читателя, слушателя или зрителя более многочисленные и высокие эталоны -действительные или воображаемые, представленные наглядно или символически, лично ему известные или случайно перед ним мелькнувшие, – на которые ему предлагают равняться. Они расширили тот разряд людей, у которых мы ищем подтверждения наших представлений о самих себе. Более того, в материалах современных газет радио и телевидения человеку предлагаются образцы и мерила, с помощью которых он судит о себе и мире. Средства массовой информации выполняют функции создателей и творцов социального мифа, и это сказывается на жизни общества.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Взгляды Н.Бердяева на Коммунизм как новую религию | Строение вещества
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1987; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.