Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Механизм ценообразования




Цены в Украине.

В Украине классификация цен осуществляется путём их деления на оптовые цены предприятия, оптовые цены промышленности и розничные цены.

Оптовые цены предприятия складываются из себестоимости и прибыли.

Покупая у предприятий товары, оптовые торговые организации продают их предприятиям розничной торговли по оптовым ценам промышленности.

Оптовые цены промышленности превышают оптовые цены предприятия на величину торговой надбавки, которая складывается из затрат обращения и прибыли оптовой торговой организации. Затраты обращения – это затраты на транспортировку, хранение, расфасовку, выплату зарплаты работникам торговым и др.

В последние годы государственный контроль над ценами постепенно ослабевает, осуществляется политика «либерализации цен» что при невысокой зарплате ведёт к обнищанию большей части населения.

 

Предварительным условием процесса ценообразования является выяснение предпринимателями и соответствующими специалистами фирмы внешних и внутренних факторов, которые влияют на этот процесс.

К внутренним факторам относятся:

1. потребители;

2. рыночная среда (или конкуренты);

3. правительство;

4. участники каналов сбыта;

К внутренним факторам – затраты производства.

1.Потребители. Влияние потребителей на механизм ценообразования осуществляется прежде всего при условии превышения предложения над спросом (в этом случае цены снижаются), возрастающего насыщения их потребностей, конкуренции между потребителями, через влияние общественных организаций защиты прав потребителей и в других случаях.

2.Рыночная среда. Она формируется в развитых странах при взаимодействии частной конкуренции, монополистической конкуренции, нечестной конкуренции, а также влияния на рыночную среду регулирующей деятельности государства.

Доминирующую роль сред этих моделей рынка играет омегополистическая конкуренция, которая сопровождается действием антитрестовского законодательства. Вследствие этого значительное распространение приобрели практика «лидерства в ценах». Господствующим методом ценообразования в этом случае является установление цены на уровне средних затрат производства и монопольно высокой прибыли. Средние затраты выступают в форме монопольной цены производства.

3.Правительство. Его участие в процессе ценообразования состоит, прежде всего, в установлении фиксированных цен.

Если государство устанавливает фиксированные цены, то осуществляет это не путём установления прейскурантных цен, т.е. утверждает цены на тарифы и услуги соответствующими органами. В бывшем СССР 98% цен были прейскурантными, что наряду с другими факторами порождало постоянный дефицит.

Рациональной является ситуация, когда государство устанавливает цены на такие стратегические товары и услуги, как электроэнергия, газ, нефть, уголь, услуги городского и железнодорожного транспорта, жилищно-коммунальных услуг. В Украине в 1998г. Лишь 10% цен были прейскурантными.

Другими способами утверждения фиксированных цен является их установление государством лишь на определённый период, а также фиксация цен предприятия, которое занимает господствующее положение на рынке, т.е. цен монополиста.

Прямое регулирование цен государством осуществляется путём установления границы уровня цен на отдельные товары, регламентацию величины прибыли предприятия, уровня его рентабельности. Кроме того, государство влияет на рыночные цены благодаря установлению цен на товары и услуги, которые изготавливаются государственными предприятиями.

Существуют и другие методы опосредственного регулирования цен. К ним относится сеть организаций для предприятий-монополистов: запрет для двух и больше конкурентов поддерживать цены на определённом уровне; запрет монополистам навязывать свои цены поставщикам (комплектующих изделий, сырья) и предприятиям торговли; запрет ценовой дискредитации (т.е. принуждение покупать товары и услуги с нагрузкой, покупать их только у данной фирмы и т.д.); запрет на применение демпинга (продажа товара ниже себестоимости); запрет на использование недобросовестной ценовой рекламы.

4.Участники каналов сбыта. Первый вариант реализации этого фактора – влияние на цены со стороны поставщиков продукции, второй – со стороны предприятий торговли.

В первом случае автомобильному заводу, например, повышают цену на комплектующие изделия один или несколько поставщиков, в другом – цены повышает энергетическая компания для всех участников технологического цикла, и каждый из них вынужден повышать цены на все детали. В этих условиях завод может найти другого поставщика, поднять цены на автомобили в зависимости от возрастания цен на комплектующие или за счёт рационализации собственного производства, повышения длительности рабочего дня, т.е. поднять цены не в такой мере, как поставщики.

При втором варианте торговые предприятия могут поднять поставко-сбытовую надбавку, что способствует снижению потребительского спроса населения и негативно влияет на объёмы производства данного товара.

Вывод: практика установления цен в развитых странах мира свидетельствует о преимуществе теории трудовой стоимости, которую одновременно дополняют теорией спроса и предложения, предельной полезности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 240; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.