КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Информатика. Направление подготовки: 150900 – Технология, оборудование и автоматизация машиностроительных производств Специальность: 151002 –
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине
Формы обучения очная
Тула 2010 г.
Рассмотрено на заседании кафедры протокол № 1 от "_ 31 "_ августа __ 20 10 _ г.
Зав. кафедрой АСС________________А.Н. Иноземцев Содержание Лекция 1. Понятие информации, общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации. 8 1.1 Системы счисления. Позиционные и непозиционные системы.. 9 Лекция 2. Цифровое представление различных видов информации. 14 2.1. Кодирование текста. 15 2.2. Растровая и векторная графика. 17 2.3. Представление цвета. 19 2.4. Представление звука. АЦП. ЦАП. 21 Лекция 3. 22 3.1. Принцип фон Неймана. 22 3.2. Общая структурная схема процессора. 22 3.3. АРИФМЕТИКО-ЛОГИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО (АЛУ) 24 3.4. Адрес ячейки памяти. 25 3.5. Регистры процессора. 25 3.6. Как процессор складывает два числа. 27 Лекция 4. История создания вычислительной техники. 28 4.1. Эволюция средств вычислений. 28 4.2. Эволюция ЭВМ.. 31 4.3. Поколения ЭВМ.. 33 Лекция 5. Персональные ЭВМ.. 35 5.1. Эволюция персональных ЭВМ.. 35 5.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭВМ.. 38 Лекция 6. Программное обеспечение 44 6.1. Программное обеспечение 44 6.2. Функции ОС. 45 6.3. Трансляция программ. 46 6.4. Fortran. ADA. COBOL. 48 6.5. Декомпозиция. 50 6.6. Объектно-ориентированное программирование 51 Лекция 7. Понятие и свойства алгоритма. 52 7.1. Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. 52 7.2. Способы записи алгоритма: псевдокод, блок-схема. 53 7.3. Преобразование программы в машинные коды. Интерпретаторы и компиляторы.. 55 7.4. Оптимизация кода для повышения эффективности. 56 7.5. Структура IDE. Отладка программ. 57 Лекция 8. Основы языка Object Pascal/Delphi 58 8.1. Описание структуры проекта. 58 8.2. Описание структуры модуля. 61 8.3. Описание элементов программ. 62 8.4. Алфавит языка программирования. 64 8.5. Идентификаторы, константы, выражения. 65 Лекция 9. Выражения на Object Pascal 67 9.1. Целая и вещественная арифметика. 68 9.2. Приоритет операций. 71 9.3. Встроенные функции. Построение сложных выражений. 72 Лекция 10. Типы данных. 74 10.1. Встроенные типы данных. Целые типы. Представление знака числа. Арифметическое переполнение 77 10.1.1. Встроенные типы данных. 77 10.1.2. Целые типы.. 81 10.1.3. Представление знака числа. 81 10.1.4. Арифметическое переполнение 82 10.2. Вещественные типы. Сопроцессор. 84 10.3. Текстовые типы.. 87 10.4. Логический тип. 88 10.5. Оператор присваивания. Совместимость типов по присваиванию. 89 Лекция 11. Ввод-вывод данных. 91 11.1. Устройства вывода. 91 11.2. Объекты, обеспечивающие вывод данных на экран. 92 11.2.1. Перечень компонентов ввода и отображения текстовой информации. 92 11.2.2. Отображение текста в надписях компонентов Label, StaticText и Panel 93 11.2.3. Окна редактирования Edit и MaskEdit 95 11.2.4. Многострочные окна редактирования Memo и RichEdit 100 11.2.5. Группа радиокнопок – компонент RadioGroup. 104 1.1.1 Ввод и отображение целых чисел — компоненты UpDown и SpinEdit 104 11.2.6. Компоненты выбора из списков — ListBox, CheckBox, CheckListBox и ComboBox 106 11.2.7. Таблица строк — компонент StringGrid. 108 11.2.8. Функция InputBox. 110 11.2.9. Процедура ShowMessage 112 11.3. Вывод в текстовый файл. 115 11.3.1. Объявление файла. 115 1.1.2 Назначение файла. 115 11.3.2. Вывод в файл. 116 11.3.3. Открытие файла для вывода. 116 11.3.4. Ошибки открытия файла. 118 11.3.5. Закрытие файла. 119 11.4. Устройства ввода. Ввод с клавиатуры. Реакция на действия пользователя. 119 11.4.1. Устройства ввода. 119 11.5. Ввод из файла. 121 11.5.1. Открытие файла. 121 11.5.2. Чтение данных из файла. 123 11.5.3. Чтение чисел. 123 11.5.4. Чтение строк. 123 Лекция 12. Средства и алгоритмы представления, хранения и обработки текстовой и числовой информации. 127 12.1. Ветвление 127 12.2. Логические (булевские) операции. 128 12.3. Составной оператор. 129 12.4. Оператор ветвления if 130 12.5. Оператор ветвления case 132 12.6. Исключительные ситуации. 133 Лекция 13 Циклы.. 134 13.1. Функции цикла в программе. Циклы с пред- и постусловием. 134 13.2. Оператор While. Вечные циклы.. 135 13.3. Вечные циклы.. 137 13.4. Оператор REPEAT. Процедуры INC и DEC. 137 13.5. Цикл с переменной FOR. 138 13.6. Команды BREAK и CONTINUE. 139 13.7. Вложенные циклы.. 140 13.8. Примеры задач с циклами. 141 Лекция 14. Массивы.. 143 14.1. Объявление массива. 143 14.2. Операции с массивами. 145 14.2.1. Вывод массива. 145 14.2.2. Ввод массива. 147 14.2.3. Поиск минимального (максимального) элемента массива. 158 14.2.4. Поиск в массиве заданного элемента. 160 14.3. Ошибки при использовании массивов. 162 Лекция 15. Функции и процедуры.. 164 15.1. Создание пользовательских функций. Передача аргументов. 164 15.2. Глобальные и локальные переменные 168 15.3. Примеры написания пользовательских функций. 171 15.4. Процедуры.. 172 15.5. Процедуры программиста. 172 15.6. Передача параметров по ссылке и значению. 173 15.7. Перегрузка процедур и функций. 174 15.8. Упреждающее объявление процедур и функций (forward) 176 Лекция 16. Графические построения. 177 16.1. Основные понятия компьютерной графики. 177 16.2. Получение сведений о режимах экрана. Эффекты прозрачности. 178 16.3. Графические построения. 180 16.4. Построение графиков функций. 188 16.5. Использование компонента TChart 192 16.6. Обновление изображения. 196 Лекция 17. Построение динамических изображений. 198 17.1. Анимация на основе операции XOR. 198 17.2. Буферизация фона. 200 17.3. Работа с таймером. 202 Лекция 18. Организация и средства человеко-машинного интерфейса. 204 18.1. Виды диалога. 204 18.2. Стандарты пользовательского интерфейса. 205 18.2.3. Размеры окон. 205 18.2.2. Размеры элементов управления. 205 18.2.3. Надписи на элементах управления: 206 18.2.4. Схема расположения. 207 Лекция 19. Мультисреды и гиперсреды.. 208 19.1. Технология MMX. 210 19.2. Мультимедийные аппаратные интерфейсы.. 211 Лекция 20. Назначение и основы использования систем искусственного интеллекта. 214 20.1. Тест Тьюринга. 216 20.2. Представление знаний и вывод на знаниях. 217 20.3. Модели представления знаний. 218 20.4. Вывод на знаниях. 223 Лекция 21. Понятие о сетях ЭВМ, информационных технологиях на сетях. 229 21.1. Основы телекоммуникаций и распределенной обработки информации. 231 21.2. Каналы связи. 233 21.2.1. Аналоговые и цифровые каналы.. 233 21.2.2. Коммутируемые и выделенные каналы.. 235 21.2.3. Двух- и четырехпроводные каналы.. 235 21.3. Семиуровневая модель OSI 235 21.3.1. Физический уровень. 237 21.3.2. Канальный уровень. 238 21.3.3. Верхние уровни OSI 241 21.4. Управление потоком. 242 21.5. Технология "клиент-сервер". 244 Лекция 22. Основы защиты и информации и сведений, составляющих государственную тайну 246 22.1. Методы защиты информации. 247 22.2. Основы криптографии. 250 22.3. Симметричные криптосистемы.. 251 22.3.1.Моно- и многоалфавитные подстановки. 252 22.3.2. Перестановки. 255 22.3.3. Гамирование и блочные шифры.. 255 22.4. Алгоритмы цифровой подписи. 256 22.5. Сжатие данных. 259 22.5.1. Методы сжатия изображений. 261 22.6. Понятие об экономических и правовых аспектах информационных технологий. 262 Библиографический список. 