Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1.2. Организация производственного процесса




План:

1. Характеристика производственного процесса. Производственный цикл. Сущность и этапы технической подготовки производственного процесса.

2. Производственная структура организации.

3. Формы организации производства.

 

1 ВОПРОС.

Производственный процесс является основой деятельности любого предприятия. Содержание производственного процесса оказывает определяющее воздействие на построение предприятия и его производственных подразделений.

Производственный процесс – соединение производственных ресурсов предприятия в пространстве и во времени с целью создания конкретной продукции.

Производственные ресурсы - совокупность различных элементов производства, которые могут быть использованы в процессе изготовления продукции.

К производственным ресурсам относятся:

1. Материальные ресурсы – средства труда (основные фонды) и предметы труда (оборотные фонды).

2. Трудовые ресурсы – персонал различных категорий.

3. Финансовые ресурсы – денежные средства различных видов, предназначенные для финансирования потребности предприятия в материальных и трудовых ресурсах.

Основной частью производственного процесса является технологический процесс. В ходе реализации технологического процесса происходит изменение геометрических форм, размеров и физико-химических свойств предметов труда.

По своему значению и роли в производстве производственные процессы подразделяются на:

- основные;

- вспомогательные;

- обслуживающие.

Основными называются производственные процессы, в ходе которых осуществляется изготовление основной продукции, выпускаемой предприятием.

К вспомогательным относятся процессы, обеспечивающие бесперебойное протекание основных процессов. Их результатом является продукция, используемая на самом предприятии. Вспомогательными являются процессы по ремонту оборудования, изготовлению оснастки, выработке пара, сжатого воздуха и т.д.

Обслуживающими процессами называются такие, в ходе реализации которых выполняются услуги, необходимые для нормального функционирования как основных, так и вспомогательных процессов. Это процессы транспортировки, складирования, комплектования деталей, уборки помещений и др.

Рис. 1.4 Принципы организации производственного процесса:

 

Производственный цикл – период времени, необходимый для производства продукции.

Производственный цикл должен включать в себя и период рабочего времени (технологическая обработка и обслуживание), и период времени отдыха (межоперационные и междусменные перерывы).

Техническая подготовка производственного процесса включает в себя несколько этапов:

1. Исследовательская подготовка – проведение научных исследований, изучение перспектив производства, его совершенствование.

2. Конструкторская подготовка - проектирование новых видов продукции и технологий.

3. Технологическая подготовка - внедрение технологических процессов.

4. Материальная подготовка - обеспечение производства всеми ресурсами

Основная задача организации производственного процесса состоит в длительности производственного цикла. Высокая степень непрерывности процессов производства и сокращение длительности производственного цикла имеет большое экономическое значение: снижаются размеры незавершенного производства и ускоряется оборачиваемость оборотных средств, улучшается использование оборудования и производственных площадей, снижается себестоимость продукции.

Повышение уровня непрерывности производственного процесса и сокращение длительности цикла достигаются, во-первых, повышением технического уровня производства, во-вторых — мерами организационного характера. Оба пути взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Техническое совершенствование производства идет в направлении внедрения новой технологии, прогрессивного оборудования и новых транспортных средств. Это ведет к сокращению производственного цикла за счет снижения трудоемкости собственно технологических и контрольных операций, уменьшения времени на перемещение предметов труда.

Организационные мероприятия должны предусматривать:

- сведение до минимума перерывов, вызванных межоперационным пролеживанием, и перерывов партионности за счет применения параллельного и параллельно-последовательного методов движения предметов труда и улучшения системы планирования;

- построение графиков комбинирования различных производственных процессов, обеспечивающих частичное совмещение во времени выполнения смежных работ и операций;

- сокращение перерывов ожидания на основе построения оптимизированных планов-графиков изготовления продукции и рационального запуска деталей в производство;

- внедрение предметно-замкнутых и подетально-специализированных цехов и участков, создание которых уменьшает длину внутрицеховых и межцеховых маршрутов, сокращает затраты времени на транспортировку.

 

2 ВОПРОС.

Необходимым условием успешной работы предприятия является рациональное построение его производственной и организационной структуры.

Производственная структура – упорядоченная совокупность взаимосвязанных подразделений организации, находящихся в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование как единого целого.

Таблица 1.13 - Основные элементы производственной структуры

Элемент Характеристика
  Цех Основная структурная единица крупного предприятия, наделенная определенной хозяйственной самостоятельностью: - основной цех; - вспомогательный цех.
  Участок Производственное подразделение цеха, объединяющее ряд рабочих мест, осуществляющее часть технологического процесса
  Рабочее место Первичное неделимое звено организации производства, обслуживаемое одним или несколькими рабочими, предназначенное для выполнения определенной операции и оснащенное специальным оборудованием

На производственную структуру влияют следующие факторы: Отраслевая принадлежность; Характер продукции и методы ее изготовления; Объем выпуска и трудоемкость продукции; Особенности зданий, оборудования, сырья.

В зависимости от вида специализации выделяют следующие типы производственной структуры:

Таблица 1.11 – Типы производственной структуры

ПРЕДМЕТНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ
каждое подразделение специализируется на выпуске одного или нескольких конструктивно подобных изделий в каждом подразделении выполняется определенная часть производственного процесса
ДОСТОИНСТВА
Применение узкоспециализированного оборудования; Упрощение связей между подразделениями. Более полная загрузка оборудования; Упрощение перехода к выпуску новой продукции.
НЕДОСТАТКИ
Усложнение перехода к выпуску новой продукции Усложнение связей между подразделениями; Увеличение продолжительности цикла производства

 

При смешанной (предметно-технологической) специализации подразделения имеют различную структуру в зависимости от функций. При этом заготовительные цехи обычно имеют технологическую структуру, обрабатывающие — подетально-узловую, а выпускающие — предметную.

Эффективная производственная структура предприятия должна отвечать следующим требованиям:

- простота производственной структуры;

- отсутствие дублирующих производственных звеньев;

- обеспечение прямоточности производственного процесса на основе рационального размещения подразделений на заводской территории;

- адаптивность, гибкость производственной структуры, то есть ее способность к оперативной перестройке всей организации производственных процессов в соответствии с изменяющейся конъюнктурой рынка.

кооперированных поставок с других предприятий.

 

3 ВОПРОС.

Организация любого процесса производства осуществляется в соответствии с той или иной ее формой, наиболее характерной виду и масштабности производства.

Форма организации производства представляет собой определенное взаимодействие элементов производственного процесса (частичных процессов) во времени и в пространстве, выраженное системой устойчивых связей.

Существуют 4 формы организации производства, которые могут одновременно применяться на предприятиях.

Таблица 1.12 Формы организации производства

Понятие Виды
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ
Сосредоточение на предприятии однородной продукции Предметная - сосредоточение на одном предприятии выпуска однотипной готовой продукции. Подетальная - организация производства на предприятии в целом и в отдельном его производственном подразделении отдельных деталей, узлов или частей готовой продукции. Технологическая - выполнение в масштабах предприятия определенных операций или стадий производственного процесса.
КОМБИНИРОВАНИЕ
Соединение разных видов производства на одном предприятии Вертикальное – соединение разных стадий переработки сырья. Горизонтальное - использование отходов основного производства. Комплексное – выработка из одного сырья разных видов продукции.
КОНЦЕНТРАЦИЯ
Сосредоточение основной части производства на одном или нескольких предприятиях Агрегатная – увеличение производственной мощности за счет роста доли агрегатов высокой мощности. Техническая – увеличение количества агрегатов, участвующих в производстве. Заводская – увеличение размеров предприятия.
КООПЕРИРОВАНИЕ
Распространение производственных связей предприятий, совместно участвующих в производстве продукции Предметное - поставка головному, выпускающему готовую продукцию предприятию необходимых для комплектации конечной продукции отдельных агрегатов. Подетальное - поставка головному предприятию отдельных деталей или узлов. Стадийное - поставка головному предприятию полуфабрикатов или осуществление отдельных технологических операций.

 

Тема 1.3. Планирование деятельности организации.

