КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы стимулирования привлечения капитала странами импортерами
Практикой многих стран выработаны универсальные методы стимулирования привлечения капитала, которые обычно объединяют в следующие группы: · Экономические стимулы · Финансовые стимулы · Нефинансовые стимулы ЮНКТАД и ОСЭР определяют инвестиционные стимулы как любую государственную меру, имеющую своей целью повлиять на принятие решения об инвестировании или ведущую к увеличению прибыли в зависимости от экономического положения страны, конкретной цели хозяйственной политики, интересов отдельных финансово промышленных групп и т.д. Государства, используя самые разнообразные меры или методы, стремятся, с одной стороны, привлекать капитал из-за рубежа, отслеживая, однако, чтобы эти инвестиции направлялись в те отрасли и те сферы, в которых заинтересована страна-реципиент. С другой стороны государство стремиться дать возможность национальным фирмам инвестировать за границей, но в пределах, обеспечиваемых возможностями платежного баланса и не наносящих ущерба потребностям внутреннего финансирования. Экономические методы включают: · Налоговые стимулы. · Стимулы, связанные с амортизационной политикой и, прежде всего, с политикой ускоренной амортизации. Например, в Австрии широко используется ускоренное списание амортизации, что позволяет иностранным инвесторам укрывать в амортизационном фонде часть прибыли, освобождая ее, таким образом, от налогов. В результате за счет амортизации в 90е годы 20 века в Австрии финансировалось в среднем 2/3 валовых инвестиций. Ускоренное амортизационное списание создает значительные расхождения между рыночной и балансовой стоимостью основных фондов. В итоге балансовая стоимость оказывается заниженной. Продажа основных фондов по рыночным ценам позволяет получить дополнительную прибыль, которую в соответствии с правилами можно использовать только на новые капиталовложения. · Стимулы, связанные с таможенной политикой. Целью таможенной политики является защита национальных товарных рынков от неблагоприятных внешних воздействий. В развитых странах, таких например как США, странах Европейского союза, политика сводится обычно к обложению импортируемых товаров таможенной пошлиной, хотя иногда могут применяться импортные квоты в отношении определенных товаров из определенных стран (сейчас, например, текстиль из развивающихся стран). В менее развитых странах применяются также экспортные пошлины и/или квоты. При импорте помимо таможенных пошлин взимается также НДС (если он есть в данной стране). Обычно при определении импортных пошлин применяется та или иная система преференций, т.е. ставки пошлин дифференцируются в зависимости от страны происхождения товара в одностороннем порядке или на основе международных соглашений (например, беспошлинный импорт в ЕС из многих развивающихся стран). Страна может входить в таможенный союз с другими странами. Например, Кипр сейчас состоит в таможенном союзе с ЕС. Это значит, что таможенное законодательство унифицировано, а пошлины частично отменены, но таможенный контроль на границе сохраняется. Страны ЕС образуют единое таможенное пространство. Это значит, что движение товаров между странами Союза происходит без ограничений, таможенного контроля и взимания пошлин. Используется также система освобождения от таможенных платежей импорта оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также регулирование уровня ввозных таможенных пошлин в зависимости от степени переработки товаров. Так в России для большинства сырьевых товаров и комплектующих установлена минимальная 5% ставка. В то время как для готовых изделий она в 2-5 раз выше. Тем самым создаются предпосылки для привлечения иностранного капитала в развитие на территории России производственных мощностей по изготовлению готовых изделий. Кроме того, используется введение поощрительных пошлин для товаров инвестиционного назначения, более широкое применение режима свободного склада. Имеется в виду создание свободных складов свободного и производственного типа, которые могли бы стать базой для развития производства конкурентоспособной и импортозамещающей продукции. Методы налогового стимулирования занимают основное место. Конкурируя за иностранный капитал, страны-реципиенты устанавливают для иностранных инвесторов налоговые каникулы на несколько лет. В настоящее время они наиболее продолжительные в Гонконге, где в отдельных отраслях доходят до 10 лет. Но, как правило, льготный период составляет 3-5 лет с момента начала функционирования предприятия с иностранным участием. Инвесторы могут освобождаться от всех прямых, а иногда, и от косвенных налогов, если последние