Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И познавательные показатели

Семантические (смысловые)

Показатели качества информации

Прагматические (потребительские)

 

Количество информации здесь принимается как объем тех сведений, которые используются в решении задачи. Эти свойства менее всего изучены.

Прагматические свойства информации характеризуют качественные и количественные показатели оцениваемой информации, применительно к тем задачам, для которых они используются. Различают следующие показатели:

1. Объективность и субъективность информации (фотоснимок, рисунок);

2. Полнота информации характеризует качество информации, определяет достаточность данных для принятия решения или создания новых данных на основе имеющихся;

3. Достоверность информации (релевантность). Наличие «информационного шума» влияет на достоверность информации. Снижение его повышает достоверность;

4. Адекватность информации - это степень соответствия реальному объективному состоянию дела. Неадекватная информация получается на основе неполных или недостоверных данных.

5. Важность информации – значимость информации с точки зрения тех задач, для решения которых используется оцениваемая информация. Учитывается множество критериев оценки – уровень потерь в процессе обработки, уровень затрат на восстановление нарушений и т.д.

6. Чистота – отсутствие среди необходимых данных ненужных или, как принято говорить шумов.

7. Доступность информации (толерантность) – мера возможности получения той или иной информации. Форма представления информации с точки зрения удобства восприятия и удобства использования в процессе решения задач.

8. Актуальность информации – это степень соответствия информации текущему моменту времени.

Семантический аспект предполагает учет смыслового содержания информации. На этом уровне анализируются те сведения, которые отражает информация, рассматриваются смысловые связи. В информатике устанавливаются смысловые связи между кодами представления информации.

Семантические свойства информации изучаются применительно к оценке (значимости) научных работ. Основным показателем такой оценки используется число ссылок, на оцениваемую работу в других работах. Носят более субъективный характер.

Познавательными называются такие характеристики информации, которые обусловлены объективной необходимостью и субъективным стремлением иметь знания о реалиях объективного мира и характеризующие меру возможностей оцениваемой информации удовлетворять необходимость и потребность в них.

Нетрудно видеть, что показатели данной группы являются более неопределенными и субъективными, чем семантические.

Между познавательными и семантическими показателями информации существует значительная общность. В самом деле, любое знание имеет содержательный смысл, измерение которого является предметом семантических оценок. В то же время между этими двумя группами показателей имеется существенное различие, уже хотя бы потому, что содержательный смысл информации служит лишь источником знания, но сам по себе ещё знанием не является, знание возникает лишь в процессе к этому источнику субъекта, стремящегося к получению знания. Уместно будет в связи с этим вспомнить призыв М. Горького: любите книгу - источник знания. То есть книга, по Горькому, есть только источник, из которого знания могут быть и не добыты. В наглядном виде соотношение между семантическими и познавательными показателями показано на рисунке


nc

nn

∆’ ∆”

ncсмысловой показатель,

nn – познавательный показатель,

∆’ – часть информации, не содержащая новых сведений,

∆” - часть информации, содержащая новые сведения, но невостребованные.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Информатика, информатизация | Сообщения и сигналы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.