264 Лекция 1. Понятие информации, общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации Информатика - наука, изучающая способы автоматизированного создания, хранения, обработки, использования, передачи и защиты информации. Информация- набор символов, графических образов или звуковых сигналов, несущих определенную смысловую нагрузку. Например, этот или любой другой текст, имеющий определенный смысл, состоит из набора символов- букв, знаков препинания, цифр, которые объединяются в слова, те в свою очередь - в предложения и далее- в абзацы. Человек, чтобы сообщить что-либо собеседнику произносит определенные фразы- то есть издает звуковые сигналы. Изображение на знаке дорожного движения доводит до водителя автомобиля определенную информацию, например об имеющейся впереди опасности. Компьютер (англ. computer, от лат. compute - считаю, вычисляю), термин, принятый в иностранной литературе (главным образом англоязычной); обозначает устройство, действующее автоматически по заранее составленной программе или последовательности команд, для решения математических и экономико-статистических задач, задач планирования и управления производством и т.п. Принципиальное отличие использования ЭВМ от всех других способов обработки информации заключается в способности выполнения определенных операций без непосредственного участия человека, но по заранее составленной им программе. Информация в современном мире приравнивается по своему значению для развития общества или страны к важнейшим ресурсам наряду с сырьем и энергией. Еще в 1971 году президент Академии наук США Ф.Хандлер говорил: "Наша экономика основана не на естественных ресурсах, а на умах и применении научного знания». В развитых странах большинство работающих заняты не в сфере производства, а в той или иной степени занимаются обработкой информации. Поэтому философы называют нашу эпоху постиндустриальной. В 1983 году американский сенатор Г.Харт охарактеризовал этот процесс так: "Мы переходим от экономики, основанной на тяжелой промышленности, к зкономике, которая все больше ориентируется на информацию, новейшую технику и технологию, средства связи и услуги..".
Информация – это одно из фундаментальных понятий в современной науке, которое невозможно строго определить через какие-то вторичные или производные понятия. Сам термин «информация» произошел от латинского слова informatio, что в переводе означает разъяснение, осведомление. Впервые он был введен во Франции в середине 60-х годов прошлого века, когда началось широкое использование вычислительной техники. Такие понятия, как вещество, энергия, пространство и время тоже относятся к фундаментальным. Стоит заметить, что в научных и официальных источниках термин «информация» трактуется по-разному, более того, каждое из направлений информатики понимает этот термин по-своему. Под информацией в технике понимают сообщения, передаваемые в форме знаков и сигналов; в теории информации – такие сообщения, после принятия которых мы получаем дополнительные сведения об изучаемом объекте или явлении, то есть такие сообщения, которые уменьшают существующую до их принятия неопределенность. Под информацией в документоведении понимают все то, что зафиксировано в знаковой форме в виде документов, а в теории управления это сообщения, которые используются для активного действия, например, управленческого решения. Подводя итог, заметим, что понимать термин можно в узком и широком смыслах. Под информацией в узком смысле понимают сведения о предметах, фактах, понятиях некоторой предметной области. В широком смысле информация – это общенаучное понятие, включающее в себя совокупность сведений об объектах и явлениях окружающей среды; их параметрах, свойствах и состояниях; обмен сведениями между людьми, человеком и компьютером, между компьютерами; обмен сигналами между живой и неживой природой; генетическую информацию
Информационная технология - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, повышения их надежности и оперативности.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |