Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Динамика и структура иностранных инвестиций в РФ на современном этапе




Законодательное регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации

Определенный пересмотр подходов к привлечению и использованию иностранных инвестиций начал проявляться уже в конце 80-х гг. (что было связано, например, с первыми попытками формирования свободных экономических зон). Но наиболее кардинальные сдвиги в отношении к иностранным инвестициям произошли в начале 90-х гг., в период уже самостоятельного развития экономики России после распада СССР.

Привлечение иностранных инвестиций является важной составной частью макроэкономической политики любого государства и особенно стран с переходной экономикой. В последние десятилетия резко возросла потребность в разработке международно-правовых основ регулирования движения международных инвестиций.

Будучи страной с переходной экономикой, перед которой стоят серьезные задачи структурных преобразований и модернизации национальной экономики, Россия, заинтересованная в привлечении иностранных капиталов, должна активно участвовать в разработке и заключении двухсторонних и многосторонних соглашений, касающихся регулирования международных потоков капитала.

Важным источником в регулировании инвестиционных отношений являются международные договоры, заключенные Российской Федерацией, которые восполняют пробелы, существующие в национальном законодательстве.

Наиболее важными международными договорами, регулирующие отношения в области инвестиций, являются:

· двухсторонние соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций;

· двухсторонние соглашения об избежании двойного налогообложения;

· Сеульская конвенция 1985 года об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций;

· Вашингтонская конвенция 1965 года о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами-реципиентами капитала и частными иностранными инвесторами.

Задачей двухсторонних соглашений является предоставление иностранным инвесторам необходимых правовых гарантий, закрепление основных условий осуществления инвестиций. В России такие соглашения заключаются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.06.2001 № 456 «О заключении соглашений о взаимном поощрении и взаимной защите капиталовложений».

Двухсторонние соглашения содержат нормы по основным вопросам, касающимся иностранного инвестора:

· правового режима инвестиций;

· гарантий в случаях национализации и экспроприации;

· порядка перевода за рубеж прибылей и других платежей;

· порядка рассмотрения и разрешения инвестиционных споров.

В настоящее время Россией заключено более 60 двухсторонних соглашений о поощрении и взаимной защите иностранных инвестиций (с учетом соглашений, заключенных СССР).

Помимо заключения двухсторонних соглашений, Россия участвует в многосторонних соглашениях. Задачей Сеульской конвенции об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 года, в которой России участвует с 22 декабря 1992 года, является предоставление гарантий прямым инвесторам. В 1992 году Россия присоединилась к МВФ и Всемирному банку (МБРР и МФК), а также к Конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МАГИ), устанавливающей международный механизм страхования иностранных инвестиций. Это очень важно, поскольку страхование инвестиций позволяет в определенной степени смягчить негативные последствия такого сдерживающего иностранные инвестиции фактора, как политическая и социально-экономическая нестабильность в принимающей стране. Сегодня влияние этих факторов в России остается существенным. В июле 1992 года Россия присоединилась к многосторонней Вашингтонской конвенции о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и физическими и юридическими лицами других стран, в соответствии с которой был создан Международный центр по урегулированию инвестиционных споров – МЦУИС.

Мировая практика выработала универсальный набор мер, используемых для привлечения иностранного капитала:

· Налоговые стимулы – налоговые льготы, «налоговые каникулы», освобождение от таможенных пошлин и сборов и др.

· «Налоговые каникулы» – полное или частичное освобождение коммерческой организации от уплаты налога на прибыль в течение определенного периода времени после размещения инвестиций. В России налоговые каникулы применяются в Новгородской и Тверской областях, Чувашии, Татарстане, Самаре, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и др.

· Финансовые стимулы – различного рода субсидии, предоставление кредитов и займов по льготным условиям, гарантии их получения.

· Нефинансовые стимулы – создание благоприятного климата для эффективного функционирования иностранного капитала, развитие законодательной базы и необходимой инфраструктуры (транспорта, связи и др.), создание свободных экономических зон и т.д.

Многие страны, в том числе развивающиеся государства и страны с переходной экономикой, включают в свои национальные законодательства положения, которые гарантируют иностранным инвесторам:

· право пользоваться справедливым и недискриминационным режимом, т.е. условиями, благоприятствующими их деятельности;

· право беспрепятственно распоряжаться прибылью;

· право на репатриацию прибыли – вывоз прибыли иностранным инвестором из страны её получения;

· право на достаточную компенсацию – справедливую рыночную стоимость национализируемого иностранного имущества;

· недопущение так называемой ползучей экспроприации, т.е. введения принимающей страной таких методов регулирования иностранных инвестиций, которые имеют целью их фактическую конфискацию;

· включение в законодательные акты и тексты договоров стабилизационных («дедушкиных») оговорок (grandfather’s clause) – положение, согласно которому в течение времени, предусмотренного оговоркой, на инвестора не распространяется действие законодательных и нормативных актов, принятых после того, как инвестор приступил к капиталовложениям, и изменивших условия его деятельности в худшую сторону.

По российскому законодательству стабильность условий для иностранного инвестора гарантируется в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования указанного проекта за счет иностранных инвестиций. Правительство РФ может принять решение о продлении срока действия прежних условий.

Выделяются три этапа в развитии законодательства РФ об иностранных инвестициях.

Первый этап, охватывающий период с 1989 года по 1996 год, начинается одновременно с проведением экономических реформ и совпадает с периодом приватизации государственной собственности. На данном этапе инвестор понимается в первую очередь как иностранный инвестор, в привлечении которого видится основная и главная цель регулирования. В этот период принимается Закон РСФСР от 4 июля 1991 года № 1541-1 «Об иностранных инвестициях в РСФСР». Задачей данного закона было регулирование правовых экономических основ осуществления на территории России различных видов иностранных инвестиций в целях привлечения и эффективного использования в российской экономике иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой зарубежной техники и технологий и управленческого опыта. Закон и принятые в его развитие меры послужили стимулом для активизации притока в Российскую Федерацию иностранных инвестиций. За 1991 год количество предприятий с иностранными инвестициями увеличилось в России в два с половиной раза и приблизилось к полутора тысячам, а за 1992 год достигло 2533. В период 1991-1993 года в центре внимания президента и правительства РФ находились вопросы порядка создания предприятий с иностранными инвестициями и создания специальных финансовых институтов, обеспечивающих приток иностранного капитала. В 1993 году был принят Указ Президента РФ от 24.12.1993 г. № 2285 «Вопросы соглашений о разделе продукции при пользовании недрами», в соответствии с которым были заключены существующие в настоящее время соглашения.

Второй этап охватывает период примерно с начала 1996 года по 1999-2000 гг. На данном этапе происходит формирование инфраструктуры рынка портфельных инвестиций, складывается система органов государственного регулирования рынка финансовых услуг, развиваются институты этого рынка. Приняты Федеральный закон от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», Федеральный закон от 29 октября 1998 года № 164-ФЗ «О лизинге», Федеральный закон от 5 марта 1999 года № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», Федеральный закон от 23 июля 1999 года № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» и др. И главное – 9 июля 1999 года был подписан Федеральный закон № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», который является в настоящее время основным законом, регулирующим иностранные инвестиции в России. Составленная на основе указанных законов нормативная база способствовала формированию инфраструктуры рынка ценных бумаг и привлечению иностранного капитала.

Третий (современный) этап, продолжающийся и в настоящее время, связан с дальнейшим развитием законодательства об иностранных инвестициях, выработкой путей совершенствования законодательства, приведением его в соответствие с международными нормами. Одним из направлений развития законодательства стало движение в сторону диверсификации форм и способов осуществления инвестирования.

К числу законов, обеспечивающих расширение инвестиционных возможностей, предоставляемых инвесторам, следует отнести: Федеральный закон от 29 ноября 2001 года № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»; Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

Таким образом, положительной тенденцией в развитии законодательства, характеризующей современный этап следует признать постепенное приведение действующего инвестиционного законодательства в соответствие с международными нормами. Постепенно стираются различия в регулировании иностранных и национальных инвесторов. Это основная тенденция развития законодательства об инвестициях.

В целом для периода 90-х гг. XX в. (до 1999 г.) был характерен, по существу, обвальный экономический спад (по объемам ВВП, промышленного и сельскохозяйственного производства и т.д.) и особенно в инвестиционной сфере. К 1998 г. инвестиции в основной капитал составили всего 21 % от уровня 1990 г. Начиная с 1999 г. проявились признаки повышения активности в инвестиционной сфере, в 2002 г. инвестиции в основной капитал составили 29 %, а в 2003 г.– примерно 1/3 от уровня 1990 г. При этом ВВП России в 2002 г. составил 74 % от уровня 1990 г., в 2003-2007 г. – 78-79 %. Таким образом мы видим, что инвестиции в основной капитал восстанавливались после экономического спада 90-х гг. значительно медленнее, чем ВВП.

С начала 90-х гг. XX в. до начала 2000-х гг. можно выделить следующие основные этапы привлечения иностранных инвестиций в Россию (на примере прямых иностранных инвестиций). Первый этап – начиная с 1991 г. и до финансового кризиса августа 1998 г., когда рубль «упал» по отношению к доллару в течение одного месяца в 4 раза.

В этот период прямые иностранные инвестиции в РФ возра­стали. Если за три года (1991-1993) их общий объем составил 2,9 млрд долл. (т.е. менее 1 млрд долл. в год), а в 1994 г. – 1,05 млрд долл., то в 1997 г. – уже 5,3 млрд долл. К концу 1997 г. в России было зарегистрировано 25,7 тыс. предприятий с ино­странными инвестициями, в том числе и предприятия со 100 %-м участием иностранного капитала.

Второй этап характеризовался спадом прямых иностранных инвестиций в связи с негативными последствиями финансового кризиса августа 1998 г. В 1998 г. прямые иностранные инвестиции составили 3,5 млрд долл. (по сравнению с 5,3 млрд долл. в 1997 г.). Для третьего этапа (1999-2000) был характерен постепен­ный рост прямых иностранных инвестиций, которые составили в 1999 г. 4,26 млрд долл., а в 2000 г. – 4,43 млрд.

Начиная с 2000 года в России наметилась тенденция устойчивого роста притока иностранного капитала на 5-10 млрд. долл. в год. В 2007 году в экономику России поступило 120,9 млрд. долларов иностранных инвестиций, что в 2,2 раза больше, чем в 2006 году. При этом прямые иностранные инвестиции в 2007 году составили 27,797 млрд. долларов США, что в 2 раза больше, чем в 2006 году, портфельные инвестиции составили 4,194 млрд. долл., а прочие инвестиции в 2007 году составили 88,950 млрд. долл., что в 2,3 раза больше, чем в 2006 году. В таблице 5.1. приведены данные по объему и структуре иностранных инвестиций за 1997-2007 гг.

Таблица 5.1.

Объем и структура притока иностранных инвестиций в российскую экономику за 1997-2007 гг. [5]

Год Всего, млн долл. Прямые Портфельные Прочие
млн долл. % к итогу млн долл. % к итогу млн долл. % к итогу
      43,38   5,54   51,09
      28,55   1,62   69,83
      44,56   0,32   55,12
      40,40   1,30   58,30
      24,40   0,80   74,80
      24,81   5,77   69,4
      23,00   3,46   73,54

По данным таблицы можно сделать вывод, что в 1997-2007 гг. в общем притоке иностранных инвестиций снижение доли прямых инвестиций связанно с сохранением неблагоприятного инвестиционного климата, с недостатками в законодательной базе, коррупцией чиновников и т.д. Иностранные инвесторы пока воздерживаются от массированных вложений в экономику России.

Соотношении прямых, портфельных и прочих иностранных инвестиций в рассматриваемый период характеризовалось следующими тенденциями:

· снижение до 1998 года заинтересованности иностранных инвесторов к прямым инвестициям, а затем рост их удельного веса в 1999 году;

· уменьшение удельного веса портфельных иностранных инвестиций при небольшом росте в 2006-2007 гг.;

· рост до 1998 года, а затем снижение в 1999 году доли прочих иностранных инвестиций (причины – замораживание кредитов МВФ, замораживание и приостановление правительственных, в том числе торговых, кредитов, банковских вкладов);

· начиная с 1999 года по 2007 год – снова сокращение удельного веса прямых иностранных инвестиций и значительный рост прочих инвестиций при сохраняющемся относительно небольшом удельном весе портфельных иностранных инвестиций.

По состоянию на конец 2007 года накопленный иностранный капитал в экономике России составил 220,6 млрд. долларов США, что на 54,3% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (кредиты международных финансовых организаций, торговые кредиты и пр.) – 50,2% (на конец 2006 году – 49,1%), доля прямых инвестиций составила 46,7% (47,5%), портфельных – 3,1% (3,4%)[6].

В таблице 5.2. представлена динамика и структура накопленных иностранных инвестиций в Российской Федерации. Объем накопленных иностранных инвестиций более реально, чем показатели его ежегодного притока, отражает ту роль, которую иностранный капитал играет в экономике страны.

Таблица 5.2.

Динамика и структура накопленных иностранных инвестиций в России [7]

  на 01.01.2001 на 01.01.2003 на 01.01.2006 на 01.01.2008
млрд долл. % млрд долл. % млрд долл. % млрд долл. %
Всего 32,00   42,27   111,8   220,6  
Прямые 16,13 50,4 20,45 48,4 49,7 44,5 103,1 46,7
Портфельные 0,50 1,6 1,32 3,1 1,9 1,7 6,7 3,1
Прочие 15,37 48,0 20,50 48,5 60,2 53,8 110,8 50,2

 

Наибольшую сумму в притоке иностранных инвестиций в последние годы составляют прочие инвестиции, которые включают займы и кредиты, полученные от международных финансовых организаций, кредиты правительств иностранных государств под гарантии Правительства РФ.

Незначительная сумма портфельных инвестиций объясняется отсутствием ликвидного фондового рынка, а также нежеланием отечественных акционерных предприятий продавать свои акции внешним инвесторам.

Важность осуществления прямых иностранных инвестиций для России подчеркнута в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу. В разделе, посвященным инвестиционным проблемам, говорится, что перспективным источником финансирования инвестиционных потребностей экономики России являются прямые иностранные инвестиции.

Важную роль в определении качественного состава иностранного капитала, поступающего в Россию, играет география его происхождения. Ежегодно в Россию приходит капитал из более, чем 100 стран мира. В таблице 5.3. показан объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов в 2001-2007 гг.

Таблица 5.3.

Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов в экономику России по странам, млн долл. [8]

Год        
Инвестиции – всего        
В том числе:        
США        
Германия        
Кипр        
Великобритания        
Нидерланды        
Швейцария        
Франция        
Люксембург        

 

По данным таблицы можно сделать вывод, что основные страны-инвесторы в 2007 году – это Великобритания, Кипр, Нидерланды, Люксембург, Франция, Швейцария, Германия, США. На долю этих стран приходится 80,4% от общего объема поступивших иностранных инвестиций в 2007 году.

США долгие годы были лидерами по абсолютному размеру осуществленных в РФ прямых капиталовложений. Но в 2003 году американских инвесторов превзошли по этому показателю представители сразу пяти государств (Кипра, Японии, Нидерландов, Великобритании и Германии). В результате по итогам 2004 года впервые по размеру накопленных прямых инвестиций на первое место вышел Кипр – 5,0 млрд. долл. и в 2007 году этот показатель составил 35,426 млрд. долл. У Кипра и Нидерландов прямые капиталовложения играют доминирующую роль в структуре поступающего в РФ капитала. Относительное равновесие между кредитами и прямыми вложениями характерно для американских предпринимателей, а у всех остальных доля прочих инвестиций существенно выше.

Портфельные инвестиции в Россию в 2007 году в наибольшем объеме представлены такими государствами, как Великобритания (2,314 млрд. долл., 40% всех вложений этого вида), Кипр (1,700 млрд. долл., 29,4%), США (1,207 млрд. долл., 20,9%).

В 2007 году по одному из наиболее важных показателей – общему объему накопленных инвестиций в экономике России лидером является Кипр (49,593 млрд. долл. или 22,5%), далее следуют – Нидерланды (39,068 млрд. долл. или 17,7%), Великобритания (29,235 млрд. долл. или 13,3%), Люксембург (29161 млрд. долл. или 13,2%).

Необходимо отметить, что в число ведущих стран-инвесторов в Россию входят не только ведущие развитые страны с рыночной экономикой, но и такие страны, как Кипр, Люксембург, Швейцария, Виргинские острова. Все они не относятся к разряду ведущих стран с рыночной экономикой, но в течение продолжительного времени выступают как наиболее известные оффшорные центры или зоны.

Анализ показывает, что в данном случае большую роль играет именно российский капитал, ранее ушедший в эти оффшорные центры, а теперь возвращающийся в Россию уже в качестве иностранных инвестиций. Причины этого связаны как с улучшением инвестиционного климата в самой России, повышением выгодности вложений капитала и снижением риска этих вложений, так и повышением прозрачности финансовых отношений в этих странах и формированием в них более жесткого налогового режима.

Приток иностранного капитала в экономику России в 2007 году достиг рекордной отметки, но доля иностранных инвестиций во вложениях в основной капитал в том же году составила 6%. Для сравнения, по данным ЮНКТАД за 2006 год, доля ПИИ в инвестициях в основной капитал в среднем в мире составляла 12%, в ЕС – 22,5, в странах ЦВЕ – 17,2%.

Анализ структуры привлеченных ПИИ по отраслям показывает, что большая их доля направляется либо в экспортно-ориентированные отрасли (ТЭК, горнодобывающую, деревообрабатывающую, целлюлозно-бумажную), либо в сверхприбыльные проекты с малыми сроками окупаемости и незначительной фондоемкостью (торговлю, телекоммуникации, общественное питание, пищевую промышленность, финансовые услуги). Так, в структуре привлеченных иностранных инвестиций на долю добывающих отраслей приходится 17% всех привлеченных зарубежных капиталов, на долю торговли – 23,7%. Менее существенными, но все же значимыми реципиентами выступают машиностроение и металлообработка, цветная и черная металлургия, химия и нефтехимия. Заметное место занимают транспорт и связь – 9,6% и 8,5% всех привлеченных инвестиций. Из общего объема иностранных инвестиций в 2006 году только 24,8% были осуществлены в виде прямых капиталовложений, а 69,4% – в виде кредитов.

Одним из результатов инвестирования в Россию капитала из-за рубежа является возникновение в российской экономике слоя компаний с участием иностранного капитала («коммерческие организации с иностранными инвестициями»).

На начало 2007 года в РФ существовало 8953 предприятий с иностранными инвестициями (ПРИИ) (без субъектов малого предпринимательства). Среднесписочная численность работников на ПРИИ составляет 3271 тыс. человек, или 3,8% от среднегодовой численности занятых в экономике России. Объем производства товаров и услуг на ПРИИ составил 4128 млрд. руб. в фактических ценах или 16,5% от общего объема произведенных в России в 2007 году товаров и услуг[9].

Производительность труда на ПРИИ значительно выше средних показателей по стране: выработка на одного работника выше общероссийской в 4,7 раза.

Эффективность ПРИИ, а также география распределения иностранных инвестиций в РФ характеризуется значительной неравномерностью. Реальный интерес для иностранных инвесторов представляет весьма ограниченное число регионов и отраслей. В основном, это отрасли и регионы, где уровень развития и так выше среднего по стране. Как следствие, иностранные инвестиции в настоящее время не только не смягчают, но, наоборот, усиливают диспропорции, сложившиеся в экономике России.

В целом в зависимости от разноплановых факторов определяющих инвестиционный климат, все регионы России делят на три группы.

Первая – регионы с относительно благоприятным инвестиционным климатом, с максимальной деловой активностью, высокими темпами формирования новых экономических структур.

К первой группе относят: города Москва и Санкт-Петербург, области – Калужская, Московская, Тульская, Ярославская, Ростовская, Свердловская, Нижегородская, Волгоградская, Самарская, Челябинская и Тюменская, Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Республика Саха (Якутия), Красноярский край. На эти регионы приходится до 80% всех иностранных инвестиций в экономику России.

Вторая – регионы промежуточного типа, с менее благоприятным инвестиционным климатом, с невысокой деловой активностью, средними темпами экономических преобразований.

Самая многочисленная группа, в нее входит почти половина из 80 регионов России, в том числе – Белгородская, Оренбургская, Новосибирская, Камчатская, Вологодская, Мурманская, Тверская, Липецкая, Омская, Томская, Амурская, Магаданская области, Приморский край, Краснодарский край, Республика Коми, Удмуртская Республика, Республика Дагестан.

Третья – регионы с неблагоприятным инвестиционным климатом, с минимальной деловой активностью.

Включает 15 регионов, в том числе ряд регионов Центрально-Черноземного района, все республики Северного Кавказа, Калмыкию, Адыгею, Тыву, Чукотский автономный округ, Республику Алтай, Еврейскую автономную область.

Региональное распределение иностранных инвестиций в России свидетельствует о том, что инвестиционный климат в стране неодинаков и имеет значительные межрегиональные отличия. Недостаток региональной структуры иностранных инвестиций в России состоит в том, что их основная часть сосредоточена в небольшом числе регионов, что сдерживает выравнивание уровней их социально-экономического развития.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.