План:

1. Сущность внутрифирменного планирования.

2. Понятие и структура бизнес - плана.

3. Основные показатели производственной программы.

4. Производственная мощность — основа производственной программы.

5. Логистика: ее роль в выполнении производственной программы предприятия.

 

1 ВОПРОС.

Важнейшей функцией управления в любой экономической системе является планирование.

Планирование – определение целей развития организации и методов их достижения.

Функции планирования:

1) Рациональное использование ресурсов предприятия;

2) Снижение рисков банкротства;

3) Рост эффективности научно-технической политики предприятия;

4) Своевременное обновление и модернизация выпускаемой продукции, повышение ее качества в соответствии с конъюнктурой рынка;

5) Улучшение финансового состояния предприятия.

Рис. 1. 5. Основные принципы планирования

 

Этапы планирования:

· Структурирование проблемы – определение одной или нескольких целей;

· Идентификация и оценка альтернативных решений – перечисление возможных решений проблемы и оценка расходов и доходов, связанных с альтернативными средствами достижения целей;

· Осуществление – определение последовательности действий для реализации плана;

· Контроль и оценка – определение точности осуществления плана и степени его реализации.

Планом называется официальный документ, в котором отражаются прогнозы развития предприятия в будущем; промежуточные и конечные задачи и цели, стоящие перед ним и его отдельными подразделениями; механизмы координации текущей деятельности и распределения ресурсов.

Планы можно сгруппировать следующим образом:

1. По содержанию:

а) Стратегический – план, определяющий цели деятельности предприятия на долгосрочную перспективу;

б) Тактический – план, направленный на реализацию стратегического плана;

2. По срокам исполнения:

а) Краткосрочный (до 1 года);

б) Среднесрочные (до 3 лет);

в) Долгосрочные (от 5 лет);

3. По общей ориентации:

а) Функциональный – план ресурсного обеспечения какого-либо процесса (производственный план, коммерческий план, инвестиционный план, план по труду и социальному развитию, финансовый план)

б) Объектный – план ресурсного обеспечения структурного подразделения (цеха, отдела).

4. По уровням управления:

а) Общефирменные – план работы предприятия в целом;

б) Внутрифирменные - планы работы структурного подразделения.

 

2 ВОПРОС.

В современных условиях процесс привлечения инвестиций требует от организации серьезного обоснования их эффективности, которое осуществляется путем составления бизнес-планов. Поэтому в соответствии с законодательством РФ инвестиционный проект должен включать бизнес-план.

Бизнес-план - документ, в котором обосновывается концепция реального инвестиционного проекта, предназначенного для реализации, и приводятся основные его характеристики.

Бизнес-план как инструмент внутрифирменного управления формулирует стратегию и тактику деятельности по реализации проекта.

Задачи бизнес-плана:

1. Изучение емкости и перспектив будущего рынка сбыта.

2. Оценка затрат на реализацию проекта.

3. Расчет экономической эффективности (прибыльности) и срока окупаемости проекта.

4. Прогноз рисков и проблем, которые могут помешать реализации проекта.

5. Построение графика реализации проекта и показателей, по которым можно будет его отслеживать.

Классификация бизнес-планов:

 

При всем многообразии существующих методик составления бизнес-плана, он включают в свою структуру следующие обязательные разделы:

Наименование Характеристика раздела
  Вводная часть (резюме) Представляет собой краткий обзор бизнес-плана, раскрывает сущность проекта.
  Описание продукции (услуг) Приводится подробная характеристика производимой предприятием продукции или услуг, производится сравнение ее с продукцией конкурентов.
  Анализ рынка Показываются перспективы продукции на рынке сбыта. Значимость данного производства для экономического и социального развития страны или региона. Характеристика рынка и его динамика за ряд лет. Характеристика потребителей продукции. Характеристика конкурентов.
  Производственный план Отражает требования к организации производства. Описание технологического процесса, состав оборудования, потребность в сырье и материалах, численность работающих и затраты на оплату труда, объем производства продукции, затраты на производство, себестоимость единицы продукции.
  План маркетинга Отражает стратегию продаж компании по следующим направлениям: организация сбыта, обоснование затрат, связанных с реализацией продукции, обоснование цены на продукцию, программа по организации рекламы.
  Организационный план Описание организационной и производственной структуры предприятия, состав персонала, уровень квалификации, условия оплаты и стимулирования, система повышения квалификации. Оценка рисков и способы управления ими.
  Финансовый план Отражает затраты на реализацию проекта и оценку его экономической эффективности. Обязательно содержит в себе объем финансирования проекта по источникам, финансовые результаты реализации (план по прибыли и рентабельности), точка безубыточности.

