КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Червячные передачи
Трение Пример выполнения чертежа зубчатого колеса (рис. 4.9).
Рис. 4.9
Трение – это совокупность явлений, возникающих в месте контакта двух тел, которые препятствуют их любому относительному движению. Различают два вида трения: трение покоя (нет относительного движения тел); трение движения (есть относительное движение тел). Трение движения разделяется на трение скольжения и трение качения. Сила трения – это сила, препятствующая относительному перемещению двух тел при трении. Между силой трения F и нормальной составляющей реакций на внешнее воздействие N существует зависимость F = f* N, (4.18) где f – коэффициент трения, определяемый опытным путем и зависящий от условий контакта тел. Вы наверняка замечали, что сдвинуть груз с места труднее, чем двигать его после трогания с места. Поэтому различают силу трения покоя Fп и силу трения движения F. Соответственно, следует различать коэффициент трения покоя f п = Fп/ N (4.19) и коэффициент трения движения f = F/ N (4.20) Как правило f п > f Рассмотрим перемещение груза по горизонтальной (рис.4.10, а) и наклонной (рис.4.10, б, в) плоскостям.
Рис. 4.10 Из рис.4.10, а) видим, что сила трения F отклоняет реакцию N на угол φ. Чтобы передвинуть груз надо приложить силу P ≥ F. f = F/ N = tq φ. φ = arctq(f) (4.21) – называется углом трения. При перемещении груза по наклонной плоскости (рис.4.10, б, в) реакцию Fа = Q отклоняет не только сила трения, но и составляющая силы тяжести, вызванная наклоном груза. В результате возникает сила сопротивления Ft = Fa*tq(φ + α) – при движении вверх; Ft = Fa*tq(φ - α) – при движении вниз. Из рисунка 4.10, в) видим, что при отсутствии внешней силы P, пока угол трения φ > α груз не будет самопроизвольно перемещаться вниз. Условие φ > α называется условием самоторможения. При φ = α груз находится в состоянии безразличного равновесия. Коэффициент трения скольжения зависит от многих факторов: материалов тел; вида и характера смазки; конфигурации тел; шероховатости контактирующих поверхностей и др. С учетом этих факторов общее понятие – коэффициент трения, заменяют понятием – приведенный коэффициент трения. А в формулах заменяют f = tq φ на f ' = tq φ', где φ' – приведенный угол трения. Трение качения При качении круглого тела по поверхности, из за деформации контактирующих тел, нормальная составляющая сил N смещается в сторону движения на величину k (рис.4.11), называемую коэффициентом трения качения и имеющую размерность см. При этом возникает момент трения равный Tk = N*k (4.22) Рис. 4.11 Для стального колеса, катящегося по рельсу k ≈ 0,005 см; для ролика или шарика, катящегося по закаленной дорожке подшипника качения, k = 0,0005…0,001 см. В механизмах и машинах потери на трение качения значительно меньше, чем на трение скольжения. Поэтому, там, где это возможно, заменяют трение скольжения на трение качения. Например, в некоторых кулачковых механизмах, чтобы убрать трение скольжения толкателя по кулачку, на конце толкателя устанавливают ролик. Приведенные выше понятия и формулы нужны при расчете червячных передач; фрикционных передач и механизмов; резьбовых соединений и др.
Червячные передачи (рис. 4.12) относятся к числу зубчато-винтовых, имеющих характерные черты зубчатых и винтовых передач. Они состоят из червяка 1 и червячного колеса 2. Червяк представляет собой винт с резьбой близкой к трапецеидальной. Червячное колесо – это косозубое цилиндрическое колесо, особенностью которого является огибание зубьями колеса части Рис. 4.12 окружности червяка. У червяка нет зубьев, у него есть винтовые нарезки (винтовые линии). Количество винтовых линий (при взгляде с торца червяка) называется числом заходов червяка z1. В червячных редукторах обычно z1 = 1 или 2. Передаточное отношение равно u = z2/ z1, где z2 – число зубьев червячного колеса. Основные достоинства червячных передач: большое передаточное число при малых габаритах передачи (в стандартных редукторах u = 8…100); возможность самоторможения (используется в грузоподъемных механизмах); плавность и бесшумность работы. Недостатки: низкий КПД (0,7…0,85); необходимость применения для колеса дорогостоящих антифрикционных материалов. Материалы червячных передач: червяк стальной закаленный и желательно шлифованный; червячное колесо или его венец – бронзовые, в крупногабаритных передачах – чугунные. На рис. 4.13 показана развертка винтовой линии двухзаходного червяка по делительной окружности. На рисунке приняты обозначения: p – шаг червяка (p = π*m); px – ход винтовой линии; d – делительный диаметр червяка; γ – делительный угол подъема витка червяка. Очевидно соотношение px = p* z1 = π* m* z1 Видим px/ (πd) = tq γ, отсюда, заменяя px = π* m* z1, получаем d = m* z1/ tq γ = q* m. Параметр q = z1/tq γ (4.23) называется коэффициентом диаметра червяка. Эта Рис. 4.13 величина стандартизована. ГОСТ 2144-76 рекомендует ряд значений q в сочетании с рядом модулей. Остальные параметры (элементы) передачи определяются аналогично зубчатым передачам. da1 = d1 + 2m = m*(q +2); df1 = d1 – 2,4m = m*(q – 2,4); длину нарезанной части червяка b1 принимают b1 ≥ (11 + 0,06 z2). d2 = m* z2; da2 = d2 + 2 m = m*(z2 + 2); df2 = d2 – 2,4m = m*(z2 – 2,4); наибольший диаметр червячного колеса определяют по формуле dam2 ≤ da2 + 6 m/(z1 +2); ширина венца колеса b2 ≤ 0,75 da1. Коэффициент полезного действия червячного редуктора с учетом потерь в зацеплении и в опорах определяется по формуле η = (0,95…0,96)*tq γ/[tq(γ + φ')], (4.24) где φ' – приведенный угол трения. КПД возрастает с увеличением числа заходов червяка, поскольку увеличивается γ. Приведенный угол трения очень сильно зависит от скорости скольжения , (4.25) где v1 = 0,5ω1*d1*10 –3 и v2 = 0,5ω2*d2*10 –3 – окружные скорости червяка и колеса, м/с; ω1 и ω2 – угловые скорости червяка и колеса, рад/с. При увеличении скорости скольжения от 0,01 м/с до 15 м/с приведенный угол трения уменьшается от 60 до 10, а следовательно повышается КПД. В червячной передаче наиболее слабым звеном является колесо, поэтому прочностные расчеты проводят именно червячного колеса. Расчеты выполняются в такой последовательности. Известно: Т2; u = z2/ z1; принимаете сами z1 и q; выбираете материал колеса и по рекомендациям или задавшись коэффициентом запаса прочности определяете [σ]H. Определяете межосевое расстояние по формуле , (4.26) где Т2 – крутящий момент на валу колеса, Н*мм (определяется из кинематического расчета). Учитывая, что aw = (d1 + d2) / 2 = m*(q + z2)/2, (4.27) m = 2 aw/*(q + z2) (4.28) Затем определяете все остальные параметры (элементы) передачи по формулам, приведенным выше.
В заключение проводим проверку выполнения условия прочности на изгиб σF = 1,5YF*KFβ*KFv*cos γ*T2/(d1*d2*m) ≤ [σ]F (4.29) Все коэффициенты и допустимое напряжение берем из литературы. В случае не выполнения условия прочности, определяем модуль по формуле (4.30)
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 890; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |