Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тревожное расстройство в связи с разлукой в детском возрасте




Неврастения.

В развитии этого расстройства основная роль отводится психотравмирующей ситуации, связанной с конфликтами в семье и воспитании по типу «золушка», т.е. предъявление жестких требований. Развитию невроза способствует перегрузка ребенка в первую очередь интеллектуальная и соматическая ослабленность. Однако сама по себе перегрузка, без психотравмы, не ведет к развитию невроза. Астенический невроз встречается только у детей школьного возраста и подростков. Это состояние раздражительной слабости характеризуется несдержанностью, чрезмерной раздражительностью, частыми аффектами недовольства и гнева по незначительным поводам и, с другой стороны, повышенной истощаемостью, плачем, повышенной чувствительностью к раздражителям, быстрым истощением активного внимания. У подростков часто наблюдается вегетососудистая дистония – обмороки, головные боли, рвота, снижение аппетита, нарушение сна. У таких детей постоянно сниженный фон настроения с оттенком недовольства и повышенной готовности к слезам. Течение затяжное, но постепенно астено-невротические черты сглаживаются. Выделены следующие диагностические критерии

А. Любое из двух:

1. упорные и беспокоящие жалобы на чувство усталости после небольшой умственной нагрузки (например, после выполнения или попытки выполнения ежедневных задач, которые не требуют необычных психических усилий);

2. Упорные и беспокоящие жалобы на чувство усталости и физической слабости после легких физических нагрузок.

Б. Как минимум один из следующих симптомов:

1. чувство мышечной тупой или острой боли;

2. головокружение;

3. головная боль напряжения:

4. расстройства сна;

5. неспособность расслабиться;

6. раздражительность.

В. Невозможность избавиться от симптомов 1) или 2) из критерия А посредством отдыха, расслабления или развлечения.

Г. Продолжительность расстройства не менее 3 месяцев.

Специфические невротические расстройства детского возраста в МКБ –10 представлены следующим образом.

Традиционно расстройство считается следствием неудовлетворительного разрешения конфликта между стремлением к самостоятельности и страхом отрыва от опекаемых лиц. В большинстве случаев это результат неправильного стиля воспитания – потворствующей гиперпротекции. Некоторые родители обучают детей быть чрезмерно боязливыми, преувеличивая внешние опасности и свою опеку. Одна из причин расстройства – психотравматизация ребенка в грудном возрасте в связи с реальным расставанием с матерью. Определенную роль играет генетический фактор. У родителей таких детей вше, чем в популяйции процент тревожно-депрессивных расстройств.

Клиника. Расстройство обнаруживается до 4 летнего возраста и наибольшие клинические проявления приходятся на начало школьного обучения. Для таких детей характерно то, что психологически понятные страхи приобретают сверхценный характер.

У детей младшего возраста (4-8 лет) в большей степени выражены конкретные опасения в связи с возможным расставанием с матерью или другими близкими например, в результате того, что ребенка украдут, потеряют, убьют. Ребенок постоянно стремится удержать рядом с собой своих родителей и требует внимания. Он нередко беспокоится о том, что с родителями может произойти несчастный случай или они заболеют. Тревожное расстройствоэтого типа является одной из причин отказа посещать детский сад или школу. Нежелание расстаться может распространяться на любимые игрушки или знакомые места.

У детей более старшего возраста (9-12 лет) и подростков чрезмерное волнение и беспокойство вызывают повседневные стрессоры, такие события, как экзамены, участие в общественной деятельности с другими детьми и т.п. Ситуации, связанные с расставанием с объектом привязанности сопровождаются соматическими симптомами: тошнота, рвота, боли в животе, головные боли. Страдает автономность поведения – ребенок не в состоянии спать отдельно, навещать друзей или выходить из дому, выполняя поручения родителей, пребывать в пионерских лагерях. Повышенная зависимость от матери проявляется в том, что подростки (особенно мальчики), предпочитают привлекать ее для покупки предметов одежды, содействия при вхождении в социально значимые занятия (спортивную секцию, театральный кружок и т.п.). Течение хроническое с обострениеями в период социального стресса или соматического заболевания.

Особая форма этого расстройства – отказ от посещения школы. Встречается у учащихся младших классов. В основе сверхценный страх разлуки с матерью. Проявляется жалобами на головные боли, боли в желудке, энурезом, энкопрезом, рвотой, диареей. Такие жалобы предъявляются исключительно в дни школьных занятий, а не в другое время. В катамнестическом периоде для больных характерны трудности профессионального приспособления, низкий уровень самоутверждения и повышенная ипохондричность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.