Разработка бизнес-плана начинается с анализа потребностей рынка с целью определения перспектив реализации проекта. После этого необходимо проанализировать состояние имеющейся ресурсной базы и определить уровень инвестиций, необходимых на реализацию проекта.

3 ВОПРОС.

По результатам изучения рынка сбыта на предприятии разрабатывается производственная программа.

Производственная программа – план производства продукции в натуральном и стоимостном выражениях.

Производственная программа является основой для составления других планов, поскольку определяет цель производства. А остальные планы устанавливают объем производственных ресурсов для достижения этой цели (необходимую численность и квалификацию рабочих, затраты сырья, материалов, состав и количество оборудования, финансовые ресурсы и др.).

Производственная программа должна обеспечивать выполнение всех договоров и заказов на поставку продукции по всем параметрам – по объемам, срокам, качеству и др. При этом гарантированность выполнения производственной программы обеспечивается выполнением трех условий:

- Наличием производственных мощностей, необходимых для обеспечения предусмотренного объема производства;

- Наличие материальных ресурсов, полностью отвечающих потребностям производства;

- Наличие квалифицированных кадров на всех уровнях.

Производственная программа разрабатывается в три этапа:

1. Определение максимально возможного выпуска продукции на базе имеющихся производственных возможностей. На этом этапе учитывается возможность ликвидации «узких мест» и совершенствования организации производства. Если, в результате ликвидации узких мест не удалось достичь того объема производства, которое диктует портфель заказов, то необходимо перейти к наращиванию производственных мощностей.

2. Исследуется возможность наращивания производственной мощности за счет собственных источников и определяется возможный дополнительный объем производства. Если суммарный объем производства окажется недостаточным для удовлетворения портфеля заказов, то необходимо перейти к третьему этапу.

3. Разработка плана технического перевооружения и реконструкции предприятия и показателей производственной программы.

Производственная программа содержит в себе следующие натуральные показатели:

· Номенклатура – перечень изделий, подлежащих изготовлению на предприятии;

· Ассортимент – разновидности отдельных изделий.

К стоимостным показателям производственной программы относятся:

· Товарная продукция – стоимость готовой продукции, полученной в результате производственной деятельности, а также законченных работ, услуг, предназначенных для реализации на сторону:

Т = Тр + Тн,

Тр – стоимость готовой продукции, прошедшей все стадии обработки;

Тн – стоимость полуфабрикатов и продукции вспомогательных производств, предназначенных для собственных нужд и реализации на сторону

· Валовая продукция – весь объем выполненной предприятием работы за определенный период времени:

В = Т + (Нкп – Ннп),

Нкп, Ннп – стоимость незавершенного производства на начало и конец периода

· Объем реализованной продукции - стоимость продукции, предназначенной к поставке и подлежащей оплате в плановом периоде:

Р = Т + (Рнп – Ркп),

Рнп, Ркп – стоимость остатков нереализованной продукции на начало и конец периода

 

4 ВОПРОС.

Производственная мощность является основой для разработки производственной программы.

Производственная мощность – максимально возможный выпуск продукции за единицу времени в натуральном выражении при заданных номенклатуре, ассортименте и полном использовании производственного оборудования.

Основными факторами, определяющими величину производственной мощности, являются:

- Состав и количество установленного оборудования;

- Технико-экономические нормы использования оборудования;

- Степень прогрессивности техники;

- Фонд времени работы оборудования;

- Производственная площадь предприятия;

- Намеченные номенклатура и ассортимент.