препятствуют обретению компанией достаточной конкурентоспособности в период освоения производственных мощностей. Одной из форм налоговых льгот является освобождение от налогов новых инвестиций. Обычной льготой во многих странах является льготное налогообложение реинвестируемых в производство прибылей, которые облагаются по пониженной ставке, либо вообще вычитаются из суммы подлежащей налогообложению прибыли. Может устанавливаться также мораторий на обложение налогом инвестиций, например, на создание основного капитала. Конечно, применяются и другие льготы. Любая страна при определении своей системы налогообложения обязательно учитывает ту систему, которая применяется в других странах. В настоящее время на Западе обсуждаются вопросы упрощения системы налогообложения. В частности обсуждается ряд подходов к упрощению налогообложения среди них: · Рассматривается вопрос о переходе к системе единого налога на расходы При таком подходе облагаться налогом будут только потребительские расходы граждан, а все виды накоплений и инвестиций граждан и юридических лиц будут полностью освобождены от налогов как общественно полезные и поддерживаемые государством. · Снижение налоговых ставок Этот процесс идет практически во всех странах и развивающихся, и развитых. Компании таких стран благодаря снижению налогового компонента в издержках производства наиболее успешно продают свою продукцию на мировом рынке. Сейчас на мировом инвестиционном рынке преимущества имеют те страны, которые проводят рациональную и сдержанную налоговую политику. Как показал анализ в большинстве таких стран: ► Установлены налоговые ставки на уровне ниже среднемировых. Не применяется для основной массы получателей дохода прогрессивная ставка налогообложения. ► Установлены такие правила расчета налогооблагаемой базы, при которых инвестиции в производство и производительные накопления граждан и предприятий фактически полностью освобождаются от налогообложения. Но уменьшение налоговых ставок, а в отдельных случаях и полная отмена всех налогов, ведет к проблемам в межстрановых налоговых отношениях. Высокоразвитым странам сложно в налоговой конкурентной борьбе противостоять развивающимся, поэтому национальные капиталы выводятся из высоконалоговых материнских стран, превращаясь, таким образом, в транснациональные. Вслед за капиталом в низконалоговые страны переводятся и другие ресурсы: · Современное производство · Новейшие технологии · Рабочая сила и т.д. Все это обуславливает уменьшение налоговых поступлений и дефициты в странах – источниках капиталов. В частности в европейском регионе увеличилась безработица, снизилась покупательная способность и уровень потребления. Как считается, ответом на это явилось движение антиглобалистов. Налоговые потери от перетекания производств могли бы компенсировать повышенные таможенные пошлины на импорт, но при высокой безработице и снижении потребительского спроса населения такие меры могут ухудшить социально-политическое положение страны. Кроме того, экономическая политика большинства государств имеет прямо противоположные тенденции. Наконец практика свидетельствует, что снижение корпоративных налогов в последние годы в странах Европы и в России, не остановила процесса утечки капиталов. Сегодня в мире существует множество территорий с более высокой инвестиционной привлекательностью, где налоги намного ниже или вообще отсутствуют. Мировые экономические центры, как считается, сместились в сторону Юго-восточной Азии и Южной Америки. В этих условиях единственным способом решения данной проблемы может быть только полная отмена налогов на производителей и компенсационный перенос недополученных налоговых поступлений на потребителей. Только в этом случае вывоз капитала станет экономически нецелесообразным. Таким образом, возвращаясь к первому варианту упрощения системы налогообложения, замена налогов на производителей налогами на потребителей не является переносом налогового бремени с производителя на потребителя. В цену всегда закладывается налог на производителей. Примерно неизменной остается лишь норма чистой прибыли. PwC сделал вывод, что столь же эффективно, как снижение налогов способствуют притоку капитала и иностранного, и внутреннего усилия государства направленные на уменьшение непрозрачности экономики. PwC отмечает, что большая прозрачность экономики характерна для стран с высоким экономическим ростом и доходностью корпораций, где государства устойчиво отслеживают любые изменения в экономической сфере. Например, в Швеции, Дании, Японии, США очень трудно избежать вопросов со стороны властей при реализации крупномасштабных экономических проектов. Применение показателя прозрачности распространилось в мировой практике сравнительно недавно. Режим прозрачности предполагает своевременное уведомление инвесторов об изменениях в инвестиционных режимах принимающих стран, в том числе посредством публикаций или с помощью иного способа доведения до иностранных инвесторов информации об инвестиционных режимах, действующем законодательстве, внесении в него изменений и дополнений и т.д. PwC ежегодно ведет анализ прозрачности в 35 странах мира. Существует ряд индексов (5) характеризующих прозрачность экономики. PwC были проведены расчеты, показывающие, что страны, имеющие наиболее высокие индексы прозрачности, привлекают гораздо больше иностранных инвестиций. Финансовые методы: · Субсидии · Займы · Кредиты под низкие проценты и гарантии их предоставления · И т.д. Как правило, основная часть выделяемых таким образом средств приходится на сферы, которые нуждаются в специальной помощи государства, но такая поддержка обычно предоставляется на условии, что наряду со средствами, которые предоставляет государство, в проект будет вложена значительная сумма из частных источников. Такими сферами обычно являются: · освоение конкретных регионов страны, как правило, депрессивных · развитие определенных отраслей промышленности · создание новых рабочих мест. Например, в Испании, в качестве основного стимула привлечения иностранного капитала, выступают субсидии или гранды. Последние предоставляются для осуществления инвестиций как иностранными, так и отечественными инвесторами в определенных географических районах Испании и секторах экономики, которые являются актуальными в экономической программе правительства. Субсидии могут использоваться на покупку земельных участков, строительства, приобретения зданий и оборудования, подготовку кадров. В большинстве регионов, находящихся в состоянии экономической депрессии, субсидии могут покрывать до 75% стоимости проектов. Кроме того субсидии предоставляются для широко круга отраслей: горнодобывающая и обрабатывающая, особенно с применением передовых технологий, пищевая, сельское хозяйство, материально-техническое обеспечение, туризм. Методы экономического и финансового стимулирования привлечения иностранного капитала весьма разнообразны. Они существенно различаются в разных странах в зависимости от их политических, экономических и других условий. Но в последние годы в зависимости от избранных приоритетов и имеющихся собственных ресурсов правительства многих стран практикуют сочетание рассмотренных методов стимулирования (экономических, налоговых, финансовых). Большую роль играют и нефинансовые методы стимулирования привлечения капитала. Не вызывает сомнения, что иностранный инвестор пойдет только в страну с хорошим инвестиционным климатом и соответствующими условиями. Нефинансовые методы стимулирования преследуют цель создания условий для эффективного функционирования иностранного инвестора и включают обеспечение инвестора необходимыми факторами производства, информацией и службами управления. Вплоть до развития транспорта, связи и других коммуникаций, т.е. создания инфраструктуры. Особое место в ряду нефинансовых стимулов занимают свободные экономические зоны. В мире накоплен большой опыт действия таких зон. Венеция, Одесса – древнейшие СЭЗ. Существует множество разновидностей СЭЗ (от 20 до 27 наименований СЭЗ). В широком смысле под СЭЗ понимают определенные государством территории или районы, где благодаря льготному налоговому, таможенному и законодательным режимам для инвестора создается благоприятная экономическая обстановка. Согласно имеющимся определениям, в частности Киотской конвенции 1973 года, и практике функционирование, подобные зоны предполагают, прежде всего, полностью или частично свободное, т.е. беспрепятственное, перемещение товаров, услуг, интеллектуальной собственности, инвестиций и людей (рабочей силы и специалистов) через государственные и таможенные границы, отделяющие мировой рынок от ограниченной территории государства. СЭЗ на практике создаются на основе следующих двух подходов: 1. территориальный подход Подразумевает под образованием СЭЗ выделение определенной территории, распространение специального льготного режима на предприятия, находящиеся на этой территории. 2. функциональный подход Предполагает особый режим, распространяемый на определенный вид предпринимательской деятельности, т.е. статус субъекта зоны со всеми предоставляемыми льготами получают отдельные предприятия, относящиеся не к определенной территории, а к той или иной отрасли. С точки зрения функционального назначения зоны обычно подразделяют на 4 типа: 1. Торгово-складские 2. Промышленно-производственные 3. Технико-внедренческие 4. Сервисные На практике, как правило, «чистого» типа зон, специализирующихся на одной функции нет. Наиболее распространены комплексные или комбинированные зоны, в которых сочетаются торговые, таможенные, производственные, исследовательские функции и т.