Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для проверки знаний




End.

Repeat

Begin

End.

Repeat

Begin

End.

Begin

Until False

Repeat

оператор 1;

...

oператор n

Вместо явной подстановки в логические выражения циклов логических значений True (False) для организации бесконечных циклов в их выражения могут быть подставлены логические условия, которые всегда истинны (ложны). Например, условия (1<2), (x*x+y*y≥0) всегда истинны; условия (1≥2), (x*x+y*y<0) – всегда ложны.

Прерывание бесконечных циклов во всех языках программирования прямо или опосредованно зависит от действий пользователя, в результате которых в теле цикла срабатывают Break-подобные операторы (в Паскале – оператор break). Теоретически для выхода из бесконечного цикла можно использовать оператор безусловного перехода GOTO, но в соответствии с принципами структурного программирования лучше применять специальный оператор break.

Пример 1 использования оператора break для прерывания бесконечного цикла в зависимости от реакции пользователя на запрос программы. Рассмотрим код программы, который реализует теоретически бесконечное наращивание счетчика i и вывод его значений на экран до тех пор, пока пользователь не прекратит выполнение цикла путем ввода в программу любого сообщения, отличающегося от ’y’:

var s:char; i:integer;

i:=0; {присвоение начального значения целочисленному счетчику i }

while True do {оглавление бесконечного цикла}

begin {открытие тела бесконечного цикла}

i:=i+1; Write (’counter=’,i); {наращивание значения счетчика i и его вывод}

Write(’ Enter request for cycle continue (y - yes, any others - no)’);

ReadLn(s); {получение ответа от пользователя на запрос о продолжении цикла}

if not(s='y')then break {реакция - прерывание цикла при значениях s, не равных y }

end; {закрытие тела бесконечного цикла }

Одном из основных случаев применения потенциально бесконечного цикла является получение гарантированного правильного ответа пользователя на запрос программы в том случае, когда задано допустимое множество вариантов ответа. Запрос программы и анализ ответа пользователя повторяются до тех пор, пока пользователь не даст тот ответ, который входит в допустимое множество.

Пример 2. От пользователя необходимо при помощи бесконечного цикла гарантировано получить ответ в виде одного символа, который должен быть только одной из цифр 1,2,3,4,5. При получении правильного ответа v необходимо выйти из цикла и вывести на экран сообщение " variant = v ".

Решение. Так как должен быть выдан хотя бы один запрос, то применяем цикл repeat, который станет практически бесконечным, если пользователь в каждой итерации будет вводить символы, отличные от цифр 1,2,3,4,5. Обозначим получаемый от пользователя символ через v и присвоим ему тип char для того, чтобы пользователь мог вводить любые символы без аварийного выхода из программы из-за несоответствия типов. Так как коды цифр 1,2,3,4,5 в кодировке ASCII стоят подряд, переводим все проверяемые величины в ее порядковые номера при помощи функции ord. Полный код решения задачи:

var v:char; i,i1,i5:integer;

i1:=ord('1');i5:=ord('5'); {перевод символов '1','5' в порядковые номера кодировки ASCII}

Write(' Enter variant number (1,2,3,4 or 5):'); {запрос на ввод номера варианта }

ReadLn(v); {получение ответа от пользователя на запрос о номере варианта}

i:=ord(v); {перевод символа v в порядковый номер кодировки ASCII}

until (i1<=i)and(i<=i5); {анализ ответа и уход на повтор запроса при неправильном ответе}

WriteLn(' variant =', v); {вывод номера варианта после выхода из цикла}

В рассмотренном примере при вводе строковых сообщений, состоящих из двух и более символов, программа будет анализировать только первый символ, поскольку величине v присвоен тип char (одиночный символ).

Пример 3. От пользователя необходимо при помощи бесконечного цикла гарантировано получить ответ в виде одного символа, который должен быть только одна из заглавных латинских букв A,B,C,G,H,I.. При получении правильного ответа v необходимо выйти из цикла и вывести на экран сообщение " variant = v ".

Решение. Для формирования условия проверки в алгоритме решения данной задачи можно использовать тот факт, что в кодировке ASCII коды заглавных букв A,B,C,D,E,F, G,H,I стоят подряд. При этом коды букв в парах, равноотстоящих от краев (A,I), (B,H), (C,G), (D,F), будут отличаться от кода средней буквы последовательности E, соответственно, на 4,3,2. Это свойство можно использовать для задания условия проверки принадлежности введенной буквы l заданному множеству с использованием кодов k(l), k(E) букв l и E: 2 ≤ï k(l) - k(E) ï≤ 4. Это условие вставляем в цикл repeat. Для краткостизначение модуля разности ï k(l) - k(E) ï присвоим переменной abs_d:

var v:char; kv,kE,abs_d:integer;

kE:=ord('E'); {перевод символа E в порядковый номер кодировки ASCII}

Write(’ Enter variant number (A,B,C,F,G or H):’); {запрос на ввод буквы }

ReadLn(v); {получение ответа от пользователя }

kv:=ord(v); {перевод символа v в порядковый номер кодировки ASCII}

abs_d:=abs(kv-kE);

until (2<=abs_d)and(abs_d<=4); {анализ ответа, повтор запроса при неправильном ответе}

WriteLn(' variant =', v); {вывод номера варианта после выхода из цикла}

Так как в примерах 2 и 3 требуется получать от пользователя гарантированный ответ, то для ввода его ответов использован оператор readln.

 

1. Что в теории программирования называют бесконечным циклом и какое состояние выполнения программы называют зацикливанием?

2. Как практически проявляется зацикливание?

3. При решении каких задач используются бесконечные циклы?

4. Как в Паскале можно задать бесконечный цикл?

5. Как в Паскале практически реализуется выход из бесконечного цикла?

6. Как бесконечный цикл используется для получения гарантировано правильного ответа от пользователя?

Практическое задание.

1. На основе использования программного кода из примера 1 п.6.6. разработать код программы, в которой компьютер играет в кости с пользователем. Для простоты использовать одну игральную кость, на шести гранях которой нанесены от 1 до 6 точек. После каждого выбрасывания кости на экран выдается результат, а также запрос на дальнейшее продолжение игры. Для получения случайных целочисленных значений в интервале от 1 до 6 использовать стандартную функцию random с предварительным обращением к процедуре Randomize.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 314; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.