Виды производственной мощности:

- Проектная – мощность, устанавливаемая проектом строительства, реконструкции и расширения предприятия;

- Входная – мощность на начало года, показывающая, какими производственными возможностями обладает предприятияе в начале периода;

- Выходная – мощность на конец года

Мвых = Мвход + Мввод – Мвывод.

- Среднегодовая

Мср.год = Мвход + Мввод * n1 - Мвывод * n2

12 12

n1.n2 – количество полных месяцев до конца года с момента ввода / выбытия мощностей

Уровень использования производственной мощности измеряется следующими показателями:

· Коэффициент использования производственной мощности

Км = V / Мср.

V – к-во фактически произведенной продукции за год

· Коэффициент загрузки оборудования

Кз = ФРВ факт / ФРВ располаг.

ФРВ – фонд рабочего времени

Пути увеличения производственной мощности:

- Экстенсивный – увеличение времени работы оборудования путем ликвидации внутрисменных простоев (своевременный ремонт, поставка сырья, снабжение энергией);

- Интенсивный – ликвидация «узких мест» - несоответствий производственной мощности отдельных цехов, участков и рабочих мест возможностям оборудования.

Расчет среднегодовой производственной мощности производится в несколько этапов:

1. Определяется среднегодовое количество оборудования:

Кср.год. = Кнач.год. + Кввод * n1 - Квывод * n2

12 12

2. Определяется действительный (эффективный) фонд рабочего времени:

А) Рабочие дни = Календарные дни – выходные и праздничные;

Б) Режимный (номинальный) фонд рабочего времени

НФРВ = рабочие дни * сменность * продолжительность смены;

В) Действительный (эффективный) фонд рабочего времени

ДФРВ = (НФРВ – плановые потери времени) * К ср.год.

3. Определяется производственная мощность:

А) если известна часовая производительность: М = ДФРВ * часовая производительность;

Б) если известна трудоемкость изделия: М = ДФРВ / трудоемкость изделия.

 

5 ВОПРОС.

Основным требованием к современному управлению предприятием является адаптивность – способность адекватно и своевременно реагировать на изменения внешней среды. Это требует интеграции всех звеньев в цепочке движения товаров от поставщика к потребителю. Идея интеграции постепенно трансформировалась в самостоятельное направление научных исследований – логистику.

Логистика – система организации, планирования, управления и контроля материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от поставщика до конечного потребителя.

Целью логистики является организация материальных потоков с минимальными затратами ресурсов, обеспечивающая максимальное удовлетворение запросов потребителей. К основным задачам логистики относят:

- Организация материальных потоков предприятия;

- Оптимизация загрузки производственных мощностей;

- Экономия ресурсов на всех стадиях материальных потоков;

- Оптимизация затрат на производство и реализацию продукции.

В современных условиях западные специалисты выделяют несколько видов логистики:

- логистика, связанная с обеспечением производства материалами (закупочная логистика);

- производственная логистика;

- сбытовая (маркетинговая, или распределительная, логистика);

- транспортная логистика (которая, в сущности, является составной частью каждого из трех видов логистики).

Для выполнения задач логистики в рамках предприятия выстраивают логистическую систему – адаптивную систему с обратной связью, выполняющую те или иные логистические операции и функции. Цель логистической системы — доставка товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте при заданном уровне издержек. Элементы (звенья) логистической системы в определенной упорядоченности составляют логистическую цепь (цепь поставок).

Виды логистических систем:

1. Макрологистические – это крупные системы управления материальными потоками, охватывающие предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенных в разных регионах страны или в разных странах.

2. Микрологистические системы являются подсистемами, структурными составляющими макрологистических систем. К ним относят различные производственные и торговые предприятия, территориально-производственные комплексы.

Границы логистической системы определяются циклом обращения средств производства (рис.). Вначале закупаются средства производства. Они, в виде материального потока, поступают в логистическую систему и затем уходят из логистической системы в потребление в обмен на поступающие в логистическую систему финансовые ресурсы.

 

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 6099; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.