д. Как правило, при формировании СЭЗ применяется достаточно широкий набор льгот и стимулов для иностранных инвесторов, которые, конечно, имеют некоторую специфику в каждой конкретной зоне. Но, как правило, предусматривается: 1. полная или частичная отмена таможенных пошлин, федеральных и региональных налогов 2. свободный перевод из зоны прибыли и капитала для иностранных инвесторов 3. предоставление льготных кредитов, аренды земли, услуг по льготным тарифам, необходимой инфраструктуры 4. возможность самостоятельного определения сроков амортизации. Наиболее распространены в мире свободные торговые зоны, которые действуют чаще всего в индустриально развитых странах. В развивающихся странах наибольшее распространение получили свободные производственные зоны (для экспортного производства). Эти зоны имеют смысл, когда пошлины или акцизы на вывоз готового товара меньше, чем на ввоз материалов, требующихся для их изготовления. Часто это имеет место в химическом, спиртовом и фармацевтическом производстве. В этих зонах создание благоприятного режима для иностранного инвестора подчинено задаче увеличения объема и расширения структуры экспорта принимающих стран. Для этих зон характерна моноотраслевая направленность развития (как правило, электронная или текстильная промышленность). Такая узкая специализация не всегда способствует быстрому развитию принимающих стран, но с другой стороны специализация позволяет быстро приспосабливаться к изменяющейся конъюнктуре данного товара на мировом рынке. Высокоразвитые страны отдают предпочтение созданию технологических парков или технополисов. Такие зоны обычно не преследуют цель привлечения иностранных инвесторов, но благодаря соединению научного и промышленного потенциала в этих зонах иностранный инвестор сам заинтересован в проникновении в такие зоны. Крупнейшие зоны: Силиконовая долина. В России: в Дубне, в Зеленограде, на базе МГУ и др. Таким образом, в мире существует развитая система стимулирования иностранных инвесторов. Промышленно развитые страны отдают предпочтение финансовым методам перед фискальными, что объясняется безадресностью последних. Сейчас, однако, появилась тенденций комплексного использования финансовых и налоговых стимулов. Развивающиеся страны отдают предпочтение налоговым методам, что связано с недостатком у них финансовых ресурсов. В последние годы широко используется система создания свободных экономических зон, которые являются как бы конгломератом всех методов поддержки. Однако вопрос об эффективности применения инвестиционных стимулов оценивается неоднозначно. Эксперты ОЭСР и ЮНКТАД считают, что инвестиционные стимулы не оказывают значительного влияния на уровень иностранных инвестиций ни в развитых, ни в развивающихся странах. Вместе с тем наличие стимулов позволяет повысить прибыль от конкретных проектов. Обостряющаяся конкуренция между странами-реципиентами привела к тому, что сейчас многие страны предлагают практически одинаковый пакет стимулов. Это приводит к тому, что стимулы нейтрализуют друг друга и поэтому очень трудно определить их влияние на общий уровень инвестиций. Формально это означает, что эффективность применяемых в мировой практике стимулов снижается. Но эксперты замечают, что с другой стороны страна или регион, которые пойдут в одностороннем порядке на отмену стимулирующих мер рискуют потерять значительный объем инвестиций. В связи с этим интересны выводы экспертов международной консалтинговой компании Макензи, изучившей опыт работы ТНК в 4 странах, а именно Индии, Бразилии, Мексики и Китая. Материалом для исследования послужили статистические данные и интервью с менеджерами компаний, работающими в области автомобильной промышленности, бытовой и электротехники, розничной торговли, банковских услуг и информационных технологий. Главный итог этих исследований заключается в следующем: «мы не нашли доказательств, что такие меры по привлечению прямых иностранных инвестиций как стимулы (налоговые), импортные барьеры, ограничения на операции (такие как локализация производства) эффективны… Во многих случаях они не достигают цели и влекут за собой значительные издержки». По мнению этой компании, правительствам, добивающимся прихода иностранных инвесторов, следует стимулировать конкуренцию, обеспечивать равенство перед законом и развивать инфраструктуру.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2076; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |