КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организацию труда
Внедрение физической культуры в научную На всех этапах развития экономической жизни общества основной производственной силой является человек. Включенный в систему общественного производства, человек-работник, обладающий присущей ему биологической и социальной природой, подвержен воздействию на него двух основных компонентов. С одной стороны, современный уровень развития производства, интенсификация и изменения в характере и содержании труда (учебы) предъявляют определенные требования к общим и специальным физическим качествам, двигательным способностям работника (учащегося), стабильности и лабильности его психофизических процессов и реакций, адаптационным возможностям организма в условиях природной и производственной среды, высокому уровню работоспособности. С другой — усложнение технологических процессов, интенсификация обучения, автоматизация и роботизация производства, наличие в окружающей работника среде вредных для организма человека отходов производства, подчас несовершенная организация труда отрицательно воздействует на его состояние здоровья, уровень работоспособности, приводят к психоэмоциональным перегрузкам, сокращению ДА и возникновению на этой основе комплекса общих и профессиональных заболеваний. Взаимосвязь и взаимообусловленность названных детерминант определили границы существующей социально-экономической проблемы, суть которой заключается в необходимости целенаправленного совершенствования физических и психических качеств человека-работника, а также учащихся и студентов к специфике содержания и характера труда (учебы) и устранения отрицательных воздействий производственных факторов на здоровье человека, сохранения его высокой работоспособности и трудового потенциала в условиях современного производства (учебного заведения). В условиях современного производства внедрение физической культуры в научную организацию труда является существенной необходимостью. Основанная на последних достижениях науки и техники и передовой практики рациональная научная организация труда (НОТ) позволяет без капитальных дополнительных вложений наилучшим образом соединять в едином технологическом процессе людей и технику и на этой основе добиться эффективного использования материальных и трудовых ресурсов, обеспечить рост производительности труда. Актуальность внедрения физической культуры в производство обусловлена его социально-экономической значимостью. Связи физической культуры с трудовой деятельностью прослеживаются во многих аспектах. 1. Любой трудовой процесс имеет фазу врабатывания, а при его большой продолжительности и напряженности также и фазу снижения работоспособности. Средства физического воспитания ускоряют врабатываемость, замедляют падение работоспособности и производительности труда, способствуют более быстрому восстановлению утраченной в процессе нервно-психической и мышечной энергии. 2. Некоторые современные виды труда характеризуются малой мышечной активностью (гиподинамией) или локальной нагрузкой на отдельные части тела, на отдельные функции организма. Средства физического воспитания позволяют предупредить отклонения в физическом состоянии и развитии, возникающие в силу специфики умственного или физического труда. 3. В современном производстве не исключены факторы и условия, создающие возможность профессиональных заболеваний. Средства физического воспитания в значительной мере выполняют профилактическую функцию и снижают вероятность появления типичных заболеваний и травм 4. Некоторые виды труда требуют специальной физической подготовленности, которая может быть обеспечена только специфическими средствами и методами физической подготовки. 5. В условиях современного производства наблюдается тенденция смены профессий у трудящихся. Хорошая общая физическая подготовленность расширяет возможности для соответствующей адаптации и овладения новыми профессиями. Главной целью внедрения физической культуры в систему НОТ в обществе является содействие повышению производительности труда на базе укрепления здоровья и всестороннего гармонического физического развития трудящихся. Данная цель конкретизируется в следующих специфических задачах, решаемых средствами физической культуры в процессе трудовой деятельности. · На этапе обучения профессиям обеспечить необходимый уровень профессионально-прикладной физической подготовленности к избранной трудовой деятельности. · В процессе непосредственной трудовой деятельности (т. е. в течение рабочего дня) способствовать оптимальной динамике (ускорению врабатывания, поддержание высокой работоспособности и замедлению темпов ее снижения). · В послерабочее время путем специально направленного активного отдыха содействовать восстановлению работоспособности, а также устранению негативных сдвигов в физическом состоянии организма, вызванных неблагоприятными условиями труда. От успешного решения перечисленных задач в немалой степени зависят здоровье человека, его творческое долголетие и общественно полезная активность. В системе НОТ выделяют три сферы целесообразного использования физической культуры: 1) в рамках трудового процесса; 2) в непроизводственной связи с процессом труда (на производстве), но вне его собственных рамок; 3) вне производства, но в связи с его требованиями (в системе профессионально-прикладной подготовки, а также физкультурно-реабилитационных мер). В результате организованного включения физической культуры в систему научной организации труда, заметно возрастает производительность труда, уменьшаются пропуски по болезням, увеличивается трудовое долголетие [ТиМФВ, с. 280]. 8.2 Производственная физическая культура: цель, задачи Производственная физическая культура (ПФК) — система методически обоснованных физических упражнений, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, направленных на повышение и сохранение устойчивой профессиональной дееспособности [Москва, с. 406]. Форма и содержание этих мероприятий определяются особенностями профессионального труда и быта человека. Цель производственной физической культуры — способствовать укреплению здоровья и повышению производительности труда работающего. Эффективность труда можно повысить за счет расширения физиологически допустимых границ его интенсивности, а также за счет повышения индивидуальной производительности, на уровень которой оказывает определенное влияние физическая подготовленность. Основными задачами производственной физической культуры являются: – подготовить организм человека к включению в трудовой процесс; – оптимально поддерживать уровень высокой работоспособности в течение рабочего дня и обеспечить восстановление организма после окончания работы; – заблаговременно проводить акцентированную психофизическую подготовку к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности; – профилактика влияния неблагоприятных факторов труда, способствующая повышению устойчивости организма к их воздействию. В основе производственной физической культуры лежит теория активного отдыха И. М. Сеченова. Методика ПФК находится в зависимости от характера и содержания трудового процесса и имеет «контрастный» характер: – чем больше физическая нагрузка в процессе труда, тем меньше она в период активного отдыха, и наоборот; – чем меньше в активную деятельность включены большие мышечные группы, тем в большей степени они подключаются при занятиях различными формами производственной физической культуры; – чем больше нервно-эмоциональное и умственное напряжение в профессиональной деятельности, тем меньше оно должно быть в разнообразных физических упражнениях производственной физической культуры. Производственная физическая культура включает в себя следующие структурные компоненты (виды): · профессионально-прикладную физическую подготовку; · производственную гимнастику; · после трудовую реабилитацию; · профилактику профессиональных заболеваний. Элементами каждого из этих компонентов выступают общие и специфические принципы, методы и средства физической культуры [Юспа, с.10].
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 874; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |