Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема Основные категории педагогической науки




Методы научно-педагогического исследования и их характеристика

В настоящее время педагогические исследования осуществляются с помощью целой системы разнообразных методов.

Педагогическое наблюдение. Этот метод применяется в процессе практически любого педагогического исследования, что вполне естественно. Изучение педагогических явлений требует от исследователя их непосредственного наблюдения, накопления и фиксации фактического материала, относящегося к педагогической работе.

Исследовательская беседа. С помощью этого метода ученый вы­ясняет мнение и отношение как воспитателей, так и воспитуемых к тем или иным педагогическим фактам и явлениям и тем самым пытается составить более глубокое представление о сущности и причинах этих явлений.

Изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся. При исследовании многих педагогических явлений боль­шое значение имеет изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся. Так, изучая стимулирующую роль оценки зна­ний учащихся и их успеваемость, нельзя обойтись без анализа класс­ных журналов, ведомостей успеваемости за прошедшие годы обучения.

Педагогический эксперимент. Сущность эксперимента (от лат. experi men turn — проба, опыт) как метода исследования заключается в

специальной организации педагогической деятельности учителей и уча­щихся с целью проверки и обоснования заранее разработанных теоре­тических предположений, или гипотез. Когда гипотеза или предполо­жение находят свое подтверждение на практике, исследователь делает соответствующие теоретические обобщения и выводы.

Изучение и обобщение передового педагогического опыта. Этот метод основан на изучении и теоретическом осмыслении практи­ки работы лучших школ и учителей, успешно осуществляющих обуче­ние и воспитание. Речь идет о том, что эмпирически (от греч. empiric — опыт), т.е. опытным путем, учителя нередко подходят к важным методическим позитивным результатам, которые зачастую не были известны в педагогике. Если эти новшества не будут обобщены и под них не будет подведена теоретическая основа, они так и останутся достоянием одиночек.


К категориям относятся наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и типичные свойства. В любой науке категории выполняют ведущую роль, они пронизывают все научное знание и как бы связывают его в целостную систему.

Воспитание — социальное, целенаправленное создание ус­ловий (материальных, духовных, организационных) для усвое­ния новым поколением общественно-исторического опыта с це­лью подготовки его к общественной жизни и производительно­му труду. Категория «воспитание» — одна из основных в педагогике. Характеризуя объем понятия, выделяют воспитание в широком соци­альном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле — как целенаправленную деятель­ность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном зна­чении — как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание определенных черт характера, познавательной активности и т.д.). Таким образом, воспитание — это целенаправ­ленное формирование личности на основе формирования: 1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира; 2) мировоззрения; 3) поведения (как проявления отноше­ний и мировоззрения). Можно выделить виды воспитания (ум­ственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и т.д.).

Развитие каждого человека человечество обеспечивает через воспитание, передавая свой собственный опыт и опыт предшествующих поколений.

Развитие — это объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Можно выделить физическое развитие, психическое развитие, социальное развитие, духов­ное развитие. Развитие личности осуществляется под влиянием вне­шних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправ­ляемых факторов.

В процессе воспитания человека идет его развитие, уровень кото­рого затем влияет на воспитание, изменяет его. Образование — это специально организованная система внешних условий, создава­емых в обществе для развития человека. Специально организованная образовательная система — это учебно-воспитательные заве­дения, учреждения повышения квалификации и переподготовки кад­ров. В ней осуществляется передача и прием опыта поколений соглас­но целнм, программам, структурам с помощью специально подготов­ленных педагогов. Все образовательные учреждения в государстве объе­динены в систему образования, посредством чего идет управление раз­витием человека.

Образование в буквальном смысле означает создание образа, не­кую завершенность воспитания в соответствии с определенной возра­стной ступенью. Образование может рассматриваться в разных смысловых плоскостях.

1. Образование как система имеет определенную структуру и иерар­хию ее элементов в виде научных и учебных заведений разного типа (дошкольное, начальное, среднее, средне-специальное, высшее образо­вание, постдипломное образование).

2. Образование как процесс предполагает протяженность во вре­мени, разницу между исходным и конечным состояниями участников этого процесса, технологичность, обеспечивающую изменения, преоб­разования.

3. Образование как результат свидетельствует об окончании учеб­ного заведения и удостоверении этого факта сертификатом.

В образовании выделяются процессы, которые обозначают непосредственно как акт передачи и акт приема опыта. Это ядро образова­ния — обучение.

Обучение — конкретный вид педагогического процесса, в ходе ко­торого под руководством специально подготовленного лица (педагога, преподавателя) реализуются общественно обусловленные задачи об­разования личности в тесной взаимосвязи с ее воспитанием и развити­ем.

Обучение — процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащихся. Как процесс, обучение включает в себя две части: преподавание, в ходе которого осуществляется передача (трансформация) системы знаний, умений, опыта деятельности, и учение (деятельность ученика) как усво­ение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и ис­пользование.

Но человек — не сосуд, куда «сливается» опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить что-то новое. Поэтому основными факторами развития человека являются самовоспитание, са­мообразование, самообучение, самосовершенствование.

Самовоспитание — это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие.

Осуществляя воспитание, образование, обучение, люди вступают в определенные отношения — воспитательные. Воспитательные отно­шения есть разновидность отношений людей между собой, на­правленных на развитие человека посредством воспитания, об­разования, обучения.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.