Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Историко-биографическая драма

Ряд пьес этой тематики написан в годы Великой Отечественной войны:

«Генерал Брусилов» И. Сельвинского

«Александр Невский» О. Литовского и К. Осипова

«Козьма Минин» В. Костылева и Т. Лондона

«Надежда Дурова» К. Липскерова и А. Кочетова

«Адмирал Нахимов» И. Луковского

Как видим, все эти пьесы посвящены выдающимся личностям, преимущественно государственным и военным деятелям прошлого. Для этих пьес характерны модернизация прошлого, унификация в обрисовки героев. Но при этом – пристрастие к обрисовке отдельной выдающейся личности. Уязвимая черта этих пьес – бездейственность.

Ценное исключение составляет «Флаг адмирала» (1950) А. Штейна, пьеса об адмирале Федоре Ушакове. Автор дает многогранный образ Ушакова – в столкновениях с внутренними и внешними врагами. Вокруг него не статисты, а живые персонажи. Но событием эта пьеса не стала. Драматург не показывает процесса зарождения дерзновенных планов в голове героя, что он испытывает, преодолевая барьеры, расставляемые на его пути врагами и недоброжелателями. И само драматическое действие заменяется действием в морском бою (маринистский вариант «производственных» пьес). Широкий охват событий оборачивается поверхностным скольжением.

Пьеса Б. Лавренева «Лермонтов» была высоко оценена критикой. В одной критической статье говорилось о том, что автор снимает с образа «странность», психологически объясняя исключительность, необычность поэта для дворянской знати; это даже оценивалось как «художественное открытие» автора. Однако другие критики считали, что историко-биографическая основа не освобождает художника от необходимости рождения художественного типа. Творческий процесс создания образа Лермонтова не может отличаться от процесса создания образа Гамлета, Чацкого или Булычова. А такого открытия в пьесе нет, а есть много риторики и резонерства.

Многим историко-биографическим пьесам послевоенных лет присуща бескрылость, приземленность, неясно выраженное субъективное ощущение истории.

В историко-революционных пьесах послевоенного периода (начала 50-х гг.) наблюдалось противоборство двух тенденций: демократической и тенденции, в которой заметен отход от исторической правды (И. Попов «Семья», 1950; М. Большинцов и М. Чиаурели «Залп «Авроры», 1952; Вс. Вишневский «Незабываемый 1919-й, 1949).

Все больше обострялось ощущение неблагополучия в драматургии и театре, отставание, спад драматургии. Необходимо было преодоление бесконфликтности, главной причины бедности драматургии.

Историко-революционную тему драматурги не оставляли и в последующие годы, и в этой тематике – пьесы с образом Ленина (Н. Погодин «Третья патетическая», 1958; Д. Зорин «Вечный источник», 1957). Это была попытка помочь в решении жгучих вопросов современности, опираясь на историю. Но это еще не были пьесы документального жанра.

Жанр документальной драмы на историко-революционную тему связан по праву с именем драматурга М.Ф. Шатрова. Его пьесы представляют собой документальную лениниану: «День тишины», «Тридцатое августа» («Большевики»), «Шестое июля», «Синие кони на красной траве», «Диктатура совести», «Брестский мир», «Так победим!» Кроме этих пьес, интересны хроникальная драма «Погода на завтра», социальные драмы «Лошадь Пржевальского», «Мои надежды».

Вообще-то широкое распространение документализма (60-е гг.) – явление достаточно сложное, требующее особого объяснения и дифференцированного подхода, поскольку он проявляется в разных формах поэтики, стиля.

Жизнь требовала от драматургии отражения современности. И появляются такие пьесы («Годы странствий» А. Арбузова, 1954; «В добрый час!» В. Розова, 1955; «Фабричная девчонка» А. Володина, 1956). В этих пьесах – живая, неотразимая современность, человеческие характеры во всей их полноте и сложности. В этих пьесах – острота проблем, подлинная драматичность. Розов, Володин – драматурги той «новой волны», которая дала начало определенного движения драматургии. Если говорить о типе пьесы этого периода, то это, конечно психологическая драма, обращенная к сфере личной жизни человека, к проблемам морали. Главное внимание здесь сосредоточено на внутреннем мире человека, на углубленном анализе его душевной жизни. Развитие личности героя этой пьесы, формирование его этических принципов идет через сложные противоречия, в трудных поисках, столкновениях с людьми противоположных взглядов. И эти противоречия, поиски, столкновения и составляют движущий нерв драмы. Вот пьесы этого периода:

 

В. Розов «В поисках радости», «Вечно живые», «Неравный бой», «Перед ужином», «В день свадьбы», «Затейник», а позже «Гнездо глухаря», «Кабанчик»

А. Володин «Пять вечеров», «Старшая сестра», «С любимыми не расставайтесь»

В. Панова «проводы белых ночей», «Сколько лет, сколько зим»

И. Шток «Ленинградский проспект»

Н. Погодин «Сонет Петрарки» и др.

 

В 70-е годы в драматургии активизируются поиски социально насыщенного содержания, возникает стремление к широте воспроизведения действительности, к более полной разработке общественно-политического и бытового фона в их взаимосвязи, что ведет к изменению способов развертывания драматического действия и построения характеров, к поискам более усложненных композиционных форм, к другим существенным преобразованиям в эстетической структуре драмы.

Снова возникает интерес к производственной драме. Однако, характер конфликта теперь иной. Теперь в конфликте воедино слиты экономика, политика и совесть. Герой лично причастен и ответствен за судьбы мира на земле. Мы сталкиваемся с необычайным обилием психологических мотивов, с таким глубинным нравственным подтекстом, выявляющимся в конкретных и вполне реальных поступках, какого драматургии удавалось достигать не часто. Это не конфликт новатора с консерватором, который разрешается высшим руководителем, являющимся высшей справедливостью, как это имело место в драме 40-50-х годов. Теперь в этих пьесах производственная сторона конфликта выглядит даже более содержательной по сравнению с областью семейно-бытовых связей героев. Здесь узлы драматических конфликтов завязываются в ходе совещаний и заседаний, в коллизиях, передающих напряженную драматичность общественного бытия.

«Производственная» драма этого периода своей острой конфликтностью, ярко выраженным публицистическим началом, стилевым многообразием, личностью «волевого героя» требовала от театра оригинальных творческих концепций и средств выразительности.

Мы назовем наиболее интересные пьесы этой тематики:

Д. Павлова «Совесть»

А. Гельман «Протокол одного заседания», «Мы, нижеподписавшиеся…»

И. Дворецкий «Человек со стороны»

Г. Бокарев «Сталевары»

М. Шатров «Погода на завтра», «Мои Надежды»

В. Розов «Ситуация»

А. Гребнев «Из жизни деловой женщины» и др.

 

Таким образом, широко бытовавшее в 50-е – начале 60-х годов представление о том, что драматургия «отстает от жизни», к концу 70-х обнаружила полное соответствие времени. Вторгаясь в современность, драматургия побудила театр к активным поискам художественных средств для правдивого и многостороннего отражения жизни в ярких художественных образах.

Рассматриваемый период ознаменовался появлением целого ряда талантливых драматургов, а также новыми творческими достижениями драматургов старшего поколения, плодотворно работавших и ранее.

Драматургия этого периода разработала разные жанры – социально-психологической, исторической, «производственной» и бытовой драмы, политического памфлета, сатирической комедии, трагикомедии, произведений документально-публицистического плана. Правда жизни постигается и в формах острого социального гротеска, и в широком психологическом полотне, и в охватывающей длительные промежутки времени драматической хронике, и в пьесе, выдержанной в плакатно-публицистическом стиле. Главное состоит в том, что драматурги руководствуются законами реалистического творчества.

Но весьма примечательными для периода 50-70-х годов являются художественные искания многих режиссеров нашей страны, возникновение новых театров – Театра-студии «Современник» род руководством Олега Ефремова, Театра на Таганке под руководством Ю.П. Любимова, существенное обновление актерского искусства и режиссуры в театрах, руководимых А.В. Эфросом (Москва), в БДТ, руководимом Г.А. Товстоноговым. Это были поиски нового понимания сущности достоверного существования актера на сцене, высокой экспрессии чувств при лаконизме внешней выразительности. Это были поиски нового понимания сценической условности в художественном оформлении спектакля. Это были поиски и новых форм спектаклей.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Послевоенная драматургия в отечественном театре | Боевые действия Красной Армии летом 1941 г. — весной 1942 г. Разгром немецко-фашистских войск под Москвой
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 544; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.