Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Компетентность как основа деятельности специалиста в сфере РR




Существует множество требований к молодому специалисту в современном мире. Для того, чтобы подготовить хорошего специалиста, необходимо составить компетентностную модель. Модель компетентного специалиста - это описание требований и функций, к которым должен быть пригоден специалист, его личностные качества.

Как показывают исследования, компетентностная модель специалиста базируется на 4 ключевых характеристиках:

1) квалификационные требования;

2) требования работодателей или профессиональные требования;

3) личностные требования;

4) требования профессиональной среды.

Для модели специалиста первая характеристика уникальна для каждой профессии и определяет конкретный состав умений в производственной деятельности.

Вторая характеристика модели специалиста соответствует требованиям, предъявляемые социальными партнерами, работодателями к уровню подготовки специалистов в определенной сфере деятельности: качество знаний, полученные в соответствии с квалификационными требованиями, умение применять их в процессе трудовой деятельности.

Третья характеристика включает в себя умения и знания, по которым можно определить уровень духовно-нравственного и общекультурного развития специалиста, его профессиональные амбиции. Здесь учитываются


нравственные и мировоззренческие задачи, требования общей культуры к специалистам.

Четвертая характеристика предъявляет специалисту требования, касающиеся современной ситуации в конкретной профессиональной среде такие как нормы, правила и стандарты работы, способность работать при определенных условиях труда, оценка соответствия потребностям в определенной области.

Как следует из материалов Минобразования России, зарубежные европейские компетентностные модели специалистов по существу исходят из подобной же концепции. Однако набор компетенций по видам выглядит в них несколько иначе, хотя он и близок к изложенному выше. Например, выделяются четыре вида компетенций:

• инструментальные, которые включают в основном начальные способности, базовые общие знания и общие знания по профессии;

• межличностные, которые описывают готовность к социальному взаимодействию, умение работать в группе, способность к самокритике, приверженность этическим ценностям, толерантность;

• системные, которые отражают способность системно применять полученные знания на практике, осуществлять исследования, генерировать новые идеи, адаптироваться к новым ситуациям и др.;

• специальные, характеризующие владение предметной областью на определенном уровне.

Следовательно, обязательными компонентами (элементами) компетентности любого вида можно считать:

1. положительную мотивацию к проявлению компетентности;

2. ценностно-смысловые представления (отношения) к содержанию и результату деятельности;

3. знания, лежащие в основе выбора способа осуществления соответствующей деятельности;


4. умение, опыт (навык) успешного осуществления необходимых действий на базе имеющихся знаний.

Знания, умения, навыки есть элементы (компоненты) различных видов компетентности выпускника. Умение выпускника решать задачи, соответствующие его квалификации, - понятие, близкое к компетентности, но последняя отличается еще наличием в ее составе ценностно-смысловой ориентации специалиста, его понимания ответственности за свои действия. В образовательных стандартах второго поколения, как правило, выдвигались только требования «к профессиональной подготовленности выпускника», т.е. описывались в основном компоненты компетенций, характеризующих его готовность к узкой области профессиональной деятельности.

В образовательных стандартах первого поколения одновременно выдвигались и более общие требования к образованности выпускника:

• умение приобретать новые знания;

• понимание сущности и социальной значимости своей будущей— профессии;

• способность к переоценке накопленного опыта;

• владение культурой мышления;

• готовность к работе над междисциплинарными проектами и др. Подводя итоги рассматриваемой проблеме, можно отметить, что все эти требования, могут рассматриваться как компоненты (элементы) компетентностей личностных и социальных.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 443; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.